Потребностно-информационная теория П. В. Симонова. Эмоции: причины возникновения, значение. Информационная теория эмоций П.С. Симонова и теория эмоциональных состояний Г.И. Косицкого Эмоциональная теория симонова

Эволюционная теория Чарльза Дарвина

Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

Органическая теория эмоций Джемса-Ланге

Органическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880-1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение - это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.

Активационная теория Линдсея-Хебба

Данная теория основана на работах Джузеппе Моруцци и Хораса Мэгоуна, которые показали наличие в стволе мозга неспецифической системы, способной активировать кору больших полушарий. Более поздние исследования установили наличие неспецифической активирующей системы в таламусе и участие стриопаллидарной системы к регуляции уровня активности. Поскольку данные образования обеспечивают силу и интенсивность протекающих в мозге процессов, помогают организму адаптироваться в среде обитания, а отдельные участки данной системы находятся в реципрокных отношениях, было сделано предположение, что эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга. Дональд Олдинг Хебб произвел анализ электроэнцефалографической картины работы мозга в связи с деятельностью ретикулярной формации и показал, что её активность коррелируется с силой, продолжительностью и качеством эмоционального переживания. Свои идеи Хебб выразил графически и показал, что для достижения успешного результата деятельности, человеку необходим оптимальный, средний уровень эмоционального возбуждения. Данная теория дополнила существующие представления о связи эмоций с поведением и вегетативными реакциями, показав их связь с активирующей системой мозга.

Потребностно-информационная теория эмоций

Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Это утверждение можно представить в виде формулы:

Э = П × (Ин - Ис),

где Э - эмоция (её сила, качество и знак); П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Учитывая, что потребность (П), рассматривается как «побуждение, отрицательное в биологическом смысле для организма» , то из формулы становится ясно, что при Ис<Ин эмоция приобретает отрицательный характер, а Ис>Ин - положительный.

2.2.Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера людей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, судят об их личностных качествах.

Формирование эмоциональной сферы. Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни личности человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение - о том, что эмоции, как многие другие присущие ему психологические явления, развивается вместе с личностью.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и касаются разных классов эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов, а значит обучаем в этом плане. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти по линии усиления волевого контроля своих чувств, а также включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей.

Эмоциональные особенности личности связаны, прежде всего, с ее природными особенностями, выраженными в темпераменте, а также зависят от ее воспитанности, общей культуры. Как известно, темперамент зависит от врожденных свойств нервной системы, в частности, таких, как сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Различная комбинация этих свойств образует тип нервной системы. Наиболее ярко представлены три сильных и один слабый тип. Сильные нервные системы в свою очередь подразделяются на подвижные и инертные, уравновешенные и неуравновешенные. Установлена связь темпераментов с типами нервной системы: холерический - сильный, неуравновешенный, сангвинический-сильный, уравновешенны и подвижный, флегматический-сильный, уравновешенный, но инертный, меланхолический-слабый.

«Темперамент влияет на психическую жизнь, проявлении всех психических процессов и свойств личности. Особенно заметно влияние темперамента на эмоциональную жизнь человека. Так, для человека холерического темперамента характерна легкая эмоциональная возбудимость, сочетающаяся с силой переживания. И. П. Павлов назвал холериков безудержными людьми. Характерной для них эмоцией является гнев, поэтому холериков называют агрессивными индивидами. Однако, это не совсем так. Они способны бурно радоваться, смеяться до слез, увлекаться до самозабвения. Именно они способны к страстному увлечению каким-либо делом. И. П. Павлов относил себя к холерикам, он был чрезвычайно страстным человеком. Однако не стоит делать из холерика идеал. Ему присущи и недостатки: несдержанность, иногда переходящая в бестактность и грубость, неадекватность реакции, сильные эмоциональные вспышки».

Для человека сангвинического темперамента характерна легкая эмоциональная возбудимость и умеренная, вследствие уравновешенности нервных процессов, эмоциональная реакция на воздействие. Сангвиник отличается подвижностью нервных процессов, а потому его эмоции быстро сменяют одна другую, не оставляя тяжелых последствий в организме. Характерный эмоциональный тон сангвиника - жизнерадостность, веселость. Страдания его мимолетны и поверхностны. Павлов определяет сангвиника как «живой тип», которого ничем не возьмешь, в какие условия его ни поставь».

Флегматик, в отличие от сангвиника, инертен во всем, в том числе и в эмоциональном отношении. Эмоции у него возникают и развиваются медленно: вы его невзначай обидели сегодня, и он отреагировал на это молча или даже улыбкой. Однако на другой день он всем своим обликом, особенно мимикой лица («надутый», «угрюмый») проявляет обиду: не желает быть рядом и разговаривать с вами. Эмоции флегматика, умеренные вследствие уравновешенности нервных процессов, носят затяжной характер (инерция) и с трудом изменяются. Именно у флегматика отчетливо наблюдается суммация эмоций. Наступает момент, когда чувства его переполняют и он неожиданно для окружающих проявляет эмоциональный взрыв.

Меланхолик отличается очень большой эмоциональной чувствительностью, вследствие чего бывает очень раним. Эмоции меланхолика внешне слабо выражены. Он предпочитает печалиться и радоваться наедине или, по крайней мере, в кругу близких ему людей. У меланхолика часто наблюдается суммация эмоций. Смотришь, тихий, смирный и покладистый человек вдруг становится агрессивным или, выражая горе, рыдает, обливаясь слезами, Считают, что меланхолики более чувствительны к эмоциональному состоянию других и склонны сопереживать и сочувствовать им.

Эмоциональность человека определяется не только темпераментом, но и тем, как он воспитан, в какой культуре жил и какую культуру воспринял. Ф. М. Достоевский среди открытых и описанных им типов людей указывает на типы душевного, страстного и холодного человека. Душевный человек - это идеальная личность. К таким людям у него относятся Алеша в «Братьях Карамазовых», Иван в «Униженных и оскорбленных». Эти люди способны понимать других, сочувствовать им, проявлять по отношению к ним доброту и ласку и даже готовность на самопожертвование.

«Страстные люди - это личности, увлеченные чем-либо. Они ни о чем не могут думать, кроме предмета своей страсти, ничего иного не желают, кроме овладения этим предметом. Все эмоции - от радости и восторга до страдания и отчаяния - связаны с каким-то страстным увлечением, успехом или неуспехом деятельности. Страстность таких людей по своему характеру приближается к болезненному состоянию навязчивой идеи. Страстные люди могут быть благородными, а их страсть социально значима. Это люди науки, искусства, а также практики. Но есть страсти и отрицательные, такие, как страсть к спиртному, картежной игре, половая страсть. Ф. М. Достоевский очень ярко изобразил страстных людей, их душевный мир и поведение. Примером проявления любовной страсти выступают Рогожин в «Идиоте» и Свидрнгайлов в «Преступлении и наказании».

«В литературе описаны, да и в жизни встречаются люди другого склада характера - это «сухие», «холодные» и «черствые» люди, которые глухи к страданиям людей. Яркий пример такого типа человека описал Салтыков-Щедрин в романе «Иудушка Головлев». Иудушку Головлева не тронула не только болезнь брата, которого он ограбил, но даже безысходное положение сына, который намекал, что покончит с собой, если отец не даст ему денег на погашение долга. Даже тогда, когда Иудушка Головлев получил известие о смерти сына, ни одно человеческое чувство не пробудилось в его сердце. Можно говорить и о типе пылкого человека, который отличается большой эмоциональностью и импульсивностью поведения. Ф. М. Достоевский считал, что «пылкие люди» даже гордятся своей эмоциональной реактивностью и считают жизненную выдержку за условный предрассудок. Пылкий человек, как правило, импульсивен, часто действует очертя голову».

В противоположность ему встречаются сентиментальные натуры, эмоции которых поверхностны и не имеют действенного характера. Эти люди постоянно вздыхают по поводу несчастья других, высказывают сочувствие, дают советы, но практически не оказывают им никакой помощи. В. Г. Белинский в свое время писал о таких людях: «Иной сентиментальный управляющий из немцев рыдает от стихов к Лауре и тут же идет на конюшню пороть мужика». Подлинно гуманный человек меньше говорит, а больше делает для других людей. Его переживания искренни, но он их не афиширует.

Можно выделить два полюсных типа людей - оптимистичный и пессимистичный. Первый видит во всем только хорошее, а второй - только плохое, теневые стороны жизни. Первый чаще всего проявляет радость, восторг, сторон - эмоции горечи, недовольства. Он брюзжит по всякому поводу, вздыхая, показывает, что он огорчен происходящим.

По степени владения своими эмоциями и их внешним выражениям можно выделить два типа, один из них является непосредственным и открытым типом. Когда человек этого типа испытывает радость, то громко смеется, приплясывает, всем и всякому рассказывает о причине своего состояния. Представители второго типа умеют хорошо владеть своими эмоциями и склонны скрывать свои переживания. Они могут бурно переживать в душе, а внешне оставаться спокойными или даже улыбаться, переживая неприятность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоциональные переживания человека открывают перед ним совершенно особый мир – мир творчества и искусства. Необходимым условием для осуществления любого творческого замысла, для реализации уникальной идеи является вдохновение, а ведь это ни что иное, как своеобразное эмоциональное состояние человека, характеризующееся сильным напряжением и подъемом душевных творческих сил. Часто чувства человека представляют собой непосредственный материал для творчества: когда эмоции соединяются с воображением, рождается новый творческий образ. Например, многие писатели наделяют своего героя собственными чувствами, а про художников мы говорим, что они буквально выплескивают свои эмоции на полотно. Таким образом, эмоции побуждают и сопровождают любой творческий процесс, будь то открытие нового научного закона или написание эссе. Не будь эмоций, мы не смогли бы оценить неповторимую привлекательность поэзии, музыки и живописи. Эмоции делают мир человека более богатым и интересным, они задают вектор развития личности. Благодаря способности чувствовать мы имеем возможность восхищаться прекрасными произведениями искусства, сочувствовать герою фильма или книги, переживая все, что переживает он, плакать и радоваться вместе с ним.

Таким образом, только в единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, первая из которых отвечает за отражение объективных условий деятельности, а вторая – за отражение субъек­тивной значимости этих условий, достигается конечная цель деятельности, состоящая в удовлетворении потребностей. Несмотря на то, что часто эмоции берут верх над нами в самые неподходящие моменты, что только наши чувства приносят нам столько горя и несчастья, именно эмоции придают настоящий вкус жизни, делая ее более яркой, красочной и насыщенной. И как, наверное, скучно было бы жить без импульсивных, необдуманных поступков, которые порой делают жизнь только интересней.

Список использованных источников

1. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности. Теория и практика. [Текст]: учебное пособие / Н.И. Непомнящая - М.: Владос, 2013. - 191 с.

2. Норакидзе, В.Г. Методы исследования характера личности. Теория и практика. [Текст]: учебное пособие / В.Г. Норакидзе - Тбилиси, 1915. - 243 с.

3. Орлов, Ю.М. Методики изучения личности и коллектива[Текст]: Методические указания/ Ю.М. Орлов, Н.Д.Творогова. - М., 1915. - 127 с.

4. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст]: учебное пособие / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1914.

5. Хьелл, Л. Теории личности [Текст]: учебное пособие / Л. Хьелл, Д. Зиглер - СПб.: Питер, 1912. - 608 с.

Из формулы должно также следовать, что потребность влияет на прогнозирование (оценку) вероятности достижения цели. Спрашивается - почему? И разве не сам автор утверждает, что прогноз зависит от разности (Ин - Ис), т. е. от информации, а не потребности? Вызывает сомнение и утверждение автора, что «для огромного множества эмоций характерно прогнозирование вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) на неосознаваемом уровне» (1983, с. 137).

Критика «формулы эмоций» как инструмента измерения интенсивности эмоционального напряжения. Первоначально П. В. Симонов считал, что эта формула может быть как структурной, т. е. показывает, что именно составляет основу эмоции, так и количественной, т. е. выражать и интенсивность эмоции. Автор отмечает, что его формула «это отнюдь не чисто символическая запись факторов, взаимодействие которых ведет к возникновению эмоционального напряжения. Формула отражает количественную зависимость интенсивности эмоциональных реакций от силы потребности и размеров дефицита или прироста информации, необходимой для ее удовлетворения» (1970, с. 24). Не будем придираться к неточностям, допускаемым автором (информация не может удовлетворить биологическую потребность, она лишь используется для построения плана удовлетворения потребности). Отметим главное: с помощью этой формулы, как полагает Симонов (1970, 1983), можно измерять интенсивность эмоций (правда, пока лишь самых простых). Для этого нужно лишь измерить величину потребности, а также необходимую и наличную информацию. Однако тут-то и становятся особенно очевидными как теоретические, так и практические слабости «формулы эмоций».

Совершенно не ясно, как можно определить Ин в каждом конкретном случае. Откуда мозг и человек знают, какой должна быть Ин, - из генетической памяти? Чаще всего человек может лишь осознавать, что он не знает, как достичь цели, а не сколько Ис ему не хватает, чтобы ее достичь. Ведь наличие знания, что нужно иметь и делать для удовлетворения потребности - это частный случай поведения человека в стереотипных ситуациях. Во многих случаях человек вынужден принимать решения и действовать в неопределенной среде, заранее не зная Ин. А не зная эту величину, нельзя определить и разность между нею и Ис. Кроме того, чтобы эмоция получила отрицательное значение, нужно, чтобы знак минус сопутствовал не потребности (сама по себе потребность не может быть ни отрицательной, ни положительной, эту окраску она получает при возникновении эмоции), а разности между Ин и Ис. Но это будет только в том случае, если в формуле будет записано (Ис - Ин). Тогда при Ин > Ис разность действительно станет отрицательной, как и все произведение П (Ис - Ин).

Имеются в этой формуле и другие логико-математические неувязки. Одной из них, например, является утверждение Симонова, что положительная эмоция будет возникать и в том случае, если будет уменьшаться разность между Ин и Ис, т. е. если будет повышаться вероятность достижения цели. Но ведь, согласно его же заявлению и «формуле эмоций», чем ближе (Ин - Ис) будет к нулю, тем меньше будет отрицательная эмоция, и только. Ситуация появления положительной эмоции при возрастании вероятности достижения цели (если генезис эмоций рассматривается в динамике) не укладывается в предложенную им «формулу эмоций», так как при любом

86 Глава 3. Тео^и, объясняющие механизмы возникновения эмоций

дефиците информации, даже если он прогрессивно уменьшается, эмоция, согласно формуле, все равно должна иметь отрицательный знак. У Симонова же получается, что чем меньше отрицательная эмоция, тем больше положительная эмоция (получаются некие компенсаторные отношения между положительными и отрицательными переживаниями). Но ведь он подчеркивает специфичность положительной эмоции и механизмов ее возникновения по сравнению с отрицательными эмоциями. Где же в этом случае истина?

П. В. Симонов и сам понимает всю сложность осуществления возможности измерения эмоционального напряжения с помощью предложенной им формулы. Отсюда его оговорки:- «Разумеется, наша формула идеализирует и упрощает реальную сложность изучаемых явлений»; «Существование линейной зависимости эмоционального напряжения от величины потребности и дефицита (или прироста) информации несомненно представляет лишь частный случай реально существующих отношений. Кроме того, здесь, конечно, участвует фактор времени, индивидуальные (типологические) особенности субъекта и множество других, в том числе неизвестных факторов» (1970, с. 24; 1983, с. 139). Но в то же время Симонов пишет: «После всех оговорок и разъяснений мы будем настаивать на том, что "формула эмоций" отражает не только логические, но и количественные соотношения между эмоцией, потребностью и прагматической информацией, определяющей вероятность достижения цели (удовлетворения потребности» (1970, с. 25).

Через десять с небольшим лет под влиянием обрушившейся на него критики (Бех-тель, 1968; Додонов, 1978; Ломов, 1971; Парыгин, 1971; Путляева, 1979; Раппопорт, 1968; и др.), в которой отмечалось, что «формула эмоций» не является всеобъемлющей и количественной в строгом смысле, Симонов (1981) вынужден написать: «Разумеется, у нас нет универсальных единиц измерения потребностей, эмоций и прагматической ценности информации» (1981, с. 64).

Таким образом, «формула эмоций» не может служить для измерения степени эмоционального напряжения.

Странно, что, проводя эксперименты на людях, которые должны были подкрепить информационную теорию эмоций, Симонов совершенно игнорировал самоотчеты испытуемых и больше доверял изменению КГР и ЧСС при предъявлении испытуемым тех или иных раздражителей. Но можно ли любое изменение этих показателей непременно считать доказательством возникновения эмоции? Ведь они реагируют и на интеллектуальное напряжение, которое в экспериментах Симонова не исключается.

Пытаясь доказать недоказуемое, любым фактам он дает только те объяснения и делает из них только те выводы, которые укладываются в его «теорию». Например, ссылаясь на данные М. Ю. Кистяковской (1965), он утверждает, что удовлетворение витальных потребностей (голод, жажда) ведет к покою и дремоте младенца, а не к положительным эмоциям. Но разве первое мешает второму? И откуда известно, что у младенца при утолении голода и жажды не появляется положительный эмоциональный тон ощущений? Может быть, об этом у него можно узнать?

Не убеждают в правоте формулы и многие из «жизненных» примеров, приводимых Симоновым для подтверждения его теоретических выкладок относительно механизма появления эмоций, в частности - положительных. Например, почему при обнаружении собственного заблуждения человек должен смеяться над ним, как пи-

3.10. Информационная Теория эмоций П. 8, Симонова 07

шет автор, «с высоты только что приобретенного знания», а не досадовать? Разве шахматист, анализирующий проигранную партию и обнаруживший ошибку, весело смеется над своим промахом? Но если это и так, то это будет смех сквозь слезы.

Или другой пример с летчиками, впервые испытывающими состояние невесомости. В первые секунды им кажется, что они терпят катастрофу, но затем, поскольку они видят, что самолет не падает, у них возникает эмоция радости. Как считает Симонов, это происходит потому, что они получили сверхинформацию, что ситуация не опасна. Но причем здесь наличие прагматической информации (т. е. информации о том, как спастись) и тем более сверхинформации, если в это время летчик ничего не делал и не планировал делать, а был просто пассивным наблюдателем происходящего с ним в состоянии невесомости?

Рассматривая эту теорию, нельзя не отметить подчас вольное обращение Симонова с основными понятиями, раскрывающими его формулу, что существенно затрудняет понимание того, о чем конкретно идет речь.

Много неясного в использовании автором таких понятий, как «прагматическая информация», «прагматическая неопределенность». В одном случае это «истинный объем предстоящей деятельности» (1970, с. 65), в другом - информация о том, как удовлетворить потребность, т. е. о средствах и способах достижения цели.

«Дефицит или избыток информации» вдруг становится у него идентичным «прогнозу», хотя очевидно, что прогноз вторичен по отношению к информации. Так, утверждая, что положительные эмоции «возникают в ситуации избытка прагматической информации (т. е. информации о том, как удовлетворить потребность) по сравнению с ранее существовавшим прогнозом (при "мгновенном срезе")» (1987, с. 74), он некорректно противопоставляет информацию прогнозу. Информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности (Ис) у него превращается в гипотезу, достижение цели (подкрепление правильности прогноза) он рассматривает как увеличение вероятности правильности гипотезы, не указывая, что это имеет значение для будущего (для настоящего увеличение вероятности прогноза уже не имеет значения, так как потребность удовлетворена).

Существенно запутывает вопрос и то, что Симонов не разделяет два случая возникновения эмоций - по поводу прогноза в процессе мотивации и по поводу реального достижения или не достижения цели при действиях, направленных на удовлетворение потребности. Кроме того, следовало бы четче обозначать, в каком случае речь идет о возникновении эмоционального тона ощущений, а в каком - об эмоции, так как эти явления не равнозначны. Например, человек еще не начал удовлетворять потребность в воде, но уже обрадовался, потому что нашел в пустыне объект удовлетворения потребности - воду в колодце. Нахождение объекта вызывает эмоцию. Когда же человек начнет пить, т. е. удовлетворять потребность, то у него возникнет эмоциональный тон ощущений - удовольствие, наслаждение.

Итак, можно сделать следующие выводы. Теория эмоций, названная П. В. Симоновым «информационной», объясняет некоторые частные случаи возникновения эмоций в процессе мотивации, а именно при построении вероятностного прогноза удовлетворения потребности. Поэтому скорее она должна была бы называться «мо-тивационной». Справедливости ради надо отметить и то, что «формула эмоций» встретила у ряда авторов поддержку (Горфункель, 1971; Смирнов, 1977; Шингаров, 1970; Шустик и Сержантов, 1974). Д. Прайс и Дж. Баррелл (Price, Barrell, 1984) даже

Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга. (...)

Информационная теория эмоций... не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоций, и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных. (...)

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы,- писал Павлов, - в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т. е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д.?» (Павлов, 1951, с. 335). Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций. (...)

На основании... опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внутренних нервных процессов, причем «образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой» (Павлов, 1973, с. 429). (...)

«Нужно думать, - говорил Павлов с трибуны XIV Международного физиологического конгресса в Риме, - что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей. Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства, что всегда и было видно в двигательных реакциях животного» (Павлов, 1973, с. 423).

Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования - скажем мы сегодня) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной модификации у ряда авторов, обращавшихся к изучению эмоций. (...)

ОТРАЖАТЕЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ

(...) Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = f {П, (Ин - Ис), ...},

где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онто генетического опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис - информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

  • индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;
  • фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;
  • качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели - фрустрацию и т. д., и т. п. „

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Во избежание недоразумений... остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т. е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения (Харкевич, 1960). Таким образом, речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время, достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий, и т. п. (...)

Термин «потребность» мы употребляем в его широком Марксовом понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. (...) По нашему мнению потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность. (...)

Низкая вероятность удовлетворения потребности (Ин больше, чем Ис) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис больше, чем Ин) порождает положительные эмоции. (...)

Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание, что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т. е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к простому сигнализированию воздействий полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П. К. Анохин (1964, с. 342). При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательную активность конечности, способствуя репаративным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П. К. Анохин видел приспособительное значение боли. Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (например, при угрозе самому существованию субъекта), движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» - универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего по принципу: вредно - неприятно, полезно - приятно. (...)

ПЕРЕКЛЮЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ

С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации - минимизации, равно применимый к человеку и животным, позволит преодолеть кажущуюся недоступность эмоций животных для непосредственного экспериментального изучения. (...)

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая е.е наиболее сложные проявления. Надо лишь помнить, что оценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию (Тихомиров, 1969).

Переключающая функция эмоций особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей по требности, которая становится вектором целенаправленного поведе ния. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностьк следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом Y стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легкс достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в небе». (...)

ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЙ

Феномен подкрепления занимает центральное положение в системе понятий науки о высшей нервной деятельности, поскольку именно от факта подкрепления зависят образование, существование, угаше-ние и особенности любого условного рефлекса. Под подкреплением «Павлов подразумевал действие биологически значимого раздражителя (пищи, вредоносного раздражителя и т. п.), которое придает сигнальное значение другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении раздражителю» (Асратян, 1971, с. 5). (...)

Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса становится особенно демонстративной в случае инструментальных условных рефлексов, где подкрепление зависит от реакции субъекта на условный сигнал. Всесторонне проанализировав природу выработки инструментальных рефлексов, В. Вырвицка (Wyrwicka, 1975) пришла к выводу о том, что непосредственным подкреплением а этом случае является не удовлетворение какой-либо.потребности, но получение желательных (приятных, эмоционально положительных) или устранение, нежелательных (неприятных) стимулов. В зависимости от их интенсивности, функционального состояния организма и характеристик внешней среды приятными могут оказаться самые разнообразные «индифферентные» раздражители - световые, звуковые, тактильные, про- приоиептивные, запаховые и т. п. С другой стороны, животные нередко отказываются от жизненно необходимых ингредиентов пищи, если Она невкусная. У крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок (т. е. минуя вкусовые рецепторы), хотя такой рефлекс вырабатывается при введении в желудок морфина, который очень быстро вызывает у, животного положительное эмоциональное состояние. Тот же морфин благодаря его горькому вкусу перестает быть подкреплением, если его вводить через рот. (...)

Мы полагаем, что результаты этих опытов хорошо согласуются сданными Т. Н. Ониани (1975), который использовал прямое электрическое раздражение лимбических структур мозга в качестве подкрепления для выработки условного рефлекса. При сочетании внешнего стимула с раздражением структур мозга, вызывавшем у сытой кошки еду, питье, агрессию, ярость и страх, после 5-50 сочетаний удалось выработать только условную реакцию избегания, сопровождавшуюся страхом. Условных рефлексов еды и питья получить не удалось. (...)

С нашей точки зрения результаты этих опытов еще раз свидетельствуют о решающей роли эмоций при выработке условных рефлексов. Страх имеет выраженную аверсивность для животного и активно минимизируется им путем реакции избегания. Раздражение пищевых и питьевых систем мозга у накормленных и не испытывающих жажды животных вызывает стереотипные акты еды и питья без вовлечения нервных механизмов эмоций, что исключает выработку условных рефлексов. (...)

КОМПЕНСАТОРНАЯ (ЗАМЕЩАЮЩАЯ) ФУНКЦИЯ ЭМОЦИЯ

Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.

Дело в том, что при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т. д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности - борьбы или бегства - остаться без Достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем».

Но компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничиваете, гипермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального ц; пряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном с| стоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов реагирования на них. Физиологически суть этого перехода м определить как возврат от тонко специализированных условных pe ций к реагированию по принципу доминанты А. А. Ухтомского В. П. Осипов неслучайно назвал «эмоциональной» именно первч стадию выработки условного рефлекса - стадию генерализации. (."., Наиболее важная черта доминанты заключается в способности от вечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних сти мулов, в том числе на раздражители, впервые встретившиеся в жизнр субъекта. Интересно, что онтогенез как бы повторяет динамику пере хода от доминанты к условному рефлексу. Только что вылупившиеся цыплята начинают клевать любые контрастирующие с фоном пред меты, соизмеримые с величиной их клюва. Постепенно они обучаются клевать только те, которые могут служить кормом. (...)

Если процесс упрочения условного рефлекса сопровождается уменьшением эмоционального напряжения и одновременно переходом от доминантного (генерализованного) реагирования к строго избирательным реакциям на условный сигнал, то возникновение эмоций ведет к вторичной генерализации. «Чем сильнее становится потребность, - пишет Ж. Нюттен (1975, с. 89), - тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию». (...) Нарастание эмоционального напряжения, с одной стороны, расширяет диапазон извлекаемых из памяти энграмм, а, с другой стороны, снижает критерии «принятия решения» при сопоставлении этих энграмм с наличными стимулами. Так, голодный человек начинает воспринимать неопределенные стимулы в качестве ассоциирующихся с пищей. (...) Совершенно очевидно, что предположительное доминантное реагирование целесообразно только в условиях прагматической неопределенности. При устранении этой неопределенности субъект может превратиться в «пуганую ворону, которая и куста боится». Вот почему эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него.типа реагирования от размеров дефицита прагматической информации, механизм элиминирования отрицательных эмоций по мере ликвидации информационного дефицита. Подчеркнем, что эмоция сама по себе не несет информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти энграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели согласно правилу П = Э/(Ин-Ис), вытекающему из формулы эмоций.

В иных ситуациях положительные эмоции побуждают живые существа нарушать достигнутое «уравновешивание с окружающей средой». Стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, живые системы вынуждены активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности, где полученная информация могла бы превысить ранее имевшийся прогноз. Тем самым положительные эмоции компенсируют недостаток неудовлетворенных потребностей и прагматически неопределенности, способных привести к застою, к деградации, к остановке процесса самодвижения и саморазвития. (...)

ЛИТЕРАТУРА

  • Анохин П. К. Эмоции. - БМЭ, т. 35. М., 1964.
  • Асратян Э. А. К физиологии подкрепления условного рефлекса. - Журн. высш. нерв, деят., 1971, т. 21, вып. 1.
  • Нюттен Ж. Мотивация. - В. кн.: Экспериментальная психология, вып. 5. М., 1975.
  • Ониани Т. Н. О возможности выработки условных рефлексов на базе эмоциональных реакций, вызванных электрическим раздражением лимбических структур. - Журн. высш. нервн. деят., 1975, т. 25, вып. 2.
  • Павлов И. П. Поли. собр. соч., т. 3, кн. 1 и 2. М.-Л., 1951.
  • Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Условные рефлексы. М., 1973.
  • Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  • Харкевич А. А. О ценности информации. - Проблемы кибернетики, 1960, № 4.
  • Wуrwiсka W. The sensory nature of reward in instrumental behavior. - Pavlovian J. Biol. Sci., 1975, v. 10, № 1.

Термин «эмоция» происходит от латинских слов emoveo, emovere (возбуждать, волновать). Несмотря на самоочевидность и широкое распространение эмоций в нашей психике, не существует пока общепризнанного, краткого и точного их определения. В Большой Советской энциклопедии (1978) эмоции определяются как "субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотиваций)".

Наиболее близко к представлениям о физиологических механизмах эмоций определение эмоции в дано в Словаре физиологических терминов (1987): «эмоция - это активное состояние системы специализированных мозговых образований, побуждающее субъекта изменить поведение в направлении максимизации или минимизации этого состояния».

Эмоции - это объективный нервный феномен с ярко выраженным психическим, субъективно ощущаемым компонентом. В то же время эмоциональные реакции содержат четкие объективные физиологические компоненты.

Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе. Человек не только воспринимает окружающие его предметы и явления, не только воздействует на них. У него есть определенное отношение к ним. Общение с другими людьми, природой, произведениями искусства, общественная деятельность - все это вызывает в человеке различные переживания. Эти переживания и называют чувствами или эмоциями. Они играют большую роль в жизни человека, без них невозможна какая-либо целенаправленная деятельность.

В общем, термин "эмоция " понимают или очень широко - как внешнее выражение ощущений, мотиваций, побуждений, или очень узко - как любое достаточно резко выраженное внешнее проявление отношения организма к среде. Однако, во всех определениях эмоций есть слово "переживание". Оно означает, что в основе эмоции лежит субъективное отношение человека к конкретной ситуации или к степени реальности достижения поставленной цели.

Классификация эмоций. П.К. Анохин в 1964 г. в статье «Эмоция» (БСЭ, Т. 49, С. 31) писал, что «классификации, отражающей физиологическую сущность эмоций, до сих пор не создано». С того времени прошло почти 40 лет и однозначно можно отметить, что до сих пор исчерпывающей классификации эмоций не существует.



Учитывая прагматическую природу эмоциональных состояний, П.В. Симонов разделил действия на контактные и дистанционные, а последние на обладание, избегание и преодоление. Таким образом, по П.В. Симонову действие, потребность и прагматическая информация - это те координаты, в системе которых располагаются многообразные эмоции, характерные для человека.

Исходя из вышеуказанного постулата потребностям самосохранения будет соответствовать страх, а гнев возникает в сфере межвидового взаимодействия, вторично распространяется на неодушевленные предметы. Так, человек может прийти в ярость, пытаясь починить испорченный мотор автомобиля, хотя, конечно, злиться на машину весьма нелепо. Эмоции удовольствия или отвращения возникают при контактном взаимодействии в связи с удовлетворением любой потребности. Человек может наслаждаться вкусной пищей, созерцанием произведения искусства, хотя, это весьма разные типы наслаждения.

Многие физиологи и психологи делят эмоции на отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные, сопровождающие ее удовлетворение. Следует отметить, что положительная эмоция не всегда соответствует позитивной для организма значимости стимула (например, при употреблении алкоголя или наркотика), а отрицательная - его негативной значимости, например, страх перед определенными ситуациями или объектами окружающей среды.

Положительные характеризуют благоприятное состояние организма, их можно рассматривать как результат удовлетворения биологических или социальных потребностей. Они сопровождаются повышенной творческой работоспособностью, высокой производительностью труда, малой утомляемостью, повышением устойчивости организма к вредоносным факторам.



К отрицательным эмоциям относят страх, ужас, гнев, ярость, неудовольствие, отвращение, горе, грусть, тоску. К положительным - удовольствие, наслаждение, радость. Учитывая характер поведения организма при эмоциональных состояниях, их можно подразделить на стенические, вызывающие активную деятельность, и астенические - угнетающие активные формы поведения.

Проявления эмоций . Известно, что эмоции несут яркую психологическую субъективную окраску. В то же время эмоциональные реакции содержат четкие объективные физиологические компоненты.

К соматическим проявлениям эмоций относятся сокращения мимической мускулатуры, изменения голоса и речи, мигательные движения, общее двигательное беспокойство, причем первые и вторые очень характерны для каждой эмоции (мимика горя и радости).

К вегетативным проявлениям эмоций относятся изменения функций сердечно-сосудистой системы (ритма сердца, артериального давления), изменения дыхания, функций ЖКТ. Вегетативные сдвиги часто объективнее отражают состояние человека по сравнению с реакциями скелетных мышц. Всем знакомы такие проявления эмоций, как изменение цвета лица, ускорение сердечного ритма, холодный пот, сухость во рту.

Наблюдаются также значительные изменения в эндокринной системе и в уровне обмена веществ. Гормональный компонент продолжается и после прекращения эмоции, проявляется в течение 12-24 часов, особенно - кортикостероиды.

Отрицательные эмоции (тоска, неудовлетворенность, страх, гнев, обида, печаль) - характеризуются длительным последействием. Они вовлекают вегетативную сферу, вызывая подчас отрицательные последствия.

Кроме того, каждая эмоция внешне проявляется определенным рисунком поведения и специфической мимикой, позой и т.п. - всем тем, что сразу позволяет окружающим понять, какую эмоцию испытывает человек или животное. У человека к этим реакциям присоединяются субъективные переживания, которые, в свою очередь, отражают деятельность определенных систем мозга.

Значение эмоций . Эмоциональное состояние играет огромную роль в жизни человека.

1. Они создают оптимальные условия для выполнения различных потребностей, которые на фоне эмоций выполняются более легко. Установлена даже прямая зависимость между степенью эмоционального напряжения и степенью выполняемой потребности. Эмоции позволяют не просто способствовать выполнению потребностей, а оценивать ее мозгом в перспективе (человек покупает машину не для того, чтобы она стояла в гараже, а чтобы использовать ее для своих нужд). Другими словами, эмоция - это средство оценки биологических и социальных потребностей, побуждающей в последующем человека к целенаправленной деятельности.

2. Эмоции играют большую роль в умственной деятельности человека. Они обуславливают ее творческий и поисковый характер. Это фактически фермент, без которого нет творчества. Это одно из важнейших средств прогнозировать события. Эмоции дают возможность извлечь больше информации из событий, которые в обычных условиях являются малозначительными. Однако следует помнить, что есть немало ученых, которые продуктивно работают без значительных эмоциональных напряжений, а в некоторых случаях они даже создают определенные трудности в умственной деятельности, что зависит, наверное, от индивидуальных свойств НС человека.

3. Эмоции играют большую роль в процессе усвоения информации (запоминания). В ЦНС есть эмоциональная система памяти. На фоне эмоционального состояния информация фиксируется быстрее и надолго. Эмоционально окрашенное событие запоминается человеком на всю жизнь (удачно поставленный спектакль с участием выдающихся артистов, содержательная и удачно поставленная кинолента, художественно и жизненно написанный роман, трагические и счастливые жизненные ситуации и др.).

4. Большое значение имеют эмоции в формировании волевых реакций организма (рефлекс "свободы" по И.П. Павлову). С одной стороны, эмоции способствуют воспитанию волевых качеств человека, с другой стороны - препятствуют чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и тем самым способствуют удержанию их на определенном уровне.

5. Эмоции рассматриваются многими учеными как надежное средство общения между людьми. Эмоционально окрашенная беседа или прочитанная лекция всегда с большей теплотой и благодарностью оценивается людьми.

6. Эмоция является средством быстрой оценки повреждающих организм факторов и тем самым рассматривается как защитное явление - например, боль позволяет больному найти наиболее безболезненное положение и тем самым обеспечивает лучшую выживаемость организма.

7. Эмоции придают жизненный тонус человеку, благодаря чему улучшается настроение, увеличивается работоспособность, появляется интерес к жизни и др.

8. Огромное значение имеют эмоции и в поведенческой деятельности организма и приспособлении его к меняющимся условиям окружающей среды. При этом имеют значение как положительные, так и отрицательные эмоции. Одними положительными эмоциональными состояниями не сохранишь организм в постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Так, отрицательные эмоции имеют определенное защитное значение, они позволяют человеку избавиться от не желаемого конфликта, уберечь себя от стрессовых ситуаций. Самое главное, чтобы, отрицательные эмоции не переходили в устойчивую форму и не приводили к эмоциональным стрессам. При определенных ситуациях отрицательные эмоции могут переходить в положительные, в частности, если риск оправдывает себя.

Методы изучения эмоций . Экспериментальному изучению эмоций и мотиваций помогают опыты с раздражением эмоциогенных структур с использованием методики Скинера (нажатие на педаль при подаче пищи). Уолт и Милнер разработали методику самораздражения. Они заметили, что в ряде случаев, когда в одном углу клетки раздражали определенные структуры мозга, крысы стремились всегда в этот угол. Затем они соединили это с методикой Скинера, и предоставили крысе возможность, самостоятельно нажимая на педаль, включать эффект раздражения той или иной зоны мозга через вживленные туда электроды.

Оказалось, что существуют области мозга, раздражение которых вызывает положительные эмоции (зоны награды, или зоны приближения). Это области перегородки, латерального гипоталамуса, медиального передне-мозгового пучка. К системе структур отрицательного подкрепления (зона наказания, избегания) относятся центральное серое вещество, вентро-медиальный гипоталамус, миндалины. Оказалось, что с системой положительного подкрепления связаны структуры, имеющие отношение к половым и пищевым рефлексам. Возбуждение этих структур приводит к изменению как в вегетативной сфере, так и в поведении (опыты Дельгадо). Реакции приближения и избегания по отношению к таким раздражениям получены на всех животных.

Существует мнение, что те зоны, при раздражении которых животное предпочитает раздражение всем другим мотивациям, являются неспецифическими механизмами награды. Эмоции отражают активность неспецифических зон награды или наказания. Они нужны для того, чтобы наградить трудные этапы поведения на пути к цели, которые сопровождаются нарушением гомеостаза. Награждаются стратегически выгодные этапы поведения. Эффект приятного - экстраполяция будущего положительного результата. Эмоции - это аппарат интеграции "хорошо - плохо".

Теории эмоций. Сформированный закрепленный навык, как правило, реализуется почти без участия эмоций. Более того, возникновение эмоций способно только нарушить действие и затруднить достижение цели. Динамический стереотип - это устойчивая система ответных реакций животного и человека, соответствующая определенной комбинации внешних и внутренних сигналов. Животные с выработанным динамическим стереотипом представляют систему, располагающую полной информацией о том, когда, что и как следует делать. Нарушение стереотипа означает появление дефицита информации, необходимость поиска сведений - вот тогда и возникают эмоции.

С самого начала истории органического мира живое существует в условиях дефицита информации о возможных изменениях окружающей среды. Отсюда возникает необходимость внутренних резервов, которые позволяют компенсировать неблагоприятное стечение обстоятельств. Одним из механизмов такой компенсации является принцип гиперкомпенсации.

Этот фундаментальный принцип саморегуляции живых систем наложил отпечаток на все приспособительное поведение. Действия живых существ по удовлетворению своих потребностей начинаются до того, как во внутренне среде организма происходят сколько-нибудь существенные изменения. Сигнализация с рецепторов желудка, сопровождающаяся ощущениями голода, своевременно инициирует поиск пищи, тем самым предотвращает изменения химизма крови.

Эмоциональный фон ощущений призван дать первоначальную оценку полезности или вредности раздражителей. Врачи советуют избегать эмоций, но это невозможно. Тот, кто остерегается эмоций - при их возникновении оказывается детренированным. Эмоция - это защитный фактор, но он становится патологическим, если превосходит какой-то предел. Этот предел сугубо индивидуален. Очень важно уметь регулировать уровень эмоционального напряжения, но оно бессознательно, поэтому управление возможно только косвенное, при определенном знании механизмов запуска эмоции.

Существует несколько физиологических теорий эмоций (Э). Наибольшее признание получили следующие:

1.Биологическая теория эмоций Анохина заключается в том, что эмоции рассматриваются как результат рассогласования акцептора действия с результатом действия или ходом его выполнения на этапах действия. Анохин рассматривал Э как механизм наказания (отрицательная Э) или награды (положительная Э) стратегически вредных или полезных путей поведения.

2. Но Э часто возникают еще до начала действия, при оценке лишь прогноза степени выполнения потребности. Этот факт учитывается в информационной теории эмоций Симонова. По Симонову, эмоции возникают каждый раз, когда удовлетворения потребности не происходит, иными словами - когда действие не достигает цели.

Э = -П (Н-С), где

Э - эмоция, П - потребность (побуждение), Н - информация, прогностически необходимая для организации действия по удовлетворению данной потребности, С - информация, которая есть и может быть использована для организации целенаправленного поведения.

Из данного выражения с неизбежностью вытекают 4 следствия:

1) Э=0 при П=0. Эмоция не возникает в отсутствии потребности и исчезает после ее удовлетворения.

2) Э=0 при Н=С . Эмоция не возникает у вполне информированной системы даже при большом значении П.

3) Э = max, если С=0. При наличии цели (потребности) живая система в известных пределах тем эмоциональнее, чем менее она информирована.

4) При С>Н Э изменяет свой знак. Поскольку в приведенной формуле П рассматривается как отрицательное в биологическом смысле состояние, при С>Н возникает положительная эмоция.

Следовательно, эмоции зависят от потребности и дефицита информации об условиях ее удовлетворения.

Эмоции - компенсаторный механизм, восполняющий дефицит информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности). Так, ярость компенсирует недостаток сведений, необходимых для организации борьбы, страх возникает при недостатке информации, требуемой для защиты, горе возникает в ситуации полного отсутствия информации о какой бы то ни было возможности восполнения потери.

3. Теория эмоционального напряжения . Однако, для деятельности необходимы не только информация о возможности ее выполнения, но еще и энергия и время, а в теории Симонова они не учитываются.

Согласно Симонову, существуют только два эмоциональных состояния - отрицательное и положительное. Между тем, физиологические исследования показали, что хотя психологи выделяют множество проявлений положительных эмоций (удовольствие, наслаждение, комфорт, восторг, радость, оптимизм, торжество, воодушевление и т.п.), характер физиологических вегетативных сдвигов у них одинаков.

А вот среди отрицательных эмоций физиологически можно выделить два типа: а) стенические отрицательные . эмоции (гнев, ярость, негодование), при которых происходит мобилизация сил, энергии, всех ресурсов организма, когда силы удесятеряются (прыжок на крыло самолета от медведя и т.п.); и б) астенические отрицательные . эмоции (ужас, страх, тоска), при которых все функции организма подавлены, как в сфере физической, так и интеллектуальной деятельности.

Объективные физиологические показатели при всех этих состояниях разные. Например, собаки на страшного пришельца реагируют по-разному. Одна начинает лаять, рваться, стараясь напасть, при этом у нее наблюдается повышение коронарного кровотока, АД, температуры тела, ЧСС, МОД. Поведенчески это состояние называется ярость. Другая собака на появление того же человека демонстрирует страх - при этом у нее может наблюдаться дефекация, непроизвольное мочеиспускание, параличи, снижение коронарного кровотока, вплоть до полной ишемии и т.д.

По теории Г.И. Косицкого, эмоции - лишь проявление некоторой степени развития состояния нервного и вегетативного напряжения в условиях дефицита средств достижения цели. К средствам достижения цели Косицкий относит не только информацию (И) , но и энергию (Э ) и время (В) , необходимые для выполнения действия.

Таким образом, формула Симонова, трансформируется в следующую: состояние эмоционального напряжения прямо пропорционально уровню (значимости, трудности) цели и уровню дефицита средств ее достижения, т.е.

СН = Ц (И н ∙В н ∙Э н - И с ∙В с ∙Э с),

где СН - состояние напряжения, Ц- цель, Ин, Вн, Эн - необходимые информация, время и энергия, Ис, Вс, Эс - существующие у организма информация, время и энергия.

Косицкий выделяет четыре степени состояния напряжения в зависимости от уровня дефицита средств достижения цели.

I степень - В.М.А . (внимание, мобилизация, активность). Это активная ориентировочная реакция, стадия адекватной мобилизации сил, подъем творческой активности.

II степень - С.О.Э . (стенические отрицательные эмоции). Если дефицит средств достижения цели нарастает, то возникает мобилизация резервов "под метелку" (вегетативная буря). При этом растет Эс и достигается равенство Н и С. Ярость делает даже слабого человека сильным и способствует победе.

III степень - А.С.О.Э. (астенические отрицательные эмоции). Они возникают, когда мобилизация не помогает, и Н остается больше С. Уход от задачи является тоже своеобразным способом защиты организма. Например, из двух зайцев выигрывает то, кто от страха замирает в кустах, так как лиса предпочитает гнаться за другим, который надеется на свои ноги. Чем закончится эта погоня - еще не известно, а первый заяц уже спасен! При страхе возникает так называемый "вегетативный хаос" - разрегулирование вегетативных функций. Если это продолжается долго - может быть смертельным.

IV степень - невроз - наблюдается в том случае, если организм часто переживает астенические отрицательные эмоции. Тогда возникает поломка системы вегетативной регуляции и нервно-психических функций. Клинически возникает невроз, срыв высшей нервной деятельности.

Три первых стадии обратимы при достижении цели, четвертая же необратима, оставляет печать на всю жизнь, повышенную чувствительность к каким-то ситуациям ("больная мозоль").

Регулировать эмоциональное напряжение можно, понимая условия их возникновения. Для этого, исходя из формулы Косицкого, надо либо не ставить большие цели, либо наращивать собственные ресурсы - уметь адекватно распределять время, наращивать энергию и информацию, т.е. жизненный опыт и навыки.

Интересно что люди с разными темпераментами и типами ВНД преимущественно демонстрируют различные уровни ЭН. Так, сангвиникам более свойственна 1 степень ЭН (В.М.А.), холерикам - вторая (С.О.Э.). У людей со слабым типом чаще возникает 3 и 4 степень ЭН, у лиц с сильным типом - 1 и 2 степень.

Внешне неразряженные эмоции бьют по регуляторным механизмам внутренних органов. Эмоции нельзя сдерживать, но надо - и в этом проблема.

Для 1 степени проблем нет - ее сдерживать не надо. Эмоции 2 степени иногда надо разрядить. Паллиативным выходом может быть очень сильная мышечная деятельность, которая уменьшает энергию. Можно, как это делают японцы, разрядиться на "чучело мастера" и т.п. Это не устраняет причины ЭН, но снимает вегетативную бурю. Астенические отрицательные эмоции надо всячески избегать, а если они появились, надо устранить застывание на этой стадии. Обязательно надо уйти из этой ситуации.

Почему мы не властны на эмоциями? Они включаются на уровне подсознания. Наша психическая деятельность проявляется в двух видах - сознательная и подсознательная (неосознанная - во сне, автоматизмы, привычки и т.п.). Оба эти вида деятельности осуществляются всеми уровнями мозга, но для сознательного нужна общая активация коры со стороны РФ. У спящего человека при раздражении каких-либо рецепторов, так же, как и у бодрствующего, в коре возникают вызванные потенциалы - т.н. первичные и вторичные ответы. Косицкий считает, что вторичный ответ - это отражение процессов, связанных с оценкой значимости раздражителя и составлением программы ответа. В соответствии с итогом этой работы включается или не включается механизм десинхронизации и наступает или не наступает просыпание.

У спящего можно выделить ответы 4 типов.

1. Отсутствие ответа - это реакция на привычные сигналы, не несущие новой информации (звук часов, звон посуды, обычные домашние шумы и т.п.).

2. Активный ответ, не приводящий к пробуждению - автоматические реакции типа убить комара или смахнуть муху. Многие даже условно рефлекторные реакции могут осуществляться на уровне подсознательного.

3. Реакция на раздражитель вызывает спокойное пробуждение.

4. Реакция на раздражитель вызывает пробуждение с резкой эмоциональной реакцией.

Эмоциональное напряжение возникает до пробуждения, бессознательно (испуг). После пробуждения он переходит в страх, если не хватает ресурсов для спасения, проходит, если ресурсов достаточно, или переходит в ярость, если есть какой-то дефицит, но возможна мобилизация ресурсов.

По мнению Косицкого положительная эмоция - одна. Это радость, которая может проявляться в самых разных формах в зависимости от конкретной психофизиологической ситуации, но в основе ее механизма лежит избавление от отрицательной эмоции и достижение цели. Радость тем больше, чем выше было состояние эмоционального напряжения. Многие люди идут на страх (риск), для того чтобы испытать радость после его преодоления - альпинисты и т.п.

Если все дается на блюдечке, радости нет. Радость приходит через снятие трудностей. Не случайно, дети миллионеров ищут самые рискованные хобби, так как пресыщены условиями своей жизни. Им хочется преодолевать трудности и получить радость. Радость является одним из двигателей биологической эволюции, фактором естественного отбора. Трудности могут преодолевать самые подготовленные представители популяции, но все стремятся это делать. Выживает и дает потомство сильнейший.

Центральный нервный аппарат эмоций представлен совокупностью мозговых образований, которые принято называть "висцеральным мозгом". Название подчеркивает тесную связь всех образований висцерального мозга с регуляцией деятельности внутренних органов. Эта связь имеет двоякий смысл. С одной стороны, она напоминает о зависимости эмоций от внутренних потребностей, с другой - делает понятным те глубокие изменения вегетатики, которые бывают при реализации эмоций.

К висцеральному мозгу относятся: подбугровая область (гипоталамус), передние ядра таламуса, перегородка, свод мозга, мамиллярные тела, миндалевидное ядро и образования древней коры (венечная борозда, гиппокамп, грушевидная доля). Этот комплекс образования называется лимбической системой мозга. Висцеральный мозг тесно связан с новой корой больших полушарий, особенно с ее лобными, височными и теменными долями.

Функциональные влияния центрального аппарата эмоций можно разделить на 2 типа - восходящие и нисходящие. Восходящие влияния состоят из активации высших отделов мозга и органов чувств. Осуществляя это влияние, висцеральный мозг тесно взаимодействует с ретикулярной формацией мозгового ствола. Гиппокамп тормозит ретикулярную формацию мозгового ствола.

Действие физиологического аппарата эмоций через РФ не исключает прямого влияния на кору, а также влияния через вегетативную нервную систему. Обширные нисходящие эффекты эмоционального возбуждения реализуются через вегетативную нервную систему, высшие центры которой локализованы в гипоталамусе.

Бовард(1962) предложил гипотезу о существовании в мозгу высших животных и человека двух функционально противоположных систем. Одна из них имеет парасимпатическую (холинэргическую) природу и представляет физиологическую основу положительных эмоций. Вторая, адренергическая. система, включается при отрицательных эмоциях. Раздражение первой из них вызывает чувство удовольствия и служит наградой. Стимуляция негативной системы сопровождается беспокойством, тревогой и ужасом.

Между двумя этими системами существуют реципрокные отношения, которые регулируются миндалевидным ядром. Однако, между этими системами отношения более сложны, чем простая реципрокность. В структуре положительных эмоций есть явно симпатические эффекты, а в отрицательных - парасимпатические.

§ 84. Информационная теория эмоций П. В. Симонова.

Изложим информационную теорию эмоций П. В. Симонова, стараясь, с одной стороны, как можно точнее передать точку зрения автора, а, с другой стороны, выделить роль и значение понятиявероятностного прогнозирования и предсказания, как принципа этой теории.

Взаимосвязь информационной теории эмоций П. В. Симонова и Биологической теории эмоций П. К. Анохина . Информационная теория эмоций П. В. Симонова, как утверждает сам автор, является уточнением биологической теории эмоций П. К. Анохина: «Ответ на вопрос об отношении нашей теории к теории П. К. Анохина можно сформулировать очень четко: информационная теория эмоций представляет обобщение более широкого масштаба, куда биологическая теория (эмоций. – Е. В. ) Анохина входит в качестве частного случая » . Мы не будем здесь входить в подробности дискуссии между П. В. Си­мо­­но­вым и П. К. Анохи­ным, а только отметим основные различия в их взгляде и далее будем излагать информационную теорию эмоций П. В. Симонова как обобщение биологической теории эмоций П. К. Анохина.

Основной смысл информационной теории эмоций П. В. Симонова, в отличие от биологической теории эмоций П. К. Анохина в том, что необходимо знать не только достижимость или не достижимость результата, но еще и его вероятность .

Биологическая теория эмоций П. К. Анохина . Биологическая теория эмоций П. К. Анохина может быть кратко изложена следующим образом: «Как правило, любое мотивационное возбуждение субъективно эмоционально неприятно... Отрицательная эмоция, сопровождающая мотивацию, имеет важное биологическое значение. Она мобилизует усилия животного на удовлетворение возникшей потребности... Неприятные эмоциональные переживания усиливаются во всех случаях, когда поведение животного во внешней среде не ведет к удовлетворению возникшей потребности... Удовлетворение потребности (действие подкрепляющего раздражителя на организм), наоборот, всегда связано с положительными эмоциональными переживаниями...Биологическое значение положительной эмоции при удовлетворении потребностей понятно, поскольку они как бы санкционируют успех поиска. Однако этим такое значение не ограничивается. Положительные эмоции фиксируются в памяти и впоследствии как своеобразные «представления» («аппетит». – Е. В. ) о будущем результате появляются всякий раз при возникновении соответствующей потребности. Обученный неоднократным удовлетворениям своих потребностей организм впоследствии стимулируется к целенаправленной деятельности не только отрицательной эмоцией мотивационного состояния, но и представлением о той положительной эмоции, которая связана с возможным будущим подкреплением» . Под представлением о положительной эмоции надо иметь в виду ее предвосхищение по принципу опережающего отражения действительности. Поэтому если мы знаем, как достичь цели,то достижение цели будет обеспечиваться не только воздействием отрицательной эмоции мотивационного возбуждения, но и энергетическим влиянием от предвосхищения положительной эмоции «аппетитом». Таким образом, достижение цели будет обеспечиваться сразу двумя эмоциональными воздействиями – положительным и отрицательным, так сказать, «кнутом и пряником ».

В биологической теории П. К. Анохина эмоциям отводится только энергети­чес­кая роль – «мобилизовать» и «стимулировать» животное к достижению цели. Говорится, конечно, что в случае возникновения препятствий отрицательные эмоции усиливаются, но, на сколько и почему – это уже выходит за рамки биологической теории эмоций и теории функциональных систем. Из дальнейшего изложения будет видно, почему такого рода тонкости принципиально не вписываются в теорию функциональных систем.

Критика П. В. Симоновым Биологической теории эмоций . «...Подав­ляющее большинство концепций рассматривало несовпадение семантики цели(«акцептора действия», «нервной модели стимула», «установки», «модели потребного будущего» и т. д. и т. п.) с реально полученным результатом. Такого семантического рассогласования вполне достаточно для возникновения отрицательных эмоций. Что же касается положительных эмоциональных состояний, то они традиционно рассматривались и продолжают рассматриваться как результат удовлетворения потребности, т.е. совпадения прогноза («акцептора», «афферент­ной модели» и т. д.) с наличной афферентацией» . «Ни в одной из работ П. К. Анохина мы не нашли упоминания о том, чтонаряду с содержанием (семантикой) цели мозг всякий раз прогнозирует вероятность ее достижения. Что касается нашей теории, то для нее этот момент является ключевым... Введение категории вероятностного прогнозирования сразу же расширяет пределы применимости теории к реально наблюдаемым фактам» .

П. В. Симонов приводит следующие примеры: «Литература переполнена экспериментальными данными, свидетельствующими о зависимости эмоционального напряжения от величины потребности (мотивации) и прогнозирования вероятности ее удовлетворения . Например, было установлено, что частота пульса у банковских служащих зависит от степени их ответственности (счет банкнотов различного достоинства) и количества информации, содержащейся в одной операции... Наибольшее эмоциональное напряжение у собак (визг, лай, чесание, царапанье кормушки) наблюдалось при вероятности подкрепления 1: 4, а по мере продолжения опыта – при 1: 2. Значение информационного фактора выступает особенно отчетливо в опытах со спаренными животными, когда оба партнера получают равное количество ударов током, но только один из них может предотвратить наказание соответствующей инструментальной реакцией. Показано, что именно у этого животного постепенно исчезают признаки страха» .

Формула эмоций информационной теории эмоций П. В. Симонова . Вероятность понятие информационное и связано с оценкой информации поступающей из внешней среды для прогноза вероятности достижения цели. Это заставляет П. В. Симонова попытаться переопределить все физиологические понятия, такие как мотивация, потребность, поведение и т. д. также в терминах информации внешней среды. Но нам эта попытка представляется неудачной: во-первых, это совершенно ничего не дает, и на таких понятиях теории не построишь (информация, которую человек извлекает из внешней среды, настолько многообразна, часто неосознанна, что в настоящее время нет теории, которая бы ее описывала); во-вторых, с точки зрения понятия цели потребность и мотивация являются сугубо внутренними задачами организма и информация от внешней среды, о вероятности достижения этих целей может иметь лишь вспомогательную роль. Это ставит понятие цели, Мотивации и потребности на первое место, а понятия вероятностного прогнозирования и эмоций на второе. Тем не менее эмоции, как мы увидим из теории П. В. Симонова, играют в организации целенаправленного поведения может быть даже более важную роль, чем мотивация и потребности, что может быть и заставило Симонова попытаться переопределить эти понятия. Но суть дела от этого не меняется, несмотря на важность эмоций они вторичны по отношению к понятию цели.

Кратко опишем формулу эмоций, введенную П. В. Симоновым, хотя использовать ее мы не будем. Приводится эта формула для того, чтобы дать возможность точнее понять, как эмоции связаны с вероятностью и что понимается под вероятностью.

«Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возмож­нос­ти) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта... В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы

Э = f[П, (И п - И c), ...],

где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности (потребность также имеет свой знак; потребность, вызывающая мотивационное возбуждение, имеет отрицательный знак. – Е. В. ); (И п - И c) – оценка вероятности (воз­мож­ности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; И п – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; И c – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент. Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем... (например, духовных – Е. В. ). Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два...и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения ... речь идет не об информации, актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Подинформациеймы понимаем отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т. д. Спрашивается, стоит ли в таком случае пользоваться термином «информация»? Мы полагаем, что стоит, и вот почему. Во-первых, мозг, генерирующий эмоции, имеет дело не с самими навыками … не с самими энергетичес­ки­ми ресурсами организма и т. д., а с афферен­та­цией из внешней и внутренней среды организма, то есть с информацией об имею­щихся средствах. Во-вторых, все многообразие сведений, необходимых для удовлетворения возникшей потребности и реально имеющихся в данный момент у субъекта, трансформируется мозгом в единыйинтегральный показатель – в оценку вероятности достижения цели (удовлет­во­рения потребности). Оценка же вероятности по самой природе своей есть категорияинформационная » . Понятие информации как информационное далее использоваться не будет. Использоваться будет только упомянутая оценка вероятности достижения цели как интегральный показатель, участвующий в образовании эмоций. Для получения этой оценки достаточно полагать, что она определяется на этапе принятия решений, используя всю информацию полученную на этапе афферентного синтеза

gastroguru © 2017