Триз технология. Триз-ртв-технология раннего развития Суть технологии триз

Ростовцева Татьяна Сергеевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Тосно»

Основные преимущества ТРИЗ-педагогики. Идеи ее практического применения на уроках физики и астрономии и во внеурочной деятельности

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня детей? ЗУНы, "знания - умения - навыки", со времен Я.А. Коменского (XVII век) функционируют до сегодняшнего дня по старым правилам: услышал - запомнил - повторил - применил. В результате уже в д/с у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает так называемая психологическая инерция.

Психологическая инерция – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Это определение довольно четко отражает сущность психологической инерции, хотя и не охватывает всего ее многообразия

Психологическая инерция блокирует уже имеющийся запас знаний, если они не были задействованы в формировании определённого стереотипа. Действительно, в результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором воспроизводимых действий (например, при формировании КГН, действий по определённым правилам и формулам), психологическая инерция выступает как благо, избавляя ребёнка от необходимости решать проблемы там, где их нет. Но если условия и обстоятельства меняются, психологическая инерция мешает, тормозит, ставит в тупик. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как психологическая инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс. Преодолеть барьеры психологической инерции на пути к творчеству помогает теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – действенная практическая методика, которая управляет процессом мышления, предохраняя от ошибок и заставляя совершать необычные (талантливые) мыслительные операции, т.е. это технология мышления. ТРИЗ базируется на объективных законах развития технических систем. Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер.

В основе ТРИЗ - педагогики лежат методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции, развить творческое воображение (РТВ), решать проблемы методами, основанными на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления.). Воспитательная система построена на теории развития творческой личности (ТРТЛ). Поэтому у детей развивают, в первую очередь:

диалектическое мышление;

дивергентное мышление;

творческое воображение;

познавательная активность.

В своей работе я использую приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности. Вот некоторые из них.

1. «Мозговой штурм» - наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых идей Предложен американским ученым А. Осборном. Суть метода – совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. Метод активизирует ассоциативные способности человека. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Примеры:

Начальный уровень: Новый Год встретили Куда девать натуральные елки?

Продвинутый уровень: Корабль был вморожен в лед. Снаружи был лед, внутри корабля был лед. Но близ Солнца вышел из строя вспомогательный насос холодильной системы и лед начал таять... Р. Брэдбери: «Золотые яблоки Солнца»

Да, лед, аммиачные холодильные насосы - все это не очень надежная защита от огненного дыхания Солнца... А ведь как заманчиво провести астрофизические исследования в непосредственной близости от Солнца! Построить и запустить беспилотную космическую станцию можно и сегодня. Вся проблема в том, чтобы защитить эту станцию от тепла и радиации....

Это замечательный способ начала урока: практически все ребята включаются в процесс поиска решений. Затем плавно перехожу к теме урока:

    Рассматриваем процессы плавления, испарения, решаем задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» на уроках физики.

    Изучаем физические характеристики Солнца, процессы, происходящие, на его поверхности и в недрах на уроках и внеурочной деятельности по астрономии.

2. Суть метода синектики состоит в овладении синекторами четырьмя видами аналогий:

Прямая аналогия предполагает поиск решений в различных отраслях техники, биологии, зоологии, микромире.

Личностная (субъективная) аналогия, или эмпатия. Синектор отождествляет себя с техническим объектом и представляет себе, что бы он делал сам, если бы оказался на месте этого объекта.

Символическая аналогия. Это метафоры и сравнения, основанные на

парадоксальном сочетании противоположных по смыслу понятий.

Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы

Пример: Я – электрон. Как мне быстрее добраться до места » работы»?

3.Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

4. Системный оператор (СО) приемлем для работы со старшими школьниками, которые знают, что такое анализ, и могут выделить из системы подсистеиы.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. Конец формы

Конец формы

Конец формы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Наименование кафедры

Наименование темы курсовой или выпускной квалификационной работы полужирным шрифтом

____________________________________________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

(ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА)

студента (ки) _________ курса _________ группы

направления _______________________________________________________

___________________________________________________________________

Наименование факультета

____________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Научный руководитель

Зав. кафедрой

_________________________ __________________ _____________________

Должность, уч. степень, уч. звание подпись, дата инициалы, фамилия

Саратов 20__

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

_______________________________

Наименование кафедры

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу бакалавра

(на выпускную квалификационную работу бакалавра)

по направлению __________________________________________________

Код и наименование направления

студента (ки) _____ курса ___________________________________________

Наименование факультета

__________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Тема работы: _______________________________________________________

Полное наименование темы в кавычках

____________________________________________________________________

Научный руководитель

_________________________ __________________ _____________________

Должность, уч. степень, уч. звание подпись, дата инициалы, фамилия

Зав. кафедрой

_________________________ __________________ _____________________

Должность, уч. степень, уч. звание подпись, дата инициалы, фамилия

Саратов 20__

Введение ……………………………………………………………………………..4

1 Теоретические основы ТРИЗ – технологии……………………………………...8

1.1 Этапы развития ТРИЗ – технологии………………………………………..8

1.2 Концептуальные основы ТРИЗ – технологии…………………………….11

2 Опыт развития творческих способностей детей посредством ТРИЗ – технологии (на примере МБДОУ «Детский сад №51 «Теремок» г.Энгельса)…………………………………………………………………………..17

2.1 Опыт работы с дошкольниками учителя – логопеда МБДОУ № 51 г. Энгельса Сивуха Т.Б. на основе технологии ТРИЗ…………...........................17

2.2 Применение ТРИЗ - технологии в работе со старшими дошкольниками в практике дошкольного образования (на примере МБДОУ «Детский сад №51 «Теремок» г.Энгельса)…………………………………………………………......25

Заключение …………………………………………………………………………30

Список использованных источников……………………………………………...32

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Картотека дидактических игр с элементами ТРИЗ – технологии

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Развивающее пособие «Системный оператор»

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Конспект мастер – класса с детьми подготовительной к школе группы № 4 МБДОУ «Детский сад №51 «Теремок» г.Энгельса

ВВЕДЕНИЕ

В обыденной жизни нам всегда приходится решать какие-либо задачи, для этого мы ищем пути решения, подбираем способы, выстраиваем последовательность своих действий, связываем происходящее ассоциациями и закономерностями, то есть пытаемся сделать всё как можно качественнее и быстрее, и при этом извлечь пользу и привнести в жизнь что-то новое. Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться, входят в систему Теории решения изобретательских задач или ТРИЗ.

Зародившись в технической науке, в наши дни она вошла в различные области человеческой деятельности, например, реклама, бизнес, политика, менеджмент, искусство, экономика. Поскольку в педагогической деятельности существует также большое количество задач, то естественным образом ТРИЗ нашла свое отражение и в педагогике. Современное образование ставит перед работниками этой сферы цель в воспитании всесторонне-развитой личности ученика, способной активно проявлять себя в социуме. Для того чтобы придерживаться активной позиции, необходимо знать, как находить выход из той или иной жизненной ситуации. Теория решения изобретательских задач содержит массу понятий и приемов, используя которые в обучении и воспитании, можно добиться поставленной цели.

Кроме того, организация работы по обучению способам творческой деятельности способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя, между самоуправлением и педагогическим управлением творческой деятельностью ученика. Это возможно за счет возвышения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития творческой активности ученика, которая составляет основу его саморазвития. ученик, покидающий школу, мог бы самостоятельно принимать решения, предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за свои поступки.

В чем преимущества ТРИЗ как педагогической технологии, придется разобраться. В содержании работы имеется две части. В первой теоретической части будет освещена сущность теории решения изобретательских задач, рассмотрены ее принципы и основные понятия. Во второй практической части мы попытаемся представить, как может проходить обучение некоторым компонентам ТРИЗ.

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня ребенка-дошкольника?

Традиционное обучение даёт ребёнку знания. Но сейчас нужны не столько знания, сколько умение оперировать ими. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Не секрет, что традиционное образование основывается на обычной и ёмкой схеме "знания - умения - навыки". Дидактика, каноны которой были сформулированы ещё в XVII веке Я.А. Коменским, функционирует до сегодняшнего дня по старым правилам: услышал - запомнил - повторил - применил. В результате уже в д/с у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает так называемая психологическая инерция. Психологическая инерция - это привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. Психологическая инерция блокирует уже имеющийся запас знаний, если они не были задействованы в формировании определённого стереотипа. Действительно, в результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором воспроизводимых действий (например, при формировании КГН, действий по определённым правилам и формулам), психологическая инерция выступает как благо, избавляя ребёнка от необходимости решать проблемы там, где их нет. Но если условия и обстоятельства меняются, психологическая инерция мешает, тормозит, ставит в тупик. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как психологическая инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс.

Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Педагоги давно заметили эту особенность. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения (дидактические игры, конструкторы и игрушки - трансформеры, занятия-путешествия…). Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьезная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия?

Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает практиков использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. К таким технологиям относится технология ТРИЗ.

Объект исследования – образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – способы развития творческой активности детьми старшего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ, обосновать значение ТРИЗ в формировании и развитии творческих способностей ребенка-дошкольника.

Задачи исследования:

  • изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
  • обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.
  • разработать методические рекомендации по использованию различных методов и приемов ТРИЗ для развития творческих способностей детей конкретной возрастной группы д/у.

Методы исследования:

анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы;

сравнение возможностей использования методов ТРИЗ в разных возрастных группах д/у;

ранжирование методов ТРИЗ в соответствии с этапами введения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс д/у.

ТРИЗ - образование является одной из моделей перспективного образования. Творчество - самый эффективный способ активного развития личности. Теория решения изобретательских задач являет собой уникальный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития творческого и сильного мышления, формирования творческой личности и коллективов, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ

1.1 Этапы развития ТРИЗ – технологии

ТРИЗ - педагогика оформилась как самостоятельное педагогическое направление в конце 80-хх гг. XX века. Основы TPИЗ - педагогики заложил Г.С.Альтшуллер, который увидел, что созданная им наука не только помогает решать проблемные задачи, но и формирует творческие личности. Он высказал идею создания теории развития творческой личности (ТРТЛ) и внес большой вклад в ее становление. ТРИЗ - педагогика является развитием ее применении в образовании.

В развитие ТРИЗ - педагогики внесли вклад многие ученики и последователи Г.С. Альтшуллера: Е. Злотин, А.В. Зусман, Ю.П. Саламатов, И.Л.Викентьев, И.К. Каиков, В.А. Бухвалов, М.М.Зиновкина, Ю.С. Мурашковский, И.Н. Мурашковская, В.И. Тимохов, С. Модестов, М.И. Меерович, Л.П.Шрагина, Г.И. Иванов, А.А. Гин, С. Гин, М.Н. Шустерман, З.Г. Шустерман, М.С. Гафитулин, И.Г. Тамберг,А.А.Нестеренко, Т.А. Сидорчук, В.

Г. Березина, Т.В. Клеймихина, СКрейнина, А.В. Лимаренко, СВ. Сычев, О.И. Сычева и другие [ТРИЗ – педагогика 2007: 7,9].

Историю развития ТРИЗ - педагогики можно разделить на следующие этапы.

1й этап: ТРИЗ в клубах и кружках технического творчества.

Это применение ТРИЗ в образовании еще не являлось собственно ТРИЗ - педагогикой. Хотя оно дало импульс дальнейшего вхождению ТРИЗ в образование в виде системы ТРИЗ - педагогики. Уже несколько десятков лет инженеры, изучавшие ТРИЗ на курсах, предназначенных специально для них, приходят в школы и учреждения дополнительного образования, для того, чтобы проводить внеклассные занятия по техническому творчеству. На таких занятиях дети создают идеи новых, еще не существующих, самолетов, космических кораблей, судов, автомобилей, машин и механизмов, а затем изготавливают их модели [Новые ценности образования 2003: 12].

2й этап: ТРИЗ как предмет в школах, лицеях, гимназиях. С 90 - х гг. в стране стали создаваться лицеи и гимназии; увеличивалось количество специализированных классов, ориентированных на поступление их выпускников в вузы, при этом во все большем количестве вузов преподавалась ТРИЗ. Поэтому в ряде таких специализированных классов лицеев, гимназий, школ ТРИЗ стала преподаваться как предмет за счет школьного компонента базисного учебного плана, а в некоторых случаях как платная дополнительная образовательная услуга. В то же время, такое применение ТРИЗ в школе не может полностью решить задачу формирования творческих личностей учащихся, поставленную в Законе РФ об образовании. В тех учебных заведениях, где преподавалась ТРИЗ, выявился эффект, который «подсказывал» пути дальнейшего распространения этой науки в школе. На этом этапе, перед учителями других предметов встала задача преподавать так, чтобы, изучая их предметы, ученики одновременно учились творчеству на основе ТРИЗ [Петров 2010: 19]

3-й этап: ТРИЗ в решении творческих задач на уроках. ТРИЗ не могла войти в другие предметы в качестве содержания. Но она вошла в них в качестве метода обучения. ТРИЗ - педагогика, в полном смысле этого слова, началась с решения на уроках творческих задач. Это локально проблемные задачи (т.е. решение их известно человечеству, но неизвестно ученикам), требующие для своего решения применения ТРИЗ и тех знаний, которые изучаются по программе соответствующего предмета. Постановка задачи может выходить за пределы изучаемого предмета, но решение состоит в применении тех знаний, которые предусмотрены программой этого предмета. Работа по составлению наборов таких задач требует времени и создания коллективов разработчиков. [Альтшуллер 2007: 29 - 31].

Метод творческих задач непосредственно направлен на формирование творческих способностей учащихся. Этот метод охватывал не весь урок. Использование изучаемого нового материала только как «фонда эффектов» для решения творческих задач во многом сохраняет репродуктивный характер усвоения знаний, предусмотренных программой.

4й этап: ТРИЗ в изучении нового материала.

Каждое изучаемое в школе понятие, в любом предмете, есть развивающаяся система, имеющая своих предшественников. У систем-предшественников были свои противоречия развития. Эти противоречия были преодолены, в результате чего и появилась система, которую сейчас ученики изучают согласно программе. При изучении нового материала нужно вскрыть эти противоречия и найти те методы ТРИЗ, которыми они были преодолены.

Таким образом, ТРИЗ используется для лучшего понимания и усвоения содержания предмета [Ширяева 2006: 21 - 22].

Изучение материала школьных предметов на основе ТРИЗ позволяет учащимся видеть единство нашего мира, глубже разбираться в его закономерностях, формирует у них стиль мышления, помогающий усваивать новые знания не только на уроках, ведущихся на основе ТРИЗ - педагогики, но и при самостоятельном изучении [Учителям о ТРИЗ 1999: 32 - 33].

5й этап: ТРИЗ в решении актуальных задач развития образования.

Педагогические системы–это часть антропогенного мира. В своем развитии они также преодолевают противоречия, и преодолевают их теми же методами, пусть и найденными стихийно или по интуиции, которые содержатся в ТРИЗ.

Следовательно, если применять методы ТРИЗ при развитии педагогических систем не стихийно, а осознанно, то это позволит быстрее и эффективнее решать проблемы развития образования.

Долгое время единственным инструментом решения творческих задач - задач, не имеющих эффективных механизмов решения, - был "метод проб и ошибок". В начале века резко возросла потребность в регулярном решении таких творческих задач, что привело к появлению многочисленных модификаций "метода проб и ошибок". Наиболее известные из них - различные варианты таких методов, как "мозговой штурм", "синектика", "морфологический анализ", "метод контрольных вопросов", "метод каталога". Суть всех этих методов - повышение интенсивности генерации идей и перебора вариантов. Но существует и противоречие - можно сэкономить время на генерацию идей, но затратить его еще больше на анализ полученных вариантов и выбор наилучшего. Как показывают прошедшие годы и проведенные в разных странах исследования количество полученных этими методами идей никак не связанно с качеством решения проблемы [Селевко 2006: 12].
Еще в сороковых годах Г.С. Альтшуллер поставил задачу иначе: "Как без многочисленного перебора вариантов решения проблемы выходить сразу на сильные решения?" [Поиск новых идей 1989: 49].

1.2. Концептуальные основы ТРИЗ – технологии


Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной [Жихар 2006: 61].

Чтобы лучше разобраться в данной технологии, следует рассмотреть принципы, на которых строится вся система.

- Принцип объективности законов развития систем - строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Отсюда: сильные решения - это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.
- Принцип противоречия
- под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий - скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов.
Отсюда: сильные решения - это решения, преодолевающие противоречия.
- Принцип конкретности
- каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеет особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними - теми, на которых строится система, и внешними - той средой и ситуацией, в которых находится система.
Отсюда: сильные решения - это решения, учитывающие особенности конкретных проблемных ситуаций.
Методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов приложения этих общих положений к решению конкретных проблем [Петров 2010:61-64].

Современная Теория Решения Изобретательских Задач включает:

Механизмы планомерного преобразования размытой, проблемной ситуации в четкий образ будущего решения.

Механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений.

Обширный информационный фонд - концентрированный опыт решения проблем [Гин 2007: 5,6].

О том, как стремительно новая технология решения творческих задач завоевывает мир, можно судить по всемирной компьютерной сети Интернет: за последние годы количество статей по ТРИЗ уже превысило несколько тысяч начавшись в общем-то с нуля. Как сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы переносятся на нетехнические области: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, рекламу, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.
Тризовская система обучения охватывает все возрасты, начиная с детсадовского [Сидорчук 2007: 40, 42]
Основные идеи ТРИЗ - педагогики:

Воспитать таких людей, которые будут в состоянии реализовать национальную идею России.

Помочь человеку полностью самореализоваться и прожить свою жизнь по максимуму. Для этого необходимо:

Определить врожденные способности человека,

Развить все положительные качества человека,

Перевоспитать все отрицательные качества.

Воспитать важнейшее качество личности - нравственность.

Особое значение придать воспитанию честной элиты.

У ТРИЗ - педагогики нет возрастных границ.

Воспитать в людях активную позицию в жизни, непримиримость к нарушению норм нравственности.

Научить людей быть счастливыми

Укрепить физическое и психологическое здоровье детей.

Воспитать в людях любовь дарящую. Задача сложнейшая, но надо начинать.

Дать экологическое воспитание, развить глобальное мышление и ответственность перед будущими поколениями.

Ликвидировать педагогическую безграмотность родителей, ибо недостатки воспитания передаются по наследству.

Решить проблему воспитания и развития умственно отсталых детей.

Пересмотреть дошкольные стандарты с целью исключения излишней и невостребуемой информации (Программы должны оперативно отслеживать изменения в мире и регулярно пересматриваться).

Широко распространять ТРИЗ во всех слоях населения [Мурашковская 1997: 75].

ТРИЗ - педагогика – это новое слово в работе с одаренными детьми, так как непосредственно направлена на раскрытие потенциальной одаренности детей и перевод личности учащегося из состояния потенциальной одаренности в состояние актуальной одаренности.
ТРИЗ - педагогика – это инновация также и в дополнительном образовании, включая научное творчество учащихся, так как позволяет учащимся выполнять на высоком уровне научные. работы.

В России с 1990 года идет активное становление педагогической системы, которая использует в качестве основных средств воздействия методы и приемы ТРИЗ. В 2000 году ТРИЗ - педагогика включена Министерством образования России и Академией Российского образования в структуру современной педагогики.

ТРИЗ-педагогика определена как педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач [Викентьев, Каиков 1992: 53].

В основе ТРИЗ - педагогики лежат:

Методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции

Развить творческое воображение (РТВ);

Методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах

Разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления);

Воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Но поскольку методы и приемы ТРИЗ еще не полностью адаптированы для работы с детьми, возникают две дополнительные функции педагога:

Экспериментальная: апробирование и коррекция отечественного и зарубежного опыта использования методов и приемов - ТРИЗ;

Исследовательская: изучение общей теории сильного мышления, теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения и построение на этой основе собственной педагогической системы.

Педагогические технологии, основанные на концепции и методах ТРИЗ, ставят задачу формирования и развития интеллектуальных творческих способностей. Следовательно, педагоги, которые работают по программам, включающим технологии ТРИЗ, развивают у детей, в первую очередь:

Диалектическое мышление;

Дивергентное мышление;

Творческое воображение;

Познавательную активность.

Педагогическая технология - это технология, направленная на процесс познания (в т.ч., передачи знания) и дальнейшее совершенствование маленького и взрослого человека, как объекта своей деятельности. Здесь можно найти общее с ТРИЗ (теорией решения изобретательских задач).

ТРИЗ - это сразу метод, средство и инструмент совершенствования.

Для активных методов обучения характерно:

Отношение учителя к ученику как к себе равному;

Не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство». [Зиновкина 2004: 67,69]

ТРИЗ – научная технология творчества, направленная на сознательное управление некоторыми подсознательными процессами. И как всякая наука, работая на границе познания, она сочетает в себе как строго научные подходы, так и определённое искусство.[Корзун 2008: 37].

2 ОПЫТ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БУДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД №51 «ТЕРЕМОК» Г.ЭНГЕЛЬСА

2.1 Опыт работы с дошкольниками учителя – логопеда Сивуха Т.Б. на основе технологии ТРИЗ

Одним из основных направлений в своей деятельности учитель – логопед МБДОУ №51 г.Энгельса Татьяна Борисовна считает познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Поэтому, работая в данном направлении с детьми старшего дошкольного возраста, она направила все усилия на повышение уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи.

Это проблема ее заинтересовала. Она применила в своей работе различные методы и приёмы, игры и упражнения на развитие психических процессов, но они не давали должного результата. Изучив множество программ, опыт работы педагогов других городов, педагог остановил свой выбор на технологии ТРИЗ. Изучив её подробнее, она поняла, что это именно то, что она искала. С 2014 года начала использовать технологию ТРИЗ в своей логопедической практике. Был выявлен значительный рост качественных показателей детей с ОНР III уровня. Эти данные способствовали продолжению работы по речевому развитию детей и натолкнули на формирование данного опыта.

В своей деятельности Татьяна Борисовна руководствовалась основными положениями методики развития речи детей: технологией ТРИЗ-РТВ; методическими рекомендациями специалистов – тризовцев (А.М. Страунинг, Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх, Н.Н. Хоменко, Л.Б. Белоусовой; технологией Т.В. Большевой (мнемотехника).

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Поэтому своевременное выявление и устранение недостатков речи детей является актуальной задачей всех детских садов.

К сожалению, уровень развития связной описательной речи сегодня отстаёт от реальных потребностей практики речевого развития дошкольников и современных требований общества.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. И среди них самое распространённое - общее недоразвитие речи. Татьяна Борисовна Сивуха на методическом объединении детского сада ознакомила педагогический коллектив с опытом работы «Развитие связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе инновационных методов и приёмов ТРИЗ». Провела консультацию для воспитателей старших и подготовительных к школе групп «ТРИЗ как средство развития связной речи у дошкольников». Провела практикум с молодыми воспитателями «Использование игры «Чудесные вещи» в речевом развитии детей». Показала открытое занятие «Дикие животные наших лесов и их детёныши».

Новизна опыта заключается в подборе и систематизации инновационных методов, приемов ТРИЗ для развития связной описательной речи детей дошкольного возраста, так как анализ методической литературы показал, что до сих пор отсутствует единое, научно - обоснованное содержание и методика развития связной описательной речи на основе ТРИЗ. В некоторых методиках отводится место использованию ТРИЗ в развитии описательной речи, но освещаются отдельные методы и приёмы.

Для устранения выявленных проблем и решения противоречий была поставлена цель . Это обеспечение условий для развития связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Учителем – логопедом также были поставлены задачи:

  • систематизировать и апробировать инновационные методы и приемы ТРИЗ - технологии, необходимые для развития связной описательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
  • создать благоприятную коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета для насыщенного речевого развития ребёнка;
  • активизировать совместную деятельность ДОУ и семьи в вопросах развития у детей через разработку и использование инновационных форм работы с родителями;
  • повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах организации работы по внедрению инновационных методов и приёмов занятия по развитию речи;
  • определить степень влияния ТРИЗ - технологии на развитие связной описательной речи старших дошкольников с ОНР III уровня.

Изучая технологию ТРИЗ в разных источниках, Татьяна Борисовна произвела анализ методов и приёмов, которые в наибольшей степени могли воздействовать на развитие связной описательной речи старших дошкольников с ОНР III уровня.

К ним были отнесены следующие методы : метод использования универсальной опорной таблицы; системный анализ; работа с загадками; использование проблемных ситуаций; опорная таблица.

Педагогический опыт показывает, что процесс формирования у детей умения описывать предмет происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что ребенку тяжело поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний. Одним из приемов, которые значительно облегчают ребенку составление описательного рассказа, является использование универсальной опорной таблицы. Она заметно упрощает задачи, делает высказывания дошкольника четкими, связными и последовательными. Универсальная опорная таблица выступает в роли плана-подсказки. По ней ребенок может строить свой

рассказ. Учитель – логопед адаптировал формы и приёмы работы с таблицей с учётом речевых нарушений и сопутствующих отклонений в развитии детей старшего дошкольного возраста.

На логопедических занятиях Татьяна Борисовна учит детей не только рассказывать на основе универсальной опорной таблицы, выступающей в роли плана, но обозначать его с помощью символической аналогии.

Детям дается чистый лист, разделенный на восемь клеток. Логопед на доске по одному полю заполняет пустые клетки универсальной опорной таблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную универсальную опорную таблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме.

Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.

Дети с ОНР не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов, поэтому не могут самостоятельно составить описательный рассказ. В связи с этим работу с универсальной опорной таблицей педагог условно разбила на этапы с разным уровнем сложности.

Первый уровень подразумевает уточнение и закрепление представлений о восьми основных признаках предмета. Для каждого признака предмета выбираем значок. Учим соотносить знак с заявленным признаком. Детям нравится такая работа, т.к. она помогает стать активным участником занятия, а не только слушателем.

Чтобы заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик, был введён сказочный персонаж - Фантик. Со сказочным героем меняется форма организации деятельности детей, это не обычное занятие с обучением, а встреча с другом, игра, приключение, совместный поиск путей выхода из необычных ситуаций, что стимулирует речевую и мыслительную активность ребёнка.

На втором этапе работы учитель – логопед учит ребенка анализировать (сравнивать) предъявляемые предметы и давать точное описание их основных признаков, уже с опорой на универсальную опорную таблицу (второй уровень сложности).

На третьем этапе работы (третий уровень сложности) Татьяна Борисовна обучает ребенка составлять простейшие рассказы-описания, рассказы сравнения. Проводилась работа, направленная на всестороннее знакомство с предметами ближайшего окружения. Использовался метод системного анализа, который позволял рассматривать прошлое, настоящее и будущее той или иной вещи, разложить её на детали, составные части. Цель использования данного метода - учить детей определять главную функцию предмета и находить много дополнительных, расширять функциональное применение предметов на практике. Вводится понятие «волшебный экран» - системный оператор. Начиная с 3-6 экранов по горизонтали, и доходит до 9 экранов. Развивает способность к анализу, моделированию, учит детей видеть ресурсы системы, надсистемы, подсистемы, их функций во времени. При использовании системного оператора дети чётко понимают структуру высказывания: начало, середину и конец рассказа.

Педагогом была составлена картотека дидактических игр на основе технологии ТРИЗ. Игры и упражнения, направленные на решение основных задач, подбирались по принципу усложнения от занятия к занятию. Для создания и поддержания позитивного эмоционального фона вместе со специальными приёмами использовалось музыкальное сопровождение.

На всех этапах работы педагог проводил анализ высказываний детей с точки зрения полноты информации о данном предмете, последовательности изложения, ошибок в употреблении языковых средств. Каждый пункт выводов кодирую и во время анализа показываю детям соответствующую карточку.

Заканчивались занятия рефлексией, например: Что делали? Как делали? Зачем делали? Что было трудным для тебя? Это помогает детям осознанно относиться к речевым трудностям.

Коррекционно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и психическом развитии детей с недоразвитием речи. В сенсорном центре находятся образцы разных материалов для развития тактильной памяти. Наглядные схемы используются при формировании навыков монологической формы связной речи в процессе ознакомления дошкольников со структурой описательных, повествовательных рассказов и рассказов - рассуждений.

Для более эффективной работы Татьяна Борисовна с педагогами организовала работу по проведению индивидуального и подгруппового консультирования. «Тематический практикум» - это новая форма сотрудничества, которая позволила учителю – логопеду обучить педагогов практическим навыкам работы с воспитанниками с ОНР Ш уровня по развитию описательной речи. Одним из условий успешности коррекционной работы является соблюдение преемственности с педагогом-психологом и другими специалистами, в результате которой обеспечивается комплексный подход к реализации коррекционных задач, обсуждение которых проходит на психолого-медико-педагогическом консилиуме. И вот после такого семинара было принято решение о том, чтобы педагоги при работе с детьми на занятиях и в других видах деятельности использовать методы активизации мышления. В первую очередь воспитатели стали использовать на занятиях и в свободной деятельности прямую аналогию (как часть синектики). Результат: дети стали свободнее общаться с взрослыми и между собой, заметно стал расширяться словарный запас речи дошкольников, взаимодействие при использовании символической аналогии (компонента синектики) на занятиях по развитию речи рассказы детей получались более полными, содержательными. Воспитанники с удовольствием стали самостоятельно использовать в составлении рассказа символические рисунки-карточки, которые до этого сами придумали на занятии.

Работа с родителями носила систематический характер, был определен день индивидуальных консультаций. В течение двух последних лет работает родительский клуб «Выпускник», на заседаниях которого родители получают практические советы и рекомендации по закреплению в домашних условиях, полученных на занятиях навыков.

Такая работа позволила сформировать правильное отношение к речи ребенка в домашних условиях и помогла организовать домашние занятия по рекомендациям учителя-логопеда.

В мае 2015 года проведено углубленное изучение описательной речи у детей подготовительной к школе группы с ОНР III уровня. Цель: выявления эффективности использования методов и приёмов ТРИЗ в развитии описательной речи воспитанников. Обследовано 15 детей с ОНР III уровня.

Использовались элементы стандартизированной методики «Обследование состояния связной речи детей с ОНР» В.П. Глухова, т.к. в настоящее время она представляется наиболее объективной и удобной в использовании и обработке результатов.

В целях комплексного исследования описательной речи использовалась серия заданий, которая включала в себя рассказ-описание по картине из серии «Времена года», описание куклы и белки.

По каждому из видов заданий определены условные уровни их выполнения, характеризующие сформированность различных компонентов языка и навыков связных речевых высказываний. Результаты мониторинга показали рост процента воспитанников, имеющих положительную динамику формирования описательной речи: с 88 % в 2013-2014 учебном году до 99% в 2014 -2015 учебном году. Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:

  1. Дети активны в речевом общении, отвечают на вопросы и задают встречные.
  2. Научились обследованию предметов, выделению их основных признаков.
  3. Самостоятельно составляют описательные рассказы об игрушках, предметах, Самостоятельно составляют описательные рассказы об игрушках, предметах. временах года.
  4. Владеют интонационной выразительностью речи.
  5. Активны в работе со схемами, моделями.
  6. Имеют грамматически правильный строй речи.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что данный педагогический опыт еще раз демонстрирует, что ТРИЗ не дает готовых разработок, он заставляет думать, творить, проявлять свое творчество, педагогическое мастерство. Используя методы ТРИЗ в своей работе, Татьяна Борисовна Сивуха добилась поставленной цели. Дети научились составлять описательные рассказы по игрушкам. ТРИЗ помог развить фантазию и логическое мышление детей, научил их мыслить системно, понимать суть происходящих процессов, обогатил круг представлений, увеличил словарный запас, сформировал связную речь. Технология ТРИЗ в практике дошкольной педагогике помогает формировать диалектику и логику, снимает чувство застенчивости, замкнутости, робости: маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ является основой развивающего обучения. Традиционный подход к обучению дошкольников, построенный на восприятии ими разнообразной информации, достигал своей цели - сообщения знаний, но не мог научить их мыслить. Это стало возможным при использовании в обучении проблемных ситуаций, которые рекомендует нам ТРИЗ. В них есть цель, которую необходимо достичь, и условия, препятствующие достижению цели. Следовательно, для разрешения проблемных ситуаций детям необходимо проанализировать условия, т. е. понять, что мешает достижению цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

2.2 Применение ТРИЗ - технологии в работе со старшими дошкольниками в практике дошкольного образования (на примере МБДОУ «Детский сад №51 «Теремок» г.Энгельса)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 «Теремок» было основано в 1965г. В данном образовательном учреждении работают 30 педагогов, функционируют 11 групп, а общее число дошкольников в них составляют 357 человек. Образовательная деятельность в дошкольном учреждении построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также развитие творческих способностей и детской инициативы. Главная цель образовательного процесса в ДОУ: создание условий для развития у воспитанников познавательной и коммуникативной активности, творческой самореализации и инициативы с помощью современных развивающих технологий.

Внедрение технологии ТРИЗ в дошкольном учреждении № 51 г. Энгельса шло постепенно. В начале коллектив был ознакомлен с методическим обоснованием ТРИЗ, проводились семинарские занятия, на которых практически обыгрывались те или иные методы, приемы и способы, решали интересовавшие педагогов проблемы.

Первое, с чем прошло знакомство дошкольников, была игра «Хорошо - плохо». Игра эта имеет несколько вариантов, различающихся по сложности, зависящих от объекта, предлагаемого к рассмотрению, и от последовательности предлагаемых для анализа объектов и явлений. В первом варианте выбирается безразличный для ребёнка объект, не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать денный предмет и назвать качества, по мнению ребёнка, положительные и отрицательные. Ребёнок называет то, что ему нравится, что не нравится, что удобно, а что неудобно и т.д. Во втором случае можно предлагать вниманию ребенка объект, имеющий для него определенную значимость или вызывающий у него положительные или отрицательные эмоции. Когда выявление противоречивых свойств перестаёт вызывать у детей трудности, следует перейти к следующему варианту, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство. При таком варианте получается цепочка, и игра представляет определённую трудность не только для детей, но и для взрослых, хотя при этом становится и более увлекательной. Живой интерес у детей вызывает проведение игры с разделением на две команды: первая старается назвать максимальное число положительных качеств объекта, вторая - отрицательных. Эту игру можно проводить не только как часть занятия. В течение одного дня к ней можно возвращаться многократно: на прогулке или во время игры, на зарядке и перед сном... Умение критически оценивать окружающую действительность должно стать нормой для каждого ребёнка. С помощью этой игры можно значительно активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь, фантазию, научить рассуждать.

Следующим приёмом ТРИЗ, с которым познакомились дети, была игра «Маленькие человечки». Лабораторные исследования психологии детей дошкольного возраста показали, что способность к наглядному пространственному моделированию является одной из важнейших умственных способностей, формирующихся в дошкольном детстве. Эта игра позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ, даёт возможность изучать основы их физического и химического взаимодействия. Ведь дети уже знакомы со свойствами твёрдых и жидких веществ (набивали шишки, проливали чай и т.д.), но понять физическую сущность многих явлений и процессов (почему камень твёрдый, а чай растекается) им ещё трудно. Поэтому в старшей группе ставится цель познакомить с моделированием простых предметов, а затем усложняем задание. Эту работу можно проводить и как часть занятия, и вне занятий.

Большую ценность представляет аналогичная игра «Треугольники». С помощью этой игры можно построить модели однородных веществ (предметов), а затем строить модели, состоящие из нескольких веществ - фрукты на столе, снег на земле, аквариум с рыбками, морские обитатели, космос, также моделировать любые сказки и т.д. С помощью этих приёмов дети сами совершают первые открытия, проводят научно-исследовательскую работу на своём уровне, знакомятся с особенностями природных явлений. В процессе игры развивается воображение, фантазия, и, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой, творческой личности [Приложение А].

Хочется отметить ещё один из интересных приёмов ТРИЗ - метод фокальных объектов. Конечно, у детей не хватает опыта, не всегда они могут найти нужные слова и объяснить, для чего необходимы те или иные качества и свойства, но когда они с задачей справляются, находят интересные варианты ее решения и, что самое главное, могут объяснить, для чего необходимо то и для чего это, они испытывают радость от своего открытия.

Особое внимание уделялось системному оператору или «волшебному экрану». Системный оператор помогает заглянуть в будущее, заставляет подумать об экологии, бережном отношении ко всему, что нас окружает. Тематика системных операторов и тризовских игр по закреплению знаний об окружающем мире осуществляется в комплексе с предварительной поисковой деятельностью.

И, конечно, не обойтись без «мозгового штурма». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов, более того, поощряются самые неожиданные, необычные предложения. Можно вызвать детей на спор, чтобы они отстаивали своё мнение, обосновывали свои ответы, учились мыслить образно, приводили сравнения, устанавливали связи событий прошлого, настоящего и будущего. Воспитатели отмечают, что дети стали «почемучками». Безусловно, интересны рассуждения детей дошкольного возраста, попытки малышей устанавливать логику событий [Приложение Б].

А чтобы познакомить педагогов с данной технологией, заинтересовать ею и убедить их в ее ценности, были проведены консультации по темам «Что такое ТРИЗ», «ТРИЗ в режимных моментах», «Разрешение противоречий», «Применение “маленьких человечков” в развитии маленьких детей» и другие.

На консультациях-практикумах предлагались для рассмотрения различные проблемные ситуации, а воспитатели искали и находили нестандартные решения, аргументировали свои мнения. Педагоги убедились, что условиями успеха детей в сфере поисковой познавательной деятельности являются умение воспитателя не торопить ребёнка с ответом, предоставление ему возможность подумать, прежде чем ответить, обосновать своё мнение, а самое главное - безусловное запрещение оценки и критики ответов. Воспитатели убедились: методы и приёмы ТРИЗ настолько интересны и взрослым и детям, что их можно включать в любое занятие, в режимные моменты, а результаты не заставят себя долго ждать.

Применяя теорию решения изобретательских задач для целенаправленного обучения творчеству, следует обратить внимание на неразрывность теоретических разработок и прикладного материала. Здесь все попытки окажутся тщетными, если не показать детям связь одних элементов с другими, системность прохождения различных этапов в развитии объектов или явлений. Особенно это касается тематических занятий по экологии. Действительно, можно выйти во двор, в парк или в лес и наглядно проследить многообразие животного и растительного мира. Но нельзя пренебрегать такими мощными стимулами мышления, как воображение ребёнка, его способность преобразовывать одно в другое, простое в сложное. При этом раскрытие темы превращается в увлекательное «мысленное конструирование» [Приложение В].

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что подобные занятия позволяют наиболее полно раскрыть суть предлагаемого материала. Использование же методов развития творческого воображения и основных положений ТРИЗ помогут педагогу увидать скрытые «внутренние ресурсы» темы, а ребёнку - открыть для себя максимум нового и необычного в известном и повседневном.

Проведённая в МБДОУ №51 г.Энгельса работа позволила привести в систему календарно-тематические планы мероприятий, самым непосредственным образом относящихся к реализации в ДОУ ТРИЗ -технологии. Такое планирование позволяет проводить эту работу в системе, учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и педагогов, строить дальнейшую работу по контролю, по преемственности работы детского сада и школы, по активизации творческой группы.

Говоря о проделанной работе, необходимо отметить результаты наших выпускников. Дети идут в школу подготовленными, хорошо усваивают школьную программу, активны, самостоятельны, любознательны, общительны. Беседуя с родителями, учителями, мы радуемся успехам своих выпускников. Коллектив МБДОУ №51 г.Энгельса составил «Программу развития детского сада» на три года, где одной из основных задач было создание рабочей парциальной программы по ТРИЗ, которая позволит всем воспитателям использовать в работе игры и приёмы ТРИЗ для развития творческих способностей у детей.

В заключение хотелось бы отметить, что работа, проведённая педагогами ДОУ, подтверждает важность и, следовательно, необходимость использования ТРИЗ в детских садах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый-дидактик А.Л. Несмеянов. Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребёнок упражняет память, учится осуществлять по образцу определённые мыслительные операции, чтобы самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с новой, незнакомой проблемой вызывает у него растерянность. Универсальные модели, разработанные в ТРИЗ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами изобретают свою педагогику, озарённые светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно, всем вместе и творить себя: и воспитателю, и родителям, и детям.

Исходным положением концепции ТРИЗ является принцип природосообразности. Обучая ребёнка, педагог должен идти от природы.

Учиться должно быть интересно. Сегодня это утверждение не требует доказательств. Главным условием развития личности ребенка является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

В ходе изучения проблемы использования ТРИЗ-технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения были изучены работы ведущих специалистов - дидактов по данной проблеме. В основу работы положены методические разработки таких ученых, как Гин С.И., Жихар О.П., Корзун А.В., Сидорчук Т.А. и др. Кроме того, рассмотрены вопросы истории возникновения различных методов ТРИЗ и их применения для обучения детей дошкольного возраста. Анализ учебно-методической литературы позволил выделить несколько этапов работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. В работе раскрыты основные методы технологии ТРИЗ, рассмотрены возможности их применения в дошкольном возрасте: мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфологического анализа, метод Робинзона, системный оператор и др.

В итоге были сделаны следующие выводы:

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами, технология работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 112 с.

Викентьев И.Л., Каиков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. – М.: ТРИЗ – ШАНС, 1992. 104 с.

Гин С.И. Мир фантазии. Часть 1 и 2. Гомель, ИВЦ Минфина, 1995. 112 с.

Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Минск, 2008. 112 с.

Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006. 134 с.

Зиновкина М.М., Гареев Р.Т., Андреев С.П. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ: Учеб. Пособие. – М., 2004. 364 с.

Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Минск, 2010. 72 с.

Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ - педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008. 75 с.

Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста – Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. 86 с.

Новые ценности образования: ТРИЗ - педагогика. М., 2003, вып. 1

Петров В. Базовый курс по теории решения изобретательских задач. – М.: Проспект, 2010. 299 с.

Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практики решения изобретения задач). / Г.С. Альтшуллер, Б.Л.Злотин, А.В. Зусман, В.И.Филатов. – Кишинев, 1989. 380 с.

Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006. 212 с.

Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007. 126 с.

Селевко Г.К. Энциклопедия педагогических технологий. Т.2. М. 2006. 816 с.

Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. / А.А.Толмачев. – 2004. 496 с.

ТРИЗ - педагогика: диалог теории и практики: Межвузовский сборник научн. Трудов / Под ред. А.А.Нестеренко, В.А.Ширяевой. – Саратов, 2007. 104 с.

Учителям о ТРИЗ. Выпуск 3. Сборник метод. Матеориалов по преподаванию теории решения изобретательных задач в школе. – С-Пб., 1999. 184 с.

Ширяева В.А. ТРИЗ - педагогика: от теории к практике: учеб. Метод. Пособие/ В.А.Ширяева. – Саратов, Наука, 2006. 88 с.


Меня уже давно интересует технология ТРИЗ , которая помогла сделать настоящий прорыв практически во всех сферах человеческой жизни. Появилась она, как сугубо утилитарная система, предназначенная для решения технических задач, и развития способности к изобретательству, о чем свидетельствует и сама расшифровка названия:

  • ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач .

Но очень скоро стало очевидно, что технология ТРИЗ настолько универсальная, что ей доступны практически все области, где требуется проявить и творческий подход.

Оказалось, что ТРИЗ можно использовать в решении практически любых задач любой сложности и направления.

Итак, начинается ТРИЗ с концепции управления . Совершенно нормально, когда мы стремимся управлять всем, что нас касается. Управление своими финансами, своим автомобилем, своей жизнью.

Используя автомобиль, как средство достижения цели, в смысле, чтобы доехать до нужного места назначения, мы должны уметь им управлять, иначе никуда не доедем.

Точно так же, управляя своими действиями, мыслями, решениями, мы можем достичь своей жизненной цели, например, стать финансово обеспеченным, построить дом, создать счастливую семью, или найти любимого человека.

Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

Разнообразие современных систем воспитания детей, порой, приводит многих родителей в замешательство при выборе воспитательной парадигмы для своего ребенка. Все педагогические системы в настоящее время поддерживают идею гармоничного развития, в равной мере уделяющего внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально-нравственной и другим сферам личности ребенка. А главная задача развивающего воспитания – максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить его справляться с непредсказуемыми ситуациями, в которые он будет попадать в ходе своей жизни, и здесь решающее значение играет способность быстро принимать эффективные, а зачастую, и нестандартные решения.

Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог создать свою теорию, которую нередко называют не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной методики дает очень эффективные результаты. Это не мешает использовать ТРИЗ и во «взрослой» жизни – в инженерном деле, бизнесе, политике и даже в творчестве. На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации. В настоящее время активно используются даже аналитические компьютерные программы, построенные на основе технологии ТРИЗ, и имеющие возможность предоставлять готовые решения для любых областей человеческой деятельности.

Суть технологии ТРИЗ

Обычно, попадая в ситуацию, требующую от нас принятия какого-либо решения, поиска выхода из затруднительного положения, мы можем начать поиск оптимального варианта решения проблемы лишь опираясь на уже имеющийся опыт, используя метод проб и ошибок, ну и, конечно же, логику. Такой подход не является очень эффективным и при необходимости нестандартного решения может занять продолжительное время и вовсе не гарантирует успеха. Но что, если бы мы владели универсальными принципами поиска нестандартных решений, применимых к любой ситуации и сфере деятельности? Принципами, которые позволили бы вам подойти к проблеме системно, а не ситуативно? Именно этому и учит ТРИЗ.

Поиск решения, выхода из ситуации на основе технологии ТРИЗ основан на стандартизированных логических операциях, вырастающих из общих законов развития любых технических систем. Основная предпосылка ТРИЗ – любые, даже самые сложные технически, системы возникают не сами по себе, а на основе единых закономерностей, которые можно познать и использовать для рождения новых систем, а также для решения текущих задач. Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение.

ТРИЗ в детском саду

Хотя технология ТРИЗ эффективно применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, начинать формировать системное мышление лучше всего с самого раннего детства. Именно поэтому во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления - ТРИЗ-педагогике.

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений любой ситуации.

Мы не будем сейчас подробно посвящать вас в тонкости разнообразных вариантов воспитательных программ для дошкольного возраста, созданных на основе ТРИЗ, это не сложно сделать самостоятельно изучив любую из предложенных в конце данной статьи книг по теории изобретательских задач. Отметим лишь, что их немало, и каждая предполагает подробные методические рекомендации для воспитателей по конкретному воплощению теории. В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной воспитателем задачи. При этом ТРИЗ-ориентированные воспитательные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.

Основное средство, используемое в ТРИЗ не только для дошкольников, но и для более старших детей, - педагогический поиск . Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска.

Методы ТРИЗ

Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это дает возможность выявить новые, до сих пор неизвестные начинающему исследователю черты какого-либо объекта или системы в целом.

Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это:

  • Метод маленьких человечков – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами.
  • Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
  • Системный оператор – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
  • Ресурсы – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя.
  • Противоречия – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
  • Фантазирование – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное – эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребенка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.

Игры ТРИЗ в детском саду

Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ – не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:

  • «Много-Мало» - детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом - достаточно) свое отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это…», «Ведро воды для слона – это…», «Ведро воды для воробья – это…» и так далее.
  • «Хорошо-Плохо» - дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее… и так далее.
  • «Разбежались» - группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому-либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо, кого не папа – налево.

В рамках данной статьи мы смогли изложить лишь самые общие моменты теории изобретательских задач. Чтобы познакомиться с этой системой поближе, вы можете прочитать одну из многочисленных книг по ТРИЗ, тем более, что это в большинстве случаев не только познавательное, но и увлекательное чтение. В качестве обязательных к прочтению книг мы можем рекомендовать вам:

  • «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
  • «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., ШУстерман М.Н.;
  • «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
  • «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
  • «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
  • «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
  • «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
  • «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
  • «ТРИЗ в детском саду» Гин.С.;
  • «Мир фантазии» серия книг;
  • «Мир загадок» серия книг.

Таким образом, ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира.

А напоследочек, ролик о том, как в петразоводском детском саду пользуются и активно внедряют методы ТРИЗ. Интересно)))

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач, - интерактивная технология, которая используется у дошкольников для , фантазии и склонности к решению изобретательских задач. Ее основателем является Г. С. Альтшуллер, а главная идея сводится к тому, что все по определенным законам, которые следует сознательно использовать.

Эта технология долгие годы успешно использовалась для работы с детьми на , а затем появилась ее вторая часть - творческая педагогика с ее разделом ТРИЗ. Сегодня методы и приемы технического ТРИЗа успешно используются при работе с дошкольниками для развития воображения, творчества, диалектического мышления, изобретательной смекалки.

Программа ТРИЗ для детей представляет собой программу коллективных занятий и игр, которая сопровождается подробными методическими рекомендациями для педагогов. Ребенок сам выбирает для занятия тему, материал и вид деятельности, в процессе игры он учится видеть противоречивые свойства предметов и явлений, находить решение этих противоречий. Дети фантазируют, чтобы найти оптимальное решение задачи и тем самым познают устройство и сущность предметов, закономерности их появления и развития.

Основным средством работы в ТРИЗе является педагогический поиск: дети исследуют проблему и ищут ответы на вопросы. Задача педагога заключается не в том, чтобы давать ребенку готовые знания, а показывать, как находить их самостоятельно.

Принципы построения занятий по ТРИЗ для детей

Для достижения успешного результата технология занятий по ТРИЗ должна строиться на четких принципах. Первым из них будет минимальное количество информации и максимальное - рассуждений. Оптимальной формой организации обсуждения здесь является «мозговой штурм». Важным принципом также будет системный подход, предполагающий, что все явления взаимосвязаны и должны рассматриваться в развитии: предпосылки - явление - результат. В процессе занятия следует подключать все доступные для ребенка средства восприятия, мыслительные операции, активировать творческое воображение, визуализировать и пр.

К примеру, задача по ТРИЗу: «Как перенести в решете?» должна подключить знания детей о разных агрегатных состояниях вещества. Ребенок может долго рассуждать о том, как усовершенствовать само решето, а позднее педагог подводит к тому, что пар, выходящий из чайника, это тоже вода. В процессе дальнейших рассуждений, дети сами приходят к выводу, что воду можно заморозить, а затем перенести в решете. В результате у детей развивается творческое воображение, и они становятся активными участниками педагогического процесса.

Полезными будут беседы на исторические темы, например о том, как были изобретены колесо, карандаш, вилка, самолет и пр. Можно задействовать эти технологии для развития эмпатии: «Что чувствует дерево или куст, когда мы срываем листок, ломаем ветки? Больно ли ему?»

Также примером задачи по ТРИЗ для детей может быть игра на функции предметов: когда нужно назвать наибольшее количество сфер применения какого-либо предмета, например, кирпича. Это и строительный материал, и пресс, и мел, и украшение садовых дорожек и т.д. Можно найти самые неожиданные сферы применения для обычных предметов.

Игра «Данетка, или угадай, что я загадала»: воспитатель загадывает слово, а дети задают вопросы, пока не угадают его. Воспитатель отвечает только «да» или «нет». Загадывать слово может и ребенок, а воспитатель вместе с остальными детьми будет задавать вопросы и пытаться угадать слово.

Игра «Создание сказки по вопросам»: дети по очереди отвечают на вопрос и придумывают сюжет истории, которую можно затем можно изобразить в рисунках. ТРИЗ для детей можно использовать не только планово, во время занятий или прогулок, а в ситуациях, когда воспитателю нужно чем-то занять детей, например, в ожидании, когда из заберут из детского сада, или по дороге на экскурсию.

Итак, технология ТРИЗ реализуется на принципах педагогики сотрудничества, делает ребенка и педагога партнерами, позволяет создать ситуацию успеха для детей, подкрепить их веру в свои силы и стимулировать интерес к познанию окружающего мира.

gastroguru © 2017