Основные законы построения и развития животного организма. Вводная лекция Основные законы строения тела человека

Это грозит её уничтожением или разрушением мира. Поэтому любая форма существования, включая и человека, строится на закономерной основе.

Начальная форма ребёнка создаётся на базе собственного материала, заложенного в основу родительскими клетками. После слияния мужского и женского начал включается механизм построения тела младенца с соблюдением порядка ведения процесса развития. При сложении двух разных генетических основ (мужской и женской) первоначально происходит их приспособление к условиям существования в новом состоянии, затем в действие вступает режимный коэффициент, устанавливающий режим будущих процессов производства новых клеток.

Особые принципы построения на первоначальных стадиях отсутствуют, но программа генного кода задаёт цель - создать необходимое количество клеток, отвечающих определённым качественным показателям. Данные клетки должны послужить базой для последующих структурных формирований. Определитель, который участвует в построении физического тела ребёнка, должен знать, в каких пределах закона он обязан работать, а в каких пределах - свободен.

Программа построения физического тела содержит в себе последовательность конструирования органов ребёнка, различных систем организма и в соответствующее время включает в действие особый режим работы. Каждый орган строится отдельно от других, имеет собственную структуру, химический состав, индивидуальную технологию, отдельную подпрограмму его построения и отдельную программу функционирования. Конструкции органов должны строиться таким образом, чтобы обеспечить их дальнейшую нормальную работу, правильный её ритм и предусмотреть с помощью использования специальных коэффициентов взаимоувязку их процессов с другими.

Сложность взаимоувязки состоит в том, что соединяются совершенно разные процессы, дающие часто противоположные результаты (например, венозная и артериальная кровь объединяется в работе сердца). И великое искусство Творцов, создавших человека, состоит в умелом совмещении их в функциях одного органа, хотя приходится совмещать различные химические составы, реакции, различную сложную технологию приёма и отдачи энергий обширного диапазона частот и многое другое, что малоизвестно человеку.

Физическое тело, помимо материальной основы, содержит также и энергосистему с наличием отрицательной и положительной энергий, которые формируются совместно с построением самого тела ребёнка. Энергетическая система, размещаемая непосредственно в материальной оболочке, обладает собственными проводящими энергоканалами и энергосборниками. Кроме того, каждая клетка, каждый орган обладают своей энергетической структурой, которые, соединяясь, создают энергоструктуру всего тела, то есть работа материальной оболочки складывается на основе функционирования множества отдельных систем. И только благодаря наличию прочных общих связей, объединяющих всё воедино, создаётся основа для фундаментальной конструкции и её прогрессивного развития на последующих стадиях.

Программа формирования физического тела, которая представляет отдельную программу, отличную от программы последующего прогрессирования человека, включает в себя последовательность построения органов и тела в целом. И для этого в программе присутствует режимный коэффициент адаптации, который помогает в течение заданного периода времени формировать качественный состав клеток органов. Если наружное тело требует для формирования 9 месяцев, то каждому органу и системе организма отводится своё время.

Любой орган обладает собственными клетками, отличными по построению и качественному содержанию от клеток других органов. Соответственно индивидуально и качество энергии органов, или иначе можно сказать, что любой орган работает на своём типе энергий, поэтому все подобные сложности должны учитываться при построении и правильно состыковываться.

Построение органов в теле распределяется заданным способом по времени: одни органы создаются раньше, другие позднее, формируются энергосистемы внутри них, всё соотносится определённым образом между собой и общим телом, так как должна выдерживаться необходимая соотносительность их построек, потому что в силу их функциональной зависимости они не могут строиться все одновременно.

Расположение формирующихся объёмов органов и систем относительно друг друга пространственно в определённом порядке имеет значение и в том плане, что не все органы должны сразу включаться в работу и начинать своё прямое функционирование. Первоначально строятся органы и системы, которые в соединении с телом матери должны трудиться совместно, а потом уже и органы, которые переходят на автономный режим работы. Программа построения физического тела должна учитывать и то, что некоторые детали организма быстро изнашиваются под перегрузками и поэтому потребуются восстановительные процессы клеток органов и тканей. Всё это предусматривается и закладывается заранее.

При формировании физического тела должен поддерживаться химический, физический, энергетический баланс всех систем и организма в целом. Организм должен работать стабильно - в этом успех будущего нормального развития ребёнка. Подобное равновесие и контроль над установленными соотношениями между органами и системами поддерживает и ведёт специальный балансировочный аппарат.

Органы, как частные составляющие единого организма, работают как самостоятельные фабрики: на собственном топливе, производят свою продукцию, и технологические процессы их индивидуализированы. Они имеют и личные запасы энергии, то есть каждый орган владеет собственным запасом энергии на тонком плане, которые по нормам выделяет этому органу Определитель данного человека. Он непосредственно следит за подпитыванием органов необходимой энергией в определённые периоды. В то же время, включаясь в процесс работы, органы сами начинают производить энергию своего типа, которая собирается в эгрегоры - определённые энергосборники, находящиеся в распоряжении Определителя.

Планомерность построения форм, систем представляет собой в программе этапную расстановку их в производственном объёме тела и последовательное систематизированное наращивание клеток и энергокомпонентов, соединение их связями и каналами, которые должны в будущем обеспечить им согласованную совместную работу, а также построение определённых границ для каждого вида клеток, объединённых общей целью и функционированием, т.е. первоначальным является точное пространственное расположение всех деталей и систем, находящихся внутри объёма тела, а затем начинается уже непосредственное их детальное построение.

Каждый орган наделён собственными внешними границами, которые позволяют изолировать внутреннее содержание органа от прочего для улучшения его самостоятельной работы. Изоляция избавляет клетки от посторонних влияний, которые могли бы ухудшить их работу. И в то же время границы, выполняя необходимые диффузионные связи, ограничивают влияние клеток данного органа на другие системы.

Физическое тело представляет собой многофазовое формирование, так как содержит в себе разноуровневые структуры, выстраиваемые в заданном порядке. Присутствие органов и систем, принадлежащих к разным Уровням, свидетельствует о наличии в них разных качественных энергий и разных потенциалов органов.

Любой орган обладает собственным энергетическим потенциалом. И чтобы подобную разнокачественность и разнофактурность соединить в единый механизм, слаженно работающий в организме человека, одного правильного построения недостаточно. Необходим точный числовой расчёт, что и выполняют специальные Высшие Расчётные инстанции, составляющие программы для построения и развития физического тела на одну жизнь. Составленная ими программа включает все расчётно-кодовые коэффициенты, которые необходимы для последующих трансформативно-переходных состояний в теле.

Все внутренние процессы жизнеобеспечения организма человека, его регулирование и управление развитием от начального момента зарождения до старения и смерти происходят на основе программы физического тела, составленной Свыше с помощью сложной системы расчётов. Но она работает под управлением основной программы жизни человека.

Программы развития тела и души - это две разные программы, однако стыкующиеся между собой, так как одно без другого существовать не может.

Включение программы развития материального тела происходит с начального момента деления клетки, и дальше уже всё идёт по программе построения организма, но под постоянным наблюдением Определителя, который впоследствии будет вести данного человека по жизни.

Определитель осуществляет контроль за включением программы и её последующим разворотом. Он же может производить и необходимые коррективы в построении тела, вносить какие-то прирождённые болезни в те или иные органы или увечья, которые включает программа развития согласно закону причинно-следственной связи. То есть Определитель изменяет построение некоторых клеток в органах или членах тела таким образом, чтобы сохранялось нормальное функционирование организма в целом.

Построение одних отделов тела находится в зависимости от построения других, как, допустим, стены дома нельзя строить без фундамента, а крышу - без стен, ибо всё зависимо друг от друга, если это касается целостного построения. Так и при создании организма ведётся последовательная взаимоувязка одних частей с другими и в материальной структуре тела, и в энергетической, с соблюдением их иерархических закономерностей. Все органы располагаются в теле снизу вверх согласно своему иерархическому распределению по значимости, поэтому внизу находится всё низшее, вверху - всё высшее.

Каждый орган обладает и в тоже время собственной иерархией, поэтому хотя его и составляют однотипные клетки, выполняющие однородную функцию, но эти клетки не равнозначны между собой, и одни из них более высокие по энергетике, другие - менее. Поэтому в иерархии органа существует их Уровневое распределение по энергетической порядковости, а следовательно, и функциональной первостепенности.

Принадлежность группы клеток органа к тому или иному Уровню свидетельствует об их зависимости от недобранных ими энергий, или качественных показателей. Каждые однородные клетки (печени, сердца, почек) должны обладать определённым номенклатурным набором энергий, и содержание последних колеблется в клетке в определённых пределах в зависимости от их Уровневой принадлежности.

Определённый коэффициент существующий на каждом Уровне, выражает зависимость имеющихся энергий от их полного состава, который необходим для абсолютного композита максимального образования. Все энергии, производимые клетками органа, собираются в некотором объёмном накопителе данного спектра энергий. При достижении абсолютного состава этот объёмный накопитель содержит полный набор энергий конкретного спектра и служит основой для другого, ещё большего - макси-объёма с соответствующим набором качеств.

Так как каждый орган в целом представляет самостоятельную иерархию, которая воплощает в себе определённый суммарный потенциал, то весь человеческий организм тоже являет разносторонний потенциал определённой мощности. А потому человеческий организм подобен общей системе макси-организма Естества и Мироздания и обладает аналогичными признаками развития и устремлением к цели.

Подобие проявляется в построении форм и объёмов, а также в любом физиологическом построении, в котором множество отдельных частных форм соединяются воедино для создания абсолютного качественного состава номинантов.

В свою очередь, номинанты объединяются в крупную структуру с ещё большей степенью ответственности и сознательности: человек - Суть - Бог - Абсолют. У глобальных строений возрастает осознание , которое является основным фактором, определяющим уровень развития. Абсолютно построенные формы и объёмы (Суть, Бог, Абсолют) характеризует высокая степень ответственности за свои действия. И это является главным в любом совершенствовании. Чем выше Уровень развития, тем больше ответственность.

Факт последовательного зарождения органов в теле и развитие их по определённым закономерностям свидетельствует о наличии специальных законов, по которым строится каждый из них. Закон построения физического тела включает в себя подзаконы построения конкретных органов. Общий же закон конфигуративного построения в основу формирования и расположения мини-систем в теле берёт иерархическое расположение их на Уровнях, и поэтому органы, принадлежащие к низкому Уровню, строятся первыми, а на их базе формируются более высокие. И это является главным в закономерных принципах построения; т.е. расположение в теле и очерёдность строения начинается с нижнего Уровня иерархии физического тела. Исключение в очерёдности составляет сердце , стоящее выше всех, но формирующееся ранее некоторых органов, стоящих ниже него.

Весь организм существует в определённом временном промежутке, заданном общей программой развития. Но одновременно каждый орган как потенциальная система живёт и работает в своём времени, и скорости протекания процессов у них тоже свои. Однако, взаимосвязь их в единой работе на целостный организм свидетельствует об их зависимости в функционировании друг от друга. Поэтому общая программа увязывает по времени скорость протекания различных процессов в отдельных органах.

Скорость течения процессов в одном органе может колебаться в заданных пределах, поэтому реакции могут проходить замедленно или ускоренно, в зависимости от ряда прочих факторов, и в частности - от влияния на данный орган других органов.

В соответствии с наличием закона построения в обязанности функционирования органов внедряется необходимость подчиняться Вышестоящему Уровню и бо льшим потенциалам.

Механизм структурного расположения и построения частных форм в теле является довлеющим, подчиняющим себе все прочие процессы на период того промежутка времени, в течение которого данный объём должен быть построен. Все основные процессы в период построения направлены на создание требуемой структуры, и поэтому реакции в строящемся теле не соответствуют тем процессам, которые протекают в период нормального функционирования, когда уже все частные составляющие тела построены. Но так как органы не остаются неизменными, а постоянно изменяются с течением времени (в детском организме растут, в старом начинают сокращать свою деятельность), то и процессы, происходящие в теле, тоже изменяются, что заложено в программу.

Время играет главную роль в регуляции процессов. Поэтому оно закладывается в программу развития тела как главный регулятор этапов прогрессирования.

Время, жёстко связанное с программой, включает в нужный момент точки прохождения поставленных целей. Это, активизирует деятельность организма в необходимом направлении, способствует усилению потенциала всей физиологии человека. Программа направлена на усложнение работы организма с целью приобретения им максимальной мощности (не включая этап старения, на котором больший упор уже делается не на тело, а на совершенствование души).

Принцип развития физиологии тела заключается в подрядной очерёдности функционирования при совершенствовании тех или иных действий человеком, то есть при совершении им одних действий (он бежит) в работу в определённой порядковой последовательности включаются одни органы, при других действиях (он ест) - другие органы, и тоже в последовательности, установленной для них. В этих случаях работает коэффициент подряда, включающий соответствующую цепочку взаимосвязей, ведущих к планомерной работе всего организма.

К одному из главных законодательных процессов, протекающих в теле, относится своевременность создания заданных состояний. Это способствует включению в работу дополнительных факторов, активизирующих работу организма как в самой органической материи, так и в её тонких структурах.

То есть всякие раздражители среды должны вызывать соответствующие и своевременные образования внутри организма: это изменение химических реакций, появление необходимых физиологических компонентов или ферментов; ответные мускульные реакции, необходимые на различные жизненные ситуации, или ответная реакция на свет, музыку, запах, температурные раздражители и т.д. Всё это обязано согласовываться также в определённой цепи взаимодействий в целенаправленной собственной форме прогрессий, приводящей к необходимым результатам.

Подобный способ развития таких частных состояний, как органы и прочие системы тела, позволяет совершенствовать единую сеть сообщений в целом организме.

Все клетки одного органа в результате своих взаимодействий создают потенциал данного органа, или его Суть. Все связующие сети организма образуют несколько Сутевых инстанций соответствующих наименований, которые образуют соединительные связи в ещё более крупных масштабах.


Санкт-Петербург

РАЗДЕЛ 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий.

1.1. Цели и задачи учебных занятий:

Основной целью курса является знакомство и освоение студентами общих закономерностей организации человеческого организма, его основных систем и органов. Курс имеет ярко выраженную биологическую направленность, поскольку в процессе проведения курса человек рассматривается не столько как высшее существо на Земле, а как представитель биологического сообщества (в частности как представитель приматов – одного из самых древних отрядов среди современных млекопитающих). Необходимо представлять не только, как устроен тот или иной орган или система органов человека, знать основные анатомические понятия и термины, но и понимать, почему они так устроены, какова их взаимосвязь, как это сформировалось в эволюции человека. Эти идеи были заложены в трудах выдающегося Российского анатома П.Ф. Лесгафта, многие годы работавшего в Санкт-Петербургском университете.

Для биологов также очень важным является введенные в курс элементы антропологии – науки об анатомических вариациях и приспособлениях органов к определенным функциональным нагрузкам. Большое внимание уделяется вопросам морфологической изменчивости органов, как проявление общебиологических законов эволюции и изменчивости живых организмов. В курсе также даются основные сведения о микроскопической анатомии ряда органов - сведений, предшествующих курсам гистологии и цитологии. Тем самым создается преемственность и последовательность в формировании у студентов представления о разных уровнях организации живых организмов (и человека в частности)



Заключительная часть курса посвящена рассмотрению вопросов происхождения и эволюции человека. Приведены современные палеотологические и молекулярно-генетические данные о предках современного человека, путях его расселения по Земле и положении в Природе.

Поставленная цель достигается путем выполнения следующих задач:

Дать студентам представление об общих и частных особенностях организации

человеческого организма

- сформировать у студентов биологический и эволюционный подход к пониманию

принципов организации и функционирования основных систем и органов человека.

- заложить основы анатомической и медицинской терминологии и ознакомить с

современными методами анатомических и микроанатомических исследований

- уметь применить полученные знания при изучении других биологических дисциплин,

тем или иным образом связанных с человеком

Сформировать современное понимание сложных вопросов происхождения человека

Требования к подготовленности студентов к освоению содержания учебных занятий

Студенты должен иметь подготовку в объеме базовых курсов средней школы по анатомии и физиологии человека, зоологии и общей биологии

Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися:

Студент должен быть ознакомлен:

- с современными знаниями о строении человеческого организма, его основных

функциональных систем и органов

С задачами и проблемами современной анатомии и медицины

С азами микроскопической анатомии органов, как элемент преемственности при дальнейшем изучении курсов гистологии и цитологии

Студент должен знать:

- строение человеческого организма

Принципы организации, особенности и элементы функционирования органов и систем органов человека

Основные этапы эволюционного развития человека

Студент должен уметь:

- анализировать анатомические данные и микроанатомические препараты

Знать основные латинские названия органов и их частей

Уметь применять полученные знания при решении мультидисциплинарных задач в области анатомии, сравнительной зоологии и микроскопической анатомии

Уметь применять полученные данные в различных жизненных ситуациях

Студент должен владеть следующими навыками :

Способностью чтения и анализа представленных анатомических схем, рисунков, фотографий и муляжей

Использовать полученные знания по морфологии человека при изучении других биологических дисциплин для интегрированного понимания процессов, происходящих в организме человека.

Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Активные формы учебных занятий

Изучение натуральных анатомических препаратов, плакатов и таблиц по строению человека

1.5.1. Изучение и зарисовка анатомических препаратов по остеологии (учения о скелете)

1.5.2. Изучение и зарисовка анатомических препаратов по ЦНС человека

Интерактивные формы учебных занятий

1.5.3. Знакомство с методами анатомических и микроанатомических исследований (по материалам пособий и СD – диска)

1.5.4. Изучение схем и фотографий различных органов и их частей (по материалам пособий и CD- диска)

1.5.5. Работа с анатомическими препаратами (с использованием учебных материалов и пособий)

1.5.6. Работа с микроскопом по изучению микроанатомии основных систем органов человека (с использованием учебных материалов и пособий)

1.6. Структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием методических материалов текущий контроль промежуточная аттестация
Очная форма обучения
1курс 1 семестр 3,0
ИТОГО

1.7. Структура и содержание учебных занятий

Раздел 1. Общая морфология человека .

Тема 1. Введение.

Введение в морфологию человека. Предмет, методы и задачи современной морфологии человека. Краткий исторический очерк истории мировой и отечественной анатомии.

Работы П.Ф. Лесгафта – как основоположника теоретической и функциональной анатомии и их значение в общебиологической подготовке студентов. Уровни организации человеческого организма: системный, органный, тканевой, клеточный.

Тема 2. Основные закономерности строения человека

Основные законы строения, роста и развития человека. Человек – как представитель приматов (основные признаки и особенности строения важнейших систем человека).

Конституция человека – определение и основные типы конституции человека. Связь конституции человека с его физиологическими и психическими особенностями. Анатомическая изменчивость – структурная основа жизнедеятельности организма. Формы и законы анатомической изменчивости.

дисциплин. Значение анатомии для медицины. Анатомия человека (от греч. anatemno - рассекаю) – наука, изучающая строение и форму человеческого тела и составляющих его органов в связи с их функциями и развитием. Она относится одному из важнейших разделов биологических наук морфологии. Задачами анатомии как науки являются установление и описание формы, строения, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей. Анатомия изучает также взаимозависимость строения, формы органов и их функции, выявляет закономерности конструкции тела в целом и составляющих его частей.

Анатомия, представляет собой один из разделов морфологии, связана общностью научных интересов с рядом других наук, например с гистологией, цитологией, молекулярной биологией, эмбриологий, сравнительной анатомии, антропологий и др.

Анатомия человека вместе с физиологией составляет теоретическую основу медицины, так как знание строения и функции организма человека необходимо для понимания изменений, вызванных болезнью. В связи с этим одним из важных направлений является прикладная, или клиническая, анатомия, разрабатывающая анатомические проблемы теоретической и практической медицины. Прикладная анатомия может быть хирургической, стоматологической, нейрохирургической и т.д. В зависимости от плана изложения анатомии человека выделяют систематическую, топографическую, пластическую анатомию. Систематическая – описывает строение, форму, положение, взаимоотношения и развитие органов по системам. Топографическая - приводит данные о строении тела, положении и взаимоотношениях органов по областям тела послойно. Пластическая – сообщает сведения о статике и динамике внешних форм тела человека.

2. Методы анатомического исследования. Анатомия располагает большим выбором различных методов исследования строения чел-го тела. Выбор метода зависит от задачи исследования. Старейший метод препарирования (рассечения), применяется при изучении внешнего строения и топографии крупных образований. Метод инъекции часто сочетается с рентгенографией, если инъецированная масса задерживает рентгеновские лучи; с просветлением, когда объект после специальной обработки делается прозрачным, а инъецированные сосуды или протоки делаются контрастным, непрозрачным. Расположение к.-л. органа по отношению к др анатомическим образованиям исследуют на распилах замороженного тела, получившие название пироговские срезы. Гистотопографический метод – срезы толщиной неск-ко мкм обработанные гистологическими красителями. По серии гистологических срезов и гистотопограмм можно восстановить изучаемое образование на рисунке или объемно, такое действие представляет собой графическую или пластическую реконструкцию. Для решения ряда анатомических задач применяются гистологические и гистохимические методы, когда объект исследования м.б. обнаружен при увеличениях, позволяющих производить микроскопию. При сканирующей электронной микроскопии получается объемное изображение объекта исследования при малых и больших увеличениях.

3. Основные методологические принципы анатомии: единство организма и Среды, целостность организма, единство строения и функции в индивидуальном и историческом развитии и т.д. Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функции каждого органа и системы органов. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций и строения.

Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие, а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Задача анатомии - изучение строения тела человека с помощью описательного метода по системам (систематический подход) и его формы с учетом функций органов (функциональный подход). При этом во внимание принимаются признаки, характерные для каждого конкретного человека - индивидуума (индивидуальный подход). Одновременно анатомия стремится выяснить причины и факторы, влияющие на человеческий организм, определяющие его строение (причинный, каузальный подход). Анализируя особенности строения тела человека, исследуя каждый орган (аналитический подход), анатомия изучает целостный организм, подходя к нему синтетически. Поэтому анатомия - не только наука аналитическая, но и синтетическая.

4. Основные этапы развития человеческого организма. Критические периоды развития. Индивидуальное развитие. Процесс внутриутробного развития человеческого организма изучает особая наука – эмбриология, благодаря которой стало возможным вскрыть механизмы образования органов и тела человека в целом, выявить пути совершенствования структуры живых существ. История развития индивида как особи в течение всей его жизни составляет понятие онтогенеза (onthos – особь), делится на два периода: а)внутриутробный - продолжается от момента зачатия и состоит из 2 фаз: эмбриональный (первые 2 мес.) и фетальный.

б) постнатальный – делится от рождения до смерти индивида.

В момент зачатия мужская половая клетка – сперматозоид проникает в женскую – яйцеклетку, в результате чего возникает оплодотворенное яйцо – зигота. Она подвергается клеточному делению – дроблению, при котором из одного оплодотворенного яйца образуется множество мелких клеток – бластомеров, формирующих многоклеточную бастулу. Следующая стадия развития – гаструляция – путем деления и дальнейшего перемещения клеток происходит обособление внутреннего зародышевого листка, из которого развивается энтодерма, наружного зародышего листа, идущего на построение эктодермы, мезодермы и хорды, желточного и амниотического пузырьков. Эти пузырьки дают начало внеэмбриональным органам. В конце гаструляции в зародыше можно увидеть осевой комплекс зачатков.

Следующая стадия развития – обособление тела зародыша и формирование зачатков органов.

Последняя стадия эмбриогенеза начинается анатомическое формирование органов и гистологическая дифференцировка составляющих их тканей. Процессы органогенеза рассматриваются при описании отдельных систем органов.

Тело продолжает развиваться, и после рождения человека: растет, изменяется строение и форма органов, их положение и взаимоотношение. Изучение закономерностей анатомического изменения человеческого организма после рождения относится к возрастной анатомии, являющейся одним из направлении анатомии. Существуют индивидуальные различия в строении, форме, положении органов у людей одной и той же возрастной группы. Это обусловлено двумя процессами. С одной стороны, индивидуальные особенности строения тела связаны с тем, что процесс внутриутробного развития протекает по-разному у различных особей в отношении как уровней закладки, скорости развития органов, так и времени их формирования. С другой стороны, индивидуальные различия в строении тела обусловлены влиянием процессов развития органов после рождения, которые зависят от условий жизни данного человека.

Эмбриогенез - развитие животного организма, происходящее в яйцевых оболочках вне материнского организма или внутри него с момента активации яйца или оплодотворения до вылупления или рождения.

5. Понятие об органе, системе органов, аппарате. Организм как целостная система. Орган – целостное образование, имеющее определенные, присущие только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. Система органов – совокупность однородных органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Аппарат органов – функциональное объединения разнородных органов.

Организм – живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению. Это обеспечивается: структурным соединением всех частей организма; связью всех частей организма при помощи жидкостей и нервной системы; единством вегетативных и анимальных процессов в организме; единством психического и соматического.

6. Оси и плоскости в анатомии. Линии и области, условно проводимые на поверхности тела, их значение для определения проекций органов на кожные покровы (примеры). Три плоскости: 1) сагиттальная (срединная плоскость) – вертикальная плоскость, посредством которой мы мысленно рассекаем тело в направлении пронизывающей его стрелы спереди назад и вдоль тела, деля таким образом тела на 2 симметричные половины – правую и левую; 2) фронтальная – вертикальная плоскость, под прямым углом к сагиттальной, параллельной лбу, деля тело на передний и задний отделы; 3) горизонтальная – горизонтальная, проходит под прямым углом к сагиттальной и фронтальной плоскостям, делит тело на верхний и нижний отделы.

Обозначение положения отдельных точек: медиальный – то, что располагается ближе к срединой линии; латеральный – то, что лежит дальше от срединной плоскости. Проксимальный – то, что лежит ближе к месту начала конечности у туловища, дистальный – то, что лежит дальше.

Для ориентирования на поверхности груди пользуются проведением вертикальных линий: передняя срединная линия, грудинная линия, среднеключичная (сосковая) линия, окологрудинная линия, передняя подмышечная линия, средняя и задняя подмышечные линии, лопаточная линия.

Живот с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий делят на 9 областей: надчревье, подреберье, пупочная область и боковая область живота (чревье), лобковая и паховые области (подчревье). Области спины: позвоночная, лопаточная, подлопаточная и дельтовидная.

7. Индивидуальная изменчивость органов. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом. Типы телосложения. Аномалии. Выделяют 3 типа телосложения: 1) долихоморфный – выше среднего роста, относительно короткое туловище, малая окружность груди, средние или узкие плечи, длинные нижние конечности, малый угол наклона таза; 2) брахиморфный – средний или ниже среднего рост, относительно длинное туловище, большая окружность груди, относительно широкие плечи, короткие нижние конечности, большой угол наклона таза; 3) мезоморфный – средний, промежуточный тип телосложения.

Норма – равновесие, достигаемое благодаря определенным морфологическим и функциональным особенностям организма, а соответствующее ему строение тела – нормальное. Т.к. различные факторы внешней и внутренней среды влияют на организм, то строение его отдельных органов и систем варьирует, но эта вариабельность в норме не нарушает установившегося равновесия со средой.

Аномалия – это отклонения от нормы, выраженные в различной степени, т.ж. имеется разновидность, одни являются результатом неправильного развития и не отражаются на функциях, другие сопровождаются расстройством функций организма или отдельных органов или приводят к его полной нежизнеспособности.

8. Краткий очерк истории анатомии. Краткий очерк истории анатомии. Анатомия является одной из древнейших наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствует об очень раннем появлении анатомических сведений.Большое влияние на развитие медицины и анатомии оказали ученые Др. Греции. Древним грекам принадлежит заслуга создания анатомической терминологии. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель и Герофил.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) - древнегреческий врач, реформатор античной медицины. В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа».Ему принадлежит ряд трудов по анатомии и медицине «Гиппократовы сборники».

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – великий древнегреческий мыслитель. Оставил многочисленные труды: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных» и др.

Герофил (в 340 г. до н.э.) – Он объединил существование анатомические сведения и описал неизвестные для него желудочки мозга и его оболочки, сосудистые сплетения, венозные пазухи твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, предстательную железу, семенные пузырьки и др.

В средние века много внимания уделялось комментариям трудов Гиппократа и Галена. В этот период выделяется деятельность Ибн Сины,или, как его называли в Европе, Авиценны, - величайшего врача и ученого Востока.

Абу Али Ибн Сина (980-1037 гг. н.э.) ученый, врач. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и визиром при разных правителях. Главные его труд - энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).

В 17 веке в анатомии было сделано несколько крупных открытий. В 1628 г. В.Гарвей (1578-1657) описал большой и малый круг кровообращения, а также основные его законы, положив начало функциональному направлению в анатомии. Г.Азелли описал лимфатические сосуды кишечника, И.Ван Горн обнаружил грудной лимфатический проток, М.Мальпиги открыл кровеносные капилляры.

Каждый живой организм, несмотря на многообразие и разнообразие своих форм и адаптивных приспособлений к условиям существования и функционирования, в своем строении и развитии подчинен строго определенным биологическим законам.

1. Закон исторического развития. Все ныне живущие растительные и животные организмы, независимо от уровня их организации, прошли длительный путь своего исторического развития. Этот закон, впервые подмеченный М. В. Ломоносовым (1747) и сформулированный Ч. Дарвиным (1859), нашел дальнейшее развитие в трудах А. Н. Северцова (1912, 1939) и особенно И. И. Шмальгаузена (1934, 1964), обосновавших монофилетическую теорию происхождения наземных позвоночных.

2. Закон единства организма и среды, впервые четко обоснованный И. М. Сеченовым (1861), гласит о том, что Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него». Все многообразиеживотных форм и различий их строения обусловлено особенностямиадаптации организмов к определенным условиям существования и функционирования. Единство организма и среды составляет основу эволюции органических форм, которое обеспечивается нервной системой. Ведущая роль нервной системы в этом процессе выступает как «тончайший инструмент, уравновешивающий организм с окружающей средой» (И. П. Павлов, 1927).

3. Закон целостности и неделимости организма. Этот закон выражается в том, что каждый организм является единым целым, в котором все органы и системы находятся в тесной генетической, морфологической и функциональной взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Впервые высказанный классиками естествознания еще во второй половине XIII в., этот закон нашел убедительное обоснование в трудах И. М. Сеченова (1866) и особенно И. П. Павлова (1924, 1927).

4. Закон единства формы и функции. В основе жизнедеятельности каждого живого организма лежат физиологические и адекватные им морфологические реакции, которые под воздействием факторов внешней среды и целенаправленного воздействия человека подвергаются изменениям.

Антон Дорн (1875), сыгравший большую роль в развитии зоологии и сравнительной анатомии на принципах дарвинизма, разработал учение о смене функций. Он первый указал пути к исследованию эволюции их жизнедеятельности. В дальнейшем учение А. Дорна нашло широкое развитие в трудах Н. Клейнберга (1886), Л. Плате (1913), А. Н. Северцова (1912, 1939) и И. И. Шмальгаузена (1934, 1964), которыми указывалось, что каждая часть и каждый орган организма обладает несколькими функциями.

5. Закон наследственности и изменчивости. Наследственность - это исторически сложившееся в процессе смены поколений свойство живых организмов требовать определенных условий для своего развития, роста и жизнедеятельности. Наследственной основой, или генотипом организма, являются гены, обладающие большой устойчивостью и обеспечивающие относительное постоянство (консерватизм) видовых признаков, т. е. обусловливают фенотип живых организмов.


Фенотип - это совокупность внешних и внутренних признаков организма, обусловленных взаимодействием наследственной основы организма е условиями внешней среды. Управляя законами изменчивости (модификационной, мутационной, цитрплазматической), можно изменять не только фенотип организма, но и его генотип, что широко используется в селекционной работе. Знание законов передачи наследственных признаков имеет большое значение в медицинской и ветеринарной практике.

6. Закон гомологичных рядов гласит о том, что «чем ближе генетические виды, тем резче и точнее проявляется сходство рядов морфологических и физиологических признаков». Этот закон был подготовлен значительным числом исследователей, придававших.большое значение изучению гомологичных (сходных по развитию) органов (И. Гете, Ж. Кювье, Вик д"Азир, Э. Геккель, К- Гегенбаур), но нашел свое окончательное оформление в трудах Н. И. Вавилова (1920, 1922).

7. Закон экономии материала и места, согласно, которому каждый орган и каждая система построены так, чтобы при минимальной затрате строительного материала они могли бы выполнять максимальную работу Щ. Ф. Лесгафт, 1895). Подтверждение этого закона можно видеть в строении всех органов живого организма, и особенно он выражен в строении центральных отделов нервной системы, сердца, почек, печени, обладающих исключительно высокими потенциальными возможностями при выполнении своих функций.

8. Для всех позвоночных характерны общие принципы построения тела и гомологичных органов, а именно:

а) одноосность, или биполярность, выражающаяся в наличии двух дифференцированных полюсов тела - головного, или краниального, и заднего, или каудального; б) сегментарность, или метамерия;

в) антимерия (anti - против, meros - часть), двусторонняя, или билатеральная (bi - два, latus - сторона), симметрия, характеризующаяся зеркальным сходством правой и левой половин тела животного. Билатеральная симметрия, как и биполярность, есть отражение развития прямолинейного, поступательного движения, свойственного большинству хордовых;

г) закон трубкообразного построения. Все системы и аппараты животного организма развиваются как трубчатые образования (пищеварительная, дыхательная, мочевая, половая, нервная). Для большинства трубчатых органов присущ принцип трехслойное. Трубчатые структуры есть результат отражения закона экономии материала и места.

6. Понятие о норме, варианте, аномалии и патологии.

Под нормой строения тела животного понимается «гармоническая совокупность структурно-функциональных данных организма, адекватных его окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность» (Г. И. Царьгородцев).

Норма с точки зрения анатомии - наиболее часто встречающийся вариант строения конкретного вида животных, характеризующийся динамическим соответствием морфологических и физиологических особенностей организма изменяющимся условиям окружающей среды. В рамках видовой нормы и наряду с ней существует возрастная и половая изменчивость форм и строения, которая определяет также общие, но не для всего вида, а для определенной группы животных (популяция, порода) возрастные и половые нормы..

Варианты - разновидности общепринятой нормы, которые могут носить прогрессивные признаки, если они повышают жизненность организма или отвечают требованиям селекции, и регрессивные, когда в них проявляются признаки пройденного пути эволюционного развития. Резко выраженный регрессивный признак называется атавизмом (atavus - предок).

Аномалии - отклонения от нормы, характеризующиеся необычной топографией органов или частей тела, их чрезмерным или, наоборот, слабым развитием, не сопровождающимся глубокими нарушениями жизнедеятельности организма. Отсутствие или сверхкомплектностьорганов или частей тела животного, приводящие к тяжелым нарушениям всей жизнедеятельности организма или даже неспособности к существованию, носят название уродства. Последние чаще возникают при близкородственных разведениях животных или под влиянием каких-либо тератогенных факторов (повышенная радиация, воздействие химических веществ и т. п.). Наука, изучающая уродства и причины их возникновения, называется тератологией (teratus - уродства).

Патология - наука о болезнях, болезненных состояниях животного. Происходит это название от слова патос, что означает страдание, болезнь. Основу патологии составляет учение о нарушениях нормальных соотношений между организмом и внешней средой.

Организм постоянно подвергается воздействию различных раздражителей со стороны внешней среды. К нормальным, обычным раздражителям организм приспособлен в ходе своего развития, хотя они и подвержены различным колебаниям. Эти колебания уравновешиваются защитными и регулирующими механизмами организма. Однако воздействия часто отклоняются от нормальных, приобретая характер чрезвычайных, необычных, извращенных, тогда и развиваются патологические процессы.

Закономерности строения тела человека обусловлены его эмбриональным развитием. Исходя из этого, необходимо ознакомиться с основными этапами развития человеческого зародыша.

Зародыш (эмбрион) - организм, развивающийся внутри яйцевых оболочек или в теле матери на ранних стадиях развития, начинающихся зачатием и завершающихся вылуплением из яйца, или рождением. В акушерстве зародышем называют организм лишь в течение 8 недель, когда происходят основные изменения его строения (эмбриональный период). Остальная, большая часть внутриутробного развития, с 9-й по 38 - 39-ю недели, называется плодным, или феталъныш периодом, а сам организм - плодом (лат. fetus - оплодотворенный, носящий в себе плод).

Оплодотворение яйцеклетки происходит в маточной трубе, после чего возникает качественно новая структура: одноклеточный зародыш - зигота. Оплодотворение - видоспецифичный процесс, через прозрачную зону яйцеклетки может пройти только сперматозоид того же вида, что и яйцеклетка. Перед оплодотворением сперматозоид подвергается сложному и пока не расшифрованному процессу капацитации под влиянием секрета женских половых путей. Лишь после этого сперматозоид связывается с гликопротеидом прозрачной зоны, что инициирует акросомальную реакцию. В результате акросомальной реакции выделяется содержимое акросомы, которое лизирует прозрачную зону. Пройдя через нее, сперматозоид контактирует с плазматической мембраной яйцеклетки боковой поверхностью своей головки. Мембраны обеих гамет сливаются, после чего сливаются ядра, образуя диплоидное ядро. Сперматозоид не толъко вносит свою ДНК в яйцеклетку, но и активирует метаболизм.

После оплодотворения содержимое кортикальных гранул высвобождается, изменяется конфигурация гликопротеинов прозрачной зоны и мембрана яйцеклетки становится непроницаемой для других сперматозоидов. В первые дни после оплодотворения развитие зародыша происходит в маточной трубе. В результате дробления зиготы1, которое длится 3-4 дня и происходит в полости маточной трубы, образуется бластула (греч. blastos - росток) - пузырек, в котором различают заполненную жидкостью полость - блас- тоцелъ (греч. koilos - полый), окруженную многочисленными клетками - бластомерами (греч. meros - доля) двух видов: крупных темных и мелких светлых. Из последних формируется стенка пузырька - трофобласт (греч. trophe - питание), дающий в дальнейшем начало внешнему слою оболочек зародыша. Скопление более крупных бластомеров получило название эмбриобласта - «зачатка зародыша» (греч. embryon - зародыш), который прилежит к трофобласту изнутри, образуя зародышевый узелок (115). Из него развиваются зародыш и внезародышевые части (кроме трофоб- ласта).

Зародыш, имеющий вид пузыьръка, на 6 - 7-й денъ беременности внедряется (имплантируется) в слизистую оболочку матки. Вначале дефект эндометрия закрывается коагуляционной фибриновой пробкой, затем эпителий регенерирует и зародыш оказывается внутри функционального слоя эндометрия. На 2-й неделе развития эмбриобласт расщепляется на две пластинки, между которыми образуется щель - будущий амниотический пузырек (первая стадия гаструляции). Одна из пластинок, образованная высокими призматическими клетками, прилежащая к трофобласту, образует эпибласт, дающий начало эктодермалъной пластинке (греч. ektos - вне, derma - кожа) - наружный зародышевый листок. Вторая пластинка - гипобласт, образованный слоем кубических клеток, из которых формируется энтодерма. Края энтодермы разрастаются, соединяются между собой и образуют желточный пузырек, а эктодермальная пластинка формирует амниотический пузырек.

С 15 - 17-го дня развития (3-я неделя беременности) начинают развиваться трехслойный зародыш и осевые органы (вторая стадия гаструляции). Из трех слоев зародыша развиваются все ткани будущего организма. Клетки наружной (эктодермальной) пластинки зародышевого щитка смещаются к заднему его концу, в резуль-

тате чего возникает утолщение - первичная полоска, направленная кпереди. Краниальная часть первичной полоски имеет небольшое возвышение - первичный (гензеновский) узелок, а сама полоска по срединной линии слегка вогнута (первичная бороздка). Клетки эк- тодермальной пластинки, лежащие впереди первичного узелка, погружаются в промежуток между наружной (эктодермальной) и внутренней (энтодермальной) пластинками, образуя хордальный (головной) отросток, который дает начало спинной струне - хорде (греч. chorde - струна). Клетки первичной полоски, прорастая по обе стороны между наружной и внутренней пластинками зародышевого щитка и вперед по бокам от хорды, образуют средний зародышевый листок - мезодерму. Зародыш становится трехслойным. На 3-й неделе развития из эктодермы начинает формироваться нервная трубка. От задней части внутренней (энтодермальной) пластинки во внезародышевую мезодерму (амниотическую ножку) впячивается аллантоис (греч. allantoides - колбасовидный). По ходу аллан- тоиса от зародыша через амниотическую ножку к ворсинкам хориона прорастают кровеносные (пупочные) сосуды.

На 3 - 4-й неделе развития тело зародыша обособляется от внезародышевых органов (желточного мешка, аллантоиса, амни- отической ножки). Зародышевый щиток изгибается и становится выпуклым, формирующаяся глубокая продольная борозда - туловищная складка - отграничивает его края от амниона. Тело зародыша из плоского щитка превращается в объемное, эктодерма покрывает зародыш со всех сторон, а энтодерма, оказавшаяся внутри тела зародыша, свертывается в трубку - зачаток будущей кишки.

Узкое отверстие, сообщающее эмбриональную кишку с желточным мешком и образующими его элементами, в дальнейшем превращается в пупочное кольцо (116). Из энтодермы возникают эпителий и железы желудочно-кишечного тракта, из эктодермы - нервная система, эпидермис и его производные, эпителиальная выстилка анального отдела прямой кишки, влагалища, ротовой полости.

Эмбриональная (первичная) кишка вначале замкнута, у ее переднего и заднего концов имеются впячивания эктодермы - ротовая ямка (будущая ротовая полость) и клоакальная (заднепроходная) ямка (бухты). Ротовую ямку от первичной кишки отделяет двухслойная (глоточная) перепонка (мембрана), заднепроходную ямку - заднепроходная (анальная) перепонка. На 4 - 5-й неделе прорывается передняя (глоточная) перепонка, на 3-м месяце - задняя. Амнион, заполненный жидкостью, окружает зародыш, предохраняя его от различных повреждений, рост желточного мешка постепенно замедляется, он редуцируется.

Дифференцировка (лат. differens - различие) мезодермы начинается в конце 3-й недели развития. Из мезодермы возникает мезенхима . Дорсальная часть мезодермы, которая расположена по бокам от хорды, подразделяется на сегменты тела - сомиты, число пар которых на 34-й день развития достигает 43 - 44. В сомитах различают три части: передне- медиальную - склеротом, из которого развиваются кости и хрящи скелета; латерально расположен миотом, из которого формируется поперечнополосатая скелетная мускулатура; кнаружи лежит дерматом, из которого возникает собственно кожа (117).

Из вентральной несегментированной части мезодермы - сплан- хнотома - образуются еще две пластинки: прилежащая к первичной кишке медиальная (висцеральная) называется спланх- ноплеврой, прилежащая к стенке тела зародыша латеральная (наружная) пластинка - соматоплеврой. Из этих пластинок развивается мезотелий серозных оболочек, а пространство между ними превращается в полости (брюшинную, плевральную и пе- рикардиальную). Из мезенхимы спланхноплевры образуются все слои пищеварительной трубки, кроме эпителия, который имеет энтодермальное происхождение. Из мезенхимы спланхнотома образуются клетки крови, гладкая мышечная ткань, кровеносные и лимфатические сосуды, соединительная ткань. Мезенхима спланхнотомов является также источником развития сердечной поперечнополосатой мышечной ткани, коркового вещества надпочечника и эпителия половых желез (яичек, яичников).

На границе между сомитами и спланхнотомами из мезодермы образуются нефротомы1, из которых развиваются эпителий почек и семявыносящих путей.

На 4-й неделе из эктодермы формируются зачатки органа слуха (вначале слуховые ямки, затем слуховые пузырьки) и зрения (будущие хрусталики над возникающими из боковых выпячиваний головного мозга глазными пузырями). В это же время преобразуются висцеральные отделы головы, группирующиеся вокруг ротовой бухты, которую спереди охватывают лобный и верхнечелюстной отростки. Каудальнее последних видны контуры нижнечелюстной и гиоидной (подъязычной) висцеральных дуг.

На передней поверхности туловища зародыша выделяются сердечный, а за ним печеночный бугры. Углубление между этими буграми указывает на место образования поперечной перегородки - одного из зачатков диафрагмы.

Каудальнее печеночного выроста находится брюшной стебелек, включающий крупные кровеносные сосуды и соединяющий эмбрион с внезародышевыми оболочками (пупочный канатик).

К концу 1-го месяца развития заканчивается закладка основных органов зародыша, который имеет длину 6,5 мм. На 5 - 8-й неделе у зародыша развиваются органы - сердце, легкие, усложняется строение кишечной трубки, формируются

висцеральные и жаберные дуги, образуются капсулы органов чувств; нервная трубка полностью замыкается и расширяется в головном конце (будущий головной мозг). В возрасте около 31 - 32 дней (5-я неделя) длина зародыша составляет 7,5 мм. На 25-й день начинает биться сердце со скоростью 140 ударов в минуту. На 5 - 8-й неделе у зародыша развиваются органы, появляются зачатки вначале верхних, а затем нижних конечностей в виде кожных складок, в которые позднее врастают закладки костей, мышц, сосудов и нервов. На 6-й неделе заметны закладки наружного уха, с конца 6 - 7-й недели - пальцев рук, а затем ног.

В конце 2-го - начале 3-го лунного месяца развития плода можно различить относительно огромную голову, на которой видны рот, нос, глаза и уши, туловище и конечности, на которых возникают движения, начинают образовываться ногти и индифферентные наружные половые органы, которые возможно дифференцировать на 4-м лунном месяце.

На 5-м месяце развивается кожный покров, покрытый пушком, начинают функционировать сальные железы, начинает развиваться подкожная основа. В течение 9-го месяца интенсивно формируется подкожная основа, пушок выпадает, его замещают настоящие волосы, уплотняются хрящи носа и ушной раковины, удлиняются ногти, выходя за пределы кончиков пальцев.

Установлены три группы факторов, детерминирующих ход развития зародыша: 1) генетические факторы; 2) взаимодействия частей зародыша; 3) воздействие внешних по отношению к зародышу факторов (механических - давление, физических - температура, лучистая энергия, химических - лекарственные вещества и др.). Все эти факторы тесно связаны между собой. Изменение этой связи и внешних условий может привести к нарушению развития отдельных частей зародыша.

Особенности строения, роста и развития человека

В онтогенезе человека различают два основных периода: внутриутробный, или пренатальный, и внеутробный, или постнатальный. Кроме того, выделяют периоды жизни человека (29).

При оценке площади поверхности отдельных участков тела взрослого человека можно применять «правило девятки», согласно которому поверхность головы и шеи составляет 9% поверхности тела, верхние конечности (каждая 9%) - 18%; нижние (каждая 18%) - 36%, передняя часть туловища - 18%, задняя часть - 18%, промежность - 1%, ладонь и пальцы - 1%. Большинство антропометрических показателей имеют значительные индивидуальные колебания. Площадь поверхности тела и его отдельных фрагментов, пропорции зависят от возраста человека (118).

Периоды жизни человека

Периоды Возраст

1. Эмбриональный 0-8 недель

2. Переходный 8-16 недель

3. Плодный (фетальный) 4-10 месяцев

4. Новорожденный 1 -10 дней

5. Грудной возраст 10 дней - 1 год

6. Раннее детство 1-3 года

7. Первое детство 4-7 лет

8. Второе детство 8-12 (мальчики) 8-11 (девочки)

9. Подростковый возраст 13-16 (мальчики) 12-15 (девочки)

10. Юношеский возраст 17-21 (юноши) 16-20 (девушки)

11. Зрелый возраст, I период 22 - 35 (мужчины) 21-35 (женщины)

12. Зрелый возраст, II период 36 - 60 (мужчины) 36 - 55 (женщины)

13. Пожилой возраст 61 - 74 (мужчины) 56 - 74 (женщины)

14. Старческий возраст 75 - 90 лет (мужчины и женщины)

15. Долгожители 90 лет и старше

Развитие человека происходит в течение всей его жизни, начиная от образования зиготы и кончая смертью. Рост же (увеличение массы) заканчивается к 20 - 25 годам.

Рост и развитие человека характеризуются целым рядом закономерностей.

1. Генетическая детерминированность. Рост и развитие зависят от генома человека, однако взаимодействие совокупности генов друг с другом и с различными факторами внешней среды может в той или иной мере влиять на фенотип.

2. Стадийность. Рост и развитие индивидуума протекают стадийно. При этом последовательность стадий также детерминирована. Однако временные границы между отдельными стадиями варьируют. Активность процесса различная на разных стадиях, что дает основание некоторым исследователям говорить о цикличности. На каждой стадии в организме происходят количественные и качественные изменения, что обусловливает необратимость процесса.

3. Каждый период онтогенеза человека проявляется характерными морфофизиологическими особенностями. Длина тела и его масса являются интегральными показателями, позволяющими судить о физическом развитии человека.

Как правило, увеличение длины тела у мужчин заканчивается в возрасте 18 - 20 лет, у женщин - 16-18 лет. Впоследствии до 60 - 65 лет длина тела не изменяется, а после этого в связи с укорочением (уплощением) межпозвоночных дисков, изменением осанки тела и уплощением сводов стопы длина тела уменьшается примерно на 1-1,5 мм в год. В конце 1-го лунного месяца беременности длина зародыша в процессе роста: КМ - средняя линия; по вертикальной оси справа цифрами показано соответствие отделов тела детей и взрослых, по верхней горизонтальной оси - отношение длины головы к длине тела (по Андронеску) составляет около 7 мм, в конце 2-го - 20-30 мм, а масса тела 35 г, в конце 6-го - длина тела 30 см, а масса 600 - 700 г, в конце 9-го - длина 47 см, масса - 2000 - 2500 г. В течение первого года жизни ребенка происходит наибольшее увеличение длины тела (на 21-25 см), в периоды раннего и первого детства скорость роста быстро уменьшается, в начале периода второго детства скорость роста стабилизируется (4,5 - 5,5 см в год), а в конце - резко возрастает. В подростковом возрасте годичная прибавка длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек - 5 - 5,7 см. При этом у девочек интенсивный рост наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет, а у мальчиков - в подростковом возрасте, далее рост замедляется.

Масса тела удваивается к 5 - 6-му месяцу после рождения, утраивается к году и увеличивается примерно в 4 раза к двум годам. Увеличение длины и массы тела идет примерно одинаковыми темпами. Максимальная годичная прибавка массы тела имеет место в подростковом возрасте: у девочек на 13-м, а у мальчиков на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20 - 25 лет. Обычно стабильная масса тела сохраняется до 40 - 46 лет. Следует стремиться к тому, чтобы в течение всей жизни масса тела человека сохранялась в пределах цифр 19 - 20-летнего возраста.

За последние 100-150 лет наблюдается акселерация - ускорение морфофункционального развития и созревания всего организма детей и подростков, которая в большей степени проявляется в экономически развитых странах. У мужчин акселерация выражена в большей степени. Так, масса тела новорожденных детей возросла в среднем на 100 - 300 г, годовалых - на 1500 - 2000 г, а длина их тела - на 5 см. Длина тела детей в периоды второго детства и в подростковом возрасте увеличилась на 10 - 15 см, а взрослых мужчин - на 6 - 8 см. Сократился период увеличения длины тела человека - в конце прошлого века рост продолжался до 23 - 26 лет, в настоящее время у мужчин - до 18 - 19, у женщин - до 16-17 лет. Ускорились прорезывание молочных и постоянных зубов, психическое развитие, половое созревание. В конце XX в. по сравнению с его началом средний возраст прихода менструаций у девочек снизился с 16,5 до 12-13 лет, а наступление менопаузы сместилось с 43-45 до 48 - 50 лет. Комплекс изменений у взрослого человека называют «секулярным трендом» (вековая традиция).

При описании тела человека в целом и отдельных его частей и органов мы приведем данные о возрастных особенностях их строения. В этом разделе будут представлены лишь основные морфофункциональные характеристики человека в различные возрастные периоды.

У новорожденного голова округлая, большая (1/4 всей длины тела против 1/8 у взрослого), шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные (см. 118). Окружность головы на 1 - 2 см больше окружности груди, мозговой отдел черепа относительно больше лицевого. Форма грудной клетки бочкообразная. Позвоночник лишен изгибов, лишь незначительно выражен крестцовый мыс. Таз весьма подвижен, кости, составляющие тазовую кость, не сращены между собой. Внутренние органы крупнее, чем у взрослого человека. Так, например, масса печени новорожденного ребенка составляет 1/20 массы тела, в то время как у взрослого 1/50. Длина кишечника в 2 раза больше длины тела, у взрослого человека - в 4 - 4,5 раза. Масса мозга новорожденного составляет 13 - 14 % массы тела, а у взрослого человека лишь около 2 %. Большими размерами отличаются надпочечники и тимус.

Физическое развитие ребенка происходит не постепенно, а скачкообразно. Периоды роста не соответствуют описанным периодам жизни человека (30).

В грудном возрасте тело ребенка растет наиболее быстро. Примерно с 6 месяцев начинается прорезывание молочных зубов. За первый год жизни размеры ряда органов и систем достигают размеров, характерных для взрослого (глаз, внутреннее ухо, центральная нервная система). В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная, дыхательная системы.

В период раннего детства прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т. е. увеличение массы тела опережает рост тела в длину, быстро прогрессирует психическое развитие ребенка и, что самое главное, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течение 2 - 3-го годов жизни рост в длину превалирует над увеличением массы тела. В конце периода первого детства начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга, масса которого к концу периода достигает уже 1100 - 1200 г, быстро развиваются умственные способности, каузальное мышление, длительно сохраняется способность узнавания, ориентации во времени, в днях недели.

В раннем и в первом детстве половые отличия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены.

В период второго детства вновь преобладает рост в ширину, однако в это время начинается половое созревание, а к концу периода усиливается рост тела в длину, темпы которого больше у девочек. В 10 лет происходит первый перекрест - длина и масса тела у девочек превышает таковую у мальчиков. Прогрессирует психическое развитие детей. Развивается ориентация в отношении месяцев года и календарных лет. Пожалуй, самым важным является начало полового созревания, более раннее у девочек, что связано с усилением секреции женских половых гормонов: у них в 8-9 лет начинает расширяться таз и округляться бедра, увеличивается секреция сальных желез и оволосение лобка. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост гортани, яичек и полового члена, который к 12 годам увеличивается на 0,5 - 0,7 см.

В подростковом возрасте быстро растут и развиваются половые органы, усиливаются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобковой области, появляются волосы в подмышечных впадинах, увеличиваются размеры половых органов, молочных желез, щелочная реакция влагалищного секрета становится кислой, появляются менструации, меняется форма таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член, вначале оволосение лобка развивается по женскому типу, набухают грудные железы. К концу подросткового периода (15 - 16 лет) начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, на лобке - по мужскому типу, пигментируется кожа мошонки, еще больше увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции. В подростковом возрасте рост тела в длину превалирует над ростом в ширину. В 13-14 лет происходит второй перекрест кривых роста мальчиков и девочек, после чего мальчики растут быстрее, чем девочки. В подростковом возрасте развивается механическая и словесно-логическая память.

Юношеский возраст совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, и все аппараты и системы органов практически достигают морфо- функциональной зрелости.

Строение тела в зрелом возрасте изменяется мало, а в пожилом и старческом прослеживаются характерные для этих возрастов перестройки, которые изучает специальная наука геронтология (греч. geron - старик). Временные границы старения варьируют в широких пределах у различных индивидуумов. В старческом возрасте происходит снижение адаптационных возможностей организма, изменение морфофункциональных показателей всех аппаратов и систем органов, среди которых важнейшая роль принадлежит иммунной, нервной и кровеносной системам.

Старение - генетически детерминированный процесс. Следует особо подчеркнуть, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения, однако это возможно в пределах, обусловленных наследственными факторами.

Половые признаки отличают мужчину от женщины. Они делятся на первичные (половые органы) и вторичные (развитие волос на лобке, развитие молочных желез, изменение голоса и др.).

Телосложение определяется генетическими (наследственными) факторами, влиянием внешней среды, социальными условиями. Выделяют три типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный. При мезоморфном (греч. mesos - средний, morphe - вид, форма) типе телосложения (нормостени- ки) анатомические особенности приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т. д.). Для брахиморфного (греч. brachys - короткий) типа телосложения (гиперстеники) характерно преобладание поперечных размеров, упитанность, не очень высокий рост. Сердце относительно больших размеров расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. Это приводит к укорочению легких; петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. Лица долихоморфного (греч. dolichos - длинный) типа телосложения (астеники) отличаются стройностью, легкостью, преобладанием продольных размеров, относительно более длинными конечностями, слабым развитием мышц и жира, сравнительно тонкими узкими костями. Их внутренности опущены, диафрагма расположена ниже, поэтому легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.

gastroguru © 2017