Как выучить быстро словарные слова русского языка. Словарные слова, как легче их запомнить? Способы запомнить словарные слова

Классические способы запоминания словарных слов.

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова - воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти.

Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения

7. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву.

8. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О - на круг, Е - на прямоугольник.

Например, АПЕЛЬСИН

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины.

10. Способ мнемотехнический

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию

Что это значит?

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

11. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Словарные слова, как их лучше запомнить?

Язык и стар, и вечно нов –

И это так прекрасно!

В огромном море – море слов –

Купайся ежечасно!

Картофель и картон, платок и косынка, иней и корабль … Что общего в этих словах? Все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Начиная свой путь учителя начальных классов, на уроках русского языка я столкнулась с проблемой - дети в этом возрасте упорно не желают запоминать так называемые словарные слова стандартным методом проговаривания и зазубривания. Очень небольшое количество ребят, имея хорошую слуховую память, а чаще – просто «врождённую» грамотность, пишут словарные диктанты или употребляют данные слова в творческих и др. письменных работах без ошибок. Но что же делать с основной массой учеников?

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача - добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов.

Работа со словарными слова – это одна из серьёзных проблем начальной школы.Нерешенная своевременно проблема превращается в тяжёлый груз, тащить который потом приходится и в среднем звене, и далее. В своей работе стараюсь применять различные методики запоминания трудных слов с непроверяемыми буквами. Один из действенных методов, дающий прекрасные результаты, – это метод ассоциативного запоминания словарных слов , который успешно используется в методике УМК «Перспективная начальная школа».

Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом , который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Таким образом, это – метод ярких ассоциаций .

Данный метод дает возможность запоминания слов по первому предъявлению, без многократного повторения. Удачно подобранное слово - ассоциация становится "проверочным" для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. И чтобы по звучанию это слово было похоже на наше словарное. Обыграем ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить орфограмму. И не нужно забывать, что для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше - кроме того, улыбку и смех. При этом, чем неожиданней, комичней, аб­сурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.

Особенно эффективно работает пара из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород».

Еще один прием, влияющий на качество запоминания, - это использование ассонанса (повторение гласных звуков):

«Ка к-то в ба р зашёл ба ра н,

ба ра ба ня в ба ра ба н».

Или использование аллитерации (повторение одинаковых или однородных согласных):

«Г а-г а-г а!» - она г ог очет".

Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.

Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.

Возьмем, например, слово «комната». Как запомнить, что оно пишется через «а», а не через «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово «Ната». В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь букву «о» просто невозможно. А само слово совпадает с частью слова «комната». Осталось только связать их между собой: комН ата – комнА та.

Раз На та в комна ту вошла,
И букву «А » она нашла.
Там буква «А » попала в плен,
Меж буквой «Т » и буквой «Н ».

Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи - разбойники, к которым и попала в плен буква "А".

Другой прием - нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата». Без «приемного родственника» не обошлось и здесь - слово «ло пнула».

Шёл на дачу в выходной
Я с ло патой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.

Но копать ей трудновато:
Раз! - и ло пнула ло пата!

«Приемный родственник" необязательно должен быть похожим на исходное слово. Запоминание словарного слова достигается за счет сюжета. Этот прием очень удобно использовать в сказке. Прочтите, например, вот эту сказку про баку.

Жила-была когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву "О ". И грызть бублик, похожий на букву "О ".

А ещё она любила смотреть на круглое о блако и на круглое со лнце, похожие на букву "О ", любила о сень, которая начинается с буквы "О ". В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву "О ". А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.

Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя "бока".

Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! - обиделась бака. - Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с "О ".

И стали её писать с "О ". Вот так: с "О" бака . А потом и просто: собака.

Так до сих пор и пишут.

Выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ребенку понять, что он и сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, сам способен превратить трудный материал в доступный для себя и других. Я была очень рада, что в дальнейшем мои дети, подхватив эстафету, начали предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи.

Помимо этого в своей практике активно использую игровые методики.

    «ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ .

Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…

    «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.

Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.

    «КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ .

Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.

    ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

    СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Хотя возможен и более сложный вариант для детей сильной категории – орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Но этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция):

О___О___ (воробей, молоко…)

А___КК_____ (аккуратный)

СС__ (касса, масса…)

Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)

    КОПИЛКА - МИНУТКА.

На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.

Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.

    «ЛИШНЕЕ СЛОВО».

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Например: тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске даны слова:

СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА

Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:

1.Я считаю, что «лишнее» слово петух , т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.

2.Я считаю, что «лишнее» слово петух , т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.

3….слово петух , т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.

4…..слово дорога , т.к. все слова отвечают на вопрос КТО ?, а слово дорога – на вопрос ЧТО ? И т. д.

Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже!

    БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).

Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:


М ШИНА КЛА

М ЛИНА МА А

М ГАЗИН КА А

Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму. Можно использовать этот приём, как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Удвоенные согласные …».

    «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.

Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.

Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. Например:

УЛ И Ц А. Я вышел на улиц у и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛИ .

ПА ЛЬТО. П А ЛЬТО носит ПА па.

Эта фраза безумно нравится моим детям. Ибо, если пальто носит папа, то тогда же кто, а вернее, что носит пОльто?...Удивительная вещь – никто в классе не делает в этом слове ошибку.

    «МУДРЫЙ СЛОВАРИК».

Люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.

Например, надо дописать словарные слова:

Как об стенку _____________(ГОРОХ).

Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).

Корми _______________(КОРОВУ) сытнее,

_____________(МОЛОКО) будет вкуснее.

    МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ, ИЛИ «МАЛЕНЬКИХ КРОССВОРДИКОВ».

Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например:

Л И М О Н Б Е Р Ё З А В О Р О Т А

Л О П А Т А М О Р О З А Р О М А Т

    МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ .

Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Хочется отметить, что 1-2 вариантами дети не ограничиваются. Например, в слове «шофёр» вместо непроверяемой гласной «о» дети предлагали нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву «о». А бывало и так, что, поработав таким методом над словом на уроке, кто-то подходил после урока и предлагал ещё и другие варианты графического изображения непроверяемой буквы. Так один ученик предложил нарисовать вместо буквы «о» солнце. О чём это говорит? Да о том, что этот ребёнок обязательно запомнит данную орфограмму, т.к. весь урок думал о ней!

Итак, проговорив 1-2 минуты, как графически можно изобразить букву в «опасном» месте, даю детям творческое задание – зарисовать словарное слово в словариках (в конце индивидуальных словариков можно оставить несколько страниц для творческой работы). Желающие могут зарисовать слово на альбомных листах – опорах. Вот несколько примеров:

ЯГ ДА В РОТА

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДКИ В СЛОВАРНОЙ РАБОТА

1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака).

2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).

3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко).

4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).

5. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей).

6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко даёт. (Корова).

7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).

Проведение таких видов словарной работы позволит заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

В своей работе я поделилась с вами приёмами работы с так называемыми словарными словами. Это мой накопленный опыт. Но я не собираюсь ставить точку в этой теме. Поставлю многоточие. Ведь уже сейчас я знаю, что ещё могу предложить моим ученикам. Можно организовать в рамках проектной деятельности следующие виды работ со словарными словами (групповые или индивидуальные): к определённой тематической группе слов подбирать стихи, загадки, этимологическое происхождение слов, фразеологизмы, картинки. Составлять кроссворды, ребусы. Сочинять мини – рассказы и т.д. Если задуманное удастся, то за 4 года можно издать коллективную работу «Справочник – игралочник всех словарных слов для начальной школы»…

Приложение 1

Карточка № 1

    Что изображено на картинках?

    В один столбик запишите слова, которые отвечают на вопрос что?, в другой – на вопрос кто?

    Поставьте в словах ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.

Приложение 2

Фрагмент урока по ознакомлению со словарным словом.

Тема: Знакомство с написанием слова «береза».

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Угадайте, о чем идет речь:

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Учитель вывешивает картинку с изображением березы.

Назовите признак, который отличает березу от других деревьев. (Береза – дерево с белым стволом.)

Нам нужно выяснить правописание слова «береза». Произнесите его по слогам.

Сколько слогов в этом слове?

Назовите первый слог, второй.

Какой из них ударный?

Назовите безударный слог.

Запишите в тетрадь это слово самостоятельно, пропустив орфограмму.

Прежде чем вставим пропущенную букву, выясним, почему это дерево так назвали.

Учитель зачитывает этимологическую справку.

Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый», «ясный», «белый», от которого и образовалось сначала слово «берза», а впоследствии – «береза».

Итак, слово «береза» образовано от того же корня, что и слово «белый», и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву нужно вписать в слово?

Проверьте написание этого слова по словарику учебника.

Проговорите, как будем писать это слово.

Затем каждый учащийся записывает слово «береза» в тетрадь под самодиктовку, делит его на слоги и для переноса.

Подберите однокоренные слова.

Составьте словосочетания с этими словами.

Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.

Сделанный из б..резы - … (березовый).

Б. резовый лес - … (березняк).

Гриб, который растет под б..резой - … (подберезовик).

Составьте словосочетания со словами, предложенными на доске.

За березу – (спрятаться).

За березой – (ухаживать).

На березу – (залезть).

На березе – (распустились).

Под березу – (сесть).

Под березой – (упасть).

Прочитайте на доске устойчивое высквзывание (фразеологизм) со словом «береза».

Когда так говорят: «Дать березовой каши»? (Когда хотят наказать, высечь, выпороть березовыми розгами.)

Составьте словосочетания и предложения с этим словом.

Любому человеку хочется писать без ошибок. Людям с врожденной грамотностью справиться с такой проблемой довольно просто. Но большинству приходится прилагать немалые силы, чтобы овладеть грамотным письмом.

Конечно, никаких затруднений со словами, написание которых регулируется правилами, чаще всего не возникает. А вот со словами, которые не подчиняются никаким правилам, дело обстоит совершенно иначе. Правильное написание словарных слов следует исключительно запоминать.

Огромное количество взрослых образованных людей нередко задумываются над написанием того или иного слова, когда дело доходит до составления документов или официальных писем. Довольно часто им приходится проверять себя, воспользовавшись орфографическими словарями.

Но ведь далеко не всегда в нужный момент орфографический словарь оказывается под рукой. Если у взрослых стоит такая проблема, то что уж говорить о детях, ведь им приходится гораздо труднее. Заучивание словарных слов - дело не из легких. Над этим усердно трудятся учащиеся школ, нервничают и каждый раз расстраиваются, если даже после долгих усилий они снова и снова делают ошибки в одних и тех же словах. В стороне не остаются ни учителя, ни родители. Они тоже активно участвуют во всем этом процессе и волнуются не меньше своих детей.

Оказывается, можно сберечь немало нервов, если воспользоваться довольно простыми, но в то же время эффективными методами для быстрого заучивания трудных слов. Таких способов всего пять.

Прием №1.

Возьмем, к примеру, такое непростое слово с удвоенной согласной, как «террариум». Если вы столкнулись с этим словом, но в его написании не уверены, то стоит заглянуть в словарь, чтобы не ошибиться. Но как же запомнить это слово? Для этого можно вспомнить какое-то слово, в котором тоже встречается удвоенная «р», но в написании которого, в отличие от «террариума», сомневаться вы уже не будете.

Прием №2.

Этот метод носит название «графического». Такой способ запоминания особенно подходит детям. В школьной программе встречается много сравнительно простых и наглядных слов. Именно для запоминания таких слов и следует прибегнуть к графическому методу. Но подобный прием не будет работать с более трудными словами, а тем более с абстрактными понятиями.

Графический метод запоминания основан на обыгрывании непроверяемой буквы с использованием картинок. А это значит, чтобы заучить сложное слово, нужно изобразить рисунок, на котором будет нарисовано само слово и непроверяемая буква. Рисунки не должны быть шедеврами изобразительного искусства, они, скорее, будут схематичными, ведь вы рисуете исключительно для себя.

Прием №3.

Под этим способом подразумевается фонетический метод. Он основан на звуковых ассоциациях, что может значительно облегчить заучивание словарных слов. Такой метод очень подходит ученикам средних и старших классов. Прибегнуть к такому способу запоминания полезно и взрослым. Фонетический метод позволяет без особых усилий выучить написание даже самых сложных слов.

Прием №4.

Здесь речь пойдет о комбинированном методе. Такой способ нужно использовать для заучивания тех сложных слов, где вы испытываете трудности в написании не одной, а двух и более букв. Этот метод представляет собой соединение двух способов: фонетического и графического. Такой подход позволяет использовать, например, метод фонетических ассоциаций, чтобы заучить одну непроверяемую букву, а графический - другую.

Прием №5.

В основу этого метода положена схожесть форм буквы с чем-либо. Это могут быть животные, предметы, растения. Следует подобрать какой-то предмет, который по форме напоминает непроверяемую букву. Если говорить другими словами, то используя такой метод, нужно придумать подходящие ассоциации.

Правильное написание словарных слов — один из критериев грамотности. Статья адресована родителям и содержит описание этапов работы с детьми дома.

Множество слов русского языка не подчиняется правилам орфографии. Это словарные слова, написание которых следует запоминать.

Один из разделов обязательного экзамена по русскому языку по итогам обучения в 9 классе содержит задание на правописание словарных слов. Словарные слова помогают детям осваивать письменную речь. Однако для некоторых детей они становятся друзьями, а для других — врагами, доставляя сплошные хлопоты. Практика показывает, что далеко не каждому ребенку удается быстро запоминать написание словарных слов и долго удерживать полученные знания в памяти. Иногда приходится наблюдать, как ребенок честно заучивает их, успешно пишет словарные диктанты в классе, а вот в проверочных диктантах допускает в этих словах ошибки. Взрослые иногда недоумевают: «Как же так, ты же учил, писал их правильно?» А дело в том, что в тексте диктанта ребенок не узнал эти слова, не смог сосредоточиться на их правописании.

У каждого человека имеется свой словарный запас. Чем выше уровень речевого развития, тем объемнее словарь.

Среди словарных слов много таких, которые не часто используются в устной речи ребенка, а, значит, просто отсутствуют в его активном словаре. Именно эти слова тяжелее всего запоминает ребенок.

В школе уделяется большое внимание изучению словарных слов. Однако практика показывает, что при написании словарных слов дети часто допускают ошибки. Можно ли научить ребенка запоминать словарные слова?

Опыт показывает, что систематическая работа приносит успех. Существует множество упражнений, способствующих запоминанию словарных слов. Важно понимать, что запоминание словарных слов — кропотливая работа ребенка и взрослого.

Тренировочные упражнения для работы дома

  1. Основное правило — максимальное использование помощников . Важно соединить работу глаз, ушей, языка и руки. Прежде чем познакомить ребенка с графическим образом слова, необходимо уточнить его значение с помощью наглядности (картинки или конкретного предмета).
  2. Проговариваем слово по слогам, выделяя опасные места . Показываем написание слова. Желательно записывать слова на отдельные карточки, крупными буквами. Образец записывается взрослым. Ребенок под контролем взрослого читает слово, повторяет, запоминает. Взрослый закрывает образец. Ребенок записывает слово на карточку, затем проверяет написание по образцу. Использовать желательно именно карточки, а не тетради. На карточке располагается одно слово, а не как в тетради — несколько и рядом. Работа именно с карточками помогает ребенку научиться вспоминать заученное ранее слово. Если при записи на карточку допущена ошибка, возвращаемся назад. Читаем образец, несколько раз проговариваем, убираем образец, слово записывается на карточку.
  3. Составляем словосочетания с данным словом и предложения, чтобы закрепить значение слова и варианты его изменения. Очень может быть, что ранее ребенку слово было незнакомо. В таком случае варианты словосочетаний и предложений озвучиваются вначале взрослым, а только потом ребенком. Взрослый человек должен дать образец использования слова в речи. Карточку с новым словом откладываем отдельно и через некоторое время уточняем, запомнил ли ребенок его значение и способы употребления. Даже если слово ребенку знакомо, тренировка в его употреблении поможет ребенку сконцентрировать внимание на единстве смыслового значения слова и его графического образа.
  4. Прочитываем слово по слогам в соответствии с его написанием. Ребенку необходимо несколько раз прочитать слово вслух, выделяя голосом те части слова, которые пишутся не так, как произносятся.
  5. Предлагаем ребенку внимательно посмотреть на слово, запомнить его графический образ (написание) и, перевернув образец (карточку), записать его самостоятельно. Лучше, если первоначально ребенок будет записывать слово печатными буквами. Они не нуждаются в соединении. Каждую букву легче ощутить.
  6. На обратной стороне карточки предлагаем ребенку нарисовать картинку, которая поможет ему вспомнить не только значение слова, но и его написание. Если ребенку это сделать самостоятельно трудно, рисуем вместе с ним. Вместе — не означает за него. Ребенок обязательно должен поучаствовать. Иначе картинка будет не его, и не поможет при запоминании. Можно найти готовую картинку и дать возможность ребенку ее вырезать и приклеить.
  7. Проверяем, запомнил ли ребенок написание: показываем картинку и предлагаем записать слово. Если результат положительный, переходим к следующему слову.
  8. Запоминание — сложный мыслительный процесс. Следует помнить, что нельзя слишком увлекаться — не стоит брать сразу много слов. Начинать целесообразно с 1 — 2, постепенно увеличивая количество до 5. Важно ежедневно возвращаться к изученным словам, контролируя прочность запоминания.
  9. По мере накопления карточек предлагаем ребенку различные способы классификации. Например, по сходству написания частей слова, которые пишутся не так, как произносятся (город, воробей, корова); по количеству слогов в слове (молоко, огород, ворона); по месту ударения и т. д. Подобные варианты классификации каждый раз заставляют ребенка анализировать написание слова с разных позиций, а, значит, помогают удерживать их графический образ в памяти.
  10. Нельзя заставлять ребенка многократно писать одно и то же слово, мол, сто раз напишет и запомнит. Подобная методика провоцирует закрепление ошибочного написания. Практика показывает, что после нескольких правильных вариантов ребенок допускает ошибки. Внимание притупляется, а рука и глаз воспроизводят не образец, а ошибки.
  11. Не обязательно каждый день предлагать ребенку писать в тетради словарные слова. Лучше чередовать различные виды деятельности в зависимости от нагрузки (от объема домашнего задания, занятости ребенка в конкретный день в кружках или секциях) и самочувствия. Можно предлагать повторить слова и проговорить их написание, записать в воздухе, на руке (спине) взрослого пальцем, выгнуть из проволоки или выложить из шнура и т. д.
  12. Многим детям трудно узнавать образ слова, в котором пропущены буквы. Предлагаем ребенку записать несколько словарных слов в столбик. Затем фломастером ребенок заштриховывает заданные буквы. Например, все буквы а . Далее предлагаем прочитать записанные слова. На следующем этапе ребенок заштриховывает уже 2 буквы (а, о ). Затем прочитывает слова и вставляет буквы. Начинать лучше с гласных, увеличивая их количество до 3 — 5. Игра «узнай слово » помогает научиться вспоминать графический образ слов. Начинаем с простых заданий, ребенку предлагается узнать слово с одной отсутствующей буквой: горо_ . Постепенно повышаем уровень сложности: г_р_д , г_ _ _ д , г_ _ _ _ . Используем, соответственно, изученные словарные слова.
  13. Интерес у детей вызывает задание связать несколько словарных слов в смысловую цепочку — составить шуточный текст. Сначала ребенок проговаривает слова в соответствии с их написанием, затем составляет шуточный рассказ. Например, даны слова: город, воробей, магазин, береза, ворона, огород, деревня, картофель, молоко . Ребенок составил такой текст: «Воробей в городе купил молоко и пил его на березе. Ворона в деревне сажала картофель в огороде ». Через некоторое время предлагается ребенку вспомнить составленный рассказ и записать словарные слова.
  14. Часто дети запоминают словарные слова в начальной форме, так как они даны в словаре учебника. При написании же различных форм слова или однокоренных слов в предложениях и текстах допускают ошибки. Чтобы закреплять получаемые знания, ребенок должен тренироваться в изменении словарных слов (огород, на огороде, за огородами ), в образовании цепочки однокоренных слов (город, городской, пригородный ), в написании словосочетаний со словарными словами (маленький воробей ), словосочетаний из словарных слов (городской воробей ), предложений со словарными словами. Такая работа делает запоминание более эффективным. Ребенок будет готов узнавать изученные слова в тексте диктанта.
  15. При выполнении домашнего задания по русскому языку необходимо обращать внимание ребенка на изученные словарные слова, если они встречаются в текстах.
  16. Обычно словарные слова изучаются не в алфавитном порядке. Предлагаем ребенку расположить 5 — 7 словарных слов в алфавитном порядке и записать (проговорить) их.

Тренировочных упражнений множество. Важно выбирать такие, которые помогают ребенку.

Занимаясь дома, необходимо помнить о том, что занятия должны идти во благо, нельзя перегружать ребенка. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Нельзя видеть в ошибках ребенка трагедию. Нельзя сравнивать свои успехи в школе с неудачами ребенка. Обучение — это работа и ребенка, и взрослого. А, значит, в наших силах сделать словарные слова помощниками ребенка, а не врагами.

Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.

  1. Прочитать слово по слогам.
  2. Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
  3. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
  4. Определить состав, часть речи.
  5. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
  6. Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
  7. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

А что дальше?

Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

«Дерево слов»

Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?

Обратите внимание!

Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

Морфемные и фонетические «шарады»

Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.

Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

«Третий лишний»

В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.

Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

К..рандаш, к..рова, м...рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.

«Письмо из бутылки»

Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

«Перфокарты»

Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

Свой словарный диктант

Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.

«Исправь ошибки» («Корректор»)

Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

Ребусы, кроссворды

Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

Буриме

Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».

А если слова никак не запоминаются?

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

Разрезанное слово

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

«Всё наоборот»

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

«Беглые гласные»

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

Картинки-ассоциации

Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Ассоциации и созвучия

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИ нЕ греТ ,

Он не жарен И нЕ греТ .

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Итог

Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!

gastroguru © 2017