Тест по теме геологические проблемы биосферы. Тест по биологии «Биосферный уровень. Определите, верно ли данное утверждение

» 11 профиль

Вариант №1

1.Определите, верно ли данное утверждение.

1.Консументы разлагают органические остатки до неорганических соединений.

2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергии на каждом пищевом уровне.

3. Роль продуцентов заключается в синтезе органических соединений из неорганических

4. Растительноядные животные являются консументами 2-ого порядка.

5. Млекопитающие и птицы являются теплокровными животными.

6. К продуцентам относятся только зелёные растения.

7. Редуценты обеспечивают разложение органических веществ до неорганических

8. Биосфера включает в себя всю литосферу.

9. Биомасса - это совокупность всех живых организмов.

10. Живые организмы значительно ускоряют глобальный обмен веществ в биосфере.

2. Выбрать правильный ответ:

1.Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине 300 м, так как там: а) нет кислорода; б) нет света; в) низкая температура воды; г) нет почвы.

2. В тропической пустыне основным ограничивающим фактором являются: а) свет; б) температура; в) влажность ; г) давление.

3. Международный список редких и исчезающих видов называется: а)чёрным списком; б) красной книгой; в) белыми страницами; г) памятником природы.

4. В пищевой цепи на следующий трофический уровень переходит не более: а)90% биомассы ; б) 50% биомассы; в) 10% биомассы; г) 5% биомассы.

5. В большинстве цепей питания начальным звеном являются: а) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-ого порядка; г) консументы высших порядков.


6.Участок территории суши или акватории , где временно запрещается использование определённых видов природных ресурсов: а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы.

7.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а) литосфера; б) гидросфера; в) биогеоценоз; г) ноосфера.

8. Основную массу живого вещества биосферы составляют: а) животные; б) бактерии; в) растения; г) планктон.

9.При переходе от одного пищевого уровня к другому сохраняется не более: а) 1% энергии; б) 10% энергии; в) 90% энергии; г) 100% энергии.

10. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является: а) свет; б) температура) в) влажность; г) давление.

3.Чем отличаются: а) биом и биогеоценоз; б) сообщество и экосистема.

4. Приведите примеры антропогенного фактора. Назовите основные меры охраны природы и сохранения видового разнообразия.

Тест по теме: «Основы экологии. Учение о биосфере» 11 прф

Вариант №2

1. Определите, верно ли данное утверждение:

1. Редуценты разлагают органические остатки до неорганических соединений.

2. Длина пищевой цепи ограничивается потерей энергией на каждом пищевом уровне.

3. Роль консументов заключается в синтезе органических соединений из неорганических.

4. Растительноядные животные являются консументами 1-ого порядка.

5. При переходе от одного пищевого уровня к другому теряется 10% энергии.

6. Любой живой организм- это закрытая система.

7. Консументы используют энергию, накопленную продуцентами.

8. Липкие ловушки росянки являются приспособлениями к недостатку азота в почве.

9. Отношения муравья и тли - это пример межвидовой конкуренции.

10. Взаимоотношения берёзы и подберёзовика - пример симбиоза.

2. Выбрать правильный ответ:

1. Фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма, называется: а) оптимальным; б) ограничивающим; в) неблагоприятным; г) летальным.

2. В арктической пустыне основным ограничивающим фактором является: а) свет; б) температура) в) влажность; г) давление.

3. Участок суши или акватории, где полностью запрещаются все виды хозяйственной деятельности: а) заказник; б) заповедник; в) национальный парк; г) памятник природы.

4. В пищевой цепи при переходе на следующий трофический уровень теряется не менее: а) 90% биомассы; б) 50% биомассы; в) 10% биомассы; г) 5% биомассы.

5. В большинстве цепей питания конечным звеном являются: а) продуценты; б) редуценты; в) конусменты; г) консументы высших порядков.

6. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере на высоте около 20 км, так как там: а) мало кислорода; б) мало света; в) низкая температура воздуха; г) располагается озоновый слой.

7. Экология – это наука, изучающая: а) влияние загрязнения на окружающую среду; б) влияние загрязнения на здоровье человека; влияние деятельности человека на окружающую среду; г) взаимоотношения организмов с окружающей средой.

8. В большинстве цепей питания начальным звеном являются: а) хищники; б) бактерии и грибы; в) растения; г) растительноядные животные.

9.Часть биосферы, в которой проявляется деятельность человека, называется: а) литосфера; б) гидросфера; в) биогеоценоз; г) ноосфера.

10 Нижняя граница распространения растений проходит в гидросфере на глубине 300 м, так как там: а) нет кислорода; б) нет света; в) низкая температура воды; г) нет почвы.

3.Перечислите основные биотические факторы. Назовите типы взаимодействия популяций в биогеоценозе.

4. Как происходит смена сообществ? Назовите типы сукцессий.

Самая большая экосистема.

гидросфера

атмосфера

биосфера

Биосфера – это геологическая оболочка Земли, охватывающая часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы вместе с населяющими их организмами. Биосфера – самая большая экосистема, объединяющая в единый планетарный круговорот отдельные круговороты веществ каждой из экосистем.

Жизненные среды биосферы.

водная, почвенная

наземно-воздушная среда

оба ответа правильные

В пределах биосферы можно выделить четыре основные среды обитания. Это водная,наземно-воздушная, почвенная среда и образуемая самими живыми организмами . Вода служит средой обитания для многих организмов. Из воды они получают все необходимые для жизни вещества: пищу, воду, газы. Поэтому, как бы ни были разнообразны водные организмы, все они должны быть приспособлены к главным особенностям жизни в водной среде. Эти особенности определяются физическими и химическими свойствами воды. Наземно-воздушная среда , освоенная в ходе эволюции позже водной, более сложна и разнообразна, и её населяют более высокоорганизованные живые организмы. Наиболее важным фактором в жизни обитающих здесь организмов являются свойства и состав окружающих их воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет. Формы движения очень разнообразны: бегание, прыгание, ползание, полёт и др. в воздухе летают птицы и некоторые виды насекомых. Потоки воздуха разносят семена растений, споры, микроорганизмы. Жизнь почвы необычайно богата. Некоторые организмы проводят в почве всю свою жизнь, другие — часть жизни. Условиями жизни в почве во многом определяются климатическими факторами, важнейшим из которых является температура. Тела многих организмов служат жизненной средой для других организмов. Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с условиями внешней среды. У них не развиты органы чувств или органы движения, зато возникают приспособления для удерживания в теле хозяина и эффективного размножения.

Явление, при котором вещество передаётся по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой.

пищевая цепь

круговорот веществ

нет правильного ответа

Биосферный круговорот непременно включает живые и неживые компоненты. Органическое вещество может быть вновь использовано растениями только после разложения редуцентами до неорганических составляющих. Связь между живым и неживым веществом в биосферном круговороте осуществляет миграция химических элементов, входящих в состав как органических, так и неорганических соединений.

Основной источник энергии в биосфере.

Солнце

залежи нефти

продуценты

Основным источником энергии для поддержания жизни в биосфере является Солнце. Его энергия преобразуется в энергию органических соединений в результате фотосинтетических процессов, происходящих в фототрофных организмах. Энергия накапливается в химических связях органических соединений, служащих пищей растительноядным и плотоядным животным. Органические вещества пищи разлагаются в процессе обмена веществ и выводятся из организма. Выделенные или отмершие остатки разлагаются бактериями, грибами и некоторыми другими организмами. Образовавшиеся химические соединения и элементы вовлекаются в круговорот веществ. Биосфера нуждается в постоянном притоке внешней энергии, т.к. вся химическая энергия превращается в тепловую. Поэтому запасание растениями солнечной энергии в органических веществах играет исключительно важную роль в распределении и численности живых организмов.

Залежи нефти, каменного угля, торфа образовались в процессе круговорота:

азота, водорода

кислорода

углерода

В палеозойской эре происходит начальный этап накапливания нефти и газа органического происхождения углерода . В каменноугольном периоде на суше широко распространились леса, состоящие главным образом из папоротников и хвощей. Именно из упавших в воду стволов деревьев, не подвергающихся гниению, образуются огромные запасы каменных углей.

Бактерии, расщепляющие мочевину до ионов аммония и углекислого газа, принимают участие в круговороте...

азота и углерода

фосфора и серы

кислорода и углерода

Одной из специальных групп аммонификаторов являются бактерии, разлагающие мочевину. Мочевина — главная составная часть мочи человека и большинства животных. Человек выделяет бактерии, разлагающие в день от 30 до 50 г мочевины. Под влиянием бактерий мочевина разлагается, образуется карбонат аммония. Последний быстро распадается на воду, аммиак и углекислый газ .

В основе круговорота веществ лежат такие процессы, как...

расселение видов

фотосинтез и дыхание

естественный отбор

Естественным источником углерода, используемого растениями для синтеза органического вещества, служит углекислота, входящая в состав атмосферы или находящаяся в растворённом состоянии в воде. В процессе фотосинтеза углекислота превращается в органическое вещество, служащее пищей животным. Дыхание , брожение и сгорание топлива возвращают углекислоту в атмосферу.

Клубеньковые бактерии включают в круговорот...

углерод

фосфор

азот

Циркуляция биогенных элементов обычно сопровождается их химическими превращениями. Нитратный азот , может превращаться в белковый, затем переходить в мочевину, превращаться в аммиак и вновь синтезироваться в нитратную форму под влиянием микроорганизмов. В биохимическом цикле азота действуют различные механизмы, как биологические, так и химические.

Солнечная энергия улавливается...

продуцентами

редуцентами

консументами первого порядка

Лишь зелёные растения способны фиксировать световую энергию и использовать в питании простые неорганические вещества. Такие организмы выделяют в самостоятельную группу и называют автотрофами , или продуцентами — производителями биологического вещества. Они являются важнейшей частью любого сообщества, потому, что практически все остальные организмы прямо или косвенно зависят от снабжения веществом и энергией, запасёнными растениями. На суше автотрофы — это обычно крупные растения с корнями, тогда как в водоёмах их роль берут на себя микроскопические водоросли, обитающие в толще воды (фитопланктон).

Усилению парникового эффекта, по мнению учёных, в наибольшей степени способствует:

озон

углекислый газ

двуокись азота

Парниковый эффект – это явление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от Земли тепло в тропосфере, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы. При этом происходит нагревание, как самой атмосферы, так и земной поверхности. Круговорот кислорода, углерода и других элементов, вовлекаемых в процесс фотосинтеза, поддерживает современный состав атмосферы, необходимый для существования жизни на Земле. Фотосинтез препятствует увеличению концентрации СО 2 , предотвращая перегрев земли вследствие так называемого парникового эффекта.

Озон, который образует озоновый экран, формируется в:

гидросфере

мантии Земли

атмосфере

Первые живые организмы развивались в воде, которая защищала их от воздействия ультрафиолетовых лучей. Кислород, выделявшийся в процессе фотосинтеза, в верхних слоях атмосферы под действием ультрафиолетовых лучей превращался в озон (его молекула содержит три атома кислорода — О 3). По мере накопления озона произошло образование озонового слоя, который как экран, надёжно защитил поверхность Земли от губительных для живых организмов ультрафиолетовой солнечной радиации. Это позволило живым организмам выйти на сушу и заселить её.

Наибольшее количество видов находится в экосистемах:

влажного тропического леса

тайги

листопадных лесов умеренного пояса

В наши дни на Земле известно около 500 тыс. видов растений, и каждый год ботаники открывают новые. Разнообразие видов растений (флористическое) существенно различается в природных регионах планеты. Очевидно, что в пустынях видов гораздо меньше, чем в джунглях. Но как определить, где больше видов — в степях или в лесах и почему, например, в вечнозелёных тропических лесах их больше, чем в широколиственных. На эти вопросы отвечает наука биогеография, которая изучает географические закономерности формирования биологического разнообразия на Земле. Для того чтобы оценить, какие территории бедны видами, а какие богаты, составляют карты биоразнообразия. На них разными цветами отображают области с различным числом видов, приходящихся на единицу площади.

Конкретной (или локальной) флорой называют количество высших сосудистых растений на площади примерно в 100 км 2 . На островах Франца-Иосифа в приполярной области оно не превышает 50-100 видов, в тундре составляет 200-300, в тайге — 400-600, в лесостепи достигает 900 видов, в степях — 900-1000, в тропиках — более 1000.

Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия — важнейшего фактора устойчивости биосферы — является...

химическое загрязнение среды

прямое истребление

разрушение мест обитания

Биологическое разнообразие - это все биологические виды и биотические сообщества, которые сформировались и формирующиеся а настоящее время в разных средах обитания (почвенных, наземных, пресноводных, морских). Это - основа поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы и существования человека. Но любое вторжение человека в экосистемы биосферы, как правило, вызывает цепь экологических последствий. Планомерные лесные вырубки, которые регулируют состав и качество леса и необходимы для удаления поврежденных и больных деревьев. Но сплошная вырубка, проводимая человеком для освобождения земли под пашни, дороги, промышленные предприятия, города и т.д. ведет к понижению уровня грунтовых вод и, как следствие, к обмелению рек, засухам, засыханию почвы. После вырубки леса тенелюбивые растения оказываются в условиях открытого местообитания, где испытывают неблагоприятное воздействие прямого света. Это ведет к угнетению и даже исчезновению некоторых видов (например, кислицы обыкновенной, майника двулистного и др.). На месте вырубок поселяются светолюбивые растения. Меняется и животный мир связанный с фитоценозом. Животные исчезают или перебираются в другие экосистемы. Все эти (и другие факторы) разрушают привычные места обитания Сера находится в виде сульфидов и свободной серы в составе морских осадочных пород и почвы. Превращаясь в сульфаты, в результате окисления серобактериями, она включается в ткани растений, затем вместе с остатками их органических соединений подвергается воздействию анаэробных редуцентов. Образовавшийся в результате их деятельности сероводород снова окисляется серобактериями. Фосфор содержится в составе фосфатов горных пород, в пресноводных и океанических отложениях, в почвах. В результате эрозии фосфаты вымываются и, в кислой среде переходят в растворимое состояние с образованием фосфорной кислоты, которая усваивается растениями. В тканых животных фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, костей. В результате разложения редуцентами остатков органических соединений, он снова возвращается в почвы, а затем в растения.

Одна из особенностей живого вещества.

способность быстро занимать всё свободное пространство

способность к размножению

способность к фотосинтезу

К основным особенностям живого вещества относится:

  • Способность быстро осваивать все свободное пространство.
  • Движение не только пассивное, но и активное.
  • Устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти.
  • Высокая адаптация к различным условиям.
  • Высокая скорость протекания реакций.

ВАРИАНТ 1

Задание А. выбери верный ответ

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км; б) 12,5 км; в) 10 км; г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) в)

б) г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы; в) совокупность всех живых организмов;

б) совокупность всех животных биосферы; г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

а) в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г)

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

б) 2 и выделять в атмосферу О 2;

9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:

а) да; б) нет.

10. Ноосфера – это:

а ) сфера прошлой жизни; в ) сфера будущей жизни;

б ) сфера разумной жизни; г ) правильного ответа нет.

  1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.
  2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.
  3. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.
  4. Что такое почва?

Проверочная работа по теме «Учение о биосфере» ВАРИАНТ 2

Задание А. выбери верный ответ

  1. Биосфера – это:

а) Ж.Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э. Зюссом; г) Э. Леруа.

  1. Границы биосферы в гидросфере проходит на глубине:

а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

  1. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон

  1. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; в) отсутствие элементов минерального питания;

б) концентрация соли свыше 270 г/л; г) все перечисленные условия.

  1. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И.Вернадский предложил назвать:

Правильного ответа нет.

  1. К биокосному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г) растения, животные, грибы, бактерии.

  1. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

  1. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:

а) да; б) нет.

  1. Эжен Леруа:

а) создал учение о биосфере; в) предложил термин “ноосфера”;

б) предложил термин “биосфера”; г) был другом В.И. Вернадского.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?
  2. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность концентрационной функции.
  3. Какое вещество биосферы является косным? Приведите примеры.
  4. Почему фотосинтез считают процессом планетарного значения?

Проверочная работа по теме «Учение о биосфере» ВАРИАНТ 3

Задание А. выбери верный ответ

  1. Учение о ноосфере было разработано:

а) В.И. Вернадским; б) Э. Леруа; в) П.Тейаром-де-Шарденом; г) все ответы верны.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.Б. Ламарком; б) Ч. Дарвиным; в) Э. Зюссом; г) правильного ответа нет.

3. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

4. Граница биосферы в литосфере на суше находится на глубине:

а) 100-200 м; б) 1-2 км; в) 3-4 км; г) 100-200 км.

5. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

6. На склоне горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; в) отсутствие элементов минерального питания;

б) концентрация соли свыше 270 г/л; г) все перечисленные условия.

7. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

а) косное вещество; б) биокосное вещество; в) живое вещество; г) биогенное вещество.

8. К биогенному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г) растения, животные, грибы, бактерии.

9. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

10. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система, состоящая из совокупности всех экосистем планеты.

а) да; б) нет.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?
  2. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие газовой функции.
  3. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.
  4. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

Проверочная работа по теме «Учение о биосфере» ВАРИАНТ 4

Задание А. выбери верный ответ

  1. Биосфера – это:

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами;

  1. Термин “биосфера” был предложен:

а) Ж.Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э. Леруа; г) правильного ответа нет.

  1. В каком ряду указаны только объекты биогенного вещества:

а) коралловый полип, вода, почва; в) ясень, почва, метеорит;

б) гумус, кислород, озон; г) вулканическая лава, метеорит, углекислый газ.

  1. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

  1. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;

в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

  1. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил называть:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; г) правильного ответа нет.

  1. К живому веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; в) гранит, базальт;

б) вода, почва; г) растения, животные, грибы, бактерии.

  1. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2;

в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

  1. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система, состоящая из совокупности всех экосистем суши планеты.

А1. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне

1) биосферном 3) популяционно-видовом

2) биогеоценотическом 4) организменном

А2. К антропогенным факторам относятся

1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог

2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы

3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей

4) температура воздуха и воды, атмосферное давление

А3. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в настоящее время является

1) межвидовая борьба

2) разрушение мест обитания животных

3) чрезмерное размножение хищников

4) возникновение глобальных эпидемий – пандемий

А4. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере

1) эволюция органического мира

2) замкнутый круговорот веществ и энергии

3) усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности человека

4) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека

А5. В биосфере

1) биомасса растений равна биомассе животных

2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется

А6. Биосфера является открытой системой, так как она

А7. По В.И. Вернадскому кислород является веществом

1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным

А8. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там

1) отсутствует кислород 3) очень низкая температура

2) отсутствует свет 4) размещается озоновый слой

А9. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется

1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера

А10. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы принадлежит

1) бактериям 2) растениям 3) космосу 4) человеку

А11. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы

2) в нижних слоях гидросферы

3) в верхних слоях атмосферы

4) в литосфере на глубине 200 м

А12. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует

1) сохранение биоразнообразия

2) вселение новых видов в экосистемы

3) создание агроэкосистем

4) расширение площади земель, занятых культурными растениями

А13. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учетом экологических закономерностей – необходимое условие

1) устойчивости биосферы

2) эволюции органического мира по пути ароморфоза

3) смены биогеоценозов

4) саморегуляции численности в популяциях

А14. Парниковый эффект в биосфере вызывает накопления в атмосфере

1) пыли 2) ядовитых веществ 3) углекислого газа 4) азота

А15. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется

1) разнообразием ее видового состава

2) конкуренцией между организмами

3) популяционными волнами

4) закономерностями наследственности и изменчивости организмов

А16. Выделение в атмосферу оксидов серы, азота вызывает

1) уменьшение озонового слоя 3) выпадение кислотных дождей

2) засоление мирового океана 4) увеличение концентрации углекислого газа

А17. Необходимое условие устойчивого развития биосферы –

1) создание искусственных агроценозов

2) сокращение численности хищных животных

3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей

4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур

А18. В преобразовании биосферы главную роль играют

1) живые организмы 3) круговорот минеральных веществ

2) биоритмы 4) процессы саморегуляции

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Вариант 2

А1. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы

1) биотические 3) антропогенные

2) абиотические 4) космические

А2. Биосферу считают динамической системой, так как она

1) способна к саморегуляции 3) состоит из экосистем

2) способна изменяться во времени 4) связана с космосом обменом веществ

А3. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль

1) разрушителей органических веществ 3) производителей органических веществ

2) источника минеральных веществ 4) потребителей органических веществ

А4. Основателем учения о биосфере является

1) В. Докучаев 2) Э. Геккель 3) В. Вернадский 4) Ч. Дарвин

А5. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом

1) биогенным 2) живым 3) биокосным 4) косным

А6. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются

1) типы животных 3) популяции

2) биогеоценозы 4) отделы растений

А7. В биосфере биомасса животных

1) во много раз превышает биомассу растений

2) равна биомассе растений

3) во много раз меньше биомассы растений

4) в отдельные периоды превышает биомассу растений, а в другие нет

А8. Устойчивость биосферы обеспечивается

1) геомагнитными явлениями 3) атмосферными явлениями

2) хозяйственной деятельностью человека 4) круговоротом веществ

А9. Нижняя граница биосферы располагается в литосфере на глубине

1) 1 км 2) 8 км 3) 5 км 4) 3,5 км

А10. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между

1) микроорганизмами и грибами

2) растениями и почвой

3) животными, растениями и микроорганизмами

4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой

А11. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят

1) эрозию и засоление, опустынивание

2) осушение болот

3) создание искусственных водохранилищ

4) известкование полей

А12. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует

1) разрушению озонового слоя

2) разрушению структуры пахотного слоя

3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов

4) вымыванию из почвы питательных веществ

А13. Расширение озоновых дыр приводит к

1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов

2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

3) понижению температуры и повышению влажности воздуха

4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза

А14. Сохранению равновесия в биосфере способствует

1) создание новых сортов растений и пород животных

2) вселение новых видов в экосистему

4) внедрение в производство малоотходных технологий

А15. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести

1) парниковый эффект 3) вырубка лесов

2) таяние ледников 4) расширение озоновых дыр

А16. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате

1) урбанизации ландшафтов

2) циклических процессов на Солнце

3) таяния ледников

4) парникового эффекта

А17. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

1) кислорода 2) углекислого газа 3) сернистого газа 4) паров воды

А18. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?

1) повысить интенсивность хозяйственной деятельности

2) увеличить продуктивность биомассы экосистем

3) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

4) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

С2.

Ответы к тесту

«Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Вариант 1

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

    При использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство.

    Травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно.

С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

    Таяние льдов, подъем уровня мирового океана.

    Затопление больших площадей побережий, плотно заселенных людьми.

    Изменение климата и непредсказуемость погодных явлений.

Вариант 2

С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

    В биосфере протекают биохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов.

    В биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов.

    Биосфера преобразует энергию Солнца в энергию неорганических веществ.

С2. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

    Непосредственно повреждают органы и ткани растений.

    Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

    Понижают продуктивность растений.

А1. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне

1) биосферном 3) популяционно-видовом

2) биогеоценотическом 4) организменном

А2. К антропогенным факторам относятся

1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог

2) растения, бактерии, грибы, животные, вирусы

3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей

4) температура воздуха и воды, атмосферное давление

А3. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в настоящее время является

1) межвидовая борьба

2) разрушение мест обитания животных

3) чрезмерное размножение хищников

4) возникновение глобальных эпидемий – пандемий

А4. Необходимое условие сохранения равновесия в биосфере

1) эволюция органического мира

2) замкнутый круговорот веществ и энергии

3) усиление промышленной и снижение сельскохозяйственной деятельности человека

4) усиление сельскохозяйственной и снижение промышленной деятельности человека

А5. В биосфере

1) биомасса растений равна биомассе животных

2) биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

3) биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

4) соотношения биомасс растений и животных постоянно изменяется

А6. Биосфера является открытой системой, так как она

А7. По В.И. Вернадскому кислород является веществом

1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным

А8. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там

1) отсутствует кислород 3) очень низкая температура

2) отсутствует свет 4) размещается озоновый слой

А9. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется

1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера

А10. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы принадлежит

1) бактериям 2) растениям 3) космосу 4) человеку

А11. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается

1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы

2) в нижних слоях гидросферы

3) в верхних слоях атмосферы

4) в литосфере на глубине 200 м

А12. Поддержанию равновесия в биосфере, ее целостности способствует

1) сохранение биоразнообразия

2) вселение новых видов в экосистемы

3) создание агроэкосистем

4) расширение площади земель, занятых культурными растениями

А13. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учетом экологических закономерностей – необходимое условие

1) устойчивости биосферы

2) эволюции органического мира по пути ароморфоза

3) смены биогеоценозов

4) саморегуляции численности в популяциях

А14. Парниковый эффект в биосфере вызывает накопления в атмосфере

1) пыли 2) ядовитых веществ 3) углекислого газа 4) азота

А15. Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется

1) разнообразием ее видового состава

2) конкуренцией между организмами

3) популяционными волнами

4) закономерностями наследственности и изменчивости организмов

А16. Выделение в атмосферу оксидов серы, азота вызывает

1) уменьшение озонового слоя 3) выпадение кислотных дождей

2) засоление мирового океана 4) увеличение концентрации углекислого газа

А17. Необходимое условие устойчивого развития биосферы –

1) создание искусственных агроценозов

2) сокращение численности хищных животных

3) развитие промышленности с учетом экологических закономерностей

4) уничтожение насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур

А18. В преобразовании биосферы главную роль играют

1) живые организмы 3) круговорот минеральных веществ

2) биоритмы 4) процессы саморегуляции

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

Тест по теме «Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Вариант 2

А1. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы

1) биотические 3) антропогенные

2) абиотические 4) космические

А2. Биосферу считают динамической системой, так как она

1) способна к саморегуляции 3) состоит из экосистем

2) способна изменяться во времени 4) связана с космосом обменом веществ

А3. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль

1) разрушителей органических веществ 3) производителей органических веществ

2) источника минеральных веществ 4) потребителей органических веществ

А4. Основателем учения о биосфере является

1) В. Докучаев 2) Э. Геккель 3) В. Вернадский 4) Ч. Дарвин

А5. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом

1) биогенным 2) живым 3) биокосным 4) косным

А6. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются

1) типы животных 3) популяции

2) биогеоценозы 4) отделы растений

А7. В биосфере биомасса животных

1) во много раз превышает биомассу растений

2) равна биомассе растений

3) во много раз меньше биомассы растений

4) в отдельные периоды превышает биомассу растений, а в другие нет

А8. Устойчивость биосферы обеспечивается

1) геомагнитными явлениями 3) атмосферными явлениями

2) хозяйственной деятельностью человека 4) круговоротом веществ

А9. Нижняя граница биосферы располагается в литосфере на глубине

1) 1 км 2) 8 км 3) 5 км 4) 3,5 км

А10. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между

1) микроорганизмами и грибами

2) растениями и почвой

3) животными, растениями и микроорганизмами

4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой

А11. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят

1) эрозию и засоление, опустынивание

2) осушение болот

3) создание искусственных водохранилищ

4) известкование полей

А12. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует

1) разрушению озонового слоя

2) разрушению структуры пахотного слоя

3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов

4) вымыванию из почвы питательных веществ

А13. Расширение озоновых дыр приводит к

1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов

2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

3) понижению температуры и повышению влажности воздуха

4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза

А14. Сохранению равновесия в биосфере способствует

1) создание новых сортов растений и пород животных

2) вселение новых видов в экосистему

4) внедрение в производство малоотходных технологий

А15. К глобальным изменениям в биосфере, связанным с гибелью многих организмов вследствие появления у них ряда отрицательных мутаций, может привести

1) парниковый эффект 3) вырубка лесов

2) таяние ледников 4) расширение озоновых дыр

А16. Глобальное потепление на Земле может наступить в результате

1) урбанизации ландшафтов

2) циклических процессов на Солнце

3) таяния ледников

4) парникового эффекта

А17. Парниковый эффект на Земле является следствием повышения в атмосфере концентрации

1) кислорода 2) углекислого газа 3) сернистого газа 4) паров воды

А18. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере?

1) повысить интенсивность хозяйственной деятельности

2) увеличить продуктивность биомассы экосистем

3) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

4) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

С2.

Ответы к тесту

«Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и человек»

Вариант 1

С1. Для сохранения и увеличения рыбных запасов установлены определенные правила рыболовства. Объясните, почему при ловле рыбы нельзя использовать мелкоячеистые сети и такие приемы лова, как травление или глушение рыбы взрывчатыми веществами. Приведите не менее двух причин.

    При использовании мелкоячеистых сетей вылавливается много неподросшей рыбы, которая могла бы дать большое потомство.

    Травление или глушение взрывчатыми веществами – хищнические способы лова, при которых много рыбы гибнет бесполезно.

С2. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.

    Таяние льдов, подъем уровня мирового океана.

    Затопление больших площадей побережий, плотно заселенных людьми.

    Изменение климата и непредсказуемость погодных явлений.

Вариант 2

С1. В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли? Приведите не менее трех особенностей.

    В биосфере протекают биохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов.

    В биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов.

    Биосфера преобразует энергию Солнца в энергию неорганических веществ.

С2. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трех причин.

    Непосредственно повреждают органы и ткани растений.

    Загрязняют почву, уменьшают плодородие.

    Понижают продуктивность растений.

gastroguru © 2017