Кепка звуковая схема. Звуки,. Буквы "К, к". Фонетика: характеристика ударных гласных































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • знакомство с буквой К, к; чтение слогов и слов с этой буквой;
  • совершенствование умения читать слова со стечением гласных и согласных;
  • наблюдение за многозначностью слова; классификация слова по значению;
  • знакомство с артистами-легендами цирка;
  • развитие речи, внимания, мышления, фонематического слуха;
  • поддерживание положительного отношения к уроку чтения через его занимательный характер.

Ход урока

Организационный момент

Есть такая пословица: “Делу время, потехе час”, которая учит тому, что надо больше времени и внимания отдавать делам, чем забавам и развлечениям. Но сегодня на уроке вы не только узнаете много нового и интересного, но и посетите одно из самых любимых детских развлекательных учреждений.

Воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся

Прочитайте гласные буквы, которые мы изучили.

Назовите гласные, которые обозначают твёрдость согласных звуков. Назовите гласную, которая обозначает мягкость согласных звуков.

Прочитайте буквы, которые обозначают согласные звуки.

Прочитаем слоги с изученными буквами.

Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
Вы, конечно, там бывали.

Правильно, это цирк. Кто бывал в цирке? Что вам особенно понравилось? Мы с вами сегодня получили приглашение в цирк от весёлого Петрушки.

Ребята, цирк – это забава, это потеха, но ведь мы с вами не забываем про главное на уроке, это получение знаний.

Сообщение цели урока:

Сегодня на уроке наша задача познакомиться с новой буквой, научиться находить её в словах, читать с ней слова и предложения. А нашими помощниками в этом деле будут артисты цирка.

Изучение нового материала

Работа по Азбуке на с.86.

Кто выступает на арене цирка? В чём необычность циркового костюма? Как сказать точнее, что у клоуна на голове: шапка, фуражка, колпак, кепка?

Звуковой анализ слов “клоун”, “кепка”. Выделение звуков [к], [к"] и их характеристика.

Каким звуком начинается слово “клоун”? Правильно, звуком [к].

Дайте характеристику этого звука: гласный или согласный, твёрдый или мягкий?

Каким звуком начинается слово “кепка”? Правильно, звуком [к"].

Знакомство с буквой К.

Твёрдый согласный звук [к] и мягкий согласный звук [к"] на письме обозначается буквой К.

Рассмотрим весёлые картинки, которые подсказывают нам, на что похожа буква К.

Работа по Азбуке на с.86

Анализ моделей слов “клоун” и “кепка”. Какие звуки в этих словах обозначены новой буквой?

Чтение слогов с буквой К.

Чтение слогов по Азбуке на с.86.

Первичное закрепление новых знаний

Послушайте стихотворение:

Летают тарелки!
Тарелки летают –
Глубокие, мелкие –
Целая стая.
Летают, как птицы,
И скачут, как белки.
Тарелки летают!
Летают тарелки!
А кто из вас знает,
А кто угадает:
Кто эти тарелки
Летать заставляет?
Для тех, кто ответить
Не смог до сих пор,
Скажу по секрету,
Что это – жонглёр.

Итак, ответьте, кто же такой жонглёр? Да, ребята, жонглёр – это артист цирка.

Жонглирование слогами и словами.

Кто хочет попробовать жонглировать? Я предлагаю вам жонглировать не шарами, а слогами и словами. Только шары не терять – всё, что написано, правильно читать.

А теперь жонглировать будем по очереди в парах. Постарайтесь составить как можно больше слов с данными слогами.

Работа в парах.

Из слогов попробуйте в парах составить слова.

Проверим, какие слова у вас получились. При образовании слова, шарики превращаются в цветочки.

Послушайте стихотворение:

Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это фокусник даёт
В цирке представление.

Фокусы со словами.

  • кости – кисти
  • тАкса – таксИ

Что поменял фокусник в словах? Что произошло со значением слова. Объясните, что означает каждое слово.

Закрепление изученного

Кто в цирке самый весёлый? Правильно, клоун.

Послушайте стихотворение, которое расскажет клоун, который пришёл к нам на урок:

Я клоун!
Я к зрителям буду спешить.
Я клоун!
Я зрителей буду смешить.
- Эй, клоун! Смотрите,
какой он растяпа!
- Какая смешная у клоуна шляпа!
- И нос как картошка!
- И уши как груши!
- И щёки как плошки!
- И бант на макушке!
Пожалуйста, смейтесь
И громче кричите,
И все надо мною до слёз хохочите!
Пускай у вас слёзы
От хохота льются!
Я очень люблю,
когда люди смеются.
Екатерина Карганова

Рассматривание фотографий, изображающих клоунов Карандаша, Юрия Никулина, Олега Попова.

Сегодня на уроке я познакомлю вас с клоунами, которые были самыми известными артистами в нашей стране.

Этого клоуна в цирке звали Карандаш. Он был маленького роста, выступал всегда в чёрном костюме и шляпе “пирожок”. Его неизменной спутницей на цирковой арене была маленькая чёрная собачка.

Клоуна Юрия Никулина можно было увидеть не только в цирке, но и в комедийных фильмах. Юрий Никулин был очень весёлым человеком. Он шутил даже тогда, когда давал интервью, т.е. отвечал на вопросы журналистов и зрителей. Послушайте одно такое интервью:

“- Уважаемый Юрий Никулин! Весело ли Вам бывает, когда Вы выступаете в цирке?

Когда я вижу, что всем весело, то мне тоже становится весело. Я радуюсь. Поэтому выходит, что мы радуемся вместе.

А если у Вас болит нога?

Какая нога – правая или левая?

Тогда веселится одна правая нога”.

Какой знаменитый клоун носил большую клетчатую кепку? Правильно, Олег Попов.

А сейчас мы прочитаем текст об этих клоунах.

Что вы узнали о клоунах?

Как вы думаете, а каких клоунов не бывает?

Клоун Рыжий,
Клоун Белый,
Клоун трус
И клоун смелый,
Клоун Бом
И клоун Бим,
Клоун может
Быть любым.
На проделки их
Глазея,
Мы кричим:
“Вот это да!”...
Только клоуна-злодея
Не бывает никогда!
Лев Яковлев

Упражнение “Добавим слоги”

Догадайтесь, какие слоги нужно добавить, чтобы получились новые слова.

...ни (ко)
соба... (ки)
кош... (ки)

Что за животные изображены на слайде. Правильно, цирковые животные.

Отгадайте загадку.

Палочкой помашет –
Хищники пляшут.
Нахмурит лицо –
Лев прыгнет в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это... (дрессировщик)

Кого могут дрессировать эти цирковые артисты?

Как зовут известного дрессировщика кошек?

Юрий Куклачёв создал единственный в мире театр кошек, который называется “Кошкин дом”. Юрий Куклачёв - основатель образовательного проекта "Международная Ассоциация Школа Доброты". Помимо спектаклей с кошками он регулярно проводит "Уроки Доброты" в школах нашей страны.

Подумайте, чем отличаются слова “кошка” и “киска”. Для этого выполним звуковой анализ этих слов. (Одинаковое количество звуков, одинаковое количество слогов, ударение в обоих словах падает на второй слог. Отличаются первым звуком)

Итак, какой первый звук в слове “кошка”? [к]? Какой первый звук в слове “киска” [к"]? Какой буквой на письме обозначаются звуки [к], [к"]?

А на арене опять фокусник, который превращает одно слово в другое. Вы должны прочитать эти слова и ответить на вопрос, почему слово изменилось?

  • кости – кисти
  • ролики – кролики
  • ток – каток
  • кот – кит

Закрепление пройденного

Все актёры цирка говорят быстро и чётко, не запинаясь. А вы сможете так? Попробуем быстро прочитать скороговорки.

Клубок упал на пол.
Кот катал клубок.

Кошка Крошка на окошке кашку кушала по крошке.

В каких словах и в какой части слова вам встретилась буква “К”?

Все актёры цирка очень сообразительные. Попробуем и мы разгадать хитрые загадки – ребусы, которые нам подготовил клоун.

Слайд 27, 28, 29.

(Тигр, волк, лиса)

Подведение итогов

С какой буквой познакомились на уроке? Что узнали об этой букве? Что узнали об артистах цирка? Какие задания на уроке были особенно интересны?

Прочитайте пословицы и объясните, чему они учат?

Корень учения горек, а плод сладок.
Красна птица пером, а человек умом.

В каких словах встретилась буква К?

Самооценка

Ребята, я прошу вас оценить свою работу на уроке. Возьмите сигнальный кружок. Кружок зелёного цвета: “Я работал хорошо, у меня все получилось”, жёлтого цвета – “Я работал хорошо, но у меня не все получалось. Мне нужно быть внимательнее”, красного цвета – “Мне нужно быть активнее на уроке”.

Слайд 31.

Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо за урок!

Используемая литература.

  1. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева; Рос.акад.наук, изд-во “Просвещение”. -2-е изд. – М.: 2013. – 304 с.
  2. Занимательное азбуковедение: кн. Для учителя / Сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.

Екатерина Щелокова
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Звуковой анализ слова «гуси»

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема : Звуковой анализ слова

Цель :

Создать условия по овладению первоначальными основами грамоты

Задачи :

Освоение звукового анализа слов

Развитие представлений о гласных звуках

Развитие умения отличать гласные звуки от согласных

Обучение умению проводить графические линии

Материал к занятию : фишки красного и синего цвета, карандаши, рабочие тетради, фишки призы.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

Д/и «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова

Д/и «Какой звук заблудился

Д/и «Цепочка сов»

III. Работа в тетради

IV. Итог занятия

Ход занятия

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем есть Вы и Я!

Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас.

Погружение в тему занятия

Сегодня у нас занятие по обучению грамоте . На занятии мы будем учиться делать анализ слова , играть в игры.

Какие бывают звуки ? (гласные и согласные)

Как произносятся гласные звуки ? (голосом, их можно громко крикнуть, петь)

Какие гласные звуки вы знаете ? (а,о,у, э, ы, и)

Какой фишкой обозначаем гласный звук ? (красной)

Как произносятся согласные звуки ? (на выдохе, при этом во рту преграды зубы, язык)

Какой фишкой обозначаем согласный звук ? (синей фишкой)

Игра «Кто внимательный?»

Я буду называть слова , а вы будите угадывать, на какой звук начинается слово . Если слово начинается на гласный звук , показываете красную фишку, если на согласный - синюю фишку.

Слова : игла, нос, утка, цапля, арбуз, хлеб, облако, кукла, экскаватор, снег.

Дети показывают соответствующую фишку.

Звуковой анализ слова «гуси » , «время»

Сегодня мы с вами будем разбирать слово , какое вы узнаете после того как отгадаете загадку

Хохотали – гоготали,

И от смеха в пруд упали!

И поплыли ловко,

Есть у них сноровка.

Никогда не трусят

Забияки….

(Гуси )

На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные - на местах.

Произнеси слово гуси , какой слышится первый звук ? (-г-)

Это согласный или гласный звук ? (согласный)

Какой фишкой обозначается? (синей) Ставим синюю фишку в первую клеточку

Какой слышится второй звук ? (-у-)

Это гласный звук , обозначаем красной фишкой, ставим красную фишку во вторую клеточку.

Какой слышится третий звук ? (-с-)

Это согласный звук , обозначаем его синей фишкой, ставим в третью клеточку.

Какой слышится четвертый звук ? (-и-)

Это гласный звук , обозначаем красной фишкой, ставим фишку в четвертую клеточку.

Сколько звуков в слове слон ? (4)

Сколько согласных звуков в слове слон ? (2)

Сколько гласных звуков в слове слон ? (2)

Сколько слогов? (2)

Правило сколько в слове гласных звуков столько и слогов .

Когда слово проанализировано , дети убирают фишки под диктовку воспитателя.

Уберите первый твердый согласный, первый гласный, второй согласный. Какой звук остался ? (второй гласный-и-)

Физминутка

Игра «Какой звук заблудился

Миша дров не напилил,

Печку кепками (щепками) топил.

В каком слове заблудился звук ? слове кепками )

Проговорите : Кепками-щепками

Игра «Цепочка слов »

Я называю слово лук , а вы придумываете слово , которое начинается с последнего звука слова лук , например кот.

За каждый правильный ответ получите фишку.

Работа в тетради

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу

Я друзья от вас не скрою-

Карандаш вот так держу.

Сяду ровно не согнусь,

За работу я возьмусь.

Обратить внимание на посадку за столом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, немного наклонив голову влево; ноги должны стоять на полу, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь.

Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец придерживает карандаш, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня-1, 5 см) и управляет сверху. Левая рука передвигает тетрадь вверх по мере заполнения страницы

Начиная с направления стрелочки, обводите контур слона и заканчиваете, доведя до начала стрелочки.

Затем начинаем штриховку ног с направления стрелочки –горизонтально с лева на право, штриховку хобота производим также горизонтальными линиями с лева на право. Туловище слона производим прямыми вертикальными стрелочками. Расстояние между линиями должно быть одинаковое. Показ на схеме.

Под контуром пишем схему слова

Итог занятия

Чем мы занимались на занятии? Что для вас было особенно трудно на занятии?

Публикации по теме:

Цель: обобщить у детей знания полученные ранее. Задачи: - образовательные:обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей.

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Математическое путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Цель: Развивать процессы логического мышления, зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти и речи детей. Образовательные:.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Лес» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста по мотивам сказки «Гуси-лебеди» Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» (раздел «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста) …» Интеграция.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «В царстве букв» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы: «В царстве букв». Программное содержание: совершенствовать.

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.

4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.

ПОИСК В ОРФОЭПИЧЕСКОМ СЛОВАРЕ

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «КЕПКА»

В слове ке́ пка :
1. 2 слога (ке́ -пка);
2. ударение падает на 1-й слог: ке́ пка

  • 1-ый вариант

1 ) Транскрипция слова «ке́ пка»: [к❜э́ пкъ].


БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
к - [к❜] - согл., мягк. (парн.), Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
е - [э́ ] - гласн., ударный; ниже см. § 27.
п - [п] - согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед глухими согласными у парных глухих не происходит замены звука (т. е. звук как пишется, так и произносится). Парный по твёрдости/мягкости звук перед твердым всегда твёрдый.
к - [к] - согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а - [ъ] - гласн., безударный; ниже см. § 48.

5 букв, 5 звуков

Настройка

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 27

§ 27. Буква е (в тех случаях, когда над ней невозможна постановка двух точек) обозначает ударяемый гласный [э] после согласных. Согласные (кроме [ш], [ж], [ц]) перед [э] в исконно русских словах, а также в значительной части заимствованных слов произносятся мягко, например: пел, бе́ лый, ве́ ра, мел, се́ рый, зе́ ркало, де́ ло, те́ сно, кедр, ге́ тры, нерв, те́ рмин, музе́ й, инспе́ ктор, ме́ дик — в них произносятся сочетания: [п❜ э], [б❜ э́ ], [в❜ э́ ], [м❜ э], [с❜ э́ ], [з❜ э́ ], [д❜ э́ ], [т❜ э́ ], [к❜ э], [г❜ э́ ], [н❜ э], [т❜ э́ ], [з❜ э́ ], [п❜ э́ ], [м❜ э́ ] 2 .

Согласные [ш], [ж] и [ц] перед гласным [э] (пишется буква е) произносятся твердо, как и в других положениях. Ср. шест, жест, це́ нный (произносится [шэ], [жэ], [цэ́ ]).

§ 48

§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.

Таким образом, на месте букв а и о в заударных слогах произносится гласный [ъ]: а) вы́ дан (произносится [вы́ дън]), выбрана (произносится [вы́ брънъ]), вытаскал (произносится [вы́ тъскъл]), рабо́ тал (произносится [рабо́ тъл]), по забо́ рам (произносится [пъ- забо́ ръм]), на забо́ рах (произносится [нъ-забо́ ръх]), за заборами (произносится [зъ-забо́ ръми]), коро́ ва (произносится [каро́ въ]), о́ кна (произносится [о́ кнъ]), дела́ (произносится [де́ лъ]), вы́ жал (произносится [вы́ жъл]), по лу́ жам (произносится [па-лу́ жъм]), в лу́ жах (произносится [в-лу́ жъх]), за лу́ жами (произносится [за-лу́ жъми]), лу́ жа (произносится [лу́ жъ]), вы́ царапал (произносится [вы́ църъпъл]), ку́ рица (произносится [ку́ рицъ]), по у́ лицам (произносится [па-у́ лицъм]); б) вы́ нос (произносится [вы́ нъс]), вы́ брос (произносится [вы́ бръс]), го́ лову (произносится [го́ лъву]), на́ голову (произносится [на́ -гълъву]), на́ дом (произносится [на́ -дъм], у́ зок (произносится [у́ зак]), за до́ мом (произносится [за-до́ мъм]), на ста́ ром (произносится [на-ста́ ръм]), за кана́ вой (произносится [зъ-кана́ въй]), се́ но (произносится [се́ нъ]), де́ ло (произносится [де́ лъ]), мно́ го (произносится [мно́ гъ]), на́ до (произносится [на́ дъ]).

Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош. времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [де́ лъ], [зъхади́ лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн. родов: те́ хником и те́ хникам, забо́ ром и забо́ рам, ду́ лом и ду́ лам, кре́ слом и кре́ слам: [те́ хникъм], [забо́ ръм], [ду́ лъм], [кре́ слъм].

Примечание. На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авизо́ (может произноситься [зо]), ве́ то (может произноситься [то]), кре́ до (может произноситься [до]), лега́ то (может произноситься [то]), алле́ гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.

§ 66

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..

gastroguru © 2017