Рим рабовладельческий строй. Римские рабы. Рабы в Древней Греции

На протяжении всей истории человечества было зафиксировано множество случаев, когда в отношении некоторых категории людей применялись законы, приравнивающие их к объектам собственности. Например, известно, что такие мощнейшие государства, как Древний Египет и были построены именно на принципах рабовладения.

Кто такой раб

На протяжении тысячелетий лучшие умы человечества, вне зависимости от своей национальной и религиозной принадлежности, боролись за свободу каждого индивида и утверждали, что все люди должны быть равными в своих правах перед законом. К сожалению, понадобилось не одна тысяча лет, прежде чем эти требования нашли отражение в правовых нормах большинства стран мира, а до этого многие поколения людей испытали на себе, что значит быть приравненным к неодушевленным предметам и лишенным возможности распоряжаться своей жизнью. На вопрос: "Кто такой раб?" можно ответить, процитировав ООН. В частности, она гласит, что такое определение подходит для любого лица, которое не имеет возможности по своей воле отказаться от работы. Кроме того, словом “раб” принято также называть индивида, который находится в собственности у другого человека.

Как возникло рабовладение как массовое явление

Как бы странно это ни звучало, но историки считают, что предпосылкой к порабощению людей послужило развитие технологий. Дело в том, что до того, как индивид смог создавать своим трудом количество продукции большее, чем было необходимо ему самому для поддержания жизни, рабство было нецелесообразно экономически, поэтому тех, кто попадал в плен, просто убивали. Ситуация изменилась, когда благодаря появлению новых орудий труда земледелие стало более рентабельным. Первые упоминания о существование государств, где использовался труд рабов, относятся к началу III тыс. до н. э. Исследователи отмечают, что речь идет о небольших царствах в Месопотамии. Многочисленные упоминания о рабах встречаются и в Ветхом Завете. В частности, там указывается несколько причин, по которым люди переходили на низшую ступень социальной лестницы. Так, согласно этой Книге книг, рабы — это не только военнопленные, но и те, кто оказался не в состоянии уплатить долг, вступил в брак с рабом или воры, которые не смогли вернуть украденное или возместить нанесенный ущерб. Причем приобретение человеком такого статуса означало, что и его потомки также практически не имели никаких легальных шансов стать свободными.

Египетские рабы

На сегодняшний день историки пока не пришли к единому мнению по поводу статуса “несвободных” людей в Древнем царстве, управляемом фараонами. В любом случае известно, что рабы в Египте считались частью общества, и к ним относились довольно гуманно. Особенно много людей подневольного труда там было в эпоху Нового Царства, когда даже рядовые свободные египтяне могли иметь прислужников, которые принадлежали им по праву собственности. Однако, как правило, их не использовали в качестве производителей сельскохозяйственной продукции и разрешали создавать семьи. Что касается Эллинистического периода, то рабы в Египте при правлении Птолемеев жили так же, как и их товарищи по несчастью в других государствах, которые образовались после распада империи Александра Македонского. Таким образом, можно констатировать, что примерно до IV века экономика самой могущественной из стран, расположенных на севере африканского континента, была основана на производстве сельскохозяйственной продукции свободными крестьянами.

Рабы в Древней Греции

Современная европейская цивилизация, а еще раньше древнеримская возникли на основе древнегреческой. А она, в свою очередь, всеми своими достижениями, в том числе культурными, была обязана рабовладельческому способу производства. Как уже было сказано, статус свободного человека в древнем мире чаще всего терялся в результате пленения. А так как греческие полисы постоянно вели войны между собой, число рабов росло. Кроме того, такой статус присваивался несостоятельным должникам и мэтекам — иностранцам, которые скрывались от уплаты налогов в государственную казну. В числе занятий, которые чаще всего входили в обязанности рабов в Древней Греции, можно выделить ведение домашнего хозяйства, а также работу в рудниках, на флоте (гребцы) и даже службу в армии. Кстати, в последнем случае солдат, проявивших исключительную отвагу, отпускали на волю, а их хозяевам возмещали убыток, связанный с потерей раба, за счет государства. Таким образом, даже у тех, кто был рожден несвободным, был шанс изменить свой статус.

Римские рабы

Как свидетельствуют дошедшие до наших дней исторические документы, в Древней Греции большинство людей, лишенных права распоряжаться своей жизнью, являлись греками. Совсем по-иному обстояло дело в Древнем Риме. Ведь эта империя постоянно воевала со своими многочисленными соседями, именно поэтому римские рабы — это преимущественно иностранцы. Они в большинстве своем были рождены свободными и нередко пытались сбежать и вернуться на родину. Кроме того, согласно Законам двенадцати таблиц, которые являются совершенно варварскими в понимании современного человека, отец мог продавать в рабство своих детей. К счастью, последнее положение просуществовало лишь до принятия закона Петелия, по которому рабы в римском праве — это кто угодно, но не римляне. Иными словами, свободный человек, плебей и уж тем более патриций ни в коем случае не мог стать невольником. В то же время не всем людям данной категории жилось плохо. Например, в довольно привилегированном положении находились домашние рабы, которые нередко воспринимались хозяевами как члены семьи. Кроме того, их могли освободить по завещанию господина или за заслуги перед его семьей.

Самые известные восстания римских рабов

Стремление к свободе живет в любом человеке. Поэтому, хотя хозяева считали, что их рабы — это нечто среднее между неодушевленными орудиями труда и те нередко поднимали восстания. Эти случаи массового неповиновения обычно жестоко подавлялись властями. Самым знаменитым событием такого рода - из зафиксированных в исторических документах - считается восстание рабов под предводительством Спартака. Оно произошло в период с 74 по 71 годы нашей эры, и его организаторами стали гладиаторы. То, что восставшим удалось около трех лет держать в страхе римский сенат, историки связывают с тем, что на тот момент у властей не было возможности бросить против армии рабов обученные воинские формирования, так как практически все легионы воевали в Испании, в Малой Азии и во Фракии. Одержав несколько громких побед, войско Спартака, костяк которого составляли римские рабы, обученные боевым искусствам того времени, все же было разбито, а он сам погиб в схватке, предположительно от рук солдата по имени Феликс.

Восстания в Древнем Египте

Похожие события, но, конечно же, гораздо менее известные, произошли за много веков до основания Рима, на берегах Нила, в конце эпохи Они описаны, например, в “Поучении Ноферреху”— папирусе, который хранится в петербургском Эрмитаже. Правда, в этом документе отмечается, что восстание было поднято бедными крестьянами, и уже потом к ним примкнули и рабы, преимущественно выходцы из Примечательно, что сохранились свидетельства, указывающие, что участники смуты стремились, прежде всего, уничтожить документы, в которых были зафиксированы права и привилегии богачей. Это значит, что рабы считали, что в их бедственном положении виноваты несправедливые законы Египта, которые разделяли людей на свободных и невольников. Как и восстание Спартака, египетский мятеж также был подавлен, а большинство его участников - безжалостно уничтожены.

Древнеримские законы, касающиеся рабов

Как известно, современные законы многих стран основаны на Римском праве. Так вот, по нему все люди делились на две категории: свободные граждане (привилегированная часть общества) и рабы (это низшая, если можно так выразиться, каста). Согласно закону, несвободный человек не считался самостоятельным субъектом права и не обладал правоспособностью. В частности, в большинстве ситуаций - с юридической точки зрения - он выступал либо как объект правовых отношений, либо как “говорящее орудие”. При этом если раб женился на свободной женщине или рабыня выходила замуж за свободного человека, они не могли претендовать на освобождение. Кроме того, например, все невольники, которые жили с господином под одной крышей, должны были быть казнены, если их хозяина убивали в стенах дома. Справедливости ради нужно сказать, что в эпоху Римской империи, т. е. после 27 года до нашей эры, были введены наказания для господ за жестокое обращение с собственными невольниками.

Законы, касающиеся рабов в Древнем Египте

Отношение к невольникам в государстве, управляемом фараонами, также оформлялось юридически. В частности, существовали законы, которые запрещали убивать рабов, гарантировали им питание и даже требовали оплачивать некоторые виды рабского труда. Интересно, что в некоторых правовых актах невольников называли "мертвым членом семьи", что исследователи связывают с особенностями жителей Древнего Египта. В то же время дети свободного человека, рожденные рабыней, по желанию отца могли получить статус свободных и даже претендовать на долю наследства наравне с законными отпрысками.

Рабство с США: правовая сторона этого вопроса

Еще одним государством, экономическое процветание которого на раннем этапе развития было основано на использовании рабского труда, является США. Известно, что первые чернокожие невольники появились на территории этой страны в 1619 году. Негры-рабы завозились в Соединенные Штаты вплоть до середины 19 века, и по подсчетам ученых, в эту страну работорговцами было переправлено из Африки в общей сложности 645 000 человек. Интересно, что больше всего законов, касающихся таких “эмигрантов поневоле”, было принято в последние десятилетия перед принятием Тринадцатой поправки. Например, в 1850 году конгресс США издал акт, ухудшающий правовое положение рабов. По нему населению всех штатов, в том числе и тех, где на момент его принятия рабство уже отменили, было предписано принимать активное участие в поимке беглых невольников. Более того, данный закон даже предусматривал наказание для тех свободных граждан, которые помогали неграм, сбежавшим от своих хозяев. Как известно, несмотря на все попытки плантаторов из Южных Штатов сохранить рабство, оно все же было запрещено. Хотя еще около века в различных штатах США действовали унизительные для чернокожего населения сегрегационные законы, ущемляющие их права.

Рабство в современном мире

К сожалению, желание безвозмездно пользоваться плодами труда других людей не искоренено и по сей день. Поэтому ежедневно поступает информация о выявлении все новых случаев трафикинга — купли-продажи и эксплуатации людей. Причем современные работорговцы и рабовладельцы подчас оказываются гораздо более жестокими, чем, например, римские. Ведь тысячелетия назад правовое положение рабов было конкретизировано, и они зависели от воли своих господ лишь частично. Что же касается жертв трафикинга, то очень часто о них никто не знает, и несчастные люди являются игрушкой в руках своих “господ”.

Рабство в древнем Риме

Рабское население

Среди населения древнеримского обществе была очень высокая доля рабов. Некоторые историки подсчитали, что у 90 процентов свободного населения, проживающего в Италии к концу первого века до нашей эры, были предки-рабы. Доля рабов была настолько значительной, что некоторые римляне оставили письменные свидетельства об опасности этой ситуации.

В сенате было выдвинуто предложение, что рабов следует отличать от свободных людей по одежде, но оно было отклонено из-за опасности того, что "тогда рабы смогут пересчитать нас" (Сенека, "О Милосердии": 1,24).

Восстания рабов

В римской истории было довольно много задокументированных восстаний рабов. Сирийский раб по имени Евн был лидером одного из этих восстаний на Сицилии в период 135-132 г. до н.э. Было принято считать, что Евн представил себя пророком и утверждал, что имел ряд мистических видений.

Римляне разгромили армию рабов Евна и подавили восстание, но этот пример вдохновил другое восстание рабов в Сицилии в 104-103 г.г. до н.э. Самым известным восстанием рабов в Древнем Риме является восстание под предводительством Спартака. Римская армия воевала с армией Спартака в течение двух лет (73-71 до н.э.), прежде чем смогла подавить восстание.

Жизнь в кандалах

Условия жизни и ожидания рабов в Древнем Риме были однотипными и тесно связанными с их родом занятий. Рабы, участвующие в изнурительной работе, такой как сельское хозяйство и добыча в рудниках, не имели никакой жизненной перспективы. Добыча полезных ископаемых слыла самой тяжелой работой.

Домашние рабы, с другой стороны, могли ожидать более или менее гуманного обращения с ними, а в некоторых случаях, они имели возможность иметь собственные деньги и каким-либо имуществом. В конце-концов, если раб сумел накопить достаточно средств, он мог попытаться купить свою собственную свободу и стать "вольноотпущенником" - социальным классом, который считался чем-то средним между рабами и вольными людьми.

Человек как собственность

Владение рабами было широко распространенной практикой среди римских граждан, независимо от их социального статуса. Даже самые бедные римские граждане могли владеть рабом или двумя. В Римском Египте, у каждого ремесленника было 2-3 раба. Состоятельные люди могли владеть гораздо большим количеством рабов.

К примеру, у Нерона было 400 рабов, которые работали в его городской резиденции. Согласно сохранившихся записей, у богатого римлянина по имени Гай Цецилий Исидор было 4 166 рабов на момент его смерти.

Спрос на рабов

Спрос на рабов в Риме был очень высок, по ряду причин. За единственным исключением (государственные должности), рабы были заняты почти в каждой отрасли. В рудниках, в сельском хозяйстве и домашнем хозяйстве был неизменно высокий спрос на рабов.

В своем трактате, известном как "Сельское хозяйство", Марк Теренций Варрон рекомендует использовать в максимально опасных местах вольнонаемных рабочих, поскольку "в отличие от смерти свободных фермеров, смерть рабов имеет негативные финансовые последствия".

Человек как предмет для продажи

Рабами обзаводились четырьмя основными способами: в качестве военных пленников, в виде жертв пиратских набегов и разбоя, в результате торговли или путем селекции. Во время разных этапов римской истории были более актуальными разные методы. К примеру, в начале расширения Римской империи значительное число военнопленных были превращены в рабов. Пираты из Киликии (современная южная Турция) были известными поставщиками рабов и римляне часто торговали с ними.

Киликийские пираты обычно привозили своих рабов на остров Делос (Эгейское море), который считался международным центром работорговли. Согласно сохранившихся записей, только за один день по крайней мере 10 000 человек были проданы в рабство и отправлены в Италию.

Незыблемый постулат

Сегодня люди считают рабство аморальным и негуманным. Тем не менее, нет никаких доказательств того, что об этом даже задумывались в римском обществе. Все основные экономические, социальные и правовые силы в Древнем Риме действовали сообща, чтобы система рабства сохранялась бесконечно.

Рабы считались необходимым социальным противовесом свободным людям. Гражданская свобода и рабство были двумя сторонами одной медали. Даже когда были введены более гуманные законы, которые улучшили условия жизни рабов, это ничуть не подразумевало то, что количество рабов нужно сокращать.

Беглые рабы

Рабы, сбегающие от своих хозяев, были распространенной проблемой среди рабовладельцев. Основным способом справиться с этим был найм профессиональных ловцов, известных как "fugitivarii", которые выслеживали, ловили и возвращали рабов их владельцам. Естественно, это все происходило за плату.

Иногда рабовладельцы объявляли о вознаграждении за возвращение беглецов, а в других случаях они пытались найти беглецов сами. Еще одним способом борьбы с беглыми рабами было одевание на них специальных ошейников с инструкциями о том, куда нужно вернуть раба, если его поймают.

Вольная для рабов

В римском обществе рабовладелец имел возможность предоставить свободу своему рабу. Данный процесс, который был известен как "вольная", мог быть достигнут различными способами: владелец мог дать вольную в качестве награды за верность и безукоризненную службу, вольная могла быть выкуплена рабом у владельца, а также иногда раба было целесообразнее освободить.

Примером этого последнего случая были купцы, которые нуждались в ком-то, кто мог подписывать контракты и проводить различные операции от их имени и имел законное право делать это. С юридической точки зрения, рабы не имели права представлять своих хозяев. В некоторых случаях рабу давали вольную взамен на то, что он будет предоставлять какие-то услуги своему бывшему хозяину. Бывшие рабы даже имели возможность стать римскими гражданами, а иногда, они (по иронии судьбы) становились рабовладельцами .

Самый известный римский раб

Спартак был римским рабом фракийского происхождения и, возможно, самым известным римским рабом всех времен. Он сбежал из гладиаторского тренировочного лагеря, расположенного в городе Капуя, в 73 г. до н.э., захватив с собой около 78 других рабов. В итоге Спартак привлек на свою сторону тысячи других рабов и нищих римлян, бросив вызов огромной империи на целых два года.

При этом трупам в руки давали оружие. С расстояния это создавало впечатление, что армия была намного большей и лучше организованной, чем это было на самом деле.Восстание было окончательно подавлено римским полководцем Крассом. После того, как армия Спартака потерпела поражение, более 6000 рабов, которые принимали участие в восстании, были распяты вдоль Аппиевой дороги между Римом и Капуа.

Избранное

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит от «рабства» той эпохи, и большинство профессий возникло при рабовладельческом строе. Раб – бесплатная рабочая сила, разменная монета, признак благополучия и власти его хозяев.

Рабовладение содействовало расцвету и его институций, а бесчеловечное обращение с подневольными людьми воспринималось как норма. Жестокость стала обыденностью в Древнем Риме – так регулировали мотивацию, поведение и отношения между хозяевами и рабами.

Историки склоняются к тому, что рабами владели многие состоятельные и влиятельные граждане Древнего Рима , что большой процент населения Древнеримской империи – рабы и их потомки. Подневольные люди имели должности и обязанности во всех сферах общества того времени – от самой грязной работы на конюшнях и бойнях до надзирателей в тюрьмах, распорядителей в покоях вельмож и воспитателей их детей. Образованные невольники были писарями, учителями и переводчиками.

Рабы не имел гражданства и имущества, но периодически рабовладельцы щедро одаривали своих подневольных и позволяли домашним рабам иметь наложниц (сексуальных рабынь) или семьи. Они могли давать им деньги и предметы личного обихода за верную службу или случаи защиты, связанные с риском для жизни.

Гуманное отношение, нормальное одеяние и питание, необходимое лечение – неслыханная щедрость хозяев.

Иногда рабам удавалось скопить значительную сумму денег, чтобы откупиться и жить свободно. Так возник особый класс бывших подневольных или «вольноотпущенников» – прослойка между вольными и рабами, но прав у них по-прежнему почти не было.

Жизнь невольника была тяжелой, скучной и однообразной, напрямую связанной с родом занятий или мерой ответственности. Более одаренным рабам доставались ремесла или искусство, а физическим сильные выполняли самую тяжелую работу – были гладиаторами или оруженосцами воинов.
Смерть раба никого не огорчала – на их место брали других , зачастую это было более прибыльно. Но вновь прибывших приходилось держать в жестких рамках и тяжелых кандалах, чтобы они не представляли угрозы для хозяев.

Убивать рабов запрещалось, но можно было продать, подарить, за увечья и членовредительство налагались большие штрафы. Прокаженных, калек, немощных и неизлечимо больных невольников предписывалось отвозить на удаленный остров Эскулапа, чтобы «умереть свободными».

Невольников и невольниц делили на касты:

  • Familia rustica (слуги в доме);
  • Familia urbana (для городских работ);
  • Управляющие (привилегированные);
  • Servi privati (собственность частных лиц);
  • Servi publici (для общественных и городских работ).

Не все рабы носили кандалы, но они стали символом рабства на все времена. Другой признак – проколотое правое ухо с круглой серьгой. Иногда в рабство продавали себя добровольно, ради еды, тогда при свидетелях невольнику или невольнице прокалывали шилом ухо к двери, вдевая кольцо. Такого раба полагалось отпускать через 7-10 лет по его желанию, но это было крайне редко.

Продавали в рабство и своих детей, красивых девочек и миловидных юношей приучали к проституции. Но могли отпустить на свободу или выгнать смертельно больного раба или престарелого, ставшего обузой в доме – таковы были нравы Древнего Рима.

Некоторые современные названия и профессии произошли в те времена. Например, calculator (калькулятор) – учитель математики, а grammaticus (грамматикус) – учитель языков и грамотного письма. Созвучно с нашим и bibliothecarius – библиотекарь, cocus – повар, кок.

Источники рабства – откуда брали рабов?

Пленные воины и трофейные невольницы во время походов завоевателей на соседние земли – основной источник поставки рабов на невольничьи рынки. Поэтому преимущественно это были иноземцы, притом из разных слоёв общества, вплоть до правителей разного ранга.

Древние историки писали, что в Древнеримскую империю привозили пленников со всего Средиземноморья, Северной Африки и Ближнего Востока. Любой иноземец считался расово неполноценным, зато граждане Рима имели самые большие права и привилегии.

Другие источники захвата рабов:

  • Жертвы пиратов (морской разбой на галерах) и кораблекрушений;
  • Хронические кредиторы (определял суд), которые обязаны были отрабатывать долги много лет наравне с невольниками – долговое рабство;
  • Maxima capitis diminutio – осужденные за тяжкие преступления (обслуживающие тюрьмы рабы, гребцы на галерах, работники каменоломен);
  • Беженцы с других земель после голода и природных катаклизмов;
  • Рожденные от наложниц и рабынь дети – классическое рабство.

Торговать невольниками было выгодно, сделки облагались налогом, и это была прибыльная статья городской казны. Дороже стоили покоренные, специально обученные и образованные рабы, знавшие несколько языков. Расценки на них всё время менялись. Как известно из Библии, за Иисуса (свободного проповедника) фарисеи дали Иуде 30 сребреников, соответственно, раб стоит дешевле. Но это в пределах Римской империи, а в самом Риме, учитывая доставку, пленники становились в разы дороже.

В IV в. до н.э. римляне утвердили «Закон Петелия», запрещавший брать в рабы своих сограждан, жителей Рима. Согласно другому закону, свободная женщина, добровольно вступившая в связь с понравившимся ей невольником, становилась рабыней.

Статистическая справка:

  • Только за 209 г до н.э. в Риме было продано 30 тысяч жителей Апулии;
  • В 167 г. до н.э. завезли 150 тысяч из Греции и Македонии;
  • 146 г. до н.э. в плен попали свыше 50 тысяч жителей Коринфа и Карфагена;
  • Почти 1 миллион галлов захватили в походах при в 58-50 гг. до н.э.;
  • Жители многих городов с территории Испании попали на невольничьи рынки Рима в I в. до н.э.;
  • Даки (румыны) при императоре Трояне пополнили списки рабов – еще 50 тысяч.

Со временем рабство пришло в упадок, стало тормозом для развития общества и трансформировалось в феодальные отношения.

Восстания рабов

Войны и восстания рабов стали потрясением не только для существовавшего строя, но и угрозой для социального устройства поздней Римской республики. Крупнейшие из них:

  • Первое Сицилийское восстание, 135 до н.э. – 132 до н.э., предводительство Евна и Клеона на Сицилии;
  • Второе Сицилийское восстание, 104 до н.э. – 100 до н.э., под предводительством Сальвия Трифона и Афиниона;
  • (74 до н.э. – 71 до. н.э.) Италия.

Спартак (Spartacus или Σπάρτακος) – наиболее известная личность среди руководителей мятежников, восставших за социальную справедливость и отмену рабства. Он был физически сильным и образованным рабом-гладиатором, бывшим воином из Фракии. Его импровизированной армии удалось нанести серию сокрушительных ударов римских легионов консульской армии. О восстании Спартака написано немало литературных произведений, снято несколько киноверсий.

Скульптура Спартака есть в Лувре (Париж), в Одессе (современная версия) на Итальянском бульваре и перед одноименным стадионом «Спартак» в Тушино (Северо-Западный округ Москвы).

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

рабство рим стратификация античный

Стратификация рабов

Рассмотрим жизнь рабов ремесленников. По-видимому, труд рабов-ремесленников, собственных или наемных, использовался не столько в доме или имении хозяина, сколько в специально организованных, использовался не столько в доме или имении холям на, сколько в специально организованных мастерских, принадлежавших крупным собственникам, которые вели дело через доверенных лиц, или свободным ремесленникам, работавшим вместе со своими рабами.

Уже в последний пек республики рабовладельцы понимали необходимость заинтересовать экономически рабов-ремесленников, во всяком случае наиболее квалифицированных. Отчасти это объясняется тем, что богатые собственники, владевшие мастерскими, не хотели или не умели руководить ими сами и должны были передоверять это дело опытным и знающим рабам, преданность которых приходилось обеспечивать соответствующими условиями. В отличие от отношений в сельском хозяйстве, заинтересовать надо было значительную часть рабов. Раб-ремесленник, обладавший известной квалификацией, непременно должен был приложить старание, чтобы создать те высококачественные, а часто и высокохудожественные вещи, которых требовал все более изыскательный вкус покупателей. Заставить же его проявлять все эти качества из-под палки было невозможно. Грубым принуждением удавалось погнать раба в поле, в рудники, на мельницу, но угрозами побоев и колодок его нельзя было принудить вырезать изящную гемму, расписать сосуд, вышить золотом плащ, выковать тончайшие хирургические инструменты. Чтобы внушить ему любовь к делу, перед ним надо было открыть перспективы, которых не имел сельский труженик, подать надежду на свободу и благосостояние, обеспечить большую самостоятельность.

Вероятно, рабов-ремесленников, имевших свои мастерские и состояние, было меньшинство, и большая их часть находилась в полной зависимости от господина или того владельца мастерской, у которого рабы работали по найму. Но все же наметившееся среди рабов-ремесленников расслоение ставило их в иное положение, чем то, в котором находились сельские рабы.

Иными были и условия их жизни. Городской раб, на тех или иных условиях трудившийся в мастерской, не мог быть изолирован ни от других рабов, ни от свободных наемных работников, ни вообще от свободного плебея, большая часть которого состояла из тех же ремесленников, мелких торговцев, поденщиков. Сельские рабы не участвовали в общественной и религиозной жизни. Городские же рабы входили в разнообразные коллегии, или включавшие только рабов и отпущенников, или смешанного состава. (19;21)

По-видимому, сельский и городской плебс по-разному относились, к рабам. Для сельского плебса рабы представлялись чуждым и даже враждебным элементом. Напротив, городской плебс рабами не гнушался и охотно принимал их в свои организации. Различие это можно объяснить рядом причин. В сельских местностях распространение рабства лишало свободных не только земли, но и заработка: батраков постепенно вытесняли рабы, свободных пастухов совсем не хотели нанимать. Могла вызывать недовольство свободных работников и надзиравшая за ними рабская администрация вилл. Наконец, следует учитывать и некий психологический фактор. Даже самый бедный крестьянин гордился своим статусом свободнорожденного гражданина и цеплялся за те иллюзорные права (фамильное имя и принадлежность к трибе), которые отличали его от раба. В сельских местностях число либертинов (вольноотпущенников), вливавшихся в ряды крестьян, было невелико, что способствовало сохранению граней, разделявших свободных земледельцев и рабов. В городах условия были иными. Конечно, и здесь могла иметь место конкуренция между трудом свободных и несвободных ремесленников, по вряд ли она была острее, чем конкуренция между свободными. Во всяком случае, в источниках она никакого отражения не нашла. Городской плебс постоянно и весьма значительно пополнялся за счет либертинов, что уже само по себе умеряло разницу между свободнорожденными и несвободнорожденными гражданами. Наконец, господствующие классы своим отношением к ремесленникам сами толкали их на сближение с рабами. Если в предшествующий век с презрением относились к работающим но найму, то в последнее столетие республики с пренебрежением, как на "чернь", смотрели уже на всех занятых ремесленным трудом. Любопытен следующий пример: по словам Сенеки, Посидоний учил, что в золотом веке правили мудрецы и что они же изобрели искусства и ремесла, необходимые в повседневной жизни: земледелие, строительное дело, ткачество, металлургию, помол зерна, хлебопечение. Сенека с несвойственной ему горячностью обрушивается на теорию Посидония. По его словам, тот унижает мудрость, кто приписывает ей интерес к низким и недостойным занятиям. Не мог, восклицает Опека, кто-либо с великой и возвышенной душой выдумать молот, клещи и другие железные орудия и вообще следует искать, согнув тело и глядя в землю. И в наше время, говорит он, постоянно что-нибудь изобретают: зеркала, блестящие черепицы, вделанные в стены бань, обогревающие их трубы, легкие и изящные подпорки для портиков, способ выдувать тончайшие стеклянные изделия, стенографию и многое другое, но все это изобретения презреннейших рабов, и нет сомнения, что они же делали такие открытия и в глубокой древности.

Отношение к ремеслу Посидония и Сенеки резко различно. Для последнего ремесло удел раба, а значит, недостойно мудреца. Если, говорит он, Демокрит и совершил приписываемые ему изобретения, то не как мудрец, а попреки тому, что был мудрецом. (17;84)

Сенека писал по время наивысшего расцвета италийского ремесла, когда труд рабов и отпущенников в этой отрасли производства далеко оставил позади труд свободных. Но и Цицерон, младший современник и ученик Посидония, в этом вопросе скорее примыкает к Сенеке, хотя он и менее категоричен. Земледелие он признает благородным и достойным свободного человека занятием. Самым низким он считает положение работающих по найму. Но и профессии всех ремесленников он относит к низким, ибо у благородного человека но может быть ничего общего с мастерской. Только медицина или архитектура могут считаться почтенными для тех, кому подходят по сословию. Рассуждения Цицерона, занимающие, некую среднюю позицию между взглядами Посидония и Сенеки, показывают, что презрение к ремесленникам и ремесленному труду как уделу рабов его время уже достаточно оформилось, хотя еще и не достигло своего кульминационного пункта. Когда же Цицерон говорит о ремесленниках не в теоретическом, а в практическом плане, он третирует их, как беспокойных, опасных, близких к рабам подонков города.

По мере обусловленного ростом товарно-денежных отношений развития ремесла и повышения в нем удельного веса рабского труда среди рабов- ремесленников, начинается довольно интенсивная дифференциация. Выделяется слой рабов, ставших владельцами средств производства, и рабов- викариев (рабочей силы). Со временем многие из них становились зажиточными отпущенниками, но и будучи еще рабами, они по своему положению стояли ближе к свободным собственникам ремесленных мастерских, основанных на труде рабов, чем к обычным рабам. (13;54)

Совсем иным было положение рабов, трудившихся в рудниках. Основная масса рудокопов сосредоточивалась в провинциях, в первую очередь в Испании, но известное число рабов было занято и в Италии. По словам Плиния Старшего, древнее сенатское постановление запрещало разрабатывать рудники Италии, несмотря на их богатство, Цензорский закон о золотых приисках в земле Верцелл запрещал публиканам иметь на работе более пяти тысяч человек. Скорее всего, можно полагать, что правительство опасалось сосредоточивать в Италии в одном месте большие массы рабов, особенно рабов-рудокопов, участь которых была самой страшной, а потому и готовность восстать наибольшей. По словам Диодора, работники рудников приносят своим господам невероятные прибыли, но быстро истощаются иумирают из- за исключительных трудностей, которые испытывают, работая под землей под ударами надсмотрщиков. Согласно Страбону для работы на рудниках обычно употреблялись рабы, проданные их господами в наказание. В рудники ссылали за тяжелые преступлениям свободных плебеев. Видимо, туда же попадали пленные, заслужившие особую немилость победителя.

Рабы-интеллигенция, причислявшиеся к "городским фамилиям" и обслуживавшие личные потребности господ, не составляли особой группы с точки зрения их места в производстве. Но все же их следует выделить в особую категорию, так как с точки зрения социальной, домашняя челядь, составлявшая основное ядро "городских фамилий" в период последней республики, как и ранней империи, играла очень большую роль, особенно в домах лиц, сколько - нибудь видных по происхождению, богатству, положению в государстве.

Согласно римским авторам, прославленные своей скромностью и простой жизнью "предки" довольствовались небольшим числом слуг. Известны рассуждения Плиния Старшего о счастливой жизни древних, имевших каждый но одному Марцнпору или Луципору. По его словам, римляне до войны с Персеем (171 - 167 гг. до н.э.) не имели среди своих рабов ни пекарен, ни поваров, которых и случае нужды нанимали на рынке. Катон Старший отправился в Испанию всего с тремя рабами. Эти цифры в какой-то мере отражают тот факт, что еще во II в. до н.э. число слуг было сравнительно невелико. Однако и тогда уже они были на особом положении. Рабы-слуги позволяют себе разные развлечения: посещают цирюльни, где, как известно, римляне обменивались юродскими новостями и сплетнями, участвуют в излюбленной юношами игре в мяч, ходят в театр и в трактиры.

Возможно, что в тогдашних богатых домах слуг было не так мало, как старались представить позднейшие - панегиристы "нравов предков". В комедии жившего в III в. до н.э. Пения бедняку, который сам себе прислуживает за едой, противопоставляется некто, чей стол по время трапезы окружают многочисленные рабы. Полибий упоминает большое количество рабов и рабынь, сопровождавших во время празднеств жену Сципиона Африканского. Уже в то время стала проникать в быт мода на дорогих домашних рабов, как это видно из сетований Катонана расточителей, плативших по таланту за красивого раба. Введенный им во время его цензуры налог на роскошь предусматривал, в частности, выплаты за рабов моложе 20 лет, купленных более чем за 10 тысяч ассов (1000 денариев), причем налог этот коснулся многих и существенно пополнил казну. По словам Ливия, войска, возвратившиеся с Востока после войны с Лигиохом, висли в обиход роскошные одежды, утварь, трапезы, и тогда "повара, считавшиеся у древних самыми низкими из рабов и по стоимости, и но использованию, стали высоко цениться, и то, что раньше относилось к слугам, стало искусством".

Рабы-слуги, так же, как ремесленники, имели пекулий. И у Плавта, и у Теренция рабы жалуются па господ, по всякому поводу вымогающих у них подарки: по случаю дня рождения, рождения детей, совершеннолетия сына и т.д. Следовательно, господин не отбирал у раба пекулий, хотя имел на то полное право, а лишь под разными предлогами требовал, чтобы раб уделял ему часть своего скромною имущества. У Плавта всякий "дельный", "хороший" домашний раб хвалится тем, что имеет пекулий, важнейшее его отличие от раба "негодного". (2;18)

Быстрый рост числа "городских фамилий" в основном падает на конец II и I в. до н.э., когда роскошь приобретает катастрофические размеры. Во времена Цицерона большая и хорошо подобранная "фамилия" считалась необходимым признаком "порядочного" дома.

Обличая пороки Пизона, Цицерон, между прочим, говорит: "У него нет ничего изящного, ничего изысканного... прислуживают неопрятные рабы, некоторые из них даже старики; один и тот же раб у него и повар, и привратник, в доме нет пекаря, нет погреба, хлеб и вино у него от мелочного торговца и трактирщика". Какова была численность юродских фамилий состоятельных людей, мы не знаем.

Городские фамилии включали еще одну категорию рабов- образованных людей, рабскую интеллигенцию. Она появилась уже довольно рано. Рабами испокон исков были актеры. Рабов актеров и музыкантов даже во II в. до н.э. имели не только знатные римляне, но и рядовые жители италийских городов. Рано вошел обычай иметь и рабов-учителей. Катон имел образованного раба-учителя. Марий не желал изучать греческую литературу, ссылаясь на то, что се преподают рабы.

В I в. до н.э. образованные рабы стали непременной принадлежностью фамилии. Многочисленные писцы, чтецы, библиотекари были у друга и издателя Цицерона Аттика. Цицерон упоминает своих рабов Гилария, счетчика, чтеца и билиотскаря Дионисия, Ацоллония - бывшего раба Красса, "человека ученого,с детства преданного наукам".

Среди рабов были стенографисты, например знаменитым Тирон, раб, затем отпущенник Цицерона, врачи. Некоторые из таких образованных рабов, впоследствии вольноотпущенников, становились известны ми писателями, учеными, риторами. (11;109)

В последние века римской республики интеллигенция, вышедшая 1 из рабов, была очень многочисленна, и ее вклад в создание римской культуры, огромен. Общеизвестно рабское происхождение таких знаменитых комедиографов, как Теренций и Цецилий Статий. Рабом был один из самых популярных мимографов Публилий Сир, оставивший на играх, устроенных Цезарем для народа, далеко позади других авторов мимов. Плиний Старший упоминает отпущенника Помпея Липея, первым в Риме написавшего труд о полезных свойствах растений, Манилия Антиоха, основателя римской астрологии, привезенного в Рим и проданного одновременно с грамматиком, ставшим учителем Брута и Кассия. Почти все грамматики и часть риторов, биографии которых приводит Светоний, происходили из рабов. По его словам, изучение грамматимки в Риме началось после третьей Пунической войны. Оно быстро развилось, и в Риме вскоре возникло 20 известных школ. Первый человек, достигший славы преподаванием грамматики, был отпущенник Сепий Никнор Пот. Он же писал грамматические комментарии. JI. Атей Филолог, отпущенник одного из юристов, был в близкой дружбе с Саллюстием, а затем с Азинием Поллионом. Светоний сообщает, что когда тот и другой задумали писать исторические сочинения, Филолог учил Саллюстия, как выбирать из римских деяний самое нужное, я Азиния Поллиона основам писательского искусства, Сам он тоже писал на исторические темы. Отпущенником был и известный грамматик Веррий Флакк, написавший ряд книг на разные темы. Он так прославился своим методом обучения, что Август назначил его учителем своих внуков. Знаменитый Юлий Гигин, автор различных трудов как по грамматике, так и по географии, истории и т.д., был рабом Цезаря, отпущенным затем Августом, который сделал его смотрителем Палатинской библиотеки. Гигин был дружен с Овидием. Оратор Л. Волтацилий Пилут, будучи рабом, сидел прикованным на цепи у входа в дом господина. Затем за таланты и знание литературы был отпущен на полю и помог патрону, выступавшему обвинителем в суде. Он учил риторике Помпея и описал во многих книгах деяния его отца.

Образованные рабы, как правило, занимали в фамилии особое положение. Судя по Цицерону, господа проводили резкую розницу между простыми и образованными рабами. Владельцы всячески поощряли способных рабов, стараясь дать им образование, гордились ими и искали им сильных покровителей. Вероятно объясняется это не столько гуманностью, сколько тщеславием, главным образом быстро растущей потребностью в работниках умственного труда, порождаемой развитием культуры и усложнением хозяйства, потребностью, которую еще нельзя было удовлетворить за счет свободных. При империи, когда создастся достаточно многочисленная интеллигенция из свободнорожденных римлян и романизированных провинциалов, роль интеллигенции, вышедшей из рабской среды, падает. (8;248)

Сельские рабы занимали самое низшее место среди рабского населения. Уже у Плавта обычно противопоставление грубоватого работяги, сельского раба - ловкому, лукавому, нахватавшемуся всяких сведений и некоторого лоска городскому рабу -бездельнику.

Бесперспективность положения рядового сельского ряба и соответственно его незаинтересованность в результатах труда, обусловливала грубую и неприкрытую систему принуждения его к труду, а также стремление господ полностью подавить такого раба как личность, лишить его возможности и способности думать о чем-либо, кроме еды и сна.

В 15 сельских усадьбах, раскопанных под Помпеями, неизменно есть комнатушки для рабов. Они невелики (6-8-9 м). Найти их в комплексе строений легко: голые стены, простой кирпичный пол обычно даже не залитый раствором, который сделал бы его ровным и гладким. На стене, грубо оштукатуренной, а то и вовсе без штукатурки, иногда хорошо оштукатуренный квадрат величиной в 1 м это своеобразная записная книжка, на которой раб выцарапывает гвоздем какие-то свои заметки. Утварь в этих каморках, судя по найденным остаткам, бедна: черепки дешевой посуды, куски деревянного топчана. Судя по инвентарю маслинника, составленному Катоном, в распоряжении одиннадцати рабов имелось 4 кровати с ременными сетками и 3 простых топчана.

Общим помещением, предназначенным для всей "сельской семьи" (так называли рабов усадьбы), была "деревенская кухня", где рабы могли отогреться и отдохнуть; здесь готовилась пища, и здесь же рабы обедали. В долгие зимние вечера и утрами до рассвета они тут же работают: вьют веревки, плетут корзины, обтесывают колья. Почти во всех найденных под Помпеями усадьбах есть такие кухни с печью для выпечки хлеба и очагом. Хозяин был заинтересован в том, чтобы раб не проводил во сне всю зимнюю ночь, и устраивал это единственное, теплое помещение па рабской половине. (5;170) Во время республики многие богатые и знатные люди формировали гладиаторские отряды из своих рабов. Будущих гладиаторов обуяли в специальных "гладиаторских школах". Капуя была излюбленным местом для этих школ. Здесь как раз находилась и та школа, из которой в 74 г. до н.э. бежало 200 рабов со Спартаком но главе. Своих гладиаторов можно было продать или отдать внаем тому, кто устраивал игры. Аттик, друг Цицерона, делец, безошибочно чувствовавший, на чем можно нажиться, купил однажды хорошо обученный отряд. Цицерон писал ему, что если он отдаст этих гладиаторов внаем, то уже после двух представлений вернет свои деньги. Кроме того, гладиаторы были хорошей личной охряной в страшное время конца республики. Лица, стремившиеся к власти, держали их именно с этой целью: были они и у Суллы, и у Цезаря, и у Катилины.

Помимо этих высоко стоявших на общественной лестнице людей, существовала целая категория лиц, для которых покупка, перепродажа, а иногда и обучение гладиаторов являлись профессией. Они назывались лапистами (название от того же корня, что lanius- мясник). Аттика и людей его круга коммерческие операции с гладиаторами нисколько не позорили, но ланиста считался человеком запятнанным, а его занятие подлым. По самому роду своей деятельности он должен был иметь дело не только с официальными работорговцами, но и с пиратами и разбойниками, которые хватали по дорогам путников и продавали их как своих рабов. В этом темном мире ланиста был своим человеком, что еще больше увеличивало отвращение к нему и к ею деятельности.

Ланисты были двух категорий: оседлые и бродячие. Первые обзаводились помещением и устраивали при нем контору по продаже и найму гладиаторов. Бродячие ланисты переходили со своими гладиаторами из города в город, устраивая игры где и как придется, а если счастье им улыбалось, понемногу сколачивали капитал с расчетом перейти на положение оседлого ланисты. (18;130) Ремесло гладиатора было презренным. Свободный человек, добровольно поступивший в гладиаторы, оказывался в положении почти раба. Ювенал считает гладиаторскую школу последней ступенью человеческого падения. Свободный, определившийся в гладиаторы, навсегда утрачивал свое гражданское достоинство, попадая в разряд "обесчещенных". Какое бы богатство ни выпало потом ему на долю, он никогда не войдет в сословие всадников, никогда не станет муниципальным магистратом. Он не может выступать в суде защитником или свидетелем. Его не всегда удостаивают пристойного погребения. По об этих отверженных говорят с восхищением в скромных мастерских ремесленников и в особняках сенаторов. Гораций и Меценат обсуждают достоинства двух противников. Поэты пишут о гладиаторах стихи, художники и ремесленники увековечивают в своих творениях эпизоды из их жизни, женщины аристократического круга в них влюбляются, сыновья знатных отцов берут у них уроки фехтования. Достаточно посмотреть тома надписей из одних Помпеи, чтобы убедиться, какой живейший интерес вызывают к себе эти люди: знают их имена, карьеру, на стенах рисуют их поединки.

Гладиаторские бои обычно соединялись с травлей зверей. Первая "охота па львов и пантер" была устроена в 186 г. до н.э. В 58 г. до н.э. один из эдилов "вывел" 150 "африканских зверей", т.е. пантер и леопардов. Тогда же римляне впервые увидели бегемотов и крокодилов, их доставили 5 штук и специально для них был вырыт бассейн. Август в числе тех своих дел, которые считал нужным увековечить в длинной надписи, упоминает, что устраивал звериные травли 26 раз и загублено было на них 3500 зверей. Конец звериным травлям пришел только в VI в.н.э.

Кроме заморских зверей, для охот в амфитеатрах приобретал животных европейских и своих, италийских медведей, кабанов, быков. Иногда задача охотника заключалась только в том, чтобы убить разъяренное животное. Но уже при Цезаре в обычаи амфитеатра вошла "фессалийская охота": охотник скакал на лошади рядом с быком, хватал его за рог и сворачивал ему шею. Тут требовалась и ловкость, и непомерная сила. При Клавдии в моду вошел другой способ: всадники гоняли быков по арене, пока те не выбивались из сил; тогда всадник перескакивал на быка, хватал его за рога и, навалившись всем телом на его голову, валил на землю. (20;52)

От охотника требуют иногда акробатических трюков. Он выходит с шестом в руках один на один против зверя, и в то мгновение, когда тот, припав к земле, уже готов кинуться на человека, с помощью шеста делает огромный прыжок, перелетая через зверя, становится на ноги и убегает. Иногда на арену ставили своеобразную вертушку: на столб навешивали четыре широкие двери со вставленными в них крепкими решетками. Двери вращались вокруг столба, и охотник раздразнив зверя, прятался за дверью, выглядывая сквозь решетку, толкал перед собой вертушку, выбегал из одной двери и прятался за другую, "порхая", по выражению очевидца, "между львиными когтями и зубами".

Раб, получивший юридическую свободу, по многих отношениях продолжает зависеть от патрона.

Некогда, пишет юрист Гай, отпущеннику дозволялось безнаказанно обойти патрона в завещании. Затем эта "несправедливость" была исправлена: патроны отстранялись от наследования только если отпущенник имел родных детей и завещал им свое имущество. Но всех остальных случаях, даже если у отпущенника били такие законные наследники, как жена, приемные дети, невестка, наследовал патрон. Имущество умершей отпущенницы, считавшейся в опеке у патрона, целиком переходило к нему; никаких других наследников она иметь не могла. Предъявляли патроны какие-то претензии на имущество либертинов и при их жизни. Но в чем эти претензии состояли, мы не знаем.

В ряде случаев отпущенный на волю раб давал клятвенное обещание, отработать в пользу патрона определенное количество дней. Требования патронов постепенно столь возросли, что преторы вынуждены были вмешаться, взяв на себя суждение о причитающихся с отпущенников отработках. (9;193)

Что представляли собой либертины республиканского времени? С точки зрения современников они были особым сословием. Так называл их Цицерон, хотя в более поздних комментариях к Верринам высказывается сомнение, можно ли, говоря о либертинах, применять термин, приложимый лишь к людям благородным. Сомнение это, видимо, зародилось лишь в более позднее время. Тацит, как и Цицерон, именует отпущенников сословием. Подходя к вопросу с привычными для нас критериями, считать их сословием можно лишь весьма условно, поскольку одним из важных признаков сословия является наследственная принадлежность, тогда как дети отпущенников считались уже свободнорожденными гражданами. С другой стороны, некоторые признаки сословия, т.е. юридически определенный комплекс прав и ограничения прав, категории либертинов были присущи. Они числились римскими гражданами с правом подавать голос сначала в тех трибах, к которым был приписан их патрон и к которым приписывались и они, впоследствии лишь в четырех городских трибах. Они были лишены права занимать выборные государственные должности служить в армии, за исключением случаев, когда крайняя нужда в солдатах заставляла это правило нарушать. Наконец, отпущенники оставались зависимыми от своих патронов и были обязаны рядом повинностей. Таковы общие черты, сближавшие всех либертинов. Но по своему составу это сословие было очень пестрым, пожалуй, более пестрым, чем любая другая сословная группа римского общества. В значительной мере положение того или иного отпущенника определялось его положением в рабстве.

Из литературных и эпиграфических источников мы мало что можем узнать об отпускавшихся на волю простых рабах. Они по большей части были слишком бедны, чтобы оставить надписи, а авторы не слишком ими интересовались. Такие рабы могли получить свободу в награду за какие-нибудь заслуги перед хозяином, мотив, обычный в комедиях, где свобода заветная мечта всякого раба. (1;27) Однако раб, получивший свободу и не обладавший пекулием, который, господин оставлял ему при отпуске на волю, вынужден был задуматься над своей дальнейшей участью. Один из плавтовских рабов говорит хозяину, что не так уж стремится к свободе, так как пока он раб, он находится на ответственности господина, а став свободным, должен будет жить на свой страх и риск. Шутка эта содержит зерно истины.

Как писал впоследствии Эпиктет, раб молит о свободе и думает, что, получив ее, станет счастливым. Затем его освобождают и он, чтобы не умереть от голода, должен или стать чьим-то прихлебателем, или наняться на работу и терпеть рабство еще более суровое, чем прежнее. Согласно комментатору Теренция, обязанностью патрона было не покидать, а кормить отпущенников, ставших его клиентами. Вряд ли однако, число отпущенников, живших исключительно за счет милостей патрона, было велико.

План
Введение
1 Общая характеристика рабства в Древнем Риме
1.1 Источники рабов
1.2 Функции рабов
1.3 Положение рабов
1.4 Правовой аспект

2 Трансформация рабства в истории Древнего Рима
2.1 «Патриархальное рабство» ранней республики

3 «Расцвет» рабства
4 Роль рабов в классовых битвах
5 Исчезновение массового рабства
6 Введение крепостного права
Список литературы

Введение

Рабство в Риме получило наибольшие размеры по сравнению с другими древними государствами и проявлялось в самых отвратительных формах.

1. Общая характеристика рабства в Древнем Риме

1.1. Источники рабов

Основным источником рабов был захват пленных. Именно пленные иностранцы составляли подавляющее большинство рабов в Древнем Риме, о чем свидетельствует анализ многочисленных письменных источников, в частности, надгробных надписей. Например, как указывает известный французский историк С.Николе, большинство рабов в Сицилии в конце II в. до н.э. (когда рабство на острове достигло наибольших масштабов) были уроженцами Малой Азии, Сирии, Греции, которые были незадолго до этого захвачены Римом.

В понимании римлян, - пишет историк, - раб ассоциировался с иностранцем. Так же как древние греки считали всех варваров низшей расой, у которых естественным состоянием было рабство, такие же взгляды разделяли и римляне. Например, Цицерон писал о распространенном мнении, согласно которому некоторые расы предназначены для рабства .

Другим источником рабов было морское разбойничество, достигшее кульминационного пункта в эпоху первого триумвирата (середина I в. до н.э.), которое в отдельные периоды римской истории также значительно содействовало увеличению числа рабов.

Третьим источником рабов было право кредитора обратить в рабство своего должника. В частности, такое право было легализировано законами двенадцати таблиц (V в. до н.э.). По истечении срока займа должнику предоставлялся один месяц льготы; если долг не уплачивался, суд отдавал должника кредитору (jure addicitur) и последний держал его у себя дома в оковах в течение 60 дней. Закон определял для таких случаев количество хлеба, которое получал заключенный (не менее 1 фунта на день), и вес оков (не более 15 фунтов). За время заключения кредитор три раза мог выводить своего должника на рынок и объявлять сумму долга. Если никто не выражал желания выкупить его, он превращался в раба (servus), которого кредитор мог продать, но только вне римской территории. Те же законы двенадцати таблиц давали отцу право продавать в рабство своих детей.

Вместе с тем, в IV в. до н.э. в Риме был принят закон Петелия, который запрещал обращать в рабство римских граждан – отныне рабами могли быть лишь иностранцы, и лишь в исключительных случаях (например, совершение серьезного преступления) ими могли стать граждане Рима. Согласно этому закону римлянин, публично объявлявший о своей несостоятельности (банкротстве), лишался всего своего имущества, которое отбирали в уплату долгов, но сохранял личную свободу. С.Николе пишет в этой связи об «отмене долгового рабства» в Риме в 326 г. до н.э. Хотя есть упоминания о том, что данный закон в последующем обходили, но как полагают историки речь идет не о долговом рабстве, а о неких формах отработки долга, без формального обращения в рабство .

В период римского завоевания Средиземноморья во II-I вв. до н.э. долговое рабство вновь стало важным источником пополнения рабов – но уже за счет жителей покоренных стран. Известно много случаев массового обращения в рабство на завоеванных Римом территориях за неспособность уплатить высокие римские налоги (см. далее).

Были и такие случаи, когда государство подвергало гражданина maxima capitis diminutio, то есть превращало его в раба, за совершенные им преступления. Осуждённые на казнь преступники зачислялись в разряд рабов (servi poenae), потому что в Риме только раба можно было передавать в руки палача. Позднее для некоторых преступлений наказание было смягчено, и «рабов наказания» ссылали в рудники или каменоломни.

Если, наконец, свободная женщина вступала в связь с рабом и не прекращала её, несмотря на троекратный протест господина, она становилась рабыней того, кому принадлежал раб.

Ко всем перечисленным источникам рабства нужно присоединить ещё естественный прирост несвободного населения. Ввиду медленности этого роста установилась торговля рабами. Рабы ввозились в Рим отчасти из Африки, Испании и Галлии, но преимущественно из Вифинии, Галатии, Каппадокии и Сирии. Торговля эта приносила большой доход казне, так как ввоз, вывоз и продажа рабов были обложены пошлиной: с евнуха взималось 1/8 стоимости, с остальных - 1/4, при продаже взималось 2-4 %. Работорговля была одним из самых выгодных занятий; ею занимались самые знатные римляне, напр. Катон Старший, рекомендовавший ради большей доходности скупать и дрессировать рабов для перепродажи. Первое место в работорговле принадлежало грекам, за которыми было преимущество опыта. Для ограждения интересов покупателей принимались многочисленные меры. Цены на рабов постоянно колебались в зависимости от спроса и предложения. Средняя стоимость раба при Антонинах была 175-210 р.; но в отдельных случаях, как например за красивых молодых рабынь, платилось и до 9000 р.

1.2. Функции рабов

Голландский учёный Помпа («Titi Pompae Phrysii de operis servorum liber», 1672) насчитал 146 функций, выполнявшихся рабами в доме богатого римлянина. В настоящее время после новых исследований эту цифру приходится значительно увеличить.

Весь состав рабов делился на две категории: familia rustica и familia urbana. В каждом имении во главе familia rustica стоял управляющий (villicus), следивший за исполнением рабами своих обязанностей, разбиравший их ссоры, удовлетворявший их законные нужды, поощрявший трудолюбивых и наказывавший виновных. Этими правами управляющие часто пользовались весьма широко, в особенности там, где господа или совсем не вмешивались в дело, или не интересовались участью своих рабов. У управляющего был помощник со штабом надсмотрщиков и мастеров. Ниже стояли многочисленные группы рабочих на полях, виноградниках, пастухов и скотников, прядильщиц, ткачей и ткачих, валяльщиков, портных, плотников, столяров и т. д. В крупных имениях каждая такая группа делилась, в свою очередь, на декурии, во главе которой стоял декурион. Иногда не менее многочисленна была и familia urbana, делившаяся на персонал управляющий (ordinarii), пользовавшийся доверием господина, и персонал для услуг господину и госпоже как в доме, так и вне его (vulgares, mediastini, quales-quales). К числу первых принадлежали домоправитель, кассир, бухгалтер, управляющие домами, сдаваемыми внаем, покупщики припасов и т. д.; к числу вторых - привратник, заменявший сторожевого пса и сидевший на цепи, сторожа, придверники, хранители мебели, хранители серебра, гардеробщики, рабы, вводившие посетителей, рабы, приподнимавшие пред ними портьеры, и т. п. В кухне теснилась толпа поваров, пекарей хлеба, пирогов, паштетов. Одна служба за столом богатого римлянина требовала немалого количества рабов: обязанность одних - накрывать на стол, других - накладывать кушанье, третьих - пробовать, четвёртых - наливать вино; были такие, о волоса которых господа вытирали свои руки, толпа красивых мальчиков, танцовщиц, карликов и шутов развлекала гостей за едой. Для личных услуг к господину приставлены были камердинеры, купальщики, домашние хирурги, брадобреи; в богатых домах имелись чтецы, секретари, библиотекари, переписчики, выделыватели пергамента, педагоги, литераторы, философы, живописцы, скульпторы, счетчики, агенты по торговым делам и т. д. В числе лавочников, разносчиков, банкиров, менял, ростовщиков было немало рабов, занимавшихся тем или другим делом на пользу своего господина. Когда господин появлялся где-либо в публичном месте, перед ним всегда шествовала толпа рабов (anteambulanes); другая толпа замыкала шествие (pedisequi); nome n clator называл ему имена встречных, которых надлежало приветствовать; distributores и tesserarii распределяли подачки; тут же были носильщики, курьеры, посыльные, красивые юноши, составлявшие почётную стражу госпожи, и т. д. У госпожи имелись свои стражи, евнухи, акушерка, кормилица, баюкальщицы, пряхи, ткачихи, швеи. Беттихер написал целую книгу («Сабина») специально о штате рабов при госпоже. Рабами были преимущественно и актёры, акробаты, гладиаторы. На подготовку рабов образованных (litterati) тратились большие суммы (напр. Крассом, Аттиком). Многие господа специально воспитывали для того или другого дела своих рабов и затем предоставляли их за плату в распоряжение желающих. Услугами наемных рабов пользовались лишь небогатые дома; богачи старались всех специалистов иметь у себя дома.

Кроме рабов, принадлежавших частным лицам (servi privati), были рабы общественные (servi publici), принадлежавшие или государству, или отдельному городу. Они строили улицы и водопроводы, работали на каменоломнях и в рудниках, чистили клоаки, служили на бойнях и в разных общественных мастерских (воинских орудий, верёвок, снастей для судов и пр.); они же занимали при магистратах низшие должности - посыльных, вестников, прислужников при судах, тюрьмах и храмах; они бывали государственными кассирами и писцами. Из них же составлялась свита, сопровождавшая каждого провинциального чиновника или полководца на место его должности.

1.3. Положение рабов

Древние писатели оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы. Пища их по количеству была крайне скудная, по качеству никуда не годилась: выдавалось именно столько, чтобы не умереть с голоду. А между тем труд был изнурительный и продолжался с утра до вечера. Особенно тяжело было положение рабов на мельницах и в булочных, где нередко к шее рабов привязывали жернов или доску с отверстием посредине, чтобы помешать им есть муку или тесто, - и в рудниках, где больные, изувеченные, старики и женщины работали под кнутом, пока не падали от истощения. В случае болезни раба его отвозили на заброшенный «остров Эскулапа», где ему и предоставляли полную «свободу умирать». Катон Старший советует продавать «старых быков, больной скот, хворых овец, старые повозки, железный лом, старого раба, больного раба и вообще все ненужное». Жестокое обращение с рабами было освящено и преданиями, и обычаями, и законами. Лишь во время Сатурналий рабы могли чувствовать себя несколько свободно; они надевали шапку отпущенников и садились за стол своих господ, причём последние иногда даже оказывали им почести. Все остальное время над ними тяготел произвол господ и управляющих. Цепь, кандалы, палка, бич были в большом ходу. Нередко случалось, что господин приказывал бросить раба в колодец или печь или посадить на вилы. Выскочка из вольноотпущенников Ведий Поллион за разбитую вазу велел бросить раба в садок с муренами. Август приказал повесить на мачте раба, убившего и съевшего его перепелку. В рабе видели существо грубое и нечувствительное и поэтому наказания для него придумывали возможно более ужасные и мучительные. Его мололи в мельничных жерновах, облепляли голову смолой и сдирали кожу с черепа, обрубали нос, губы, уши, руки, ноги или подвешивали голого на железных цепях, оставляя на съедение хищных птиц; его распинали, наконец, на кресте. «Я знаю, - говорит раб в комедии Плавта, - что моим последним жилищем будет крест: на нём покоятся мой отец, дед, прадед и все мои предки». В случае убийства господина рабом подвергались смерти все рабы, жившие с господином под одной крышей. Только положение рабов, служивших вне господского дома - на судах, в магазинах, заведующими мастерских - было несколько легче. Чем хуже была жизнь рабов, чем тяжелее работа, чем суровее наказания, чем мучительнее казни, тем сильнее рабы ненавидели господина. Отдавая себе ясный отчёт в том, какие чувства питают к ним рабы, господа, как и государственная власть, много заботились о предупреждении опасности со стороны рабов. Они старались поддерживать несогласия между рабами, разобщать рабов одинаковой национальности.

gastroguru © 2017