Как пишется "не" с наречиями: примеры. "Не" слитно и раздельно с наречиями: правила написания. Трансляция официального блога марии арбатовой в гайдпарке При наличии некоторых слов наречия пишутся раздельно с «не»

Урок 68

Тема. РР Сочинение «Прозвища» (упр 217)

Цель: развитие речи учащихся, нравственное воспитание.

Ход урока.

  1. Чтение текста
  2. Ответы на вопросы.
  3. Рассуждение
  4. Сочинение-рассуждение для 7 класса на тему: «Прозвища».
  5. Недавно я шел по школе, а мне в след долетел отзвук странного имени. Только потом я понял, что мне придумали прозвище. Сначала стало немного обидно, но потом я серьезно задумался над этим происшествием.
  6. Почти в каждом классе есть ученики, которые любят давать одноклассникам бойкие имена. Часто случается, что прозвище больше передает сущность человека, чем его имя. Стоит немного копнуть вглубь – и окажется, что у большей части учеников есть свое прозвище. У кого-то оно забавное, у других – нейтральное. Самое удивительное – это то, что человек привыкает к своему новому имени, а потом начинает даже представляться другим людям прозвищем. Правда, бывают счастливые и несчастные исключения, когда ученик остается без прозвища.
  7. Мне стало интересно – и я провел свое маленькое исследование. Оказывается, что без прозвища остаются только в двух случаях. Первый случай – это щедрые отличники, которые всегда дают списать контрольные и домашние работы. Если обидеть таких товарищей, можно обзавестись серьезными проблемами. Второй случай – это изгои, с которыми не хотят общаться. Эти товарищи постоянно сидят особняком, ни с кем общаться не желают, поэтому их просто игнорируют.
  8. В результате мне стало ясно, что прозвище – это не оскорбление, а, наоборот, признание. Получается, что те ученики, которым дают прозвище, считаются частью коллектива.

Домашнее задание: упр 219.

Тема. Слитное и раздельное написание не с наречиями на о и е .

Цели: показать условия написания не с наречиями на -о и -е; сопоставить данное правило с правилами написания не с другими частями речи.

Методические приемы: подготовленный диктант, объяснения учителя, повторение пройденного, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Диктант по памяти (по упражнению 218).

П. Проверка домашнего задания

1. Морфологический разбор наречий из упражнения 218 (по выбору) - на доске и в тетрадях.

2. Чтение и анализ нескольких творческих работ - сочинений-рассуждений на тему «Прозвища».

III. Изучение темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е»

1. Объяснительный диктант (повторение пройденного).

Нелепое обвинение; проявление невоспитанности; негромкая

Музыка; непростительная оплошность; немалый вклад; ничуть не трудный; не сладкие, а кислые ягоды; вовсе не занимательный; неясная цель; неуклюжая походка; отвергнуть с негодованием.


2. Эвристическая беседа.

В каких частях речи встретилась орфограмма с не в объяснительном диктанте? (В именах существительных и прилагательных.)

В каких случаях не пишется слитно, а в каких раздельно в этих частях речи? (Случаи слитного написания с не: не употребляется без не, нет противопоставления, нет усилительных слов, можно заменить синонимом без не. В остальных случаях не пишется раздельно.)

Образуйте наречия, однокоренные прилагательным объяснительного диктанта. Запишите в два столбика.

нелепый нелепо

невоспитанный невоспитанно

негромкий негромко

непростительный непростительно

немалый немало

ничуть не трудно не сладко, а кисло вовсе не занимательно неясно

ничуть не трудный не сладкие, а кислые вовсе не занимательный неясный

неуклюжий неуклюже

Какие наречия образуются от прилагательных? (Наречия на -о, -е.)

Необходимо ли отдельное правило написания не с наречиями на -о и -el (Нет, оно такое же, что и для прилагательных.)

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 219: устно.

2. Упражнение 220: выполняется по вариантам. 1-й вариант выписывает слова с не, которое является частью корня и находит примеры слов, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам; 2-й вариант выписывает слова с приставкой не-; 3-й вариант - с частицей не.

После выполнения на доске открывается запись, по которой ученики самостоятельно проверят свою работу:

Слова с не -частью корня

Слова с приставкой не-

Слова с частицей не

Выполнить небрежно

Сделать неаккуратно, неопрятно, неумело

Пришить не крепко, а слабо

Поступить нелепо

Пришить пуговицу некрепко

Взглянуть не доверчиво, а с подозрением

Высказываться негодующе

Посмотреть недоверчиво, недовольно, недружелюбно

Говорить нисколько

не весело, совсем не громко,

далеко не ласково

Излагать мысли непоследовательно, несвязно

Произнести не громко, а тихо

Взлететь невысоко

Взлететь не высоко, а низко

Вырыть неглубоко

Взлететь совсем не высоко

Нешироко приоткрыть глаза

Ничуть не радостно

К заданию 1-го варианта (слова, состав которых соответствует приведенным в учебнике схемам): приоткрыть, непоследовательно, сделать.

Домашнее задание 1- § 36.

2. Упражнение 221: письменно.

Цель: закрепить навыки правописания не с наречиями на -о и -е, правописания не с другими частями речи.

Методические приемы: лингвистический разбор, графический диктант, индивидуальные задания, словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Задания: записать предложения под диктовку, определить слова в сравнительной степени как части речи, указав их начальную форму, и как члены предложения.

1) Олимпийский девиз гласит: «Быстрее, выше, сильнее!»

2) Всё слабее запах очага и дыма, молока и хлеба... (Б. Окуджава.)

3) Будь проще, и к тебе потянутся люди.

4) Давайте чаще встречаться.

Комментарий. К предложению № 1: Быстрее, выше, сильнее -наречия в сравнительной степени. Быстро, высоко, сильно. Прямая речь не является членом предложения.

К предложению № 2: Всё слабее - прилагательное в сравнительной степени. Слабый. В предложении является сказуемым.

К предложению № 3: проще - прилагательное в сравнительной степени. Простой. В предложении является частью сказуемого {будь проще).

К предложению № 4: чаще - наречие в сравнительной степени. Часто. В предложении является обстоятельством.

Чтобы доказать принадлежность слова к определенной части речи, надо определить, от какого слова оно зависит, на какой вопрос отвечает:

Как? (как делают олимпийцы?) - быстро, высоко, сильно; быстрее, выше, сильнее - наречия.

Запах каков? Слабый, слабее - прилагательное.

Ты будь каков? Будь простым, будь проще - прилагательное.

Надо встречаться как? часто, чаще - наречие.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказать о правописании не с наречиями на -о и -е.

2. Упражнение 221: проверка по цепочке; в это время два ученика выполняют у доски фонетический разбор слова легко и морфологический разбор слова что.

3. Комментарий. Обратим внимание на слово что. Его обязательно надо рассматривать в контексте. Это не союз, а относительное местоимение. В предложении является подлежащим.

III. Практическая работа

1. Графический диктант.

Неясно мыслит; немало испытал; не дружелюбно, а враждебно; неряшливо одет; неплохо выглядит; вовсе не глупо; несвязно излагает; отнюдь не талантливо; расположились невдалеке; небрежно сделано; сработано не мастерски; ущелье не широко, а узко; неискренне говорить; неласково смотреть; ничуть не глубоко; неуверенно отвечать; нисколько не громко; расположен не вблизи; поступить несправедливо; искать не здесь; сказать не сразу.

(Ключ: +, +, - +, +, -,+,-, +, +, -, - +, +, -, +, - - +, _ -.)

2. Выполнение упражнений.

Упражнение 222: комментированное письмо.

Упражнение 223: самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

Упражнение 224: чтение и обсуждение.


(190). Невесело - весело; невежливо - вежливо; необдуманно - обдуманно; немного1- много; ревдадеке1- вдалеке; .неустойчиво1- устойчиво; недружелюбно - дружелюбно; не-ясно - яснр; несерьезно - .серь^знорнеискренне - искренне; неравнодушно - равнодушно71несправедпиво - справедливо; небрежно - аккуратно; небережливо - бережливо; немало -
мЗло; неграмотно - грамотно;~н?красиво - красйвЬ. -і ¦ » -1
1-219 (с). Свежо, инач&> озерцУ, достаточно, горяно, нйже, сначала, солнцу, письмеї^ избыточно, мыльце, СВЬЩЕ, ПЛенУ, общо, справа4, легче, нехорошо, обдуманно, похоже, оконце, изредка^ блюду§, досуха1, туловищ^, безответственно, издавна, туманно,
дословна
(191). 1) Выполнить небрежно. Поступить нелепо. Высказываться негодующе.
Сделать неаккуратно, неопрятно, неумело. Пришить пуговицу некрепко. Посмотреть недоверчиво, недовольно, недружелюбно. Излагать мысли непоследовательно, несвязно. Взлететь невысоко. Вырыть неглубоко. Нешироко приоткрыть глаза.
Пришить не_крепко, а слабо. Взглянуть недоверчиво, а с подозрением. Говорить ничуть не весело, совсем не громко, далеко не ласково. Произнести не громко, а тихо. Взлететь не высоко, а низко. Взлететь совсем не высоко. [Ничуть не радостно.]
(с). По-утиному, по-весеннему, по-казацки, по-товарищески, ^-дружески, по-новому, по-своему, по-старому.
Мы будем теперь работать не по-старому, а по-новому. Он сделал все по-своему, никого не послушав и не убедив в правильности своего решения.
(192). Что нескладно, то и неладно. Легко сказать, нелегко доказать. Летела пташка высоко, села недалеко.
Ласковое слово не трудно, а споро. Умное слово не тяжело, а легко.
Что - местоим.
Ч т о? что. Н.ф. - что.
Относит., им.п.
Что? что.
Лег-кб.
л - [л"] - согл., звон., мягк.
е - [и] - глас., безуд.
г - [к] - согл., глух., ТВ.
к - [к] - согл., глух., ТВ.
о - [о] - глас., уд.
5 б., 5 зв.
(193). 1. - Погода вскоре неуловимо изменилась. 2. Несколько увесистых камней, сорвавшись с крутизны, покатились вниз. 3. Недавно одна из вылазок, с отлучкой от логова на целый день и ночь, чуть было не_к6нчилась для волков неожиданной бедой. 4. Неугомонные волчата не__столько отдыхали, сколько бегали вокруг, принюхиваясь и присматриваясь ко всему, что привлекало их любопытство. 5. Неподалеку от волков с волчатами, намного в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было немало.
^ 222 (с). Во-вторых, ^-третьих, ^-четвертых, 1з-пятых, в-шестых, в-седьмых, ^-восьмых, в-девятых, в-десятых.
Во-первых, если хотите удачно написать сочинение, сначала составьте его план, во-вторых, подберите рабочие материалы. В- третьих, работайте сначала с черновиком, чтобы в окончательном варианте не было ошибок и исправлений.
(194). 1. Зимнее солнце неласково (прилаг.). Неласково (нареч.) встретил лес ребятишек. 2. Незаметно (нареч.) прошел в лесу день. После чистки пятно на плаще незаметно (прилаг.). 3. Сережа прыгнул вверх невысоко (нареч.). Молоденькое деревцо невысоко (прилаг.). 4. Возражение неубелительн^ (прилаг.). Коля оправдывался неубедительно (нареч.)е 5(н). Поражение было неизбежно (прилагю).
Зимнее солнце неласково^ (Повеств., невоскл., простое, распр.)
Оправдывался - глагол.
(Что делал?) оправдывался. Н.ф. - оправдываться.
Несов.вид, неперех., 1 спр.; изъяв, накл., ед. ч., прош. вр., м.р.
Коля (что делал?) оправдывался.
224 (195), - Жиган, - шепотом сказал Димка, хотя кругом никого не было,- ты не ходи іуда прямо... лучше вокруг бегай. Как бы не заметили.
Предупредили раненого командира.
Что же, - сказал он, - будьте только осторожней, ребята. А если не поможет, ничего тогда не поделаешь. Не хотелось бы, правда, так нелепо пропадать.
А если лепо?
Нет такого слова, Димка. А если не задаром, тогда можно. Стиль - художественный
(Не) ходи - глагол.
(Что делай?) не ходи. Н.ф. - ходить.
Несов.вид, неперех., 2 спр.; повелит, накл., ед. ч., 2л.
(Что делай?) не ходи..
Осторожней - прилаг.
К а к о в ы? осторожней. Н.ф. - осторожный.
Качеств., прост, сравн. степень.
Что делайте? будьте осторожней.
225 (196). Не с существительными, прилагательными и наречиями на -о и -е. Способ на-писания Существ ИТ. Прил агат. Наречия на -о и -е Слитно Неряха, недруг (враг) Нелепый, некрасивый поступок(плохой) Нелепо, неряшливо; невежливо (грубо) Раздельно вовсе не друг, не друг, а враг ничуть не краси-вый; не красивый, а гадкий поступок нисколько не вежливо, не вежливо, а грубо
Работа написана небрежно и неразборчиво, и прочесть ее вовсе не легко. Совсем не интересный фильм показали вчера по телевизору, и я даже не досмотрел его до конца.
226 (197). Важное средство связи
С годами люди все сильнее привыкали к тому, что почта все-гда к их услугам.
Для быстроты городские разносчики писем - почтальоны - начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно оставалось неудобным.
Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое расстояние его придется везти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию. Представляете, как это было "неудобно!
И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый конверт и штемпель. «Вот так открытие! - скажете вы. - Да тут всякий мог бы догадаться!» О нет, придумать такое было вовсе не просто. Удобство же получилось огромное.
Именно с этого времени переписка стала делом обычным. Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущена в конце 1857 года.
Основная мысль текста - изобретение марки и почтового конверта создало огромное удобство.
С. годами люди все сильнее привыкаликутому, что почта всегда к ш услуцм. (Повеств., невоскл., сложное, сост. из двух простых.).
Ста - числит.
(С к о л ь к о?) более ста. Н.ф. - сто.
Прост., колич., целое; род. п.
Изобрели (когда?) более ста лет.назад.
Выпущена - причастие.
I. Была (какова?) выпущена. Н.ф. - выпущенный.
И. Страд., прош. вр., сов. вид; кратк. ф., ед. ч., ж. р.
III. Марка (какова?) бщажщуУШШ

лестница засыпана штукатуркой,

мусор под скамейками не убран,

клумба в убитом состоянии,
дворник не поливает двор, а технический кран во дворе ликвидирован,

мини-карусель не закопана ногами в землю, и дети могут травмироваться.


Как я уже писала, прибежали через час два угрюмых таджика, вымели лестницу от штукатурки.

Повторила заявку диспетчерше Бурлак, исключив куплет о штукатурке.

Позвонила на горячую линию управы Преснеского района, высказала негодование дежурному, получила пейджер главы управы, озвучила на него претензии.

Снова позвонила на горячую линию управы. Озвучила претензии к тому, что реакции на пейджер нет. Нормативно спросила, за что они все получают деньги?

Пообещала завтра написать письмо лично на Лужкову с фотками двора.

Позвонили в дверь.
Белокурая женщина в ЖКХашной форме
протянула акт, знаками попросила подписать его. Акт был о том, что они вывели кран, и теперь я увижу небо в алмазах. Отказалсь подписывать акт в нормативных выражениях, объяснив логику социального договора жильцов с управляющей компание. Женщина понимающе закивала и что-то ответила. Из ответа следовало, что русский у неё даже не "шашлык-машлык", а совсем нулевой. Мне не хватило этнографических знаний, определить её национальность.

Выглянула в окошко, увидела вот такой параноидальный ЖКХхашный десант.

Кодла мгновенно вкопала карусель, устроила на ней тест-драйв, вычистила двор и отредактировала клумбу.

Позвонили в дверь.
Теперь за подписанным актом пришла русскоговорящая женщина, представилась фамилией Слиска. Пришлось по-советски начать словами о том, что позорит фамилию. И услышать гармонирующий с этим ответ:"Ваш дворник в отпуске! Больше такого не повторится!" Акт всё равно не подписала.

От моего двора до Белого дома пешком минут десять-пятнадцать.

Помогая ЖКХ функционировать с помощью ручного управления, ощущаю себя Путиным, поливающим горящий лес с самолета.


За время ведения войны с ДЭЗом я могла бы:

написать несколько глав нового романа,

разослать кучу писем по поводу проекта "Переноса столицы",

подготовиться к заседанию "Клуба женщин, вмешивающихся в политику" и т.д..

Сколько за время работы пожарным мог сделать Путин, даже страшно представить…

Ощущение, что страна стоит не на ручном управлении, а на ручном тормозе.
Почему?
Моим сыновьям исполняется в этом году 33 года. И падение с карусели не самая актуальная проблема их досуга. Но из всех жильцов двух домов на подобную спецоперацию могу отважиться только я.
Чего и вам желаю!

Вспомните, как пишутся с не существительные и прилагательные.

    Неряшливость, неряшливый.
    Неискренность, неискренний.
    Не вежливость, а грубость.
    Не вежливый, а грубый.

Прочитайте правило о написании не с наречиями. Что в нём нового по сравнению с правилом о написании не с существительными и прилагательными? Объясните орфограммы в примерах.

Применяя данное правило, рассуждайте так:

(Не)брежно . Пишу слитно, так как слово без не- не употребляется.

(Не)аккуратно написал. Пииту неаккуратно слитно, так как это слово можно заменить близким по смыслу выражением - без прилежания. В этом слове не- - приставка.

(Не)далеко, а близко находится. Пишу не далеко раздельно, так как есть противопоставление с союзом а .

Этот музей вовсе (не)далеко от нас. Пишу не далеко раздельно, так как слово вовсе усиливает утверждение.

241. Объясните, как образованы данные наречия. Почему не в них пишется слитно? Подберите к данным словам наречия-антонимы.

Невесело ← весело; невежливо, необдуманно, немного, невд..леке, неустойчиво, недружелюбно, неясно, несер..ёзно, неискренне, неравнодушно, несправедливо, небрежно, немало, неграмотно, некрасиво.

242. Проанализируйте данные наречия. Запишите наречия с не в таблицу.

Сделать (не)а(к, кк)уратно, (не)опрятно, (не)умело. Пришить пуговицу (не)кре..ко. Пр..шить (не)кре..ко, а слабо. Посмотреть (не)доверчиво, (не)довольно, (не)дружелюбно. Взглянуть (не)доверчиво, а с подозрением. Говорить нисколько (не)весело, совсем (не)громко, далеко (не)ласково. Произнести (не)громко, а тихо. Излагать мысли (не)последовательно, (не)связно. Взлететь (не)высоко. Взлететь (не)высоко, а низко. Взлететь совсем (не)высоко. Вырыть вовсе (не)глубоко. (Не)широко приоткрыть глаза. Выполнить (не)брежно. Поступить (не)лепо. Высказываться (не)годующе. Ничуть (не)радостно.

вовсе не
далеко не
ничуть не
нисколько не
никогда не
отнюдь не

243. Спишите сначала примеры пословиц, где не- - приставка, затем примеры, где не - частица. В каких предложениях эти слова являются наречиями? В каких предложениях нужны знаки препинания - запятые?

1. Что (не)складно, то и (не)ладно. 2. Ласковое слово (не)трудно а споро. 3. Легко ск..зать (не)легко доказать. 4. Умное слово (не)тяж..ло а легко. 5. Летела пташка высоко, села (не)д..лёко.

244. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями. Назовите виды орфограмм на месте пропусков в приставках.

1. Погода вскоре (не)ул..вимо изменилась. 2. (Не)сколько увесистых к..мней, сорвавшись с крутизны, пок..тились вниз. 3. (Не)равно одна из выл..зок, с отлуч(?)кой от логова на целый день и ночь, чуть было (не)кон(?)чилась для волков (не)ожида(н, нн)ой бедой. 4. (Не)угомо(н, нн)ые волчата (не)столько отдыхали, сколько бегали вокруг, пр..нюхиваясь и пр..сматриваясь ко всему, что пр..влекало их любопытство. 5. (Не)подалёку от волков с волчатами, (не)много в стороне, в тамарисковых рощах, паслись сайгаки. Их было (не)мало.

(По Ч. Айтматову)

245. Спишите, подчеркните слова с приставкой не- как члены предложения. Какой частью речи является каждое из них? Какие звуки произносятся на месте выделенных букв?

1. Зимн..е солнце (не)ласково. (Не)ласково ветретил лес ребятишек. 2. (Не)заметно прош..л в лесу день. После чистк.. пятно на пл..ще (не)заметно. 3. Серёжа прыгнул вверх (не)высоко. Молод..нькое деревцо (не)высоко. 4. Возр..жение (не)уб..дительно. Коля оправдывался (не)уб..дительно. 5. Пор..жение было (не)избежно.

возражение
поражение

246. К какому стилю относится текст? Какое не существующее в языке слово использовано в вопросе Димы? Каким словом его заменил командир?

Слушай, - ш..потом сказал Димка, хотя кругом (н..)кого (не)было, - ты (не)ходи туда прямо... лучше вокруг бегай. Как бы (не)заметили.

Предупр..дили ране(н, нн)ого командира.

Что же,- сказал он, - буд..те только осторожней, ребята. А если (не)помож..т, (н..)чего тогда (не)подела..шь... (Не)хотелось бы, правда, так (не)лепо проп..дать...

А если лепо?

Нет такого слова, Димка. А если не задаром, тогда можно.

(По А. Гайдару)

247. Заполните по образцу таблицу «Не с существительными, прилагательными и наречиями на и » своими примерами, обозначая в них условия выбора слитного или раздельного написания не . Составьте два сложных предложения.

248. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль? Разделите его на абзацы, спишите. Подчеркните наречия, образованные приставочным способом. Какие языковые средства для связи предложений здесь использованы?

С годами люди всё сильнее пр..выкали к тому, что почта всегда к их услугам. Для быстроты горо..ские разнос(ч, щ)ики писем - почтальоны - начали ездить не только на лошадях, но и на велосипедах. И лишь одно ост..валось (не)удобным. Каждое письмо обязательно следовало взвесить, высчитать, на какое ра..стояние его пр..дётся ве..ти, и уж только потом узнать по специальным книгам, сколько взять денег за пересылку. Затем выписать квитанцию. И вот более ста лет назад люди изобрели почтовую марку, почтовый к..нверт и штемпель. О нет, пр..думать такое было вовсе (не)просто. Удобство же получилось огромное. Именно с этого врем..ни переписка стала делом обычн..м. Почти все государства сразу подхватили оба эти открытия. В нашей стране первая почтовая марка была выпущ..на в конце 1857 года.

(По А. Шейкину)

почтальон
квитанция
штемпель [тэ]
конверт [в"]

249. Организуйте диалог на тему «Почему люди стали меньше писать друг другу письма?» Поговорите о том, что пришло им на смену, как теперь общаются между собой. Обсудите плюсы и минусы такого общения. Работайте в группе.

(Не)далеко есть чудный лес,

Полный тайн и чудес.

В нём (не)плохо погуляться

(Не)надолго затеряться.

Это стихотворение поможет нам обозначить проблему: слитное и раздельное написание не с наречиями.

Наречия

Существуют в русском языке слова, которые используются для обозначения признака действия, предмета или признака признака. Они называются наречиями. Ниже даны примеры не слитно и раздельно с наречиями. Например, с :

  • смотрит весело, невесело;
  • встретили радостно, нерадостно;
  • слушаю внимательно, невнимательно.

с наречиями меры и степени:

  • очень, не очень сильно;
  • чересчур (не чересчур) слабо;
  • с лихвой (не с лихвой) хватает.

с наречиями времени:

  • давно (недавно) вышел;
  • напишу завтра (не завтра);
  • соберёмся вечером (не вечером).

с наречиями места:

  • здесь (не здесь) соберёмся;
  • далеко (недалеко) был;
  • изнутри (не изнутри) посмотрел.

Перед вами примеры не слитно и раздельно с наречиями: неплохо, недалеко - вовсе не плохо, совсем не далеко. От чего же это зависит? Это мы можем узнать из правил, регулирующих это правописание.

Слитно пишутся наречия, которые могут быть заменены синонимами

Синонимы - это слова, способные заменить друг друга в предложении. В случае такой возможности не с наречием пишется слитно:

  • Вы вчера выступили неплохо (хорошо)
  • На репетицию приходите в клуб «Гудзон», тут недалеко (близко).
  • Он негромко (тихо) начал петь.

Если сложно заменить синонимом, можно использовать выражение:

  • Это будет нескоро (через продолжительное время).
  • Концерт продолжался недолго (короткое время).
  • Мальчик отвечал неуверенно (без уверенности).

Слитно с «не» пишутся наречия, которые без «не» не употребляются

Ещё примеры слов которые с не пишутся слитно: неряшливо, негодующе, ненавидяще.

Слитное написание в этом случае объясняется тем, что слово без не употреблено быть не может. Например:

  • К своим обязанностям мой заместитель отнёсся небрежно.
  • Он как-то нелепо взмахнул руками.
  • Выглядел конферансье невзрачно, на первый взгляд.

Слитно с «не» пишутся отрицательные наречия

Слитное и раздельное написание не с наречиями часто зависит от части речи. Например, всегда надо писать слитно с не отрицательные местоимения:

  • Нашему коллективу негде проводить репетиции.
  • Стремиться к чему-то большему было уже незачем.
  • Город был чужой, знакомых нет, сходить даже некуда.

Наречия пишутся раздельно, если есть противопоставление

Если вы задумываетесь, и есть примеры не слитно и раздельно с наречиями одними и теми же, нужно обязательно обращать внимание на то, есть или нет противопоставление в предложении. Оно может быть выражено противительным союзом «а», может только подразумеваться и никак не выражаться. При существовании противопоставления наречие с «не» пишется раздельно.

  • Я должен был тогда поступить не честно, а человечно.
  • Вопреки его ожиданиям, встреча прошла не скучно, а весело.
  • Дети вели себя не тихо - шумели.

При наличии некоторых слов наречия пишутся раздельно с «не»

Наречие надо писать раздельно с «не», если к нему относится какое-либо из следующих слов: совсем, ничуть, нисколько, никогда, вовсе, далеко. Хотя без этого слова оно будет написано слитно.

Примеры «не» слитно и раздельно с наречиями

раздельно

Его предположение оказалось далеко не верно.

Его предположение оказалось неверно.

На улице оказалось вовсе не холодно.

На улице оказалось вовсе холодно.

Он рассказывал нисколько не смешно.

Он рассказывал несмешно.

Я чувствовал сам, что пошутил ничуть не умно.

Я чувствовал сам, что пошутил неумно.

С некоторыми наречиями «не» пишутся раздельно всегда

Нужно сказать, что «не» пишется раздельно почти со всеми наречиями, кроме заканчивающихся на -о и -е, тех, которые без не не употребляются, и отрицательных.

Если знать, как пишется не с наречиями, примеры которых даны в таблице, то все остальные нужно просто писать раздельно:

  • не по-товарищески;
  • не сразу;
  • не везде;
  • не всегда;
  • не замужем.

Исключения: недаром, недосуг, нехотя, неспроста, невдалеке.

Тест «Наречия с НЕ»

Нужно указать номер предложения, в котором наречие с «не» пишутся указанным образом.

1. раздельно

1) Это выглядело (не)плохо
2) С заданием класс справился(не)плохо, а просто отлично.

3) У меня получилось (не)много криво.

4) Я подошёл к нему (не)заметно.

1) Маме моё поведение отнюдь (не)понятно было.

2) Оправдания звучали вовсе (не) уверенно.

3) Моим родителям это далеко (не)приемлемо.

4) Каникулы прошли (не)заметно.

3. раздельно

1) Таня жила от меня (не)далеко.

2)В доме было (не)привычно тихо.

3) Задание выполнить (не)легко.

4) Справиться со всем этим было (не)легко, а очень легко.

1) Ты (не)удачно пошутил.

2) Вопреки ожиданиям в доме было (не)бедненько, а вполне себе ничего.

3)Дело продвигалось отнюдь (не) легко.

4) Нисколько (не)жестоко, если помнить о том, как он себя вёл.

5. раздельно

1) Ответ (не)приятно удивил меня.

2) Справиться с этим будет (не)тяжело, но долго.

3) Неужели тебе это нисколько (не)привлекательно?

4) Отсутствовал папа (не)долго.

1) Он (не)лепо потоптался и ушёл.

2) После дождика было нисколько (не)свежо, только влажно.

3) В этом месте в прошлом году было (не)мелко, а глубоко.

4) Если напрямик то ничуть (не) далеко.

7. раздельно

1) Малыш в своей шубе, (не)уклюже переваливаясь, потопал по дорожке.

2)Выглядел он (не)взрачно, но забавно.

3) Тут вовсе (не)глубоко, можно вброд перейти.

4) (Не)вежливо так себя вести.

1) Ты повёл себя (не)по-товарищески.

2) Солнце высушило сено (не)досуха.

3) Ребята разместились (не)подалеку.

4) Сегодня вовсе (не) жарко.

9. раздельно

1) Я за лето (не) вероятно похудела.

3) Медведя здесь можно встретить отнюдь (не)часто.

4) Сходить в монастырь будет (не) близко, но интересно.

10. раздельно

1) Читал он (не)громко, но удивительно выразительно.

2) Алексей (не)принужденно развалился в кресле.

3) Выполнить твою просьбу будет нисколько (не)легко.

4) (Не)ожиданно налетела гроза.

Ответы

1.2) С заданием класс справился(не)плохо, а просто отлично.

2.4) Каникулы прошли (не)заметно.

3.4) Справиться со всем этим было (не)легко, а очень легко.

4.1) Ты (не)удачно пошутил.

5.3) Неужели тебе это нисколько (не)привлекательно?

6.1) Он (не)лепо потоптался и ушёл.

7.3) Тут вовсе (не)глубоко, можно вброд перейти.

8.3) Ребята разместились (не)подалеку.

9.3) Медведя здесь можно встретить отнюдь (не)часто.

10.3) Выполнить твою просьбу будет нисколько (не)легко.

gastroguru © 2017