Борис годунов биография. Царь Борис I Фёдорович Годунов. Укрепление страны и рост городов

Борис Федорович Годунов (ок. 1552-1605 гг.) - царь (избран Земским Собором 17 февраля 1598 г.). Возвышение Бориса Федоровича Годунова связано с женитьбой на дочери всесильного Малюты Скуратова - Марии и браком царевича Федора с сестрой Бориса Федоровича Годунова - Ириной. С воцарением Федора Иоанновича Борис Федорович Годунов стал фактическим правителем государства. В его царствование продолжилось строительство городов-крепостей на юге страны. В Белгороде основал .

В 1581 г. царь в порыве гнева поразил смертельным ударом своего старшего сына Ивана и Федор сделался наследником престола. Благодаря своему уму, Б. умел не только сохранить свое положение, но и приобрести доверие Грозного царя, который, умирая (умер 17 марта 1584), назначил Бориса Федоровича Годунова одним из опекунов к Федору, так как он, хотя и вступал на престол возрастным (27 лет), был младенец по способностям. Этими опекунами, или членами верховной думы, долженствовавшей помогать Федору в управлении государством были кроме Бориса.: Никита Романович Юрьев, родной дядя Федора по матери, кн. Ив. Феод. Мстиславский, кн. Ив. Петрович Шуйский, прославившийся обороной Пскова от Батория и Богдан Яковлевич Бельский. Последнему, как говорят, Иоанн поручил в опеку своего младшего сына Димитрия, родившегося от пятой венчанной жены его Марии Нагой.

Царствование Федора началось смутой в пользу царевича Димитрия, последствием которой была ссылка малолетнего царевича с матерью и ее родственниками в Углич, удел назначенный Димитрию отцом. Бельский, считавшийся негласным виновником этой смуты, был удален в Нижний Новгород. При царском венчании 31 мая 1584 г. Борис Федорович Годунов, как шурин нового царя, был осыпан милостями: он получил знатный чин конюшего, звание ближнего великого боярина и наместника царств Казанского и Астраханского. Сверх этих чинов Борису Годунову были пожалованы земли по р. Ваге, луга на берегах реки Москвы, а также разные казенные сборы.

Первое время значение Борис Федорович Годунов среди советников Федора ослаблялось влиянием на дела боярина Никиты Романовича, но вскоре (в августе 1584 г.) Никита Романович опасно заболел, а в следующем году скончался. Смерть царского дяди дала Борису Годунову возможность выдвинуться на первый план. Властолюбивые замыслы Бориса Годунова встретили противодействие со стороны тех людей, которые по знатности происхождения признавали за собой большие права стоять у кормила правления Князья Ив. Фед. Мстиславский, Шуйские, Воротынские, боярские фамилии Колычевы, Головины и др. составили враждебную Борису партию. Против Бориса были также митрополит Дионисий, тщетно старавшийся примирить Бориса с его соперниками и считавший своим долгом печаловаться пред царем за гонимых Борисом людей.

О времени правления Бориса Федоровича Годунова относится учреждение патриаршества (1589 г.), которое сравняло первосвятителя русской церкви со вселенскими восточными патриархами и дало ему первенство пред митрополитом киевским. Вместе с тем 4 архиепископии были возведены в достоинство митрополий: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая: 6 епископов сделались архиепископами и вновь явилось 8 епископств. Другим важным событием внутренней истории России была отмена Борисом Ф. Г.Юрьева дня, т.е. права свободного перехода крестьян от одного владельца к другому. Из указа царя Василия Ивановича Шуйскаго узнаем, что «царь Федор по наговору Б. Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьян заказал». Указа о прикреплении не сохранилось, но он должен был относиться к первым годам царствования Федора, как видно из царского указа 1597 года. Целью прикрепления было обеспечить государственную службу помещиков и платеж повинностей, а это требовало необходимо твердой оседлости земледельческого класса.

В 1591 г. совершилось событие, имевшее огромное влияние на судьбу Бориса Федоровича Годунова: 15 мая в Угличе погиб царевич Димитрий, причем жители Углича, перебили людей, заподозренных ими в убийстве царевича. Следствие произведенное на месте особой комиссией, присланной из Москвы, выяснило, что царевич, страдавший падучей болезнью, был не убит, но, играя в тычку ножом, в припадке упал на нож и зарезался. Народная молва обвинила в убийстве Бориса Г. Насколько, действительно, Борис Г. виноват в преждевременной смерти царевича, остается до сих пор темным. Обвинение же Бориса Г. в убийстве основывается, главным образом, на соображении, что смерть Димитрия была в интересах Бориса Г.: она не только спасала его от опалы в будущем, но и очищала дорогу к престолу.

После углицкого происшествия клевета не раз чернила Бориса Федоровича Годунова, обвиняя его в различных злодеяниях, и нередко истолковывая лучшие действия его в дурную сторону. Вскоре после смерти Димитрия (в июне того же 1591 года) в Москве вспыхнул сильный пожар, истребивший весь Белый город. Борис Федорович Годунов старался оказать всевозможную помощь погорельцам и вот про несся слух, что он нарочно велел зажечь Москву, чтобы милостями привлечь ее жителей. Нашествие крымского хана Казы-Гирея под Москву летом 1591 г. приписывалось также Борису, который будто бы желал тем отвлечь внимание народа от смерти Димитрия. Не пощадили Бориса Федоровича Годунова даже от обвинения в смерти царя Федора, беспотомственная кончина которого ставила Бориса, имевшего много врагов, в трагическое положение. Борису Ф Г оставалось одно из двух: или достижение престола, или падение, которое в лучшем случае привело бы его в монастырь. Не только ради честолюбия, но и ради самосохранения он избрал первое.

С 1601 года три года подряд были не урожайными и начался страшный голод, так что ели, как говорят, даже человеческое мясо. Чтобы помочь голодающим, Борис начал постройки в Москве и раздавал деньги. Эта мера вызвала еще большее зло, так как народ большими массами устремился в Москву и умирал во множестве от голода и моровой язвы на улицах и на дорогах. Только урожай 1604 г. прекратил голод. За голодом и мором следовали разбои.

Борись скончался скоропостижно, приняв схиму. Москва присягнула сыну Бориса – Федору, которому отец постарался дать возможно лучшее воспитание, и которого все современные свидетельства осыпают большими похвалами. Но Федору Борисовичу после самого кратковременного царствования вместе с матерью пришлось погибнуть насильственной смертью. Царевна Ксения, отличавшаяся красотой, была пощажена для потехи самозванца, впоследствии она постриглась и умерла в 1622 году. Прах царя Бориса, удаленный при Самозванце из Архангельского собора, при Михаиле Федоровиче был перевезен в Троицко-Сергиевскую лавру, где покоится и ныне; там же покоится и прах семьи Бориса. Кроме общих источников Карамзина, Арцыбашева, Соловьева, Костомарова: «Русская история в жизнеописаниях» (т. 1), ср. БестужевРюмин, «Обзор событий от смерти царя Иоанна Вас. до избрания на престол Мих. Фед. Романова» («Ж. М. Н. Пр.» 1887, июль); Павлов, «Об историч. значении царствования Бориса Годунова» (2 изд. 1863); Белов, «О смерти царевича Димитрия» («Ж. М. Н. Пр.», 1873, т. 168); Платонов, «Повести и сказания о смутном времени» (Спб., 1888 г.); Сергеевич, «Юридич. Древности» (I. Спб., 1890).

Лит.: А. Воронов. Энциклопедический словарь. Издательство Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Царь и великий князь всея Руси; родился около 1551 г.; венчался на царство 1 сентября 1598 г., † 13 апреля 1605 г. Род Годуновых вместе с Сабуровыми и Вельяминовыми-Зерновыми происходит от татарского мурзы Чета, в крещении Захарии, который в 1329 г. выехал из Орды к великому князю московскому Ивану Даниловичу Калите и построил Костромской-Ипатьевский монастырь. Старшая линия потомков Чета - Сабуровы, в конце XV столетия уже заняла место среди знатнейших родов московского боярства, тогда как младшая - Годуновы, выдвинулась столетием позже, при Грозном, во время опричнины. Борис начал службу при дворе Грозного: в 1570 г. он упоминается в Серпуховском походе состоящим при царском саадоке (лук со стрелами), т. е. одним из оруженосцев царя. В 1571 г. Борис был дружкой на свадьбе царя с Марфой Васильевной Собакиной. Около 1571 года Б. упрочил свое положение при дворе женитьбой на дочери царского любимца известного опричника Малюты Скуратова-Бельского Марье Григорьевне. С 1576 по 1579 г. Б. занимал должность кравчего. В 1580 году Грозный выбрал сестру Бориса Ирину в супруги царевичу Феодору; тогда же Б. был пожалован в бояре. В 1581 г. царь в порыве гнева поразил смертельным ударом своего старшего сына Ивана, и Федор сделался наследником престола. Благодаря своему уму Б. умел не только сохранить свое положение, но и приобрести доверие Грозного царя, который, умирая († 17 марта 1584), назначил Б. одним из опекунов к Феодору, так как он, хотя и вступал на престол возрастным (27 лет), был младенец по способностям. Этими опекунами, или членами верховной думы, долженствовавшей помогать Феодору в управлении государством, были кроме Б.: Никита Романович Юрьев, родной дядя Феодора по матери, кн. Ив. Феод. Мстиславский, кн. Ив. Петрович Шуйский, прославившийся обороной Пскова от Батория, и Богдан Яковлевич Бельский. Последнему, как говорят, Иоанн поручил в опеку своего младшего сына Димитрия, родившегося от пятой венчанной жены его Марии Нагой. Царствование Феодора началось смутой в пользу царевича Димитрия, последствием которой была ссылка малолетнего царевича с матерью и ее родственниками в Углич, удел, назначенный Димитрию отцом. Бельский, считавшийся негласным виновником этой смуты, был удален в Нижний Новгород. При царском венчании 31 мая 1584 г. Б., как шурин нового царя, был осыпан милостями: он получил знатный чин конюшего, звание ближнего великого боярина и наместника царств Казанского и Астраханского. Сверх этих чинов Б. были пожалованы земли по р. Ваге, луга на берегах реки Москвы, а также разные казенные сборы. Первое время значение Б. среди советников Феодора ослаблялось влиянием на дела боярина Никиты Романовича, но вскоре (в августе 1584 г.) Никита Романович опасно заболел, а в следующем году скончался. Смерть царского дяди дала Б. возможность выдвинуться на первый план. Властолюбивые замыслы Б. встретили противодействие со стороны тех людей, которые по знатности происхождения признавали за собой большие права стоять у кормила правления.

Князья Ив. Фед. Мстиславский, Шуйские, Воротынские, боярские фамилии Колычевы, Головины и др. составили враждебную Б. партию. Против Б. были также митрополит Дионисий, тщетно старавшийся примирить Б. с его соперниками и считавший своим долгом печаловаться перед царем за гонимых Б. людей. Чтоб подрезать в корне могущество Б., враждебная ему партия, имея на своей стороне многих московских купцов, собралась подать царю челобитную о разводе с бездетной Ириной и вступлении в новый брак "царского ради чадородия". Но Б. при своем влиянии на царя и при любви последнего к Ирине, а также благодаря своей ловкости, осилил своих противников, и дело кончилось пострижением кн. И. Ф. Мстиславского, ссылкой Шуйских, в том числе Ивана Петровича, свержением митрополита Дионисия и вообще опалой их сторонников. На место Дионисия был посвящен в митрополиты ростовский архиепископ Иов, вполне преданный Б. человек. Теперь у Б. не было более соперников: он достиг такой власти, какой не имел ни один из подданных. Все, что делалось московским правительством, делалось по воле Б., он принимал иностранных послов, переписывался и передаривался с иностранными государями: цесарем (императором австрийским), королевой английской, ханом крымским (разрешение сноситься с иностранными государями было дано Б. официально в 1587 г.). Внешняя политика за время правления Б. отличалась осторожностью и преимущественно мирным направлением, так как Б. сам был неискусен в ратном деле и по характеру своему не любил рискованных предприятий. С Польшей, от которой в предыдущее царствование понесли тяжелые поражения, старались поддерживать мир, хотя и путем перемирий, а в 1586 г., когда скончался король Стефан Баторий, сделана была попытка, впрочем, не удавшаяся, устроить избрание в польские короли царя Федора Иоанновича или Максимилиана, эрцгерцога австрийского. С Швецией в 1590 году, когда убедились, что Польша не окажет ей помощи, начали войну, причем сам царь выступал в поход в сопровождении Б. и Федора Никитича Романова. Благодаря этой войне возвращены были отнятые шведами при Иоанне Грозном города: Ям, Иван-город, Копорье и Корелла (последний по миру 1595).

Отношения к крымским татарам были натянутые вследствие их частых набегов на южную окраину. Летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей с полуторастатысячной ордой подошел к самой Москве, но, потерпев неудачу в мелких стычках с московскими войсками, отступил, причем бросил весь обоз; дорогой хан понес большие потери от преследовавших его русских отрядов. За отражение хана Б. получил три города в Важской земле и звание слуги, которое считалось почетнее боярского. За этот неудачный поход татары отплатили в следующем 1592 г. нападением на Каширские, Рязанские и Тульские земли, причем увели много пленных.

С Турцией московское правительство старалось сохранить по возможности добрые отношения, хотя действовало вопреки турецким интересам: поддерживало в Крыму враждебную Турции партию, старалось возбудить персидского шаха против Турции, посылало цесарскому двору субсидии деньгами и мехами на войну с турками. В 1586 году кахетинский царь Александр, теснимый с одной стороны турками, с другой персиянами, отдался под покровительство России. Ему послали священников, иконописцев, огнестрельные снаряды и возобновили крепость на Тереке, построенную при Грозном; оказали помощь против враждебного Александру тарковского владетеля, но защищать против турок не решались. Англичанам, которые пользовались особенным расположением Б., в 1587 г. позволено было торговать в России беспошлинно, вольной торговлей, но в то же время отказано в их просьбе воспретить другим иноземцам торговлю в России. В высшей степени замечательна деятельность Б. по отношению к окраинам Московского государства как колонизатора и строителя городов. В земле черемисов, усмиренных в начале царствования Феодора для избежания восстаний на будущее время, был построен ряд городов, населенных русскими людьми: Цивильск, Уржум, Царев, город на Кокшаге, Санчурск и др. Нижняя Волга, где опасность представляли ногаи, была обеспечена постройкой Самары, Саратова и Царицына, а также постройкой в Астрахани в 1589 г. каменной крепости. Построен был город и на отдаленном Яике (Урале). Для защиты от опустошительных набегов крымцев Б. воздвиг крепости на южной степной окраине: Курск (возобновлен), Ливны, Кромы Воронеж, Белгорад, Оскол, Валуйки, под прикрытием которых только могла идти на юг русская колонизация. Насколько эти укрепления были неприятны татарам, видно из грамоты крымского хана Казы-Гирея, в которой хан, притворяясь доброжелателем московского правительства, убеждает не строить городов в степи, так как они, находясь близко от турецкой и татарской границы, могут тем легче подвергнуться нападению как со стороны турок, так и татар. В Сибири, где по смерти Ермака (убитого в ночь с 5 на 6 августа 1584 г. и по уходе обратно за Урал казацкой дружины) русское дело казалось проигранным, правительство Феодора Ивановича восстановило русское господство. И здесь русская колонизация была упрочена постройкой городов: Тюменя, Тобольска, Пелыма, Березова, Сургута, Тары, Нарыма, Кетского острога и переводом поселенцев из России, преимущественно северо-восточной. Во время управления Б. также усилено укрепление Москвы постройкой Белого города (в 1586 г.) и воздвигнуты каменные стены Смоленска, сослужившие великую службу в Смутное время.

Ко времени правления Б. относится учреждение патриаршества (1589 г.), которое сравняло первосвятителя русской церкви со вселенскими восточными патриархами и дало ему первенство перед митрополитом киевским. Вместе с тем 4 архиепископии были возведены в достоинство митрополий: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; 6 епископов сделались архиепископами и вновь явилось 8 епископств. Другим важным событием внутренней истории России была отмена Б. Юрьева дня, т. е. права свободного перехода крестьян от одного владельца к другому.

Из указа царя Василия Ивановича Шуйского узнаем, что "царь Феодор по наговору Б. Годунова, не слушая совета старейших бояр, выход крестьян заказал". Указа о прикреплении не сохранилось, но он должен был относиться к первым годам царствования Феодора, как видно из царского указа 1597 года. Целью прикрепления было обеспечить государственную службу помещиков и платеж повинностей, а это требовало необходимо твердой оседлости земледельческого класса. Прикрепление совершилось в интересах мелких служилых людей, которые при праве свободного перехода не могли выдерживать конкуренции с крупными светскими землевладельцами, а также с духовными (митрополит, архиереи, монастыри), которые привлекали крестьян на свои земли более льготными условиями. Указ о воспрещении перехода не позволяет, однако, считать Б. основателем крепостного права, так как оно было создано жизнью, а не законодательным актом. В 1591 г. совершилось событие, имевшее огромное влияние на судьбу Б.: 15 мая в Угличе погиб царевич Димитрий, при чем жители Углича перебили людей, заподозренных ими в убийстве царевича. Следствие, произведенное на месте особой комиссией, присланной из Москвы, выяснило, что царевич, страдавший падучей болезнью, был не убит, но, играя в тычку ножом, в припадке упал на нож и зарезался. Народная молва обвинила в убийстве Б. Насколько действительно Б. виноват в преждевременной смерти царевича, остается до сих пор темным. Обвинение же Б. в убийстве основывается главным образом на соображении, что смерть Димитрия была в интересах Б.: она не только спасала его от опалы в будущем, но и очищала дорогу к престолу. После углицкого происшествия клевета не раз чернила Б., обвиняя его в различных злодеяниях и нередко истолковывая лучшие действия его в дурную сторону. Вскоре после смерти Димитрия (в июне того же 1591 года) в Москве вспыхнул сильный пожар, истребивший весь Белый город. Б. старался оказать всевозможную помощь погорельцам, и вот пронесся слух, что он нарочно велел зажечь Москву, чтобы милостями привлечь ее жителей. Нашествие крымского хана Казы-Гирея под Москву летом 1593 г. приписывалось также Б., который будто бы желал тем отвлечь внимание народа от смерти Димитрия. Не пощадили Б. даже от обвинения в смерти царя Феодора, беспотомственная кончина которого ставила Б., имевшего много врагов, в трагическое положение. Б. оставалось одно из двух: или достижение престола, или падение, которое в лучшем случае привело бы его в монастырь. Не только ради честолюбия, но и ради самосохранения он избрал первое. По смерти Феодора († 7 января 1598 г), последнего царя из династии Рюриковичей, все присягнули царице Ирине, чтоб избежать междуцарствия, но она, чуждая властолюбия, в 9-й день по кончине супруга удалилась в московский Новодевичий монастырь, где и постриглась под именем Александры. За Ириной последовал в монастырь и брат. Управление государством переходит в руки патриарха и Боярской думы, а правительственные грамоты издаются по указу царицы Ирины. Во главе правительства стал патриарх Иов, действиями которого руководила не просто преданность Б., но глубокое убеждение, что Б. - человек, наиболее достойный занять престол, и что избрание его в цари обеспечит порядок и спокойствие в государстве. В пользу избрания Б., кроме свойства с покойным царем, всего более говорило долголетнее пользование царской властью при Феодоре, а царствование Феодора рассматривалось современниками как царствование счастливое. Сверх того, долголетнее пользование верховной властью дало Б. и его родственникам громадные средства и связало с его интересами интересы всей тогдашней администрации Московского государства. С самого начала патриарх предлагает Б. в цари и, сопровождаемый боярами, духовенством и народом, просит Б. принять царство, но получает от него решительный отказ. Чтобы сломить упорство Б., созывается земский собор. 17 февраля выборные собрались к патриарху в числе свыше 450; большинство из них состояло из духовенства, покорного патриарху, и служилых людей, сторонников Б. После речи Иова, прославлявшей Б., земский собор единогласно постановил "бить челом Б. Феодоровичу и кроме него никого на государство не искать". 21 февраля, после многих упрашиваний, угрожаемый отлучением от церкви Борис согласился исполнить просьбу земских людей. Эти неоднократные отказы со стороны Бориса объясняются сначала ожиданием избрания от земского собора, а затем русским обычаем, который требовал всякую почесть, даже простое угощение, не принимать по первому приглашению. 30 апреля Борис переехал из Новодевичьего монастыря в Кремль и поселился с семьей в царском дворце. Слухи о нашествии крымцев заставили Бориса вскоре (2 мая) выступить из Москвы во главе огромного войска и остановиться в Серпухове, но вместо орды явились послы от хана с мирными предложениями. В стане под Серпуховом Борис угощал служилых людей пирами, одарял их, и они остались очень довольны новым царем; "чаяху и впредь себе от него такого жалованья". Из этого похода царь с торжеством вернулся в Москву, как бы после великой победы. 1 сентября, в день нового года, Борис венчался на царство. Во время венчания под влиянием радостного чувства у осторожного, сдержанного Бориса вырвались слова, поразившие современников: "отче великий патриарх Иов! Бог свидетель сему, никто же убо будет в моем царстии нищ, или беден"! Тряся за ворот сорочки, царь прибавил: "и сию последнюю разделю со всеми". Царское венчание, кроме пиров во дворце, угощений народа, пожалований в чины, сопровождалось необыкновенными милостями: служилым людям выдано двойное годовое жалованье, купцам дано право беспошлинной торговли на два года; земледельцы освобождены на год от податей; есть известие, что было определено, сколько крестьяне должны были работать на помещиков и платить им; вдовам и сиротам розданы деньги и съестные припасы; освобождены заключенные в темницах и получили вспоможение; иногородцы также были освобождены на год от податей. Первые годы царствования Бориса были как бы продолжением царствования Феодора Ивановича, что очень естественно, так как власть оставалась в тех же руках. Современники хвалят Бориса, говоря, что "он цвел благолепием, видом и умом всех людей превзошел; муж чудный и сладкоречивый, много устроил он в Русском государстве достохвальных вещей, ненавидел мздоимство, старался искоренять разбои, воровство, корчемство, но не мог искоренить; был светлодушен и милостив и нищелюбив!"

В 1601 г. Борис снова разрешил переход крестьян во всей России, кроме Московского уезда, но лишь от мелких владельцев к мелким. Как человек умный, Борис сознавал отсталость русского народа в образовании сравнительно с народами Западной Европы, понимал пользу науки для государства. Есть известие, что Борис хотел завести в Москве высшую школу, где бы учили иностранцы, но встретил препятствие со стороны духовенства. Борис первый решился послать нескольких юношей учиться в Западную Европу: в Любек, Англию, Францию и Австрию. Эта первая отправка русских учеников за границу была неудачна: все они там и остались. Борис посылал в Любек приглашать в царскую службу врачей, рудознатцев, суконников и разных мастеров. Приезжавших в Москву немцев из Ливонии и Германии царь принимал весьма ласково, назначал им хорошее жалованье и награждал поместьями с крестьянами. Иностранные купцы пользовались покровительством Бориса. Из иноземцев, преимущественно из ливонских немцев, составился особый отряд царской гвардии. При Борисе состояло 6 иностранных медиков, получавших огромное вознаграждение. Немцам разрешено было построить в Москве лютеранскую церковь. Есть известие, что некоторые из русских, желая подражать по внешности иностранцам, стали брить бороды. Пристрастие Бориса к иностранцам возбуждало даже неудовольствие в русских людях.

Внешняя политика была еще более мирной, чем при Феодоре, так как Борис страшился какой-нибудь военной неудачей омрачить свое царствование, но эта самая робость мешала ему приобресть военную славу, которая бывает так полезна для основателей новых династий. От Грозного Борис наследовал мысль о необходимости присоединить Ливонию, чтобы, имея в руках гавани при Балтийском море, вступить в общение с народами Западной Европы. Открытая вражда между Польшей и Швецией давала возможность осуществить эту мечту, если б только действовать решительно, приняв сторону одного из враждующих государств. Но Борис хлопотал о присоединении Ливонии дипломатическими средствами и, конечно, ничего не достиг. Подражая Грозному, Борис думал сделать из Ливонии вассальное королевство и с этой целью (в 1599 г.) вызвал в Москву шведского принца Густава, сына сверженного шведского короля Эрика XIV, который изгнанником скитался по Европе. Вместе с тем царь думал женить Густава на своей дочери Ксении, но Густав своим легкомысленным поведением навлек на себя гнев Бориса, был лишен Калуги, назначенной ему в удел до приобретения Ливонии, и был сослан в Углич. У Бориса было сильное желание породниться с европейскими царствующими домами в видах возвышения собственного рода. Во время переговоров с Данией из-за русско-норвежской границы в Лапландии было заявлено желание царя иметь своим зятем датского королевича. В Дании это предложение было охотно принято, и принц Иоанн, брат короля Христиана IV, приехал в Москву, но вскоре по приезде опасно заболел и скончался (в окт. 1602 г.) к великому горю Бориса и Ксении. В 1604 начались переговоры о браке Ксении с одним из герцогов шлезвигских, но были прерваны смертью Бориса. Царь искал жениха для дочери и невесты для сына также между единоверными владельцами Грузии. - Отношения к Крыму были благоприятные, так как хан принужден был участвовать в войнах султана, а кроме того был стеснен постройкой крепостей в степи. В Закавказье русская политика потерпела неудачу при столкновении с могущественными турками и персиянами. Хотя шах Аббас был в дружественных сношениях с Борисом, однако он сверг кахетинского царя Александра будто бы за сношения с турками, а на самом деле за сношения с Москвой. В Дагестане русские были вытеснены турками из Тарок и при отступлении перерезаны кумыками; владычество Москвы исчезло в этой стране. По делам торговым были сношения с ганзейскими городами: Борис исполнил просьбу 59 городов и дал им жалованную грамоту для торговли; при этом жителям Любека сбавлена была пошлина до половины. В Сибири по смерти Кучума продолжалась русская колонизация и строились города: Верхотурье (1598 г.), Мангазея (1601 г.), Туринск (1601), Томск (1601). У Бориса хватило ума достигнуть престола, но не меньше ума, а может быть, и счастья нужно было, чтоб удержаться на престоле. Знатное боярство считало себя униженным вследствие его воцарения. При несомненном уме, ловкости, Борис имел один недостаток, сильно ему вредивший, унаследованный от времен Грозного: страшную подозрительность. Борис не мог возвысится до сознания, что он земский выборный царь, которого воля народа, не обращая на происхождение, возвела на престол, должен стать выше всяких счетов с боярами, тем более, что по своим личным достоинствам он был выше их.

Вот что говорят современники о главном недостатке Бориса как царя: "цвел он, как финик, листвием добродетели и, если бы терн завистной злобы не помрачал цвета его добродетели, то мог бы древним царям уподобиться. От клеветников изветы на невинных в ярости суетно принимал, и поэтому навел на себя негодование чиноначальников всей Русской земли: отсюда много ненасытных зол на него восстали и доброцветущую царства его красоту внезапно низложили". Подозрительность эта на первых порах уже проявилась в клятвенной записи, но впоследствии дело дошло до опал и доносов. Князьям Мстиславскому и В. И. Шуйскому, которые по знатности рода могли иметь притязания на престол, Борис не позволял жениться. С 1600 г. подозрительность царя заметно возрастает. Быть может, не лишено вероятности известие Маржерета, что в то время начались темные слухи, что Димитрий жив. Первой жертвой подозрительности Бориса был Богдан Бельский, которому царь поручил строить Борисов город. По доносу о щедрости Бельского к ратным людям и неосторожных словах: "Борис царь на Москве, а и в Борисове" Бельский был вызван в Москву, подвергся различным оскорблениям и сослан в один из отдаленных городов. Холоп князя Шестунова сделал донос на своего господина. Донос оказался не заслуживающим внимания. Тем не менее доносчику сказали царское жалованное слово на площади и объявили, что царь за его службу и раденье жалует ему поместье и велит служить в детях боярских. Страшное действие имело это поощрение доносов: доносчики явились во множестве. В 1601 г. по ложному доносу пострадали Романовы и их родственники. Старший из братьев Романовых, Феодор Никитич, был сослан в Сийский монастырь и пострижен под именем Филарета; жену его, постригши под именем Марфы, сослали в Толвуйский Заонежский погост, а малолетнего сына их Михаила (будущего царя) на Белоозеро. К унынию, произведенному опалами, пыткам и козням присоединились физические бедствия. С 1601 года три года подряд были неурожайными, и начался страшный голод, так что ели, как говорят, даже человеческое мясо. Чтобы помочь голодающим, Борис начал постройки в Москве и раздавал деньги. Эта мера вызвала еще большее зло, так как народ большими массами устремился в Москву и умирал во множестве от голода и моровой язвы на улицах и на дорогах. Только урожай 1604 г. прекратил голод. За голодом и мором следовали разбои. Разбойничьи шайки составлялись главным образом из холопов, отпущенных господами во время голода, а также из холопов опальных бояр. Смелый атаман Хлопка Косолап явился под Москвой, но после упорного боя был разбит царскими войсками (в 1604 г.). В начале 1604 года стало в Москве достоверно известно, что в Литве появился человек, называющий себя царевичем Димитрием, а в октябре того же года Самозванец вступил в пределы Московского государства, находя себе повсюду приверженцев. Хотя 21 янв. 1605 г. Самозванец потерпел поражение при Добрыницах, однако снова собрал войско. Дело находилось в нерешительном положении, когда 13 апреля 1605 г. Борис скончался скоропостижно, приняв схиму. Москва присягнула сыну Бориса - Феодору, которому отец постарался дать возможно лучшее воспитание и которого все современные свидетельства осыпают большими похвалами. Но Феодору Борисовичу после самого кратковременного царствования вместе с матерью пришлось погибнуть насильственной смертью. Царевна Ксения, отличавшаяся красотой, была пощажена для потехи самозванца, впоследствии она постриглась и † в 1622 году. Прах царя Бориса, удаленный при Самозванце из Архангельского собора, при Михаиле Феодоровиче был перевезен в Троицко-Сергиевскую лавру, где покоится и ныне; там же покоится и прах семьи Бориса. Кроме общих источников Карамзина, Арцыбашева, Соловьева (т. VII и VIII), Костомарова: "Русская история в жизнеописаниях" (т. I), ср. Бестужев-Рюмин, "Обзор событий от смерти царя Иоанна Вас. до избрания на престол Мих. Фед. Романова" ("Ж. М. Н. Пр." 1887, июль); Павлов, "Об историч. значении царствования Бориса Годунова" (2 изд. 1863); Белов, "О смерти царевича Димитрия" ("Ж. М. Н. Пр.", 1873, т. 168); Платонов, "Повести и сказания о смутном времени" (СПб., 1888 г.); Сергеевич, "Юридич. древности" (I. СПб., 1890).

А. Воронов

{Брокгауз}

Царь и великий князь всей Руси, род. в 1551 г. Первое известие о Б. Г. относится к 1571 г., когда он был назначен состоять при царском "саадаке" в походе на крымск. хана Девлет-Гирея. Вступив в брак с дочерью знаменитого Малюты Скуратова, Б. Г. был зачислен в опричники. В 1572 г., в походе против шведов, он состоял "в рындах" при царевичах и был пожалован в "кравчие", а в 1580 г., после свадьбы своей сестры Ирины с царевичем Федором, был возведен в сан боярина. Не получив никакого образования, - а по свидетельству одного из совр-ков, "грамотного учения не сведый, яко ни простым буквам навычен бе", - Б. Г., благодаря природному уму, редкому дару слова, огром. выдержке и удивит. спос-сти пользоваться людьми и обст-ствами для достижения своих целей, сумел приобрести неогранич. доверие царя Ивана. Пользуясь таковым в течение всей долгой "эпохи казней" Грозного, Б. в то же время умел поставить себя так, что народная молва никогда не связывала его имени ни с жестокой расправой царя Ивана с боярами, ни с ужасами опричнины. Т. к. царевич Федор, по выражению летописца, "благоюродив бысть от чрева матери своея" и "избывая мирской докуки, помышлял только о небесном", то царь Иван, озабоченный судьбою своего царства и сознавая, что его сын Федор самостоятельно царствовать не может, незадолго до смерти учредил особую верх. думу из 5 бояр, которым поручил "брещи чад своих" и управлять государством. В число их попал и Б. Г., а также родной дядя Федора - Никита Роман. Юрьев, кн. Ив. Фео-дор. Мстиславский, кн. Ив. Петр. Шуйский и Богд. Як. Вельский. Хотя среди этих знатн. и сильн. бояр Б. Г. занимал последнее место, однако он скоро достиг того, что сделался единствен. "опекуном" царя Федора и захватил в свои руки все управление гос-ством. Получив звание "конюшего" и "ближнего боярина" и титул наместника царств Казанского и Астраханского, Б. Г., будучи только правителем царства, вскоре совершенно заслонил собою больн. и безвольн. царя Федора, на которого он имел безгран. влияние. Все госуд. дела разрешались единолично Г. Благодаря большому богатству (он мог на свой счет выставить 100000 ратников), Б. обставил свою жизнь царской роскошью. Иностр. послы, приезжавшие в Москву ко двору царя Федора, добивались, как особой чести, получить личную ауд-цию у Г., быть приглашенными к его столу и даже быть допущенными к его руке. Б. вел личную переписку с иностр. гос-рями, и англ. королева Елизавета в письмах называла его "добрый и любимый родственник". Устранив царя Федора от управления, Г. все способности употребил на то, чтобы заслужить любовь и расположение народа. Во внешн. делах он стремился к сохранению мира и дружеств. отношений с соседями, с особою энергией старался укрепить возникшие при Грозном торгов. сношения с Англией и с этой целью предоставил англ. купцам ряд привилегий по ввозу и вывозу товаров. Однако когда Елизавета предложила ему предоставить англ. торгов. компании монополию в морск. торговле в Архангельске, то Г. ответил решит. отказом, объяснив, что "котору дорогу Бог устроил, великое море океан, как затворяти". Постоянная забота Г. о сохранении мира не мешала ему, однако, начинать войну в тех случаях, когда этого требовали интересы русской державы. За 14 л. царствования Федора Г. пришлось вести воен. действия на всех границах Руси: на с. - против шведов, на ю. - татар, на в. - черемисов и за Уралом - нагаев и сибирск. инородцев. При нем же было закончено покорение Сибири. В 1586 г. кахетинский царь Александр, теснимый турками и персами, обратился за помощью к царю, прося принять его в подданство. Г. сейчас же послал в Кахетию воеводу Хворостинина с войском и снабдил царя Александра огнестр. снарядами, пушками и деньгами. Решит. действиями Хворостинина Терская область была очищена от неприятеля и с этого времени в титул рус. царей было включено: "Государь земли Иверской, Грузинских царей, Кабардинской земли, Черкесских и Горских князей". В том же 1586 г. внезапная смерть польск. короля Стефана Батория едва не повлекла за собой войну с Польшей. Незадолго до смерти Баторий предложил Г. заключить тайн. договор, в силу которого, в случае бездетной смерти Батория или царя Федора, Рус. царство и Польск. королевство соединились бы под одним скипетром, чем был бы обеспечен вечн. мир между обеими державами. В сент. 1588 г. в Гродно состоялся съезд для решит. заключения по этому вопросу. На съезде эта идея встретила сильное противодействие со стороны партий Замойских и Зборовских. В это время умер кор. Стефан. Кандидатами на польск. престол были выставлены царь Федор, швед. пр. Сигизмунд Ваза и австр. эрцг. Максимилиан. Царя Федора поддержала партия Льва Сапеги. Решение вопроса тормозилось колебанием Б. Г., медлившего с высылкой денег Льву Сапеге, который требовал их для покупки голосов на сейме. Между тем, когда стало известно, что царь Федор не переменит своей веры, шведская партия взяла верх, и кор. был избран Сигизмунд III. Узнав, что гл. противодействие избранию Сигизмунда оказывает Б. Г., швед. кор. Иоанн III объявил Руси войну. В 1590 г., не ожидая вторжения швед. войск в наши пределы, Б. Г. быстро двинул сильное войско к швед. границам. Сам Федор находился при войске, а Б. Г. был одним из гл. воевод. Хотя попытка взять приступом креп. Нарву окончилась неудачей, но воеводе Хворостинину удалось разбить наголову 20-тыс. отряд шведов и занять г. Ям. Тогда швед. кор. предложил заключить перемирие, соглашаясь уступить Ям, Копорье, Ивангород и всю Карелию. В 1591 г. было подписано перемирие. Однако скоро война возобновилась. На южн. области Руси готовился к нападению крымский хан; днепр. и запо-рож. казаки вновь предприняли разбойничьи набеги на рус. города. Думая воспользоваться удобным случаем, Иоанн двинул свои войска в Карелию и, разбив рус. отряды Долгорукова и Шереметьева, вновь захватил Ям и Копорье: русские же разорили Финляндию возле Выборга и Або. Война велась с перемен. успехом, вяло и нерешительно. Между тем Иоанн умер. Новый швед. кор. Карл поспешил в 1595 г. заключить с Россией мир. Сверх прежде завоеван. городов Россия получила половину Лапландии. Тогда все свое внимание Б. Г. направил на защиту русских границ с ю. и в., где большую опасность в глазах Б. Г. представляли татары, ногаи и другие наши соседи, производившие постоянно опустош. набеги. С этой целью по его распоряжению построено много нов. укр. городов. жителям которых давались различные привилегии и оказывалась помощь деньгами, припасами и оружием. В 1591 г., подстрекаемый тур. султ., крымск. хан Казы-Гирей с огромной ордой подошел к самой Москве. Рус. войско, под общ. начальством кн. Феод. Мстиславского (Г. состоял в отряде при князе), собралось у Серпухова и расположилось лагерем у с. Коломенского, бл. Москвы. Спустя 3 дня татары переправились через р. Оку между Серпуховым и Каширой и разбили передовой отряд кн. Бахтеярова-Ростовского. Но затем русским удалось остановить вторжение; Казы-Гирей, узнав, что к русским идут подкр-ния, бросил обоз и так поспешно отступил, что преследование настигло задние отряды крымцев лишь возле Тулы. Неожиданная и легкая победа над грозным врагом была торжественно отпразднована в Москве, причем Б. Г. устроил угощение всему войску на свои личн. средства. В след. году Казы-Гирей, предприняв новый поход, опустошил Рязанскую, Тульскую и Каширскую земли. - В 1591 г. случилось событие, оказавшее роковое влияние на судьбу Б. Г. 15 мая в г. Угличе царевич Димитрий был найден с перерезанным горлом. Снаряженное Б. Г. по этому случаю следствие, произведенное кн. Вас. Ив. Шуйским, выяснило, что царевич в припадке падучей болезни нечаянно наткнулся на нож и причинил себе смерт. рану. Несмотря на то, что данные следствия были немедленно оглашены во всеобщее сведение и что, казалось бы, не было повода сомневаться в достоверности их, так как руководил расследованием В. И. Шуйский - заведомый пр-к Б. Г., - в народе зародилась легенда о том, что царевич Димитрий был убит по приказу Г. Эта легенда долгое время находила себе многих сторонников в историч. науке, но позднейшие изыскания показали, что обвинение Г. в убийстве царевича Димитрия не имеет достаточных оснований. В 1598 г. царь Федор скончался, не оставив после себя потомства; династия Рюриковичей прекратилась. Бояре присягнули было царице Ирине, но она уклонилась от власти и удалилась в монастырь, где и постриглась. Тогда был созван земский собор, который постановил "бить челом Г. и, кроме него, никого на государство не искать". 30 апр. царь Б. въехал торжественно в Кремль, а через два дня, ввиду слухов о новом нашествии крым. татар, вынужден был выступить к Серпухову. Поход этот скоро закончился без кровопролития: в стан Г. явились послы от хана с миром. Это не помешало Г. устроить в Серпухове и в Москве большое торжество и щедрое угощение народа по случаю "великой победы над татарами". В день нового года, 1 сент., Б. Г. венчался на царство. Внешн. и внутрен. политика при царе Б. Б.а такой же, как и при Федоре. Не чувствуя в себе призвания к ратн. делу и опасаясь омрачить свое царствование неудачн. войной, Б. старался все недоразумения улаживать дипломат. путем, и ему удалось закрепить дружеств. отношения со всеми соседями. Только в Закавказье русским пришлось вести в. действия против персов и турок. Наши войска принуждены были очистить Дагестан. В постоян. заботах о развитии торговли Б. заключил ряд торг. договоров и, между прочим, дал жалованную грамоту ганзейским городам. Он усиленно вызывал в Россию иностр. мастеров, врачей и художников, щедро вознаграждая их. При Г. была первая попытка послать в Зап. Европу рус. молод. людей для изучения наук и искусств. Но ни один из учеников назад не вернулся. Г. мечтал преобразовать рус. войско по образцу европ. и с этой целью составил в Москве особый образцовый отряд царской гвардии из Ливонских немцев. Первые годы царствования Г., по отзывам даже врагов его, были светлой эпохой для Руси, когда "русские люди почаша от скорби бывшия утешатися и тихо и безмятежно жити". Но скоро начали ходить темные слухи, что царевич Димитрий якобы жив и собирает в Польше, Литве и на Дону полки, чтобы идти добывать престол своего отца. Г. стал подозрительным. Начались доносы, за ними следовали "розыски с пристрастием" и кары. С 1601 г., в течение 3 лет, на Руси был полный неурожай и начался голод. Г. стал раздавать голодающим в Москве деньги, открыл хлебные запасы, организовал закупку хлеба на свой счет и начал большие постройки, с целью дать заработать нуждающимся. Это привело к тому, что со всех сторон народ огромными толпами стал стекаться к Москве. Т. к. ни денег, ни хлеба не хватало на всех, то среди голодающих в Москве распространилась моровая язва. Народ во множестве умирал не только от голода, но и от чумы. Повсюду стали появляться разбойничьи шайки. Атаман одной из шаек, Хлопка Косолап, двинулся на Москву, но был разбит. Только в 1604 г., после редкого урожая, голод и чума прекратились. Но в это время получено было достоверное известие, что из Литвы с огромн. войском к Москве идет человек, называющий себя сыном Грозного - Димитрием. Хотя ополчение самозванца и было разбито при Добрыничах воеводами Шереметьевым и Мстиславским, однако события последних лет так потрясли Г., что 13 апр. 1605 г. он скоропостижно скончался, перед смертью приняв схиму под именем Боголепа. Тело его ныне покоится в Троицкой лавре. Распоряжаясь судьбой всей Руси, - вначале как правитель, а позже как самодержец, - Б. Г. проявил ум и способности бесспорно государств. человека, т. к. все его мероприятия во внешн. и внутрен. политике отвечали существен. интересам России и были дальнейшим логич. развитием историч. задач рус. гос-ва.

{Воен. энц.}

{Половцов}

(1551-1605) - русский царь (с 1598). Происходил от татарского выходца 14 в., вошедшего в состав "вольных слуг" московских князей. Обладал крупным умом, хотя и был "бескнижен" - мало начитан в богословской литературе своего времени. 20-ти лет Б. женился на дочери Малюты Скуратова-Бельского (см.), что помогло ему приблизиться к Ивану Грозному и сделать блестящую карьеру: к 30 годам он был уже боярином. Положение его особенно упрочилось после женитьбы царевича Федора Ивановича на сестре его Ирине. Во время царствования Федора Б. сделался правителем государства и сосредоточил в своих руках огромные богатства. По смерти Федора, последнего Рюриковича, земский собор избрал царем Б. Как и Грозный, Б. был дворянским царем. В интересах среднего и мелкого дворянства Б. принимал меры к уничтожению вывоза крестьян крупными землевладельцами у мелких и средних. Широкая колонизационная деятельность Б., построившего ряд городов по южн. окраине государства, в Поволжье и Сибири, создавала новые фонды для поместных раздач и вместе с тем закрепляла торговые пути в Азию и на юг. С целью обеспечить сев. выход на европейский рынок, Б. способствовал развитию Архангельского торга, привлекая голландских, датских и др. купцов. К англичанам Б., как и Грозный, относился дружественно, но, тем не менее, не восстановил их торговой монополии. Удачной войной со Швецией 1590-93 были возвращены Ям, Ивангород и Копорье, а вместе с тем и выход в Балтийское море. От войны с Польшей Б. воздерживался, но построил мощную крепость в Смоленске. В области церковной политики весьма значительным событием было учреждение патриаршества в 1589, в царств. Федора. Дворянский царь Б. возбудил против себя, с одной стороны, боярство, с другой - крестьян, холопов и близкий к ним по положению служилый мелкий люд южн. окраины государства. Это и объясняет торжество названного Димитрия.

Биографический словарь

- (ок. 1551/1552 г.–13 IV 1605 г.) – царь, автор посланий, грамот. Б. Г. принадлежал незнатному роду, ставшему влиятельным при Иване Грозном (своим родоначальником Годуновы считали татарского предка Мурзу Чета, служившего у московских великих… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Борис I Фёдорович Борис Годунов 4 й Царь Российский … Википедия

Царь и великий князь всея Руси, родился около 1551 г., венчался на царство 1 сентября 1598 г., † 13 апреля 1605 г. Род Годуновых вместе с Сабуровыми и Вельяминовыми Зерновыми происходит от татарского мурзы Чета, в крещении Захарии, который в 1329 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Дети: От Марии Григорьевны (?-10.06.1605х), дочери Малюты Скуратова-Бельского =>

    Федор Борисович Годунов (1589-10.06.1605х);

    Ксения (1582-1622+);
    После восшествия на престол Борис Годунов подыскивал для сестры варианты выгодного династического брака. В 1602 году в качестве жениха Ксении в Москву прибыл герцог Ганс Датский, но заболел и умер. Летом 1604г. Годунов обратился с предложением о союзе к австрийским Габсбургам. Был разработан проект передачи польского трона австрийскому эрцгерцогу Максимилиану и присоединения Литвы к России, который включал пункт о браке между Максимилианом и Ксенией Годуновой. Габсбурги отклонили это предложение, как и проект тройственного союза России, Австрии и Швеции. После смерти Бориса Годунова и гибели его семьи Ксения была пострижена в монастырь;

Основные моменты жизни

Выдвинулся во время опричнины; брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. Укреплял центральную власть, опираясь на дворянство; усиливал закрепощение крестьян.

Происхождение
По легенде Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Эта легенда занесена в летописи начала XVII в. По государеву родословцу года Годуновы (как и Сабуровы, Вельяминовы) ведут свое происхождение от Дмитрия Зерна. Им был, по всей видимости, костромской вотчинник. При всей обоснованности этой точки зрения не исключается, что какая-то доля правды содержится и в легенде о Чете. Ведь не случайно родоначальники отдельных ветвей потомков Чета носили имена татарского происхождения (Сабур, Годун).

Отец Б. Ф. Годунова умер в конце 60-х гг. Сын стал опричником. Был женат на дочери царского любимца Малюты Скуратова. С начала 1570-х гг. начинается возвышение Годуновых. Сам Борис Федорович, хотя и стал боярином в сентябре 1580г., но в круг близких царю Ивану Грозному людей еще не входил. По крайней мере, на свадьбе царя с Марией Нагой (ноябрь 1580г.) он удостоился быть лишь "дружкой" царицы. Зато показательна возросшая роль семьи: на этой свадьбе присутствовал целый клан Годуновых. Они медленно, но верно поднимались по иерархической лестнице: в конце 1570-х - начале 1580-х гг. они выиграли сразу несколько местнических дел, обретая довольно прочное положение среди московской знати.

Годунов был умен и осторожен, стараясь до поры до времени держаться в тени. На его сестре Ирине женат был сын царя, Федор. Возвышение Годунова - плод исторической случайности и одновременно проявление общей закономерности саморазвития русского общества. Так и остался бы Борис в истории одним из многих Годуновых, если бы 9 ноября 1581г. в Александровской слободе не произошла ссора царя Ивана Грозного с сыном Иваном. Грозный ударил его посохом и попал в висок, а через десять дней (19 ноября) царевич умер. Со смертью Ивана Ивановича наследником престола стал Федор.

До 1584г. Годунов не был близок к царю. Однако некоторые поступки и замыслы Грозного коренным образом затрагивали интересы Годуновых, особенно Бориса: царь хотел жениться на Марии Гастингс, родственнице английской королевы Елизаветы и развести Федора с бездетной Ириной Годуновой. В последний год жизни царя Борис Годунов обрел большое влияние при дворе. Вместе с Б.Я. Бельским он стал одним из приближенных людей Ивана Грозного.

Не вполне ясна роль Годунова в истории смерти царя. 18 марта 1584г. Грозный, по свидетельству Д. Горсея, был "удушен". Не исключено, что против царя был составлен заговор. Впрочем, антрополог М. М. Герасимов, изучавший останки царя, отверг версию об удушении. Во всяком случае, именно Годунов и Бельский находились рядом с царем в последние минуты его жизни, они же с крыльца объявили народу о смерти государя.

На престол вступил Федор Иванович. Новый царь был не способен управлять страной и нуждался в умном советнике, поэтому был создан регентский совет, в который вошли пять человек: Б.Я.Бельский - сторонник опричнины, Н.Р.Юрьев - дядя царя Федора (со стороны матери), И.П.Шуйский и И.Ф.Мстиславский - представители боярской аристократии, Б.Ф.Годунов.

В результате борьбы за власть и влияние на Федора совет распался, многие лишились жизни, многие оказались в тюрьмах. По сути, правителем государства стал Борис Годунов. 14 лет занимал престол Федор, по крайней мере, 13 из них фактическим правителем был Годунов.

Внутренняя и внешняя политика правительства Годунова

Деятельность правительства Годунова была нацелена на всестороннее укрепление государственности. Благодаря его стараниям в 1588г. был избран первый русский патриарх, которым стал митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России. Во внутренней политике правительства Годунова преобладали здравый смысл и расчетливость. Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений.

При нем в жизнь Москвы вошли неслыханные новшества, например, в Кремле был сооружен водопровод, по которому вода поднималась мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор.

Борис Годунов покровительствовал талантливым строителям и архитекторам. Благодаря его поддержке раскрылся талант Федора Коня, под руководством которого строители опоясали Белый город в Москве мощными каменными стенами с 27 башнями (1585-1593гг). Федор Конь руководил возведением грандиозных крепостных сооружений в Смоленске (1595-1602гг). Борис сам участвовал в закладке смоленской крепости. В 1600г. по его приказу надстроили столп колокольни Ивана Великого и "подписали" на нем имя Бориса. Искусные мастера отлили для колокольни огромный колокол. Из-за неслыханной тяжести его так и не смогли поднять наверх и сложили для него особую деревянную "колокольницу". Подле Архангельского собора были выстроены обширные палаты для военных приказных ведомств. С размахом осуществлялось и церковное строительство.

Годунов стремился облегчить положение посадских людей. Прежде крупные служилые люди держали торговых людей и ремесленников в своих "белых слободах", освобожденных от уплаты государственных налогов. Теперь же все, кто занимался торговлей и промыслами, должны были войти в состав посадских общин и участвовать в платеже повинностей в казну - "тянуть тягло". Таким образом, численность тяглых людей возросла, и тяжесть сборов с каждого плательщика уменьшилась, поскольку общая сумма осталась неизменной.

Хозяйственный кризис 1570-х-начала 1580-х гг. заставил пойти на установление крепостной зависимости. В 1597г. был издан указ об "урочных летах", согласно которому крестьяне, бежавшие от господ "до нынешнего... году за пять лет" подлежали сыску, суду и возвращению "назад, где хто жил". На бежавших шесть лет назад и ранее указ не распространялся, их прежним владельцам не возвращали.

Во внешней политике Годунов проявил себя как талантливый дипломат. 18 мая 1595г. в Тявзине (близ Ивангорода) был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Годунов сумел воспользоваться сложной внутриполитической ситуацией в Швеции, - и Россия, согласно договору, вернула себе Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу.

Царствование Годунова
Путь к трону для Годунова был нелегким. В удельном городе Угличе подрастал наследник престола Дмитрий, сын шестой жены Ивана Грозного. 15 мая 1591 г. царевич при невыясненных обстоятельствах погиб. Официальное расследование проводил боярин В. И. Шуйский. Стараясь угодить Годунову, он свел причины случившегося к "небрежению" Нагих, в результате чего Дмитрий случайно заколол себя ножом, играя со сверстниками. Царевич был тяжело болен "падучей" (эпилепсией). Давать такому ребенку нож в руки, в самом деле, было преступно. Не исключено, что к смерти Дмитрия был причастен сам Годунов: ведь достаточно было через мамку царевича разрешить больному ребенку играть с ножом.

Летопись обвиняет в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Последние исследования приводят доказательства, что Годунов все-таки не имел к этому делу отношения.

7 ноября 1598 года Федор умер и мужская линия династии Рюриковичей пресеклась, единственной законной наследницей престола осталась Мария (1560-1598?), дочь двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Андреевича Старицкого.

17 февраля 1598 года Земский собор избрал на царство его шурина Бориса Годунова. Его поддержали, потому что деятельность временщика высоко оценивалась современниками.

Царствование Бориса ознаменовалось начавшимся сближением России с Западом. Не было прежде на Руси государя, который столь благоволил бы к иностранцам, как Годунов. Он стал приглашать иноземцев на службу, освобождая их от налогов. Новый царь даже хотел выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались разные языки, но этому воспротивилась церковь.

Царствование Бориса начиналось успешно. Однако вскоре разразились поистине страшные события. В 1601г. шли долгие дожди, а затем грянули ранние морозы и, по словам современника, "поби мраз сильный всяк труд дел человеческих в полех". В следующем году неурожай повторился. В стране начался голод, продолжавшийся три года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз. Борис запрещал продавать хлеб дороже определенного предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые все же имелись у них дома. Около 127 тыс. человек, умерших от голода, было похоронено в Москве, а хоронить успевали не всех. Появились случаи людоедства. Люди начинали думать, что это - кара Божья. Возникало убеждение, что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.

В 1601-1602 Годунов пошел даже на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне таким образом спасали свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской думы и духовенства. Но и этот шаг не увеличивал популярности царя. Начинались народные бунты. Самым крупным было восстание под предводительством атамана Хлопка, разразившееся в 1603г. В нем участвовали в основном казаки и холопы. Царские войска смогли разбить восставших, но успокоить страну не удалось - было уже поздно.

По стране стали ходить слухи, что настоящий царевич жив. Годунов оценил нависшую над ним угрозу: по сравнению с "прирожденным" государем он - никто. Не случайно хулители называли его - "рабоцарь". В начале 1604 было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором объявлялось, что у казаков находится чудом спасшийся Дмитрий, и Московскую землю скоро постигнут большие несчастья. Розыск показал, что самозванец - бежавший в 1602 в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян.

16 октября 1604г. Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления. В январе 1605 правительственные войска тем не менее разбили самозванца, который вынужден был уйти в Путивль. Но сила самозванца была не в армии, а в вере народа, что он - законный наследник престола. К Дмитрию стали стекаться казаки со всех окраин России.

13 апреля 1605 г. Борис Годунов казался веселым и здоровым, много и с аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, с которой нередко обозревал Москву. Вскоре сошел оттуда, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало хуже: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. Ходили слухи, что Годунов в припадке отчаяния отравился. Похоронили его в Кремлевском Архангельском соборе.

Царем стал сын Бориса - Федор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Вскоре в Москве произошел мятеж, спровоцированный Лжедмитрием. Царя Федора и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса - Ксению. Ее ждала безотрадная участь наложницы самозванца. Официально было объявлено, что царь Федор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.

Материал с сайта

ОТ РУСИ ДРЕВНЕЙ ДО ИМПЕРИИ РОССИЙСКОЙ

У современных людей едва ли вызовет затруднение вопрос "Кто такой Борис Годунов?". Слишком уж хорошо известно его имя и место, занимаемое в череде прочих российских самодержцев. Но вот личностная оценка этого яркого исторического персонажа бывает подчас неоднозначной. Отдавая должное государственному уму и той политической линии, которая на сто лет предварила реформы Петра I, его часто упрекают в узурпации власти и даже в детоубийстве. Личность Бориса Годунова является предметом дискуссии на протяжении вот уже нескольких веков.

Путь к власти

Согласно легенде, род Годуновых берёт начало от одного из многочисленных татарских князей, во времена Ивана Калиты обосновавшихся в Москве и служивших Великому князю верой и правдой. Сам же будущий правитель Росси, Борис Феодорович Годунов, история жизни которого являет собой пример необычайного социального взлёта, родился в 1552 году в семье мелкого помещика Вяземского уезда. Если бы не счастливое стечение обстоятельств, его имя никогда бы не появилось на страницах отечественной истории.

Но, как известно, случай любит тех, кто умеет им воспользоваться. Молодой и честолюбивый Борис был как раз из таких людей. Он воспользовался протекцией своего дяди, ставшего во времена Ивана Грозного одним из царских приближённых, и, вступив в ряды опричников, оставивших в истории мрачный и кровавый след, добился расположения самодержца, пробившись в его ближайшее окружение. Когда же он стал зятем Малюты Скуратова ― одного из могущественных и наиболее одиозных представителей элиты той эпохи, ― его положение окончательно упрочилось.

Смерть царя, открывшая Борису новые перспективы

Следующим шагом к вершине власти стал брак его сестры Ирины с наследником престола, сыном Ивана Грозного, безвольным и слабым царевичем Фёдором. Это позволило мелкому вяземскому помещику стать одним из могущественнейших людей того времени. Историки сходятся во мнении, что в последние годы своей жизни своевольный и деспотичный царь принимал большинство решений под влиянием Годунова.

Но по-настоящему время Бориса Годунова началось после и восшествия на престол его сына. Принявший царский венец по закону престолонаследия, Фёдор не мог управлять страной в силу умственной отсталости, и для выполнения этой функции был создан регентский совет. Тесть молодого государя в него не вошёл, но путём всевозможных интриг практически руководил государством в течение всех четырнадцати лет правления зятя.

Труды на благо государства

Это время ознаменовалось многими его прогрессивными начинаниями. Благодаря Годунову Русская Православная Церковь стала автокефальной. Её возглавил патриарх Иов, что повысило мировой престиж страны. Внутри государства за эти годы широко развернулось строительство городов и крепостей. Умный и расчётливый правитель, Годунов приглашал из-за рубежа наиболее талантливых архитекторов, что дало толчок к развитию отечественного зодчества.

В самой столице его трудами было введено неслыханное по тем временам новшество ― водопровод, оснащённый насосами и соединивший Москву-реку с Конюшенным двором. С целью защиты города от татарских нашествий Годунов инициировал сооружение девятикилометровой стены Белого города и линии укреплений, находившихся тогда на месте нынешнего Садового кольца. Благодаря им столица было спасена во время набега в 1591 году.

Смерть малолетнего наследника престола

В том же 1591 году произошло событие, в результате которого вопрос о том, кто такой Борис Годунов для России ― благодетель или злодей, до нынешних дней не может получить однозначного ответа. Дело в том, что 11 мая при загадочных и невыясненных до сих пор обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного ― царевич Димитрий, который по праву являлся наследником престола. Всем было известно, что Годунов давно мечтает о царском троне, и потому народная молва объявила его виновником тяжкого преступления.

Не помогло и заключение следственной комиссии, посланной в Углич, где произошла трагедия. Напрасно её председатель, князь Василий Шуйский, назвал причиной смерти несчастный случай. Это лишь укрепило слухи о том, что во дворце осуществлён заговор с целью возведения на трон узурпатора и детоубийцы ― боярина Годунова. Даже успехи во внешней политике и возвращённые им земли, утраченные во время Ливонской войны, не изменили всеобщей неприязни.

Осуществление мечты

В сентябре 1598 года (биография Годунова Бориса Федоровича - прямое тому подтверждение) жизнь этого человека круто меняется ― после смерти царя Земской Собор вручил ему древнюю Начался отсчёт семилетнего царствования. С первых же дней политика нового государя была ориентирована на сближение с Западом, что даёт право находить в ней общие черты с правлением будущего самодержца Петра I, осуществившего её в полной мере.

Подобно будущему преобразователю России, Годунов старался приобщить своих подданных к достижениям мировой цивилизации. С этой целью он выписывал в Москву многих иностранцев, оставивших впоследствии заметный след в истории страны. Среди них, наряду с учёными и архитекторами, были также и представители торговых кругов, ставшие основателями известных купеческих фамилий. Выиграла от этой политики и русская армия, пополнившаяся многими зарубежными военными специалистами.

Оппозиция ― тайная и явная

Но, несмотря на все благие начинания царя, его политические противники в лице представителей древнейших боярских родов объединились в оппозицию и стремились к свержению ненавистного им государя. Они тайно и явно пытались противодействовать всем его действиям. Когда в 1601 году в стране случилась сильнейшая засуха, продлившаяся три года и унёсшая жизни тысяч людей, бояре распространили в народе слух, что она является Божьим наказанием за кровь невинно убиенного царевича Димитрия.

Пытаясь противодействовать своим внутренним врагам, Годунов был вынужден прибегнуть к репрессиям. Многие бояре были в те годы казнены или отправлены в ссылку. Но остались их родственники, ненавидевшие царя и представлявшие для него серьёзную опасность. Они также старались настроить против Бориса тёмные народные массы.

Печальный финал жизни и царствования

Главным же несчастьем для него стало появление Лжедмитрия, выдававшего себя за спасшегося царевича Димитрия. Самозванец всюду распространял ложные сведения о том, откуда он и кто такой. Борис Годунов, как мог, старался ему противостоять, но его попытки были тщетны ― оппозиция сделала своё дело. Народ охотно верил распространяемым небылицам и ненавидел его.

Биография царя Бориса Федоровича Годунова хранит в себе много загадок. Одной из них являются обстоятельства его кончины, наступившей 13 апреля 1605 года. Несмотря на то что здоровье государя к этому времени было основательно подорвано переутомлением и нервными стрессами, есть основания полагать, что смерть Бориса была насильственной. Отдельные же исследователи видят в ней добровольный уход из жизни.

Многие вопросы, связанные с этой, далеко не ординарной, исторической личностью ещё ждут своего освещения. Мы лишь поверхностно знаем, кто такой Борис Годунов, но что кроется в глубине его многогранной личности, сокрыто от наших глаз.

ГОДУНОВ, БОРИС ФЕДОРОВИЧ (ок. 1552 –1605) – боярин, фактический правитель Московского государства 1584–1598, русский царь в 1598–1605, с именем которого связывают начало Смутного времени .

Сын царедворца Федора Ивановича Годунова, по семейному преданию – потомка татарского мурзы Чета, перешедшего на русскую службу в начале 14 в. Праправнук Четы получил имя Годун, от него пошла семья Годуновых. Мать Бориса – Степанида Ивановна (в иночестве Сандулия), ее происхождение неясно.

После смерти отца (1560-е) воспитывался дядей. Был грамотен, но «не учен в Священном писании», что в 16 в. было свидетельством слабой образованности. Имея «ко властолюбию ненасытное желание», был хитер и осторожен, при этом «красотой славился, внешностью своей превзойдя многих, роста был среднего, был весьма красноречив» (Летописная книга ).

Под началом дяди начал в 1567 придворную службу при Иване IV Васильевиче Грозном . Упрочил положение при дворе женитьбой на дочери главного опричника Малюты Григория Скуратова Марии Григорьевне Скуратовой (? –1605) в 1570. Сестра Бориса Ирина была выдана за царевича Федора Ивановича (1574). Старался стать заметным при дворе: был в 1571 дружкой Марфы Собакиной, невесты Ивана IV в третьем браке. Числился во втором царском саадаке (войске), участвовал в походах, в том числе шведском 1572 (куда был приписан рындой при царевичах Иване и Федоре). При деятельном участии Малюты Скуратова получил придворные чины: в 1577 – крайчего, с осени 1580 – постельничего. Выиграв тяжбу с боярином В.И.Сицким, был удостоен боярского звания (1580).

Незадолго до смерти Грозный распорядился о передаче престола младшему сыну Федору, деверю Годунова. Зная о нездоровье Федора, царь назначил регентский совет (Верховную думу) из пяти членов, в который вошел и Годунов. Узнав в 1584 первым и объявив подданным о смерти Грозного, Борис затем победил всех соперников (кн. И.П.Шуйского, бояр И.Ф.Мстиславского и Б.Я.Бельского) и к 1587 сосредоточил власть в своих руках.

Важным достижением его правительства было учреждение в 1589 патриаршества. Это укрепило престиж русской церкви и подарило царю патриарха Иова, который сыграл определяющую роль в оправдании Годунова от обвинений в убийстве царевича Дмитрия Ивановича. Несмотря на слухи, что именно Годунов подстроил смерть царевича в Угличе 15 мая 1591, ее представили как «небрежение Нагих» (матери и тетки царевича) и нечаянное самоубийство (страдавший эпилепсией мальчик якобы ударил сам себя ножом в горло). В стране начиналась Смута, названная современниками «великим разорением».

Пробуя спасти от него страну, царь настаивал на необходимости «замирения» с соседними странами. Это не помешало ему принять личное участие (в чине дворцового воеводы) в походе против крымского хана Казы-Гирея. Его Годунов разбил близко от Кремля, на месте, где ныне стоит Донской монастырь. В том же 1591 он получил за эти свои подвиги высший боярский чин слуги и право именоваться «начальным человеком в земле русской, ему приказанной».

Призывы к «замирению» вполне согласовывались в его планах с войной с ослабевшей на время Швецией. Едва в 1590 закончилось Плюсское перемирие 1583, началась война. Ее итоги закрепил в 1595 Тявзинский мир, по которому, хотя Россия и не получила выхода к Балтике (современник иронично заметил о Годунове, что все же «в тех бранех он не искусен бысть»), но вернула себе утраченные ранее Корелу, Орешек, Ивангород, Ям, Копорье и Кольский полуостров. Потери годуновского войска, особенно под Нарвой, были значительны, так что сразу после сражений «начальный человек» распорядился строить новые крепости на южных рубежах (Воронеж, Ливны, Елец, Белгород) и на востоке (Березов, Нарым), позволившие ускорить освоение Сибири. В этих распоряжениях проявился государственный ум Годунова, стремившегося быстро пополнить казну и не допустить дальнейшего «разорения». На рубеже 16–17 вв. укрепились русские позиции на Северном Кавказе, в Закавказье, Заволжье, возросла внешняя торговля (через Архангельск и по Волге).

Годунову как стороннику укрепления самодержавия приписывается подготовка указа 1597, закрепостившего крестьян и отменившего возможность их перехода в Юрьев день (текст указа не сохранился). Подарив русскому фольклору поговорку «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», указ удовлетворил интересы и боярской аристократии, и дворян, и монастырей, ведших друг с другом необъявленную войну за крестьян, впервые переписанных в Писцовые записи в 1592 и бежавших от поборов и насилия своих хозяев.

Годунов захватил престол после смерти царя Федора Ивановича в 1598, захват был представлен как «всенародное избрание», вдова Федора (сестра Бориса) отреклась в пользу Годунова. 29 июня он дал пир войску, находящемуся под Серпуховым, что обеспечило ему лояльность армии. Земский собор венчал Бориса на царство 1 сентября 1598. Спустя несколько месяцев был организован победный въезд в Москву русского войска, привезшего из Сибири плененного хана Кучума с семьей – символ триумфа политики «прирастания» земель при Годунове на Востоке.

Новый царь способствовал сближению России с Западом, в 1601 заключил 20-летнее перемирие с Речью Посполитой, звал на службу иноземцев, освобождал их от налогов, пытался выписать из Германии, Англии, Испании, Франции и других стран ученых, чтобы учредить в Москве высшую школу, где бы преподавались языки, но этому воспротивилась церковь. Обратный вариант – попытки послать «робят» на учебу в Европу («для науки разных языков») тоже провалился, посланные в Москву не вернулись.

Поощрял распространение книгопечатания, открыв в Москве новые типографии. При нем выросло число каменных лавок в городах, в 1601 был сооружен первый водопровод, подававший воду из Москвы-реки на Конюшенный двор. Часто ездивший по Воскресенскому мосту через Неглинку, царь распорядился сделать его каменным. Обновились стены Китай-города, взметнулась колокольня Ивана Великого в Кремле, которую окрестили «годунов столб». Росли храмы (церковь Николая Явленного за Арбатскими воротами), были основаны первые в столичной истории богадельни «у Моисея пророка на Тверской улице, напротив Пушечного двора» и «богадельня на Кулишках», для их устройства из Пскова были приглашены три старицы-мирянки. В те же годы творил пушечный мастер Адрей Чохов (автор Царь-пушки); Ф.Конем были отстроены мощные стены Смоленского кремля – тоже по царскому приказу.

1601–1602 оказались неурожайными и голодными. Люди умирали тысячами, были случаи людоедства, поползли слухи, что «Бориска – царь не от Бога», а голод – кара божья, вот «Бориска-де и несчастен в царстве».

Годунов распорядился организовать в столице раздачу денег голодающим. На «взрубе, где были царя Ивана хоромы», дешево продавалось зерно из царских житниц, отчего в Москву хлынул народ. 14 мая 1603 был введен особый порядок управления, чтобы «на Москве по всем улицам и по переулкам и по полым местам и подле городов боев и грабежов, и убийства и татьбы и пожаров, и всякого воровства не было...». Столицу разделили на 11 округов (Кремль, 2 округа в Китай-городе, 8 округов в Белом и Деревянном городах), во главе которых поставлены бояре и окольничие. Переулки и «полые места» патрулировали отряды стрельцов. Несмотря на это, в Москве появились шайки «разбоев», многие же бежали из города, вместе с подмосковными крестьянами, на юг. Назревал мощный социальный взрыв, предвестником которого было всстание Хлопка в центральных районах страны, с трудом подавленное правительством Годунова.

В начале 1604 на русско-шведской границе было перехвачено письмо иноземца из Нарвы, в котором говорилось, будто бы сын Грозного Иван «жив, ходит в монашеском одеянии и сейчас у казаков». Годунову донесли, чтослед самозванца обнаружился в Киеве, затем на Волыни. Соперник царя Бориса – Лжедмитрий I (он же Григорий Отрепьев) был ранее холопом в семье вяземского дворянина Федора Никитича Годунова, двоюродного брата царя, и оттого мог знать о его родственных делах и связях.

Осенью 1604 Лжедмитрий-Отрепьев, заручившись поддержкой польского короля Сигизмунда, перешел границу России во главе 3-тысячного отряда польско-литовских войск. Перед ним открыли ворота Моравск, Новгород-Северский, Брянск, но 21 января 1605 у Севска в решающем сражении правительственные войска разбили Лжедмитрия. Самозванец скрылся недалеко от Путивля, Годунов срочно направил туда два крупных воинских соединения под командованием Василия Шуйского и Федора Шереметева; они объединились в единое войско под Кромами и осадили город.

Однако переживания последних лет сказались на здоровье 53-летнего царя, которого мучила подагра. Обычно деятельный и дотошный, он чувствовал усталость, стал раздражительным. И ранее весьма набожный (говорили, что своего первенца он потерял в 1587 как раз «от излишней набожности», велев носить ежедневно зимой младенца в храм Василия Блаженного и поить святой водой), он стал мнительным, приглашал ко двору предсказателей, ведуний, расспрашивал о будущем своей семьи, тогда же «и ко врачам сердечное прилежание» обрёл – что было в то время признаком «неисправления и от Бога отлучения».

13 апреля 1605, отобедав с иностранными послами в Золотой палате, Борис поднялся на балкон верхних покоев, как утверждали, «снедаемый горем»; у него хлынула кровь изо рта, носа и ушей. «Дохтуры» сочли, что это «удар» (инсульт). Последними словами он благословил на царство сына Фёдора Борисовича (1589–1605). Рядом были жена и дочь, Ксения (1582–1622).

Царя похоронили в Архангельском соборе Кремля. Хотя сыну Годунова, образованному и подготовленному к выполнению царских обязанностей 16-летнему Федору, тут же присягнули, царствовать ему не пришлось. Вошедший вскоре в Москву Лжедмитрий I приказал убить его вместе с матерью 10 июня 1605. Дочь царя Ксения была взята самозванцем в наложницы. Тело Годунова по приказу Лжедмитрия вытащили из собора и зарыли вместе с телами жены и сына на погосте бедного Варсонофьевского монастыря (ныне церковь Вознесения между Сретенкой и Рождественкой). В годы царствования Василия Шуйского все три гроба были вновь выкопаны и перенесены в особую часть Троице-Сергиевой лавры.

Судьба Бориса Годунова привлекала к нему внимание историков и литераторов. Н.М.Карамзин считал его узурпатором, А.С.Пушкин отобразил трагедию судьбы правителя, от которого отвернулись подданные. В.О.Ключевский отмечал противоречивость натуры этого талантливого царедворца при одновременном тщеславии и бессердечности, С.Ф.Платонов призывал не осуждать его, успевшего много сделать в трагичных обстоятельствах.

Наталья Пушкарева

gastroguru © 2017