Семья в третьем рейхе - идеология и пропаганда семейных ценностей. Что такое фашизм и нацизм: разница идеологий Немцы должны вступать в брак только с арийцами

ВВЕДЕНИЕ

Изучение истории Второй мировой и Великой Отечественной войн в высших учебных заведениях Республики Беларусь является одной из главных задач гуманитарной подготовки студенческой молодежи. Определяющими в процессе воспитания и организации учебно-познавательной деятельности студентов становится формирование системы ценностей, которые положительно воспринимаются представителями нашего общества, в том числе молодежью. Наиважнейшей среди этих ценностей является патриотизм как любовь к Родине.

Сотни больших и малых войн обожгли многострадальную белорусскую землю. Патриотические чувства стали основой морально-психологического поведения белорусского народа в условиях военных испытаний, которые выпали на его долю в годы самых кровопролитных за всю историю человечества Второй мировой и Великой Отечественной войн. Народы Беларуси внесли значительный вклад в разгром немецко-фашистских агрессоров. Свыше 1,3 млн. бойцов сражались в рядах Красной армии, 374 тыс. человек участвовали в партизанском движении, 70 тыс. человек вели борьбу в подполье, около 400 тыс. жителей Беларуси составляли партизанские резервы, несколько тысяч уроженцев Беларуси сражались в рядах европейского движения Сопротивления. В первых рядах мужественных патриотов была молодежь. Почти 60 % белорусских партизан не достигли 30-летнего возраста, свыше 20 тыс. юношей и девушек участвовали в патриотическом подполье. Это был мощный, неизвестный ранее в истории патриотичный подъем народа против захватчиков. Многонациональное население Беларуси проявило бесконечное мужество, самоотверженность и беззаветность в борьбе за свободу и независимость Отечества.

Без основательных знаний истории своей Отчизны и особенно ее сложных и противоречивых периодов, без учета положительного и отрицательного опыта жизни международной общности, белорусского этноса и национальных меньшинств нельзя успешно налаживать общественные взаимоотношения сегодня. Поэтому основными задачами преподавания спецкурса определены следующие:

    формирование гражданских и патриотических качеств личности;

    воспитание у студенческой молодежи чувства ответственности за будущее своей страны и всемирной общности;

    усвоение учебной информации о героических и трагических страницах Второй мировой и Великой Отечественной войн, о жизни населения на оккупированных территориях и в советском тылу, о вкладе народа Беларуси в разгром немецко-фашистских захватчиков, о влиянии военных событий на судьбы народов Советского Союза и Европы.

Тема 1. Сущность фашизма как идейно-политической

ДОКТРИНЫ

1. Идейные корни фашизма

Хотя термин «евгеника» был введён лишь в 1883 году Фрэнсисом Гальтоном, идея отбора людей по наследственным признакам восходит к древности, и обсуждается, например, в «Государстве» Платона.

«Опыт о неравенстве человеческих рас» Жозефа де Гобино впервые совместил идею евгеники с общими наблюдениями внешних различий людей разных народов, положив начало теориям расового неравенства (как внешнего, так и духовного), имевшим успех в Европе вплоть до окончания Второй мировой войны.

Гердер, Фихте (1762-1814) и другие немецкие романтики полагали, что каждый народ обладает своим собственным специфическим гением (духом), запечатленным в глубоком прошлом, который должен выразить себя в национальном духе. Национальный дух, согласно их философии, является сверхсилой и обладает собственной духовной вселенной, чья внешняя форма проявилась в национальной культуре. Подобные иррационалистические учения стали соотносится с учением о происхождении. Кроме француза Жозефа де Гобино, большой вклад в подобную философию внес и англичанин Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855-1927). В своей основной, скандально известной книге «Основы XIX века», вышедшей в 1899 году, он развивает две основные темы: арийцев – как творцов и носителей цивилизации, и евреев – как негативной расовой силы, разрушительного и вырождающегося фактора истории. Определенное влияние в распространении такого рода расизма оказал немецкий композитор Рихард Вагнер (1813-1883), который полагал, что героический германский дух был занесен вместе с нордической кровью. Впоследствии юношеское увлечение Гитлера музыкой Вагнера (Кольцо Нибелунга) в зрелые годы переросло в почитание его идей.

2. Нацистская идеология Третьего Рейха и программные установки нсдап

    Ликвидация последствий Версальского диктата;

    обретение жизненного пространства для растущего народа Германии и германоязычного населения (либо с Советским Союзом против Франции и Англии за возвращение утраченных колоний, либо с последними против Польши, а в дальнейшей перспективе и против СССР);

    восстановление мощи Германии путём объединения под единым государственным управлением всех немцев и подготовка к войне (при категорическом исключении возможности войны на два фронта);

    очищение германской территории от «засоряющих» её «инородцев», прежде всего евреев;

    освобождение народа от диктата мирового финансового капитала и всемерная поддержка мелкого и ремесленного производства, творчества лиц свободных профессий;

    решительное противостояние коммунистической идеологии;

    улучшение условий жизни населения, ликвидация безработицы, массовое распространение здорового образа жизни, развитие туризма, физкультуры и спорта.

Нацистскими идеологами был разработан ряд «учений»:

Биологическое учение о государстве – фашистская теория о том, что молодое развивающееся государство, подобно молодому биологическому организму, имеет право на завоевание своего места под солнцем, на агрессию.

Учение о жизненном пространстве – теория фашистов, главная мысль которой: от количества территорий зависит уровень жизни населения, и Германия должна взять для развития необходимое жизненное пространство на Востоке, где плотность населения маленькая.

Учение о естественных границах государства – теория фашистской науки о том, что государство должно стремиться к естественным границам, определенным самой природой, которыми являются крупные реки, горы, в конце концов, границы материка.

Государственный Университет - Высшая Школа Экономики

Кафедра общей социологии

ИДЕОЛОГИЯ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Выполнила студентка
133 группы
Балабанова Анна

Преподаватель
Волкова И. В.

Москва, 2003 г.

ВВЕДЕНИЕ
Около ста лет тому назад изнуренная чередой больших и малых войн Европа с нетерпением ждала встречи с XX веком. Он начинался невиданным взлетом науки и духовной культуры, верой в силу разума и доброй воли, но в итоге стал веком крови горя и ненависти, поставил под сомнение саму возможность существования жизни на Земле.
После окончания Первой мировой войны Европа погрузилась в хаос переворотов и мятежей. Рушились державы, революции сметали с лица земли империи и монархии в Германии, Португалии, России. В 1922 г. Муссолини стал главой итальянского правительства, в 1926 г. к власти в Польше пришел диктатор Пилсудский, а в 1933 г. на законных выборах в Германии победил Адольф Гитлер.
После этого события различными способами в Германии были ликвидированы все партии, кроме правящей НСДРП. В 1934 г. Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. В Германии была провозглашена новая политика возрождения и выхода из экономического кризиса, а сама страна получила название "Третьего рейха" (нем. Drittes Reich - третья империя, третье царство). Этот термин был заимствован из средневековых мистических учений о трех царствах: в мифе о "третьем", или "тысячелетнем", рейхе (историческим воплощением первых двух считались средневековые "Священная Римская империя" и Германская империя 1871-1918 гг.) нацизм объявлялся "завершающей", "высшей" стадией социального развития (1, с. 27).
Хотя Третий рейх и рассчитывался на тысячелетнее существование, царство "нового порядка" было заметно "укорочено": гитлеровская империя прожила всего лишь 12 лет (1933-1945 гг.). Но даже несмотря на это, она сумела оставить после себя незабываемый кровавый след, главной причиной которого многие историки считают государственную идеологию нацизма, которую развил Гитлер и его соратники.

ИДЕОЛОГИЯ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Падающего - толкни...
Ф. Ницше. Антихристианин

Идеология Гитлера была достаточно проста и прямолинейна. Отношение к идеальному, с его точки зрения, миру было сформулировано в словах нацистского гимна:
Пусть весь мир в развалинах ляжет,
К черту, нам на это наплевать.
Сегодня нам принадлежит Германия,
А завтра - весь мир...
Идеология разрушения как целостная система взглядов на окружающий мир возникла не на пустом месте, а стала итогом эволюции прусского мировидения - ценностного мировосприятия нескольких поколений германских милитаристов, результатом сложного взаимодействия исторических причин и следствий, а также различных преобразований в немецком обществе конца XIX - начала XX в. (4, с. 11).
Ценностная система нацизма представляет собой смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и идей таких авторов, как геополитик К. Хаусхофер с его обоснованием "исторической закономерности территориальной экспансии Германии"; Ф. М. Мюллер с его теорией "арийской филологии"; А. Гобино - с размышлением "о неравенстве человеческих рас" и британец Х. С. Чемберлен - с идеей "человека и сверхчеловека"; Г. Гербигер с доктриной "вечного льда" и многие другие (4, с. 12). Но все же важнейшими компонентами этой идеологии стала интерпретация рассуждений Ницше о "сильных и слабых нациях" и расистские взгляды Р. В. Дарре, ставшего одним из руководителей Главного управления СС по вопросам расы и поселений.

ИДЕОЛОГИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
Среди главных идеологов нацизма следует указать следующие личности:
1) Адольф Гитлер
Начало идеологии положил сам фюрер. В 1925 г. вышла его первая и единственная книга - политический манифест Mein Kampf ("Моя борьба"). Эта автобиография стала Библией для правящей верхушки Третьего Рейха и основой идеологии национал-социализма.
2) Альфред Розенберг
Заместитель Гитлера по вопросам "духовной и идеологической подготовки" членов нацистской партии, имперский министр по делам оккупированных восточных территорий, философ "расизма", он написал такие нашумевшие книги, как "Будущий путь германской внешней политики" (1927) и "Миф XX века" (1929).
3) Йозеф Геббельс
На министра пропаганды и главного редактора газеты "Дер Ангрифф" был возложен контроль над народным образованием, наукой, культурой и прессой Третьего рейха. Он отвечал за "ариезацию" культурной жизни Германии (т. е. за вытеснение из нее лиц еврейской национальности), внедрение культа германского "сверхчеловека", мобилизацию немецкого народа на поддержку политики НСДАП и за психологическую подготовку нации к войне.
4) Генрих Гиммлер
Вся деятельность рейхсфюрера СС и подчинённых ему структур была направлена на борьбу с "врагами германской нации", на "очищение" самой нации от "расово-неполноценных элементов", а также на подрыв "жизненной силы неарийских народов", за счёт которых планировалось обеспечить немцам "новое жизненное пространство" (1, с. 41).
Кроме этой четверки, в разработке официальной идеологии участвовали Ю. Штрейхер, П. Трейчике и другие члены НСДРП.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ НАЦИЗМА
Идеология нацизма включала в себя три основных "закона":
1) Закон биологической гравитации
Этот закон был придуман Гитлером и заключал в себе следующий смысл: человек по своей сути существо социальное, поэтому должен жить в обществе, но само это общество должно быть вполне определенным и ограниченным некоторыми рамками. Ребенка с рождения окружает его семья, т. е. семья одного человека. Однако, по мнению Гитлера, можно выделить еще, по крайней мере, два ее типа: семья одного народа и нескольких народов (стоит заметить, что немецкое слово "Volk" дословно не переводится на русский язык и означает нечто среднее между понятиями "народ" и "нация").
Наилучшим для своего народа Гитлер называл вариант, когда все немцы проживают на одной территории, а лозунг "Германия для немецкого народа" он считал вполне оправданным и, более того, научным обоснованным.
А вот такие слова можно прочитать в сборнике правил СС: "В политике существуют только две данности: Германия или ничто... У нас есть только один враг - враг Германии, и только один друг - народ Германии" (1, с. 67).
Процедура выявления и обезвреживания врагов германского народа считалась важнейшей задачей (этим, в частности, занимались СС). Круг "врагов народа" был обширен и включал в себя несколько "уровней враждебности". К внутренним врагам относились либералы, уголовники, гомосексуалисты, марксисты, масоны, пацифисты, христиане, а также некоторые деятели культуры и искусства. К внешним - англо-американские плутократы, европейские демократы и русские большевики.
В знаменитой двухчасовой речи в Дюссельдорфе (1932 г.) Гитлер заявил: "Большевизм - нечто большее, чем беснующаяся на улицах германских городов толпа. Это абсолютное беззаконие и наступление азиатского варварства"(3, с.79).
К расовым врагам относились все неарийские расы - славяне, цыгане, негры... Особой и самой ненавистной категорией были евреи - "величайшее несчастье германской нации", по словам Геббельса. Вообще говоря, антисемитизм имел прочные корни и в остальной Европе, и в России, однако государственной политикой он был только в Германии.
Один момент, сыгравший на руку нацистам, поставил немецких евреев на грань полного уничтожения: 7 ноября 1938 г. один польский еврей, возмущенный произволом нацистов в Германии, в знак протеста расстрелял немецкого дипломата в здании посольства в Париже. Это стало подходящим поводом для организации карательной операции против евреев. Грандиозный погром, разразившийся в ночь с 9 на 10 ноября, вошел в историю под названием "Хрустальная ночь". В ходе погрома было разрушено около 300 синагог, 7000 лавок и 800 еврейских магазинов, а ущерб от одних только разбитых витрин составил 5 млн марок (См. 5, с. 386).
2) Закон автаркии
Вторым законом Гитлер называл закон автаркии (от греч. autarkeia - достаточность), т. е. экономической самодостаточности, самоудовлетворенности в экономическом отношении (термин автаркия у Фукидида означал политическую и экономическую независимость страны от других государств). Этот закон стал официальной экономической теорией нацизма. Гитлер постоянно заявлял, что Германия "стремится к автаркии". Германская достаточность, говорил он, должна исходить из военных соображений, и Третий рейх должен стать невосприимчивым к блокадам, подобным тем, которые обременяли Германию во время Первой мировой войны. "Закон жизни выше корыстолюбия", - это еще одно изречение Гитлера (3, с. 84).
В экономическом отношении Гитлер обещал немцам не только возвращение "светлого прошлого" (имеется в виду прошлого до Первой мировой войны), но и еще более "светлое будущее", и, прежде всего, всеобщую занятость, порядок в стране. Хотя основным методом руководства экономикой стал прямой административный диктат, с приходом Гитлера к власти в хозяйстве Германии действительно стали наблюдаться положительные перемены: практически исчезла безработица, а милитаризация экономики обусловила выход из кризиса и значительный рост производства (за 1929 - 1938 гг. объем промышленной продукции вырос на 25 %, а в тяжелую и военную промышленность направлялось 3/5 всех инвестиций) [См. 2, с. 367].
Однако подобной экономической политики придерживались и некоторые другие государства, не называя ее "автаркией". Поэтому сама формулировка второго закона Гитлера представляется довольно сомнительной.
3) Идея великой арийской расы и расширения жизненного пространства для нее
"Веками перед этой белокурой расой стояла задача унаследовать законную власть над миром. Веками перед этой расой стояла задача нести миру счастье, культуру и порядок", - этот отрывок из речи Гиммлера демонстрирует веру в высшее предназначение немецкого народа, последний и, пожалуй, самый главный закон нацистской идеологии: низшие народы должны потесниться, чтобы освободить "жизненное пространство" для великой арийской расы (расизм, собственно, и составлял практически всю эту идеологию) .
Чувствуя себя ущемленным в правах и территории после проигрыша в Первой мировой войне, германское руководство выдвинуло идею расширения границ. Гиммлер любил повторять, что "вслед за великогерманским рейхом придет германо-готский рейх до Урала, и, возможно, в далеком будущем наступит германо-гото-франкская эра" (4, с. 23). Границы рейха он, например, намеревался перенести на 500 км вглубь советской территории, постепенно эта цифра увеличилась до 1000. Эта доктрина "крови и почвы" проявилась в ярой экспансионистской политике нацистов.
Низведение межгосударственных и межэтнических отношений до уровня социал-дарвинизма привело не только к отрицанию права "неарийской расы" на жизнь - нацистские ученые додумались до того, что классифицировали животный и растительный мир на "представителей нордической фауны и флоры и низшей - еврейской".
Расовая доктрина получила свое теоретическое обоснование в середине XIX в. на волне растущего национализма и сопутствующего ему романтизма, когда германский расизм обрел политическое и культурное значение. Не удовлетворившись заявлениями о превосходстве белой расы над цветными, приверженцы расовой доктрины создали иерархию внутри самой белой расы. Столкнувшись с этой необходимостью, они создали миф об арийском превосходстве. Это, в свою очередь, стало источником для последующих мифов, таких как тевтонский, англосаксонский и кельтский.
Первым шагом было смешение индоевропейской группы языков с так называемой индоевропейской расой. Понятие "индоевропеец" вскоре было вытеснено понятием "индогерманец". А затем, с легкой руки Фридриха Макса Мюллера, превратилось в "арийский" - для обозначения принадлежности к языковой группе. С этих позиций расисты утверждали, что "ариец" означает благородство крови, бесподобную красоту формы и разума и превосходство породы. Любое значимое достижение в истории, утверждали они, было сделано представителями арийской расы. Вся цивилизация, по их мнению, явилась результатом борьбы между творцами-арийцам и разрушителями-неарийцами (1, с. 89).
"Нордический миф" о превосходстве нордической (арийской) расы был подхвачен и учеными-генетиками. В частности, было выдвинуто предположение, что психические качества и характер человека зависят от формы его черепа и от величины его "головного показателя". Теория утверждала, что, чем ниже этот показатель, т. е. чем длинноголовее человек, тем он энергичнее, одареннее, жизнеспособнее. По секретной документации, ставшей общеизвестной после падения рейха, во время Второй мировой войны нацисты также практиковали опыты над людьми с целью "выведения качественно нового биологического вида человека", используя как "материал" представителей именно "арийской расы". Для выявления признаков "арийской расы" были изобретены всяческие приборы и механизмы, с помощью которых измерялись различные части тела испытуемого, "недочеловеки" же, или "унтерменьши", (евреи, а потом и поляки с русскими) автоматически подлежали уничтожению.
Для освобождения Германии от ее "главного врага" - евреев - Гитлер предпринял несколько шагов. В 1933 г. он подписал циркулярное распоряжение, предписывающее всем ортсляйтерам (руководителям низовых организаций НСДРП) "организовать исполкомы для организации бойкота еврейских магазинов, товаров, юридических и медицинских консультаций". В 1935 г. была принята серия Нюрнбергских законов о гражданстве и расе, которые предоставляли гражданство "всем носителям германской или схожей крови" и лишали его каждого, кто считался представителем еврейской расы. Благодаря этим законам, расизм получил юридическое обоснование в Третьем рейхе.
В 1940 г. Главное управление по вопросам расы и поселений СС разработало проект переселения европейских евреев на Мадагаскар, однако Франция категорически отказалась уступить остров, поэтому план "Мадагаскар" так и не был реализован.
А переломным моментом в судьбе немецких евреев стал день 20 января 1942 г., когда на совещании в Ванзее была принята резолюция об "окончательном решении еврейского вопроса", ставшая сигналом для развертывания беспрецедентной акции геноцида. С 1939 по 1945 гг. в Германии было уничтожено 250 000 евреев - примерно половина от их довоенной численности (См. 3, с. 97).

ПРОПАГАНДА НАЦИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ
Гитлер любил повторять, что "государством правит тот, кто правит улицами". Гиммлер уточнял: "Будущее рейха и национал-социалистического движения - те, кто сейчас беззаботно играют в садах и парках немецких городов..." (1, с. 24). Поэтому пропаганде в нацистской Германии уделялось особое место.
Восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования Третьего рейха сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды Йозеф Геббельс. Большинству побед Гитлер и его движение обязаны незаурядным способностям министра пропаганды.
Геббельс досконально изучил американский опыт воздействия на массовое сознание и использовал его для Германии. Оценив по достоинству возможности пропаганды, Геббельс утверждал, что пропаганда - это искусство, которое тем эффективнее, чем меньше люди догадываются, что их обрабатывают. Геббельс превратил политические митинги и собрания в пышные зрелищные мероприятия, карнавалы с музыкой, флагами и парадами, которые внедряли в сознание людей, что Гитлер является сверхчеловеком, мессией, призванным спасти Германию. Задачей Геббельса было держать народ в состоянии нервного возбуждения, и в этом он весьма преуспел.
Случилось так, что подписавший оскорбительный и неугодный для Германии Версальский договор канцлер Эберт был евреем. Евреями были лидеры немецкого коммунистического движения Роза Люксембург и Клара Цеткин. Традиционные "еврейские промыслы" - юриспруденция, медицина, торговля, ювелирное и банковское дело - процветали на фоне обнищания нации. Геббелевские издания непрестанно публиковали статистические выкладки, согласно которым "в сегодняшней Германии евреи контролируют не менее 80% универсальных магазинов, 10% медицинских клиник, четверть розничной торговли и пятую часть немецкой банковской системы" (4, с. 28).
Министр пропаганды сумел подчинить своей власти все сферы идеологического воздействия на сознание масс: прессу, радиовещание, литературу, музыку, кинематографию, театр, изобразительное искусство, коммерческую деятельность, туризм. Под его началом работало около тысячи официальных пропагандистов.
Прямолинейные, броские, максимально адаптированные тексты патриотических пассажей разрабатывались экспертами министерства пропаганды Геббельса и адресовались, в первую очередь, не обремененной интеллектом молодежной аудитории, где они и получили широкую поддержку. Из-под пера Геббельса вышло множество лозунгов, растиражированных по всей стране: "Евреи - наше несчастье", "Кровь и почва", "Народ без пространства", "Не покупай у еврея - не продавай нацию", "Осторожно, враг подслушивает. Знай, твоим соседом может оказаться еврей", а также надписей в местах массового отдыха: "Не для евреев", "Евреи нежелательны" и т. д. (1, с. 32). Поэтому концепция "все беды Германии - от евреев" была воспринята публикой "на ура": немецкий народ поверил в эту идею и поддержал Гитлера в его антисемитской политике.
Еще в начале 30-х гг. Геббельс издал памфлет, ставший образцом для всей последующей пропагандистской работы в Германии:
"Почему мы националисты?
Мы националисты потому, что мы видим в нации единственную возможность защиты и поддержки всего нашего существования. Нация - это органическое объединение людей для обороны и защиты собственной жизни. Тот, кто понимает это как слово и дело, тот - часть нации. Сегодня в Германии национализм выродился в буржуазный патриотизм, и его мощь исчерпала себя в борьбе с ветряными мельницами. Они говорят "Германия", а подразумевают монархию. Они провозглашают свободу, а имеют в виду черно-бело- красное знамя [флаг Веймарской республики].
У нового национализма собственные безусловные требования. Я люблю Германию и одновременно ненавижу капитализм; я не только могу, я обязан так поступать. Возрождение нашего народа зависит лишь от уничтожения системы, которая обкрадывает здоровые силы нации...
Евреев не интересует решение наболевших проблем Германии. Им это не нужно. Они живут тем, что считают, будто решения нет вообще. Если мы сумеем объединить германский народ в единое целое и обеспечить его свободой перед лицом всего мира, тогда евреям не останется места среди нас. Евреи несут ответственность за наши страдания и они наживаются на этом.
Вот почему мы, как националисты и социалисты, против евреев. Они разлагают нашу расу, оскверняют нашу мораль, подрывают наши обычаи и разрушают нашу мощь.
Антисемитизм, говорят, - это не по-христиански. По их мнению, христианин это тот, кто наблюдает, как еврей затягивает ремень вокруг его шеи. Быть христианином, значит: любить ближнего, как себя самого! Мой ближний это тот, кто связан со мной кровью. Если я люблю его, то я должен ненавидеть его врагов. Тот, кто считает себя немцем, должен презирать евреев. Одно вытекает из другого" (1, с. 58).
Таким образом, Геббельсу удалось создать в массовом сознании образ "вездесущего и всевластного", но на поверку очень уязвимого врага, направив на него безудержный гнев толпы.
И все же, Геббельс был не до конца честен со своим народом, поскольку мало кто из немцев знал, какие ужасы творятся в концентрационных лагерях. Большинство было уверено, что "освобождая пространство", руководство страны просто выселяет неугодных за пределы Германии, тогда как на самом деле их просто безжалостно убивали...
Грамотно построенная пропаганда, вера в высшую идею и непогрешимость фюрера застилала глаза немецкому народу, который вовремя не обратил внимания на начавшуюся войну и вынужден был поддерживать нацистов до конца.
Но рейхстаг пал... А вместе с ним канули в лету и закон биологической гравитации, и теория автаркии, и расовая доктрина о сверхлюдях. Нацизм не смог долго продержаться на политической сцене; остается надеяться, что подобный режим действительно нежизнеспособен и не сможет утвердиться более ни в одном государстве, поскольку этому, наверное, противостоят объективные причины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нацистский чиновник Ханс Франк как-то сказал, что, как это ни печально, но империи, созданные на демократических принципах, существуют до скончания веков, а империи, созданные на принципах ненависти и физическом насилии, всегда имеют довольно короткий срок существования.
Нацисты полностью подтвердили эту аксиому, противопоставив себя по расовому признаку, политическими и военными действиями всему остальному человечеству. Таким образом, превознося себя над всеми остальными народами, нацисты дали этим народам лишний повод для ненависти и желания отомстить. Расистская идеология давала нацистам обманчивое впечатление, что они всегда будут выходить победителями в борьбе с "низшими расами", которых они приговорили к уничтожению. Считая славян людьми "второго сорта", Германия своими руками отталкивала от себя потенциальных союзников - народы, изначально встретившие германские войска как освободителей.
Считая русских людьми "второго сорта", Гитлер совершил непростительную ошибку, недооценив противника, который смог собственными силами оказать достойное сопротивление германской военной машине и свергнуть нацистский режим.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонов Б. Н. Фашизм: идеология, политика. 2 изд., доп. и перераб. М.: 1995.
2. Всемирная история: Учебник для вузов /Под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. М.: 1997.
3. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях /Под ред. Малышевой И. Н. М.: 1994.
4. Третий рейх. Кровавый след. Перевод с немецкого и составление Н. Лаврова. Ростов н/Д: 2000.
5. Энциклопедический словарь юного историка /Сост. Н. С. Елманова, Е. М. Савичева. М.: 1994.

Многие люди думают, что «фашизм» — это то же самое, что и «нацизм». И часто используют эти понятия неправильно . Несмотря на то, что их часто применяют в синонимичном плане, у этих строев имеются существенные отличия.

Вконтакте

Главные понятия

Фашизм - это термин, который обобщает крайне правые политические движения и их идеологии. Для них характерно утверждение и превосходство одной расы. Появился он как политический строй в 1920-х гг. в Италии.

Для этого движения характерно возвышение нужд государства выше нужд отдельной личности. В основе строя лежит философско-политическое учение, которое изначально выступало против любых видов .

Виды фашизма:

  1. Национал-социализм - узконаправленный экономический и политический строй, который использовался только в Третьем Рейхе.
  2. Военный фашизм - это режим военной диктатуры, который устанавливается после вооруженного государственного переворота.

Различные виды фашизма встречаются в истории многих стран , иногда в несколько изменённом виде под влияние конкретных факторов.

История возникновения

Зародился задолго до Муссолини и Гитлера, когда в 1880 году сформировалось движение против материализма, позитивизма и демократии . Общий упадок Италии после экономического кризиса, создал прекрасную основу для возникновения этого движения, где оно и началось в 1919 г. Лидером стал Муссолини. Историю становления строя можно разделить на важные этапы:

  1. Создание программы для завоевания широких масс.
  2. Агитация и укрепление позиций.
  3. Формирование вооруженных отрядов в 1919 году.
  4. Агрессивные нападения и погромы после получения финансовой поддержки .
  5. Создание Национальной фашистской партии в 1921 году.
  6. Занятие Муссолини должности премьер-министра 30 октября 1922 после вооруженного похода фашистов на Рим.
  7. Создание системы тоталитарного фашистского государства.

После захвата власти, Муссолини все силы бросил на укрепление идеологии и уничтожение всех возможных политических противников. Спустя пару лет Италия стала тоталитарной державой с лидером Муссолини.

Идеология

Муссолини определял идеологию так: фашизм — это учение об абсолюте государства, при котором личность человека и его потребности относительны и невозможны вне страны.

Главная идея была сформулирована в лозунге Муссолини в 1927 году: «Все в государстве, ничего вне государства и ничего против государства».

Иерархия демократии и идеи равенства считались опасными. Приверженцы строя выступали против коммунистов и их идей о всеобщем равенстве. Предполагалось уничтожение всех торговых союзов и парламентов.

Важно! По мнению фашистов, обществу необходимо авторитарное управление.

Фашизм в наше время в классической своей форме не существует. Но широкое распространение имеют разновидности тиранических режимов, которые не приемлют институтов . Основные черты фашизма:

  • агрессивное и вооруженное уничтожение оппозиции, меньшинств и инакомыслия;
  • идеологический контроль;
  • насаждение националистических идей;
  • культ вождя;
  • антикоммунизм и антисемитизм;
  • полное отрицание демократических принципов ;
  • господство правой идеологии;
  • традиционализм;
  • милитаризм.

Характерной чертой строя также стало полное отрицание Бога и «вечного мира», поскольку фашисты были убеждены, что человек не может жить без войны.

Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы фашизма можно выделить, если рассматривать его, как политическую модель. Плюсы:

  • объединение людей путем строгого порядка и дисциплины;
  • воспитание гордости за свою страну и нацию;
  • вера и полная поддержка правительства простыми людьми.
  • коррупция;
  • кумовство в правительстве;
  • отсутствие полноценных выборов: правителем становится тот, у кого больше военной поддержки;
  • отсутствие справедливых судов ;
  • уничтожении меньшинств;
  • повсеместное нарушение гражданских свобод;
  • насаждение идеологии против воли человека.

Данный строй приводит к полному экономическому упадку, поскольку страна постоянно работает над вооружением, и забывает про нужды промышленности и людей. Плюсы и минусы фашизма, их количественное соотношение, дает представление об успешности данной идеологии. Фашизм – это пережиток прошлого, и он не должен существовать в современности.

Национал-социализм: главные понятия

Что такое нацизм? Национал-социализм - это идеология Третьего рейха с выраженными чертами расизма и антисемитизма.

Это понятие употребляется только в контексте Третьего Рейха.

Идеология нацизма стала известна всему миру после Второй Мировой войны, поскольку Третий Рейх – это идеальный пример страны с политическим курсом национал-социализма.

Цель строя — объединение на одной территории чистой расы, которая приведет страну к процветанию.

История возникновения

Нацизм в Германии очень быстро сформировался, ведь там были идеальные условия :

  1. Сложилась острая политическая ситуация на фоне экономического кризиса и всеобщего упадка.
  2. Немецкий рабочий класс был расколот, а коммунисты слишком слабы, чтобы противостоять.

Страна лежала в руинах после , немцы были угнетены, выплачивали постоянную контрибуцию странам-победителям и нуждались в сильном лидере и сильной позиции. Признаки нацизма стали явственными после захвата власти Гитлером и установлении нацисткой идеологии, что произошло в несколько этапов :

  1. В 1919 году возникло национал-социалистическое движение.
  2. Создание Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Гитлер -председатель.
  3. Активная программа агитации.
  4. Неудачная попытка государственного переворота.
  5. В 1933 году Гитлер и его партия выиграли выборы в Рейхстаг.

Отличной почвой для насаждения такой политики является страна, где есть экономический и политический кризис.

Внимание! Признаки нацизма сегодня появляются во многих странах, несмотря на их экономическое состояние.

Идеология


Главная идея заключается
в том, что государство – это средство сохранения нации вначале, а затем его изменение в общество будущего, основанного на принципах расового неравенства.

Для этого идеального общества требовалась очистить арийскую расу от «примесей».

Признаки нацизма – это отличительные черты данной идеологии, которые определяют, что такое нацизм.

Главное из них – это утверждение о главенстве нации в государстве и удовлетворение ее интересов. Основные признаки нацизма — это:

  • расизм;
  • социальный дарвинизм;
  • расовая гигиена;
  • антисемитизм и антикоммунизм;
  • отрицание демократии;
  • тоталитаризм;
  • культ вождя;
  • военная экспансия.

Признаки нацизма свидетельствуют о том, что он стремится объединить не только расу, но и сделать это на одной обширной территории. История Освенцима, Треблинки и других лагерей рассказывает, что такое нацизм.

Преимущества и недостатки

У данного политического строя есть свои преимущества:

  • объединение нации;
  • преданность общей идеи;
  • стремление к процветанию народа.

Но минусов, конечно, больше:

  • уничтожение иных рас и арийцев, которые недостойны жить (больных, калек и пр.);
  • военная экспансия и уничтожение других народностей;
  • тоталитаризм;
  • отсутствие свободы воли;
  • многократное и жестокое нарушение гражданских прав человека;
  • отсутствие справедливого суда;
  • жесткий контроль за всеми сферами жизни человека.

Следствием принятия Германией такой политики стала ее военная экспансия, уничтожение огромного количества евреев и прочих национальностей, и .

Основные отличия данных политических строев

Эти политические направления не следует применять синонимично, поскольку у них достаточно много отличий, и это наглядно видно в таблице.

Основная черта Фашизм Национал-социализм
Главная доктрина Государство – это абсолют, а человек или раса неважны. Интересы страны всегда выше интересов отдельного человека или расы. Государство – это средство сохранения расы. Следует постепенно отказаться от этой формы и перейти в идеальное общество будущего.
Роль человека Для достижения главной цели – идеального общества вполне приемлемо сотрудничать с иными расами. Существует только одна идеальная раса, и она должна господствовать над остальными, неприемлемыми и грязными нациями.
Вопрос расы Нация – это общество людей, близких по духу, а не крови. Раса – это конкретный народ, арийцы, и требуется сделать все, чтобы сохранить ее в чистоте.
Антисемитизм Не присутствовал. Лег в основу расового вопроса.
Тоталитаризм Личность должна раствориться и устремится на достижении целей государства. Человек не важнее нации, поэтому должен положить все силы на достижении ее целей.
Вопрос церкви Церковь защищалась и пользовалась покровительством. Церковь и ее идеалы презирались.

Сравнение итальянского и германского политического строя

Что общего у двух этих идеологий? Следующие черты:

  • диктатура;
  • милитаризм;
  • культ вождя;
  • тоталитаризм;
  • антикоммунизм;
  • антилиберализм.

Итальянский фашизм и германский нацизм имеют и свои различия, сравнение которых предоставлены в таблице ниже. Признаки нацизма отличаются по нескольким пунктам.

Признаки Италия Германия
Что первично? Государство Нация
Вопрос расы У фашистов нет расовых теорий и ярко выраженного антисемитизма. Множество расовых теорий. Антисемитизм ярко выражен.
Вопрос церкви Церковь поддерживают, ее защищают и ей покровительствуют. Множество языческих и оккультных проявлений. Церковь терпит притеснения.
Экономическая модель Корпоративизм Государственно-монополистический капитализм
Последствия Казнено до 50 человек, арестовано до 4000 человек, колониальная война в Эфиопии, война на Балканах, десятки тысяч людей вынуждены были эмигрировать. Вторая мировая война, холокост, концентрационные лагеря, миллионы людей уничтожены.

Чем отличается фашизм от нацизма

Отличительные черты тоталитарных режимов

Вывод

Идеология фашизма и нацизма близка. Фашизм и нацизм преследуют единую цель – высшее общество, но разница в их методах и позициях по многим вопросам не позволяет отождествлять эти понятия.

Имя этого человека никогда не появится в почетном списке выпускников «бауманки» (Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана / Московского высшего технического училища), хотя оно и известно всему миру. На заре своей жизни он получил в Российской империи качественное образование, а в зрелости принес своей родине колоссальное зло. Он не только направил против страны, где родился, армии захватчиков, но и вынашивал планы по ее полному уничтожению и расчленению. Альфред Розенберг был главным идеологом нацистской партии и автором плана по освоению «восточных территорий», сыграв важнейшую роль в развязывании агрессивной войны против Советского Союза.

Вряд ли ревельский башмачник Вольдемар Вильгельм Розенберг, прибалтийский немец по происхождению, и его жена Эльфрида Каролина Зире, происходившая из семьи переселившихся в Эстляндию французских протестантов-гугенотов, могли предположить, что их сын Альфред, появившийся на свет 12 января 1893 года, сыграет впоследствии очень значительную роль в мировой .


Сегодня Ревель носит название Таллина и является столицей Эстонии, а тогда, в 1893 году, он входил в состав Российской империи в качестве столицы Эстляндской губернии. Большую часть городского населения Эстляндии составляли остзейские или прибалтийские немцы. Из остзейских немцев вышло множество российских государственных деятелей, полководцев и флотоводцев, ученых, инженеров, врачей, деятелей культуры. Но были среди них и такие как Альфред Розенберг – ненавидевшие Россию и никогда себя с ней не идентифицировавшие.

Юный Альфред получил образование в Ревельском Петровском реальном училище, а осенью 1910 года, в 17 лет, поступил на архитектурный факультет Рижского политехнического института (ныне – Рижский технический университет). Неплохо жили башмачник Вольдемар и его Эльфрида, раз смогли обеспечить в будущем сыну неплохое образование. Когда началась Первая мировая война, Альфреду был 21 год. Но ни в российскую армию, ни на фронт он не попал: перевелся в Москву, на архитектурный факультет Московского высшего технического училища, который и окончил в 1918 году в возрасте 25 лет. В том же 1918 году Альфред вернулся в родной Ревель.

К этому времени Эстония была уже в руках германских войск. РСФСР по условиям Брестского мира отказалась от притязаний на прибалтийские земли, а Германия, в свою очередь, отказалась признавать независимость Эстонской республики и установила здесь оккупационный режим. В молодом Розенберге, еще вчера учившемся в российском вузе, взыграли национальные чувства. Он подал заявление о вступлении в немецкий экспедиционный корпус, но его на военную службу не приняли. Вердикт командования был однозначным и оскорбительным для остзейского немца Розенберга – «Русский!». Молодому человеку ничего не оставалось, как устроиться скромным учителем в ревельскую мужскую гимназию (ныне это Гимназия Густава Адольфа в Таллине). Однако, такая работа казалась амбициозному молодому человеку, да еще в столь бурное время, скучной и бесперспективной. К тому же Розенберг с крайней ненавистью относился к Октябрьской революции, к марксистским и коммунистическим идеям. Именно антибольшевизм подтолкнул молодого инженера – архитектора и школьного учителя к более радикальным националистическим взглядам.

В конце 1918 года Альфред Розенберг перебрался в Германию, а точнее – в Мюнхен. В баварской столице к этому времени действовало «Общество Туле» - не то оккультная, не то политическая организация, объединявшая немецких националистов особого толка – т.н. «фёлькише» (от Völkische Bewegung – Народное движение). Члены «Общества Туле» искали истоки происхождения арийской расы и стремились обосновать ее превосходство над другими расами. Это был маленький кружок мюнхенских интеллигентов, которые, возможно, и представить себе не могли, к каким последствиям для человечества приведут уже через два десятилетия их теоретические и философские изыскания.

Альфред Розенберг познакомился с 50-летним Дитрихом Эккартом – талантливым драматургом и журналистом, сыгравшим на ранних этапах становления германского нацизма очень важную роль. Именно Эккарт ввел Розенберга в «Общество Туле», а вскоре молодой прибалтийский немец познакомился с ветераном Первой мировой войны Адольфом Гитлером. Ко времени знакомства Розенберг, человек образованный и эрудированный, близко воспринявший расистские и антисемитские идеи, уже занимался публицистической деятельностью. Он оказал очень большое идеологическое влияние на Адольфа Гитлера, способствовав укреплению антисемитских взглядов последнего (прежде Гитлер был весьма равнодушен к «еврейскому вопросу» и даже старался избегать оскорбительных высказываний в адрес евреев).

В отличие от большинства основателей «Общества Туле» - интеллектуалов и мечтателей, далеких от «народной политики», Альфред Розенберг отличался своей способностью объяснять расовые идеи в популярной и доступной широким массам форме. Он рассматривал все происходящие в мире события с точки зрения расовой теории. Досталось, разумеется, и Октябрьской революции, которую Розенберг ненавидел. В 1920 году Розенберг вступил в Национал-социалистскую немецкую рабочую партию и получил партийный билет № 625. Он быстро выдвинулся в число важнейших фигур партии, фактически став ее главным идеологом. В 1921 году Розенберг занял пост главного редактора партийной газеты «Völkischer Beobachter», а в апреле 1933 года возглавил Внешнеполитическое управление НСДАП. Перу Розенберга принадлежит целый ряд книг, излагающих основы нацистской расовой теории. Важнейшим трудом Розенберга считается книга «Миф ХХ века». Уже после прихода Гитлера к власти Альфред Розенберг в 1934 году был назначен Уполномоченным фюрера по контролю за общим духовным и мировоззренческим воспитанием НСДАП, по вопросам Германского рабочего фронта и всех связанных с ним организаций. Одновременно с 1940 года Розенберг возглавлял и Центральный исследовательский институт по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания. Еще одним проектом, который возглавил Розенберг, стал авторский «Штаб рейхсляйтера Розенберга». Именно эта структура занялась в годы Второй мировой войны расхищением культурных ценностей с территорий оккупированных стран и вывозом их в Германию.

С весны 1941 года Альфред Розенберг становится одной из ключевых фигур в разработке планов гитлеровской Германии по нападению на Советский Союз. Конечно, не будучи военачальником или «силовиком», Альфред Розенберг отвечал исключительно за идеологическое и политическое обеспечение готовящегося «блицкрига». 2 апреля 1941 года Гитлер поручил Розенбергу разработать основы оккупационной политики Германии на востоке. Спустя чуть более двух недель, 20 апреля 1941 года Гитлер назначил Розенберга уполномоченным для централизованного решения вопросов восточноевропейского пространства. Очевидно, фюрер считал, что беззаветно преданный идеям национал-социализма уроженец Прибалтики Розенберг – идеальная фигура для руководства оккупационной администрацией на востоке после того, как Советский Союз будет разгромлен.

При этом, к Розенбергу в нацистской военной и политической элите было весьма двоякое отношение. С одной стороны, и фюрер, и его окружение признавали идеологические заслуги Розенберга для формирования нацистской идеологии, с другой стороны относились к нему весьма снисходительно, поскольку управленцем Розенберг был весьма посредственным. Играя важную роль в нацистской партии фактически с первых лет ее существования, Альфред Розенберг так и не смог стать действительно влиятельным соратником фюрера не в идеологических, а в организационных вопросах – он пользовался куда меньшим влиянием, чем Геринг, Гесс, Гиммлер, Геббельс, Борман и некоторые другие важные руководители Третьего рейха.

Именно Розенбергу Гитлер доверил создание специального плана по расчленению Советского Союза. Идеолог нацизма был убежден, что для сокрушения мощи советского государства необходимо поощрять сепаратистские движения на территории Советского Союза, культивировать русофобский национализм среди народов различных республик СССР. 22 июня 1941 года Германия и ее сателлиты напали на Советский Союз. Не прошло и месяца после начала войны, как 17 июля 1941 года было официально создано Имперское министерство оккупированных восточных территорий. Министром стал Альфред Розенберг. Таким образом, именно он возглавил деятельность всех германских органов управления на оккупированных территориях Советского Союза – на Украине, в Белоруссии, Латвии, Литве, Эстонии и некоторых областях РСФСР. Это обстоятельство делает Розенберга одним из главных нацистских военных преступников, ответственных за уничтожение и ограбление советского населения на оккупированных территориях.

Министерству по делам оккупированных восточных территорий подчинялись нацистские органы управления – рейхскомиссариаты: «Остланд» (штаб-квартира в Риге) – Прибалтика и Белоруссия, руководитель – рейхскомиссар Генрих Лозе; «Украина» (штаб-квартира – в Ровно) – территория большинства областей Украины, а также юг Брестской области, Гомельская область Белоруссии, часть Пинской и Полесской областей, руководитель – рейхскомиссар Эрих Кох. После планируемого занятия Кавказа и Закавказья Розенберг планировал создать рейхскомиссариат «Кавказ» с центром в Тбилиси и во главе с рейхскомиссаром Арно Шикеданцем. На территории Центральной России до Урала должен был быть создан рейхскомиссариат «Московия» под руководством Зигфрида Каше, а в Средней Азии – рейхскомиссариат «Туркестан». Хотя аппараты рейхскомиссариатов «Московия», «Кавказ» и «Туркестан» были сформированы уже в 1941 году, к непосредственным обязанностям их чиновникам так и не было суждено приступить – под Москвой наступление «железных колонн вермахта» было сломлено.

О том, что творили гитлеровцы на оккупированных территориях Советского Союза, до сих пор невозможно вспоминать без содрогания. Список нацистских военных преступлений на Украине, Белоруссии, в Прибалтике, на Северном Кавказе огромен. И колоссальная доля вины за них лежит на Альфреде Розенберге – человеке, чей фанатизм во многом подтолкнул гитлеровское руководство к тем зверствам, которые изначально оно и не планировало. Так, именно Розенберг был инициатором тотального уничтожения ряда национальных групп Советского Союза (евреи, цыгане), одновременно он стремился максимально культивировать антирусские настроения на оккупированных территориях – среди украинцев, белорусов, казаков, прибалтийских народов.

Под непосредственным руководством Розенберга осуществлялся вывоз культурных ценностей из оккупированных городов, а вывезено было, как мы знаем, немало произведений искусства, литературы, просто исторических и культурных ценностей. Есть вина Розенберга и в угоне советских граждан для рабских работ на территории Германии и других европейских стран. Известно, что Розенберг относился к народам Советского Союза как к людям второго или даже третьего сорта. Сам архитектор по образованию, теоретик, не воевавший и не убивавший людей, Розенберг высказывал наиболее кровожадные и античеловечные идеи даже по сравнению с другими нацистскими лидерами.

Однако уже в 1944 г. была освобождена большая часть территории Советского Союза. Чиновники рейхскомиссариатов в спешке эвакуировались, спасаясь от наступающих частей победоносной Красной армии. Но Розенберг продолжал настаивать на целесообразности сохранения своего Министерства восточных территорий даже тогда, когда гитлеровские армии были вытеснены с Украины, Белоруссии и Прибалтики. Стремление Розенберга сохранить министерство вызывало раздражение даже у ближайших соратников по партии, которые и так постоянно подсмеивались над главным нацистским идеологом, у которого хорошо получалось рассуждать о неполноценных расах, но практически не получалось наладить нормальную административную работу.

Тем не менее, Розенберг оставался министром по делам восточных территорий до самых последних дней существования гитлеровской Германии. После победы он бежал на север страны, где обосновалось правительство официального гитлеровского преемника адмирала Карла Деница. Однако 19 мая 1945 года в госпитале Фленсбурга Альфред Розенберг был арестован военнослужащими британской 11-й армии. Избежать ответственности за преступления во время кровавой войны, развязанной во многом при непосредственном участии Розенберга, у него не получилось.

Гитлеровский идеолог и министр по делам восточных территорий стал одним из главных обвиняемых на знаменитом Нюрнбергском процессе. В отличие от многих других видных нацистских деятелей, которые хотя бы пытались изобразить раскаяние, Альфред Розенберг так ни в чем и не раскаялся, по крайней мере, публично. Он отказался от последнего слова перед казнью и взошел на эшафот, так и не отрекшись от убеждений, приведших к смерти миллионы людей и стоивших жизни и ему самому. 16 октября 1946 года Альфред Розенберг закончил свое существование на виселице в Нюрнбергской тюрьме. Ему было 53 года.

Государственный Университет Высшая Школа Экономики

Кафедра общей социологии

ИДЕОЛОГИЯ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Выполнила студентка

133 группы

Балабанова Анна

Преподаватель

Волкова И. В.

Москва, 2003 г.

ВВЕДЕНИЕ 3

идеология третьего рейха 4

Идеологи Третьего рейха 4

Основные положения идеологии нацизма 5

Пропаганда нацистской идеологии 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

ВВЕДЕНИЕ

Около ста лет тому назад изнуренная чередой больших и малых войн Европа с нетерпением ждала встречи с XX веком. Он начинался невиданным взлетом науки и духовной культуры, верой в силу разума и доброй воли, но в итоге стал веком крови горя и ненависти, поставил под сомнение саму возможность существования жизни на Земле.

После окончания Первой мировой войны Европа погрузилась в хаос переворотов и мятежей. Рушились державы, революции сметали с лица земли империи и монархии в Германии, Португалии, России. В 1922 г. Муссолини стал главой итальянского правительства, в 1926 г. к власти в Польше пришел диктатор Пилсудский, а в 1933 г. на законных выборах в Германии победил Адольф Гитлер.

После этого события различными способами в Германии были ликвидированы все партии, кроме правящей НСДРП. В 1934 г. Гитлер объединил посты президента и рейхсканцлера, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. В Германии была провозглашена новая политика возрождения и выхода из экономического кризиса, а сама страна получила название Третьего рейха (нем. Drittes Reich - третья империя, третье царство). Этот термин был заимствован из средневековых мистических учений о трех царствах: в мифе о третьем, или тысячелетнем, рейхе (историческим воплощением первых двух считались средневековые Священная Римская империя и Германская империя 1871-1918 гг.) нацизм объявлялся завершающей, высшей стадией социального развития (1, с. 27).

Хотя Третий рейх и рассчитывался на тысячелетнее существование, царство нового порядка было заметно укорочено: гитлеровская империя прожила всего лишь 12 лет (1933-1945 гг.). Но даже несмотря на это, она сумела оставить после себя незабываемый кровавый след, главной причиной которого многие историки считают государственную идеологию нацизма, которую развил Гитлер и его соратники.

идеология третьего рейха

Падающего толкни…

Ф. Ницше. Антихристианин

Идеология Гитлера была достаточно проста и прямолинейна. Отношение к идеальному, с его точки зрения, миру было сформулировано в словах нацистского гимна:

Пусть весь мир в развалинах ляжет,

К черту, нам на это наплевать.

Сегодня нам принадлежит Германия,

А завтра весь мир…

Идеология разрушения как целостная система взглядов на окружающий мир возникла не на пустом месте, а стала итогом эволюции прусского мировидения ценностного мировосприятия нескольких поколений германских милитаристов, результатом сложного взаимодействия исторических причин и следствий, а также различных преобразований в немецком обществе конца XIX начала XX в. (4, с. 11).

Ценностная система нацизма представляет собой смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и идей таких авторов, как геополитик К. Хаусхофер с его обоснованием исторической закономерности территориальной экспансии Германии; Ф. М. Мюллер с его теорией арийской филологии; А. Гобино с размышлением о неравенстве человеческих рас и британец Х. С. Чемберлен с идеей человека и сверхчеловека; Г. Гербигер с доктриной вечного льда и многие другие (4, с. 12). Но все же важнейшими компонентами этой идеологии стала интерпретация рассуждений Ницше о сильных и слабых нациях и расистские взгляды Р. В. Дарре, ставшего одним из руководителей Главного управления СС по вопросам расы и поселений.

Идеологи Третьего рейха

Среди главных идеологов нацизма следует указать следующие личности:

1) Адольф Гитлер

Начало идеологии положил сам фюрер. В 1925 г. вышла его первая и единственная книга политический манифест Mein Kampf (Моя борьба). Эта автобиография стала Библией для правящей верхушки Третьего Рейха и основой идеологии национал-социализма.

2) Альфред Розенберг

Заместитель Гитлера по вопросам духовной и идеологической подготовки членов нацистской партии, имперский министр по делам оккупированных восточных территорий, философ расизма, он написал такие нашумевшие книги, как Будущий путь германской внешней политики (1927) и Миф XX века (1929).

3) Йозеф Геббельс

На министра пропаганды и главного редактора газеты Дер Ангрифф был возложен контроль над народным образованием, наукой, культурой и прессой Третьего рейха. Он отвечал за ариезацию культурной жизни Германии (т. е. за вытеснение из нее лиц еврейской национальности), внедрение культа германского сверхчеловека, мобилизацию немецкого народа на поддержку политики НСДАП и за психологическую подготовку нации к войне.

4) Генрих Гиммлер

Вся деятельность рейхсфюрера СС и подчинённых ему структур была направлена на борьбу с врагами германской нации, на очищение самой нации от расово-неполноценных элементов, а также на подрыв жизненной силы неарийских народов, за счёт которых планировалось обеспечить немцам новое жизненное пространство (1,с. 41).

Кроме этой четверки, в разработке официальной идеологии участвовали Ю.Штрейхер, П. Трейчике и другие члены НСДРП.

Основныеположения идеологии нацизма

Идеология нацизма включала в себя три основных закона:

1) Закон биологической гравитации

Этот закон был придуман Гитлером и заключал в себе следующий смысл: человек по своей сути существо социальное, поэтому должен жить в обществе, но само это общество должно быть вполне определенным и ограниченным некоторыми рамками. Ребенка с рождения окружает его семья, т. е. семья одного человека. однако, по мнению Гитлера, можно выделить еще, по крайней мере, два ее типа: семья одного народа и нескольких народов (стоит заметить, что немецкое слово Volk дословно не переводится на русский язык и означает нечто среднее между понятиями народ и нация).

Наилучшим для своего народа Гитлер называл вариант, когда все немцы проживают на одной территории, а лозунг Германия для немецкого народа он считал вполне оправданным и, более того, научным обоснованным.

Процедура выявления и обезвреживания врагов германского народа считалась важнейшей задачей (этим, в частности, занимались СС). Круг врагов народа был обширен и включал в себя несколько уровней враждебности. К внутренним врагам относились либералы, уголовники, гомосексуалисты, марксисты, масоны, пацифисты, христиане, а также некоторые деятели культуры и искусства. К внешним англо-американские плутократы, европейские демократы и русские большевики.

В знаменитой двухчасовой речи в Дюссельдорфе (1932 г.) Гитлер заявил: Большевизм нечто большее, чем беснующаяся на улицах германских городов толпа. Это абсолютное беззаконие и наступление азиатского варварства(3, с.79).

К расовым врагам относились все неарийские расы славяне, цыгане, негры… Особой и самой ненавистной категорией были евреи величайшее несчастье германской нации, по словам Геббельса. Вообще говоря, антисемитизм имел прочные корни и в остальной Европе, и в России, однако государственной политикой он был только в Германии.

Один момент, сыгравший на руку нацистам, поставил немецких евреев на грань полного уничтожения: 7 ноября 1938 г. один польский еврей, возмущенный произволом нацистов в Германии, в знак протеста расстрелял немецкого дипломата в здании посольства в Париже. Это стало подходящим поводом для организации карательной операции против евреев. Грандиозный погром, разразившийся в ночь с 9 на 10 ноября, вошел в историю под названием Хрустальная ночь. В ходе погрома было разрушено около 300 синагог, 7000 лавок и 800 еврейских магазинов, а ущерб от одних только разбитых витрин составил 5 млн марок (См. 5, с. 386).

2) Закон автаркии

Вторым законом Гитлер называл закон автаркии (от греч. autarkeia - достаточность), т. е. экономической самодостаточности, самоудовлетворенности в экономическом отношении (термин автаркия у Фукидида означал политическую и экономическую независимость страны от других государств). Этот закон стал официальной экономической теорией нацизма. Гитлер постоянно заявлял, что Германия стремится к автаркии. Германская достаточность, го

gastroguru © 2017