Государственное устройство древнего рима. Высшая власть в древнем риме принадлежала Позднейшие фундаментальные труды

Древний Рим (лат. Roma antiqua) - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Персии на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский. Религия в течение большей части периода существования была политеистична, неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (нательный крест).

История

Периодизация истории Древнего Рима основана на формах правления, которые в свою очередь отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.

Царский период (754/753 - 510/509 до н. э.).

Республика (510/509 - 30/27 год до н. э.)

Ранняя Римская Республика (509-265 гг. до н. э.)

Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)

Иногда также выделяется период Средней (классической) Республики 287-133 гг. до н. э.)

Империя (30/27 г до н. э. - 476 г. н. э.)

Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. - 235 г. н. э.)

Кризис III века (235-284 гг.)

Поздняя Римская империя. Доминат (284-476 гг.)

Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов. В период Ранней Республики Рим в ходе многочисленных войн значительно расширил свою территорию. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом, хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье, что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию, Грецию, а затем Малую Азию и Сирию. В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август, сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев, которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён, что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула-Августула германским вождём Одоакром 4 сентября 476 г. считается традиционной датой падения Римской империи.

Ряд исследователей (в советской историографии в этом направлении работал С. Л. Утченко) считают, что Рим создал свою оригинальную цивилизацию, зиждившуюся на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями её исторического развития. К таким особенностям относились установление республиканской формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев и почти непрерывные войны Рима, превратившие его из небольшого италийского городка в столицу огромной державы. Под воздействием этих факторов складывалась идеология и система ценностей римских граждан.

Её определял, прежде всего, патриотизм - представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами. Для этого гражданин должен был обладать отвагой, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утверждённому закону и установленному предками обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, сельских общин и самого Рима.

Как называлось управление в Риме до н. э.? и получил лучший ответ

Ответ от Ёергей Рязанов[гуру]
Законодательные полномочия в классический период истории Древнего Рима были разделены между магистратами, сенатом и комициями.
Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики их насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность сенаторов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятный по тем или иным «знамениям» .
Комиции же имели право голосовать только за (Uti Rogas - UR) либо против (Antiquo - A), но не могли обсуждать и вносить свои корректировки в предложенный законопроект. Утверждённый комициями законопроект получал силу закона. По законам диктатора Квинта Публилия Филона 339 до н. э. , утверждённый народным собранием (комициями) закон становился обязательным для всего народа.
Высшая исполнительная власть в Риме (империй) делегировалась высшим магистратам. При этом вопрос о содержании самого понятия империй остаётся дискуссионным Ординарные магистраты избирались на комициях.
Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы, избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора, все должности в Риме были коллегиальными
************************
Царский период (754/753 - 510/509 до н. э.) .
Республика (510/509 - 30/27 год до н. э.)
Ранняя Римская Республика (509-265 гг. до н. э.)
Поздняя Римская Республика (264-27 гг. до н. э.)
Иногда также выделяется период Средней (классической) Республики (287-133 гг. до н. э.)
Империя (30/27 г до н. э. - 476 г. н. э.)
Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. - 235 г. н. э.)
Кризис III века (235-284 гг.)
Поздняя Римская империя. Доминат (284-476 гг.)
Источник:

Ответ от Не надо ля ля. [гуру]
Высшая власть принадлежала гражданам, собиравшимся на народные собрания. Эти собрания объявляли войну, принимали законы, выбирали должностных лиц и т. п.
Главную роль в управлении играли два консула, которых выбирали сроком на год. Оба консула обладали равной властью. Они по очереди председательствовали в Народном собрании, производили набор в войско, предлагали новые законы. Каждый из консулов мог отменить распоряжение другого. Поэтому прежде чем что-либо предпринять, консулы вынуждены были договариваться между собой, находить согласованное решение. Во время войны обычно один консул оставался в Риме, а другой во главе войска отправлялся в поход.
Еще с тех времен, когда шла борьба между плебеями и патрициями, плебеи добились права выбирать на плебейских сходках своих собственных должностных лиц - народных трибунов (постепенно число их возросло от двух до десяти) . Трибуну принадлежало право вето (по-латински вето - "запрещаю"), т. е. право отменить распоряжение консула, решение сената, запретить голосовать закон. Личность трибуна была неприкосновенна, а его убийство считалось тягчайшим преступлением. После того как плебеи добились уравнения в правах с патрициями, народных трибунов продолжали выбирать, но уже не на плебейских сходках, а на общегражданских народных собраниях.
В ходе борьбы плебеев и патрициев изменился порядок пополнения сената. В него попадали без всяких выборов бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица. Все они до конца жизни являлись членами сената. Всего в сенате было 300 человек. Сенат обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами.
Управление в Риме (Зв. дон. э.) и Афинах (5 в. до н. э.) имело общие черты. Оба древних государства были республиками (в наши дни под республикой понимают государство, в котором правителей выбирают на определенный срок) ; высшая власть принадлежала Собранию граждан. Рядовые римские граждане сравнительно с гражданами Афин играли в управлении меньшую роль.
В отличие от Афин в Риме:
за исполнение государственных должностей денег не платили;
с предложением нового закона не мог выступить любой гражданин, но лишь тот, кто занимал государственную должность - консула, народного трибуна и др. ;
судьи не выбирались из числа граждан независимо от их знатности и богатства (судьями в Риме долгое время могли быть только сенаторы) ;
"почти все дела решались сенатом" (так считал древний историк Полибий) ; сенаторы не выбирались гражданами, заседали пожизненно и ни перед кем не несли ответственность за ошибочные решения (ничего подобного в Афинах не было) .
Фактическая власть в Риме принадлежала группе знати, состоявшей из семей богатых патрициев и плебеев, породнившихся благодаря бракам. Они называли себя нобили (по-латински - "знатные"), поддерживали друг друга на выборах консулов, при принятии решений в сенате и народных собраниях.


Ответ от Егор Левштанов [активный]
А как оно называлось то.


Ответ от Кирилл панов [новичек]
jujuj
огого


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как называлось управление в Риме до н. э.?

Актуальность проблем, связанных с государственным устройством Древнего Рима сегодня повышается, а рассматриваемая тема реферата, систематизация знаний и представлений о разнообразных проявлениях развития человечества в определенной степени поможет сориентироваться в современной духовной жизни, ее состоянии и тенденциях развития.

Община «Рим» развилась теперь в целое государство, «Римскую республику», жители которой (помимо национально-племенных, имущественных и иных отличий) делятся прежде всего на лично свободных и лично несвободных. Лично свободные подразделяются на граждан и чужестранцев.

Главной цитаделью нобилитета и руководящим органом республики являлся сенат. Сенаторов обычно было 300. Право назначать сенаторов принадлежало раньше царю, а затем консулам. По закону Овиния (последняя четверть IV в.) это право перешло к цензорам. Каждое пятилетие цензоры пересматривали список сенаторов, могли вычеркивать из него тех, кто по тем или иным основаниям не соответствовал своему назначению, и вписывать новых. Закон Овиния установил, «чтобы цензоры под клятвой выбирали в сенат лучших из всех категорий магистратов». Речь идет о бывших магистратах до квесторов включительно.

Сенаторы распределялись по рангам. На первом месте стояли так называемые «курульные сенаторы», т. е. бывшие магистраты, занимавшие курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы; затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких было немного). Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например диктаторы, а из ординарных-консулы, преторы, а позднее народные трибуны.

До начала гражданских войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным образом его социальным составом и организацией. Первоначально в сенат могли входить только главы патрицианских семей. Но уже очень рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур число их в сенате стало быстро увеличиваться. В III в. подавляющее большинство сенаторов принадлежало к нобилитету, т. е. к правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему поддержку самой влиятельной части общества. Между сенатом и магистратами существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат в конце концов попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему преемственность традиций и большой административный опыт.

Круг дел, которыми руководил сенат, был очень широк. До 339 г., как было указано выше, ему принадлежало право утверждать постановления народного собрания. После этого года требовалось только предварительное одобрение сенатом вносимых в комиции законопроектов. По закону Мения, этот же порядок был установлен и по отношению к кандидатурам должностных лиц.

Сенат в случае тяжелого внешнего или внутреннего состояния государства объявлял чрезвычайное, т. е. осадное, положение. Это делалось чаще всего посредством назначения диктатора. Со II в. в практику входят другие формы введения осадного положения. Одна из них состояла в том, что сенат принимал постановление: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Этой формулой консулам (или другим должностным лицам) давались чрезвычайные полномочия, подобные полномочиям диктатора. Другим способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула. Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в.

Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав контингентов: граждане, союзники и, проч. Сенат выносил постановление о роспуске войска, под его контролем происходило распределение отдельных войсковых соединений или фронтов между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам.

В руках сената была сосредоточена вся внешняя политика. Право объявлять войну, заключать мир и союзные договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого всю подготовительную работу. Он отправлял посольства в другие страны, принимал иностранные послов и вообще ведал всеми дипломатическими актами.

Сенат управлял финансами и государственными имуществами: составлял бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму налогов, контролировал откупа, руководил чеканкой монеты и проч.

Сенату принадлежал высший надзор за культом. Он учреждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные жертвоприношения, в наиболее серьезных случаях толковал знамения богов, контролировал иностранные культы и, если это было нужно, запрещал их.

Члены всех постоянных судебных комиссий до эпохи Гракхов состояли из сенаторов. Только в 123 г. Гай Гракх передал суды в руки всадников (под этим названием понимали тогда богатых купцов и ростовщиков).

В том случае если должности высших магистратов, имевших право председательствовать в народном собрании для выбора консулов, были вакантны или эти магистраты не могли прибыть к моменту выборов в Рим, сенат объявлял «междуцарствие». Этот термин сохранился еще от царской эпохи. Один из сенаторов назначался «междуцарем» для председательствования в консульских избирательных комициях. Он исполнял свою должность в течение пяти дней, после чего назначал себе преемника и передавал ему свои полномочия. Тот назначал следующего и т. д. до тех пор, пока в центуриатных комициях не будут избраны консулы.

Таким образом, сенат являлся высшим административным органом республики, и вместе с тем ему принадлежал верховный контроль над всей жизнью государства.

Оба крупных сословных класса предшествующего периода, патриции и плебеи, продолжали существовать и теперь, и их взаимная борьба за политические права была наиболее характерным явлением в жизни римской общины периода Республики. Уже при Сервии Туллии, по преданию, плебеи, первоначально бесправные, получили некоторые права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. Они, таким образом, стали из бесправных - неполноправными гражданами, и стремление к полному правовому равенству с патрициями, особенно в праве занимать высшие государственные должности, привело к усилению борьбы их с патрициями, до полного уравнения в правах. По законам Люция Секстия (366 г. до н. э.) плебеи получили доступ к высшим светским, а по закону Огульны (300 г. до н. э.) и к высшим духовным должностям, кроме полученного еще ранее права на законный брак с патрициями. Благодаря расширению государства значительно увеличился также и численный состав плебса.

Таким образом, оба сословия слились в одном понятии «римский народ». Однако осуществление права занимать высшие государственные должности, вследствие дорого стоившей предвыборной агитации и отсутствия вознаграждения за отправление должности, было доступно лишь зажиточным гражданам. В результате из патрициев и богатых плебеев постепенно образовалась чиновная, служилая знать (нобили), стоявшая в противоположности к менее зажиточному плебсу.

Управление римской общиной Республиканского периода основывалось на воле народа. Поэтому все важнейшие вопросы управления решались на основании того или иного волеизъявления общины, «народа Рима». Ему принадлежала:

власть законодательная - право издавать за коны;

власть судебная - право производить суд;

власть избирательная - право избрания магистратов;

власть решающая - в вопросах о мире и войне.

Решения народа по пунктам а) и г), как имевшие силу закона, назывались «законами народа» или «народными повелениями». Сам народ, как носитель верховной власти, был облечен известным величием, и преступления против общины считались оскорбляющими величие римского народа. Перед народным собранием склонялись фасции магистратов, присутствующих в собрании, как символ их преклонения пред «величием народа».

Свои права народ осуществлял в народных собраниях, обычно в так называемых комициях (от лат. - «сходиться»), то есть в созываемых и руководимых имевшим на то право должностным лицом (например консулом или претором) собраниях полноправных граждан, на которых они (в своих политических делениях по куриям, центуриям или трибам) решали посредством подачи голосов предлагаемые на решение очередные вопросы.

Право участия в комициях и подачи голос имели все римские граждане (обладавшие правом голоса), где бы они ни находились - в Риме, провинции или колонии. В соответствии с участвовавшими в собраниях представителями римской общины, комиции подразделялись на куриатский комиции, центуриатский комиции и трибутский комиции.

От комиции следует отличать созывавшиеся светским или духовным должностным лицом свободные собрания (не по политическим делениям) или сходки, где народ не голосовал, а обычно выслушивал доклады и сообщения или обсуждал некоторые важные вопросы, особенно стоявшие на очереди в ближайшие комиции. Говорить на этих собраниях могли все присутствующие. Собирались они обычно на Форуме, а созываемые духовным лицом - на Капитолии.

Причина падения республики в том, что она была государственной формой, которая сложилась на базе города-государства и которая не могла обеспечить интересы широких кругов рабовладельцев в рамках обширной империи. Господствующие классы в этих условиях видели единственное средство сохранения своей власти в диктатуре, опиравшейся на армию. Существует еще множество причин падения республики С. И. Ковалев считает, что: «Главной и самой общей причиной являлось противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и ее социально-классовым содержанием. В то время как эта форма оставалась старой, содержание ее существенно изменилось».

От республики римская империя отличалась и самой организацией правящего класса. В связи с территориальным ростом Римской республики государство превращалось из органа, представлявшего интересы крупнейших римских землевладельцев и рабовладельцев, каким была республика, в орган, представляющий интересы господствующих классов всей Римской державы.

Это предполагало привлечение к руководству государством рабовладельческих кругов не только Италии, но и провинций, а в перспективе - уравнение Италии и провинций.

При Цезаре и Августе были заложены лишь основы развития Римской империи. Различие между частями империи было еще огромно. Все разнородные области объединялись политической властью и удерживались его военной мощью.

Монархическая реформа Августа как бы замкнула собой круг развития государственного устройства Рима: монархия - республика - монархия. Как республиканская магистратура есть раздробление единой власти царя, так и власть императора есть опять собирание (концентрация) республиканских магистратур в особе государя, в виде новой, чрезвычайной магистратуры.

Фактически монархия была восстановлена после битвы при Акциуме (31 г. до н. э.), когда вся военная сила была сосредоточена в руках Августа, а юридически - в 27 г., когда Октавиан получил от Сената титул «Август» (досточтимый, священный) верховное руководство и надзор за всеми делами правом контроля действий остальных властей, управление некоторыми провинциями и главное начальство над всем войском.

На этой основе постепенно и выросла власть римских императоров, вплоть до Диоклетиа на (285-305 гг. н. э.), когда она становится монархией в строгом смысле слова. Вся полнота власти была сосредоточена в руках одного лица, а Сенат и народ не играли уже никакой государственной роли. Власть императора была пожизненной, но не династической, наследственной: император мог только указать государству на лицо, которому желал передать власть после смерти, назначив его наследником своего личного имущества и достояния. Таковым могло быть и лицо, усыновленное государем. Император мог принять его в соправители и передать титул «Цезарь», наградив его различными почестями, необходимыми для создания ему репутации, особенно в войске.

Император имел право отказаться от власти сам. Как «магистрат» он мог быть смещен Сенатом, но, опираясь на войско, он не опасался этого смещения. Во всяком случае, смещение императоров всегда было актом насилия.

Полномочия императора слагались из власти военной, составляющей главную опору его влияния. Она давалась ему Сенатом и войском, и как главнокомандующий римской армией император напоминал республиканского проконсула, так как военные силы находились в провинциях, правителями которых были проконсулы.

Как консул, цензор и трибун народа, император имел возможность:

принимать активное участие в законодательстве, руководя Сенатом и комициями; но наряду с их постановлениями действовали и личные распоряжения императора, изданные на основании его права (эдикты, декреты, мандаты, конституции и т. п.);

участвовать в судопроизводстве: составлять списки присяжных, руководить процессами, особенно военными и уголовными, причем суд императора являлся высшей инстанцией;

участвовать в выборах магистратов, причем император проверял правоспособность кандидатов, рекомендовал своих (кандидаты цезаря), что почти уже равнялось назначению, назначал сам некоторых чиновников, особенно наместников в императорских провинциях;

в качестве цензора - составлять списки сословий, особенно Сената, подчиняя его таким образом своему личному влиянию;

осуществлять верховный надзор и руководство во всех государственных делах, внутренних и внешних, заведовать государственным хозяйством и финансами, чеканить монету и т. п. Цензорский надзор за нравственностью также входил в компетенцию императора;

осуществлять свою власть в провинциях, куда императоры могли назначать своих чиновников для управления местными общинами, нередко в ущерб их прежней автономии.

Император также обладал и властью духовной. В качестве верховного понтифика и члена всех главнейших жреческих коллегий император имел верховный надзор за культом и за имуществом духовных коллегий и храмов.

Кроме зависимых от императора магистратов республиканского типа, им назначался целый ряд особых должностных лиц для разных отраслей управления: для управления провинциями прокураторов, легатов Августа; для отдельных частей управления кураторов, префектов. Из последних особенно были важны: префект города - градоначальник и городской судья; префект преторианцев - начальник преторианцев, весьма влиятельный сановник после императора; префект, заведовавший провиантской частью Рима, и др. Чины эти обычно получали содержание из императорской казны и назначались нередко из сенаторов или всадников, иногда (низшие должности) из императорских отпущенников.

Вот как характеризует состояние Рима этого времени Ж. Боже: «Во II в. особенно заметен упадок римской морали; ослабление патриотических чувств, которые перестали быть источником гражданских добродетелей, заменившихся стремлением к личному благополучию, «буржуазными добродетелями», сосуществовавшими с жаждой наживы, царством денег, развратом, индивидуализмом. Ослабла связь с родными».

Сенат продолжал свое, по-видимому почетное, существование, юридически он стоял даже выше Императора, который получал свою власть от Сената. Однако фактически громадное личное и военное значение императора лишало Сенат почти всякойсамостоятельности, тем более что в силу своей цензорской власти император имел право пополнения итого органа власти, а как трибун народа, мог останавливать своей интерцессией все неугодные ему постановления. Сенату предоставлено было по-прежнему наблюдение за культом, заведование казной (государственной). Однако, когда государственная казна слилась с императорской, это право было ликвидировано. Сенату также принадлежало право выборов магистратов (где он, однако, также был стеснен кандидатурами, выдвигаемыми императором). Он обладал властью судебной как одна из высших судебных инстанций, руководимая императором, а также правом управления сенатскими провинциями и т. п. Однако фактически постановления Сената были нередко лишь утверждением воли императора.

Гибель Рима означает и гибель великой античной культуры в целом. Как образно заметил Т. Моммзен: «Над греко-латинском миром опустилось историческая ночь, и отвратить ее было не в силах человеческих, но Цезарь дал все-таки измученным народам доживать вечер своего развития в сносных условиях. А когда, после долгой ночи, занялся новый исторический день и новые нации устремились к новым, высшим целям - у многих из них дало пышный цвет семя, посеянное еще Цезарем, и многие именно ему обязаны своею национальной самобытностью».

На основании выше сказанного можно сделать вывод, что на протяжении своего существования Древний Рим прошел развитие в своем государственном развитии от так называемого царского периода, когда носителем верховной власти был царь, именно в царский период римская община получает тот характерный облик, который так отличает ее от других общин античного мира. Далее римская община развивается в Республику у некоторых слоев появляются права, например право землевладения, право законного брака и коммерции между собой, ограниченное право на судебное разбирательство, право голоса и отбывания воинской повинности. На смену Республики приходит Империя при которой происходит концентрация раздробленной республиканской власти в руках Императора.

Формирование на территории Италии своеобразной римской государственности и культуры, создание мировой державы, охватывавшей все Средиземноморье и Западную Европу, и ее длительное (около 4 столетий) существование, рождение в ее пределах синкретической средиземноморской античной цивилизации как прообраза будущей европейской цивилизации, возникновение и распространение здесь новой мировой религии - христианства - все это отводит Древнему Риму особое место в мировой истории.

1. Алферова И. В. Римские Древности: краткий очерк. – Смоленск: Русич, 2000, – 384 с.

2. Бадак А. Н. и др. История древнего мира. Древний Рим. – Мн.: Харвест, 2000. – 864 с.

3. Елманова Н. С. Энциклопедический словарь юного историка. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 448 с.

4. Ковалев С. И. История Рима. Изд.: Ленинградский Университет, 1986. – 744 с.

5. Штаерман Е. М. Социальные основы религии Древнего Рима. – М.: Наука, 1987. – 320 с.

Реформа Сервия Тулия

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Возникло несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн. Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все население Рима - было разделено по имущественному цензу на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.

Разряды Число выставленных Имущественный ценз

центурий в югерах в ассах

  • 1 80 от 20 100.000
  • 2 20 20 - 15 75.000
  • 3 20 15 - 20 50.000
  • 4 20 15 - 5 25.000
  • 5 30 менее 5 11.000

Так выглядела центральная организация в зависимости от имущественного ценза.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, не имели ничего общего, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано 21: 4 городских и 17 сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции,- всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Причем только постепенно, центуриатные собрания вытеснили родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса. Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения. Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины, послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества. Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов. Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой нового деления населения состояла в удовлетворении, прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому это можно назвать военно-административным делением. Верховное командование в армии осуществлял орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, выделял средства на ведение войны.

Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената (диктаторы). Они воплощали институт верховного командования. Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан. Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями. Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет. Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Набор осуществлялся для каждой военной кампании. В период реформы Сервия Туллия армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Разрастание магистратур происходило вследствие завоеваний. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором. Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим земли. Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства. Его элементами выступали центуриатные и трибутные комиции, где сосредотачиваются три вида власти. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.

Таким образом, реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.

Она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был подорван разделением на классы и заменен государственной организацией, а плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине. Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с новой, причем только постепенно новая вытесняла её. Война и организация для войны были регулярными функциями общественной жизни; публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. Военная организация воплощала главную силу власти господствующего класса и играла ведущую роль внутри государства. Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. Также реформа позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, чтобы вести захватническую политику.

17-ый вопр.

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства.

На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя. В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета. В Римской республике существовали три вида народных собраний - центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины ||| в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличение числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность, значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа, Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с 111 в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях. Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и, в конце концов, были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в 111 в. до н.э. "это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.

Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в 1 в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур).

Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллегиальными - на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие римской магистратуры - иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов подразделялась на высшую и общую. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум", включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум - право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум - без права приговаривать к смертной казни.

Власть принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные). К ординарным магистратурам относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права. Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой - дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны.

Их право играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во 11 в. до н.э. усилить ее окончилась крахом. Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах - тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право че1о плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамка- ми этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры. В период расцвета республики к диктатуре почти не прибегали.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

Вместе с тем в период кризиса республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены и комиссии децемвиров, образованные в период одного из подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки Законов Х11 таблиц, созданы

18-ый вопрос

Постепенно власть императоров усиливается. Необходимость в ее маскировке республиканскими учреждениями и влияние республиканских традиций, проявлявшееся в периодически возникавших конфликтах между императором и сенатом, уходят в прошлое. К концу II в. сенат окончательно отстраняется от управления. Оно переходит к чиновничье-бюрократическому и военному аппарату, возглавляемому императором. В конце III в. монархия утверждается в чистом виде Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М. 1999. .

Период империи принято делить на два этапа: 1) принципат (I в. до н.э. - III в. н.э.), от "принцепс-сенатус" - первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената основатель империи Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате, что позволяло предопределять решения последнего; 2) доминат (III-V вв.), от "доминус" - господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу произошел благодаря наделению его высшей властью imperium, избранию на важнейшие должности, созданию им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого образованием собственной казны принцепса, и командованию всеми армиями. Уже Октавиан получил imperium, включавший помимо традиционного командования армией (он взял на себя командование всеми армиями) право объявлять войну, заключать мир и международные договоры, содержать собственную гвардию (преторианские когорты), право высшего уголовного и гражданского суда, право толковать законы. Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным станет положение: "что решил принцепс, то имеет силу закона". Принцепсы избираются в нарушение республиканских традиций одновременно консулами, цензорами и народными трибунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цензором и 37 раз народным трибуном). Как консул он мог, воспользовавшись правом интерцессии, отменить решение любого магистрата, как цензор - формировать сенат из своих сторонников, как трибун - наложить вето на постановление сената или решение магистрата. Кроме того, Октавиан получил звание понтифика - верховного жреца, ведавшего отправлением религиозных культов. Первоначально власть принцепса не была наследственной. Юридически он получал власть по решению сената и римского народа, но он мог указать своего преемника (обычно сына или усыновленного), которого сенат и избирал принцепсом. Вместе с тем все чаще бывали случаи свержения принцепсов и назначения новых в результате дворцовых переворотов, совершаемых с помощью армии. Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномочиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя поначалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сената. Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку из народных собраний сохранились только трибутные, созывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления сената - сенатус-консульты получают силу закона. Но право принцепса назначать сенаторов и периодически проводившиеся принцепсами "чистки" сената привели к тому, что со II в. сенат практически только утверждал предложения принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народного собрания к сенату правом избирать и контролировать магистратов - часть из них могла быть избрана только из кандидатов, предложенных принцепсом. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях Караваев А.К. История Древнего Рима. М. 2000.

Параллельно с республиканскими магистратурами создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса, в которую входило несколько ведомств со штатом чиновников. В совет включались префекты, "друзья" императора, начальники ведомств канцелярии. В канцелярию входили ведомства финансов, прошений, официальной переписки, личного имущества императора, императорского суда и др. Члены совета, выполнявшего совещательные функции, и начальники ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его приближенных. Чиновничьи должности стали получать и вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города Рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект Египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.

Произошла реорганизация управления провинциями, ставшими составными частями Римского государства. Они были разделены на императорские и сенатские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, осуществлявшими военную и гражданскую власть с помощью собственного совета и канцелярии, вторые - назначаемыми сенатом проконсулами и пропреторами, избиравшимися из сенаторов по жребию и находившимися в двойном подчинении - сената и принцепса. Создаваемый чиновничий аппарат не представлял собой стройной системы и был, особенно в первые века империи, сравнительно малочисленным. Но по сравнению с республиканским он обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу складывающейся централизации и иерархии чиновничества. Разделение провинций на императорские и сенатские имело еще одно важное последствие. Доходы с сенатских провинций поступали в государственную казну, которой распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций шли в казну принцепса - фикс. Поскольку к первым были отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные и, следовательно, разграбленные Римом провинции, казна сената была перманентно скудной, а порой и пустой. Императорские провинции были завоеваны сравнительно недавно, и ограбление их только начиналось, что давало принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями от императорских поместий и широко практиковавшихся проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцепса деньги взаймы. Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции, и к III в. они все стали императорскими.

Армия. Право командования армией и возможность содержать ее за счет не только государственной, но и собственной казны позволили принцепсам превратить ее в мощную опору личной и государственной власти. Более того, армия превращается во влиятельную политическую силу, от которой зависела порой и судьба самого принцепса. Если при республике единство политической власти и военной силы олицетворялось центуриатным собранием военнообязанных граждан и сенатом, распоряжавшимся армией, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В Риме возникает единая военно-бюрократическая организация управления. После перехода к профессиональной армии она превращается в корпоративную организацию. Октавиан произвел ее реорганизацию, разделив на три части. Привилегированное положение занимала преторианская гвардия. Ее когорты при Октавиане насчитывали 9000 человек. Преторианцы набирались из римских граждан италийского происхождения и получали жалованье в 3,5 раза больше, чем легионеры, служили 16 лет и после отставки располагали солидным имуществом и пополняли ряды господствующего класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 человек) составляли легионеры, набиравшиеся из граждан римских провинций. Они служили 20 лет и получали жалованье, позволявшее после отставки завести небольшое рабовладельческое хозяйство и влиться в состав провинциальной знати. Третью часть армии составляли вспомогательные войска (численностью до 200 000 человек), комплектовавшиеся из жителей провинций, не имевших прав римских граждан. И хотя жалованье у них было в три раза меньше, чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дисциплина жестче и наказания суровее, служба во вспомогательных войсках все же привлекала возможностью получить римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые средства. После упоминавшегося эдикта Каракаллы, давшего римское гражданство всем свободным империи, социальная разница между легионными и вспомогательными частями исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще больше увеличивает ее политическую роль.

Доминат. Уже в период принципата рабовладельческий строй в Риме начинает клониться к упадку, а во II-III вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сословное расслоение свободных, усиливается влияние крупных земельных собственников, растет значение труда колонов и уменьшается роль рабского труда, приходит в упадок муниципальный строй, исчезает полисная идеология, на смену культу традиционных римских богов идет христианство. Экономическая система, основанная на рабовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуатации и зависимости (колонат), не только перестает развиваться, но и начинает деградировать. К III в. становятся все более частыми и широкими восстания рабов, почти неизвестные начальному периоду принципата. К восставшим рабам присоединяются колоны и свободная беднота. Положение осложняется освободительным движением покоренных Римом народов. От захватнических войн Рим начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется борьба за власть между враждующими группировками господствующего класса. После правления династии Северов (199-235 гг.) наступает полувековая эпоха "солдатских императоров", приводимых к власти армией и правивших по полгода, году, самое большее пять лет. Большинство из них были убиты заговорщиками. Принципат подавил дух гражданственности у римлян, республиканские традиции ушли теперь уже в далекое прошлое, последний оплот республиканских учреждений - сенат окончательно подчинился принцепсу. С конца III в. начинается новый этап истории империи - доминат, во время которого Рим превратился в монархическое государство с абсолютной властью императора.

Окончательный переход к доминату датируется 284 годом и приходом к власти Диоклетиана, приказавшего именовать себя Доминусом. Титулы императора - Август и Доминус подчеркивали неограниченный характер его власти. Как правило, императоры обожествлялись, а некоторые из них после смерти объявлялись богами со своими религиозными культами. Население империи превратилось из граждан в подданных императора, которые стали рассматриваться даже как его рабы - сервы. Существовавший при принципате совет принцепса превращается в государственный совет - консисториум. Складывается развитый аппарат чиновников, разделенных на ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения в должности. С отделением гражданской власти от военной появляются гражданские и военные чиновники. Особняком стоит третья группа чиновников - придворные, возглавляемые играющим большую роль управляющим дворцом императора. В отличие от принципата старые республиканские учреждения потеряли всякое общегосударственное значение. Римом стал управлять префект, назначаемый императором и подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима, а магистраты - в муниципальных должностных лиц. Изменилась и военная организация. В связи с массовыми восстаниями рабов и покоренных народов, а также возросшей необходимостью защищать пределы государства от вторжения германских, славянских и малоазиатских племен, армия подразделяется на подвижные (для подавления восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию получают "варвары", порой используется и вооруженная сила их племен. Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху "солдатских императоров", преобразуется в дворцовую стражу, которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу императоров. Общеимперская полиция возглавлялась начальником императорской канцелярии (в Риме - префектом города), развившаяся тайная полиция - префектом претория. Большое значение для дальнейших судеб империи имели реформы Диоклетиана, закрепленные и развитые в законодательстве Константина. Диоклетиан провел экономическую, военную и административную реформы. В экономической области Диоклетиан попытался приостановить обесценение денег в результате выпуска монет с низким содержанием драгоценного металла. Он выпустил полноценные золотые и серебряные монеты, но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вернуться к выпуску низкопробных монет. Более эффективной оказалась реформа налогообложения. Большая часть налогов стала взиматься не натурой, а деньгами. В целях обеспечения поступления налогов была введена периодически повторявшаяся перепись населения. В основу налогообложения в сельской местности были положены размер землевладения и количество обрабатывающих землю лиц. В городах вводилось подушное налогообложение. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладельцы и городские чиновники, реформа способствовала прикреплению основной массы сельского и городского населения (колонов и ремесленников) к месту жительства и профессии. Военная реформа, закрепившая образование пограничных и подвижных войск, ввела помимо существовавшего набора в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в зависимости от размера землевладения были обязаны поставлять определенное число рекрутов из колонов и сельскохозяйственных рабочих. Наиболее далеко идущие последствия имела административная реформа Диоклетиана. Сложная внутриполитическая обстановка, тяжелое внешнеполитическое положение империи, далеко зашедшие процессы экономического обособления провинций, да и бесконечные государственные перевороты времен "солдатских императоров", предшествовавших приходу к власти Диоклетиана, вынудили его в 285 году назначить себе соправителя - цезаря. Через год цезарь был объявлен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью по управлению частью империи. Империя была разделена на две части - западную и восточную. Правда, законодательство еще оставалось единым, поскольку законы издавались от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе соправителя - цезаря. В результате возникла тетрархия, состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций. Рим был выделен в особую 100-ю провинцию, но город Рим перестал быть столицей империи. Столица Западной империи была перенесена в Медиолан (Милан), а затем в Равенну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, расположенная на восточном берегу Мраморного моря. После двадцатилетнего правления Диоклетиана и последовавшей борьбы за власть между его преемниками наступает период тридцатилетнего правления Константина (306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти. Константин продолжил экономические реформы Диоклетиана. Новая денежная реформа оказалась более удачной и привела к стабилизации денежного обращения. Упорядочение налогообложения еще более усилило прикрепление колонов и ремесленников к земле и профессии. Эдиктами Константина ремесленные коллегии были превращены в наследственные, а постановлением (конституцией) "О беглых колонах" 332 года беглые колоны возвращались на свои участки и должны были работать закованными в цепи как рабы. Лица, укрывавшие беглых колонов, в наказание должны были выплачивать налоги за них. В военной области профессия воина становилась наследственной. В армию стали широко привлекаться варвары, получавшие римское гражданство и возможность продвигаться по служебной лестнице вплоть до высших должностей. Завершена была и административная реформа Диоклетиана. Хотя тетрархия была упразднена, в каждой из двух частей империи было образовано по две префектуры, управлявшиеся префектами, обладавшими гражданской властью. Военная власть в префектурах принадлежала военным магистрам - двум начальникам пехоты и двум начальникам конницы. Префектуры делились на диоцезы (6 в западной части империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, диоцезы - на провинции, которыми управляли ректоры, провинции - на округа с окружной администрацией. Если эти мероприятия Константина были продолжением дела, начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной политики первый перешел на противоположные Диоклетиану позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел организацию автономную от государственной и, следовательно, препятствовавшую утверждению единовластия, а поэтому он запрещал отправление христианских религиозных обрядов, разрушение церквей, гонения на христиан. Константин же уловил, что христианство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было в период своего возникновения, превратилось в религию, которая может идеологическими средствами укрепить государственный строй. Он увидел в христианской церкви прочную опору абсолютной власти императора, что повлекло за собой резкий поворот в религиозной политике. В 313 году императорским эдиктом христианство было признано равноправным с другими религиями, существовавшими в империи, а затем, после крещения Константина в 337 году, - государственной религией. Армия, чиновничество и христианская церковь становятся тремя главными опорами домината - военной, политической и идеологической. Наконец, учитывая, что восточная часть империи относительно меньше западной подвергалась нападениям варварских племен и была экономически более развитой, Константин перенес туда свою столицу - в древнегреческий город Византии, дав ему новое название Константинополь. В 330 году Константинополь был официально провозглашен столицей империи. Перенос столицы в Константинополь закрепил процесс распада империи на две части, приведший в 395 году к окончательному ее разделу на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. Экономическое обособление и политическое разделение империи совпало с периодом дальнейшего углубления общего кризиса рабовладельческого строя и было его проявлением и результатом. Раздел единого государства объективно был попыткой предотвратить гибель этого строя, разрушавшегося ожесточенной политической и идеологической борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжениями варварских племен, от которых особенно страдала Западная Римская империя. В 476 году командующий императорской гвардией германец Одоакр сверг с престола последнего римского императора и отослал в Константинополь знаки императорского достоинства. Западная Римская империя прекратила свое существование.

До 510 г. до н.э., когда жители изгнали из города последнего царя Тарквиния Гордого, Римом правили цари. После этого Рим на долгое время стал республикой, власть находилась в руках чиновников, избираемых народом. Каждый год из членов Сената, в состав которого входили представители римской знати, граждане выбирали двух консулов и других должностных лиц. Главная идея такого устройства была в том, чтобы один человек не мог сосредоточить в своих руках слишком много власти. Но в 49 г. до н. э. римский полководец Юлий Цезарь (вверху слева), воспользовавшись поддержкой народа, повел свои войска на Рим и захватил власть в республике. Началась гражданская война, в результате которой Цезарь победил всех соперников и стал правителем Рима. Диктатура Цезаря вызвала недовольство в Сенате, и в 44 г. до н. э. Цезарь был убит. Это привело к новой гражданской войне и крушению республиканского строя. К власти пришел приемный сын Цезаря Октавиан, который восстановил мир в стране. Октавиан взял себе имя Август и в 27 г. до н. э. провозгласил себя «принцепсом», что положило начало императорской власти.

В символ закона

Символом власти магистрата (чиновника) были фасции - связка прутьев и топор. Куда бы чиновник ни шел, его помощники несли за ним эти символы, которые римляне заимствовали у этрусков.

Знаете ли вы?

У римских императоров не было корон, как у королей. Вместо этого на голову они надевали лавровые венки. Раньше такими венками награждали полководцев за победы в сражениях.

В честь Августа

Мраморный «Алтарь Мира» в Риме прославляет величие Августа, первого римского императора. На этом барельефе изображены члены императорской семьи.

Городская площадь

Центром в любом римском поселении или городе был форум. Он представлял собой открытую площадь, по сторонам которой стояли общественные здания и храмы.

На форуме проходили выборы и судебные заседания.

Лица в камне

На рельефных изображениях в слоистом камне, так называемых камеях, часто вырезались портреты известных людей. На этой камее изображены император Клавдий, его жена Агриппина Младшая и ее родственники.

Римское общество

Помимо граждан, в Древнем Риме были люди, не имевшие римского гражданства. Граждане Рима подразделялись на три класса: богатые патриции (здесь изображен один из них с бюстами своих предков в руках), обеспеченные люди - всадники и рядовые граждане - плебеи. В ранний период только патриции могли быть сенаторами. Позже и плебеи получили представительство в Сенате, но в императорскую эпоху они были лишены этого права. В число «неграждан» входили женщины, рабы, а также иностранцы и жители римских провинций.

gastroguru © 2017