Николаевская Россия: «Апогей самодержавия. Внутренняя политика Николая I «Апогей самодержавия». Реформы Николая I

Конспект по истории России

Николай I (1825-1855 годы) , который занял престол под грохот пушек на Сенатской площади, либерализмом не отличался. Ему была присуща прямолинейная деспотичность. Напуганный восстанием декабристов, он повёл борьбу против революционного движения и тех явлений общественной и политической жизни, которые могли способствовать росту революционных масс. Царствование Николая I историки называют "апогеем самодержавия". Крайне военизированный по духу, Николай обожал военные парады и стремился всё подчинить армейской дисциплине. Большинство его министров были генералами. Даже церковное ведомство возглавлял гусарский полковник. Россия уподобилась военной казарме. Широчайшие полномочия получили тайная полиция и цензура. Подвергалась перлюстрации даже частная переписка.

Николай I неукоснительно защищал самодержавие и крепостное право в их первозданном виде. Для укрепления существующего порядка под руководством М.М.Сперанского были подготовлены "Полное собрание законов Российской империи" за 1649-1826 годы (1830 год) и "Свод законов Российской империи" (1833 год). Проводится денежная реформа. Для упрочения позиций дворянства он ограничил доступ в него лицам других сословий.

Новый самодержец усиливал карательный аппарат . В 1826 году было учреждено 3 отделение Собственной канцелярии для руководства тайной полицией, которое возглавил граф А.Х.Бенкендорф. Он же стал шефом корпуса жандармов, созданного в 1827 году. Собственная канцелярия с новыми отделениями приобрела черты органа верховной власти. Отделения канцелярии заведовали важнейшими отраслями государственного управления.

Николай надеялся упорядочить, подвести под регламентацию все сферы российской жизни: от религиозной (насильственное насаждение православия, гонения на раскольников, ликвидация в 1839 году униатской церкви на Украине) до бытовой (указ о покраске городских крыш в строго определённые цвета). Министр народного просвещения С.С.Уваров пропагандировал идеологию "официальной народности". Согласно этой теории, в основе жизни России лежит "триединая" формула: самодержавие, православие, народность.

Реакционной оставалась и политика в области просвещения . Жизнь требовала открытия новых учебных заведений. Но они брались под жёсткий контроль правительства. Высшее образование могли получать только дворяне. Неоднократно повышалась плата за обучение. В учебных заведениях и общественном мнении насаждалась идеология "официальной народности".

В период правления Николая I, который сознавал необходимость решения крестьянского вопроса для предотвращения революции, было создано более 10 комитетов, пытавшихся решить проблему, не затрагивая основ крепостного строя. Николай издал ряд законов, имевших частный и необязательный характер. Так, согласно указу 1842 года об "обязанных крестьянах", последние при согласии помещика могли получить личные права и за условленные повинности – помещичью землю в пользование. По этому указу было освобождено всего 24 тысячи человек из 10 миллионов крепостных.

Наиболее значительной стала реформа управления государственными землями и государственными крестьянами . Создано министерство государственных имуществ. В государственной деревне упорядочено взимание налогов, повинностей, рекрутских наборов. Из обжитых районов крестьяне переселялись в малонаселённые, где наделялись землёй. Создание министерства увеличило количество чиновников, контролирующих крестьян, и усилило чиновничий гнёт и вымогательства. Тем не менее, положение государственных крестьян было легче, чем помещичьих.

Между тем, в условиях кризиса феодально-крепостнической системы ширилось народное и национально-освободительное движение . Если в первой четверти XIX века зафиксировано 650 крестьянских волнений, то во второй уже 1090. Известны такие крупные восстания, как "холерные бунты" в Севастополе и Петербурге (1830-1831 годы), восстание в новгородских военных поселениях 1831 года. Жестоко подавлялось освободительное движение на национальных окраинах – Устима Кармалюка на Украине (1832-1835 годы), польское восстание (1830-1831 годы), восстание в Грузии (1841 год). Стойкое сопротивление российское самодержавие встретило при усмирении Кавказа.

Внутренняя политика Николая I была ориентирована на сохранение статус- кво во всех областях жизни, особенно основ крепостничества, старых политических институтов. Она игнорировала насущные проблемы экономики (промышленности, транспорта, технического перевооружения армии и флота). Нежелание проводить буржуазные преобразования сказалось самым трагическим образом уже в конце правления Николая I, обернувшись поражением России в Крымской войне.

Николай I Павлович (1825-1855) вступил на престол в 1825 г., во время неудачного восстания декабристов. Новый император правил Россией в течение 30 лет. Характерной чертой николаевского режима стали: централизация; милитаризация всей системы управления.

При Николае I была создана система всесторонней опеки государства над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, социальной. После вступления на престол Николай сформировал секретный комитет, который должен был подготовить проект преобразований в системе государственного управления. К его работе был привлечен М.М. Сперанский. Комитет, проработав до 1830 г., целостной программы реформ так и не создал.

Важнейшим органом государственного управления при Николае I стала его личная канцелярия, которая состояла из трех отделений.

I отделение канцелярии ведало документами, которые поступали к царю, и исполняло царские поручения.

Во II отделении сосредоточилась работа по упорядочению (кодификации) законов.

III отделение осуществляло функции полиции, должно было быть всевидящим оком царя, наблюдать за точным исполнением законов.

Этому отделению поручались также все политические дела и контроль за умонастроениями в обществе.

Основные направления внутренней политики Николая I:

1) кодификация законодательства - под руководством М.М. Сперанского были подготовлены и изданы Основные государственные законы Российской империи. Эта работа должна была завершиться созданием нового уложения, но Николай I ограничился существующим законодательством;

2) крестьянский вопрос - в 1837-1844 гг. под руководством графа П.Д. Киселева была проведена реформа управления государственными крестьянами. В соответствии с ней в поселениях государственных крестьян было введено самоуправление, начали открываться школы и больницы. Малоземельные крестьяне смогли теперь переселяться на свободные земли. В 1841 г. были приняты меры, которые касались помещичьих крестьян, согласно которым было запрещено продавать крестьян без земли. В 1843 г. права приобретать крепостных были лишены безземельные дворяне. С 1847 г. крепостные крестьяне получили право выкупать свободу, если помещик продавал свое поместье за долги. Но все же данные меры не отменяли институт крепостного права, он в целом продолжал сохраняться;

3) денежная реформа - в 1839-1843 гг. под руководством министра финансов Е.Ф. Канкрина была проведена денежная реформа. Главным платежным средством стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было обменивать на серебро. В стране поддерживалась пропорция между количеством кредитных билетов и запасом серебра. Это позволило укрепить финансовое положение в стране;

4) реакционные меры в сфере образования - в период николаевского царствования ряд реформ был проведен и в сфере образования. В 1835 г. был принят новый университетский устав, который являлся самым реакционным из всех университетских уставов дореволюционной России;

5) ожесточение цензуры в отношении печати. Но еще больше ожесточились порядки в России после ряда европейских революций 1848 г., которые привели в ужас Николая I.

Годы царствования Николая I расцениваются как "апогей самодержавия". Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми. Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существующего строя. Понимая, необходимость широких преобразований и опасаясь нового революционного всплеска, император провел ряд реформ, которые не затронули основ государственного устройства. Отсюда противоречивость и двойственность политики Николая I: с одной стороны, широкая политическая реакция, с другой - осознание необходимости уступок "духу времени". В целом же, политика Николая I носила консервативный характер на протяжении всего царствования. Главными направлениями деятельности стали: укрепление самодержавной власти; дальнейшая бюрократизация и централизация страны; работа, направленная на создание полицейского государства. Ключевой проблемой оставался крестьянский вопрос. Понимая необходимость отмены крепостного права, Николай не ставил перед собой задачи его ликвидации.

Во второй четверти XIX века в некоторых европейских странах произошли значительные изменения (общая либерализация государственного строя, выход на арену политической борьбы новых социальных слоёв общества). В России эти процессы были значительно заторможены: Государственный Совет потерял значение в решении государственных вопросов; система министерств фактически подменялась Собственной Его Императорского Величества канцелярией (она стала правительственным учреждением и была разделена на отделения - I отделение - личная канцелярия императора, II - кодификация законов, III - отделение ведало политической полицией, IV - управляло благотворительными учреждениями и т.д.).

В 1826 г. создано III отделение канцелярии, связанное с осуществлением политического сыска. Его работой руководил граф А.Х. Бенкендорф, безгранично преданный Николаю I. Страну окутала сеть агентов и шпионов. В 1827 г. был создан корпус жандармов и введено несколько жандармских округов. Таким образом, фактически впервые в России возникла эффективная полицейская система, позволившая на длительное время затормозить революционное движение и подавить инакомыслие.

Вступая на престол, Николай I заявил о намерении обеспечить стране законность. С этой целью проводилась работа по кодификации (упорядочению) российского законодательства. М.М. Сперанский, возвращённый из ссылки, возглавил деятельность II отделения канцелярии. В результате появилось "Полное собрание законов Российской империи" в 45 томах и "Свод действующих законов" в 15 томах.


Россия во второй четверти XIX века оставалась аграрной страной. Крестьяне составляли основную массу населения. Именно крестьянский вопрос являлся главным и требовал незамедлительного решения. Но, правительство ограничивалось лишь полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 г. вышел закон о запрещении продавать крестьян по одиночке и без земли; в 1843 г. - безземельные дворяне были лишены права приобретать крепостных; в 1842 г. вышел закон об "обязанных крестьянах", который развил указ 1803г. Ряд указов этого периода регламентировал отношения между помещиками и крестьянами; фиксировал размеры крестьянских наделов и повинностей; определял меры возможного наказания. Таким образом, крепостное право не было уничтожено, но рабские проявления крепостничества ликвидировались.

В 1837 - 1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян. Она улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших примерно треть населения. Созданное Министерство государственных имуществ, должно было заботиться об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян. Вместе с тем, реформа усилила бюрократическое давление на государственную деревню и свела к минимуму деятельность крестьянских органов самоуправления (они стали зависеть от местной администрации).

Сфера образования и просвещения развивалась достаточно противоречиво. С одной стороны, поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения, с другой - правительство всячески стремилось установить над ним жёсткий контроль. В 1828 г. был утверждён Устав низших и средних учебных заведений. Он закрепил замкнутую сословную систему обучения (приходские школы для низших слоёв населения; уездные училища для горожан недворянского происхождения; гимназии для детей дворян и чиновников). В 1835 г. был введён новый устав, лишавший университеты значительной части автономии. Устанавливался жёсткий политический контроль, вводилась четкая регламентация университетской жизни, повышалась плата за обучение, сокращался набор студентов, отменялось преподавание государственного права и философии. Усиление реакции правительства в отношении просвещения и образования произошло после революционных потрясений, проходивших в Западной Европе в 1848-1849 гг. Сократились связи с Западной Европой, иностранцам запрещался въезд в Россию, а русским - выезд за границу. Наступила эпоха "цензурного террора". Но, жизнь требовала дальнейшего развития высшего образования. Несмотря на принимавшиеся карательные меры правительства, восстанавливались закрытые раннее учебные заведения и появлялись новые, готовившие специалистов широкого профиля.

Важнейшим орудием идеологической работы с народом являлась православная церковь. Большое внимание обращалось на "чистоту православного вероисповедания", поддержание государственного значения церкви.

«Апогей самодержавия». Реформы Николая I

1) В царствование Николая I (1825-1855 гг.) самодержавная форма правления достигла своего апогея. Император стремился править в изоляции от общества, испытывая к нему недоверие, вызванное восстанием декабристов. Это привело к тому, что единственной опорой его абсолютной власти стал втрое выросший за годы его правления бюрократический аппарат, модернизированная полиция, покорная церковь и колоссальная армия, используемая им в первую очередь для подавления освободительных движений как внутри страны, так и за рубежом. Основной целью своего правления он ставил борьбу с революцией, для чего ужесточал контроль над всеми сферами общественной жизни путём:

1. создания новой политической полиции – жандармерии, которая подчинялась III отделению Собственной канцелярии императора. Её деятельность была направлена не только на выявление противников режима, но и на предупреждение политических преступлений (для чего использовались слежка, доносы, тайная агентура);

2. ужесточения цензуры. Любая критика режима и его представителей была недопустима. Цензурные права получило огромное количество государственных учреждений;

3. реакционной политики в области просвещения. Образование вновь стало сословным (университеты и гимназии – для дворян; уездные училища – для купцов и мещан; приходские школы – для крестьян). Из программ исключались предметы, требующие самостоятельности мышления. Ужесточался контроль над сферой образования со стороны государственных органов. Предусматривались многочисленные виды репрессий против нарушителей весьма жёсткой учебной дисциплины;

4. создания собственной идеологической доктрины, обосновывавшей незыблемость самодержавия – «теории официальной народности», разработанной С.С. Уваровым. Она пропагандировала «православие, самодержавие, народность» как якобы коренные «начала русской жизни». Они, по мнению авторов теории, означали отсутствие базы для социального протеста против абсолютизма – народ в России любит царя как отца, и любовь эта базируется на прочном фундаменте православия. Теория эта внедрялась в сознание общества через образовательные учреждения, официальную печать, литературу, театр.

2) Однако, Николай понимал, что укрепить империю одними ограничениями и репрессиями невозможно. Поэтому он провел также и ряд реформ, позволивших временно стабилизировать социально-экономи-ческую ситуацию в империи:

1. Кодификацию законодательства, проведённую М.М. Сперанским. Она позволила несколько ограничить произвол бюрократии, неизбежный при самодержавно-бюрократическом режиме. В 1830 г. был составлен сборник всех российских законов, вышедших с 1649 по 1825 годы – Полное Собрание законов Российской империи (45 книг), а в 1832 г. на его основе – сборник действующего права – «Свод законов Российской империи» (8 книг).


2. Реформу государственной деревни (1837-1841 гг.), осуществлённую П.Д. Киселёвым. Она позволила несколько улучшить положение государственных крестьян. Было введено крестьянское самоуправление. В государственной деревне появились больницы и ветеринарные пункты. Были упорядочены рекрутские наборы, землепользование. На случай голодовок предусматривалась так называемая «общественная запашка», урожай с которой поступал в общественный фонд.

3. Финансовую реформу, (1839-1843 гг.), реализованную Е.Ф. Канкриным. Благодаря сохранению жёсткой пропорции между бумажными кредитными билетами и серебром удалось добиться бездефицитности бюджета и укрепить финансовую систему страны. Однако в целом успехи внутренней политики Николая оказались весьма ограниченными и кратковременными. Причина этого – в сохранении самодержавно-бюрократического строя и крепостничества. Они тормозили развитие страны и, как следствие, привели к печальному концу николаевского правления – поражению России в Крымской войне (1853-1856 гг.).

Николай I (1825 - 1855). Апогей самодержавия

александр реформа декабрист правление николай

Николай I вступил на престол после смерти своего старшего брата Александра I и в связи с отказом от престола второго брата цесаревича и великого князя Константина. Он жестоко подавил восстание 14 декабря 1825 года и первым мероприятием нового императора была расправа с восставшими. Император Николай I во все свое царствование помнил «своих друзей 14-го декабря” (так он выражался о декабристах). Лично знакомый с их делом, сам участвуя в допросах и следствии, Николай имел возможность вдуматься в обстоятельства дела.

Первое, что он вынес из своего знакомства с делом, было заключение о неблагонадежном настроении всего дворянства. Поэтому он не слишком доверял дворянству и подозревал дворян в стремлении к политическому господству в государстве. Править при помощи и посредстве дворянского сословия, как правила, например, Екатерина II, Николай не хотел, страшась за полноту своей власти. Потому он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страною посредством послушного чиновничества, без помощи дворянских учреждений и деятелей. При императоре Николае была значительно усилена централизация управления: все дела решались чиновниками в министерских канцеляриях в Петербурге, а местные сословные учреждения превратились в простые исполнительные органы министерств.

С другой стороны, император Николай из дела декабристов убедился, что желание перемен и реформ, которое руководило декабристами, имело глубокие основания. Крепостное право, отсутствие хорошего свода законов, пристрастие судей, произвол правителей, недостаток просвещения, словом, все то, что стремились уничтожить декабристы, было действительным злом русской жизни. Император понял, что правительство само должно исправить эти недостатки и законным путем начать реформы. К таким реформам Николай сразу же показал свою готовность - при условии незыблемости самодержавного строя, на который покушались декабристы.

Централизация власти

«Апогей самодержавия» - так называют время Николая I. Действительно, каждый день своего 30-летнего царствования Николай использовал для того, чтобы всемерно укреплять самодержавный режим. Царствование Николая - период наивысшего расцвета абсолютной монархии в ее военно-бюрократической форме.

Недоверие к окружению, а также представления Николая об обязанностях монарха привели к сверхцентрализации власти в руках лично императора. Николай хотел во все мало-мальски важные дела вникать самостоятельно и руководить всеми процессами на территории империи. Следствием этого стало стремительное разрастание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Параллельно с ростом влияния Канцелярии идет процесс разрастания ее штата и дробления ее на отделения. Всего начитывалось 6 отделений.

I отделение: все личные дела монарха и надзор за административным аппаратом.

II отделение: кодификация законов (руководство поручено М.М. Сперанскому). Также наблюдение за соответствием законов и хранение их.

III отделение: политическая полиция. Придан Корпус жандармов. Самое обширное отделение. Делилось на Экспедиции.

1. Политический сыск и следствие. (Ежегодные отчеты о нравственно-политическом состоянии общества).

2. Государственные преступления неполитического характера (изготовление фальшивых денег, должностные преступления). Дела по расколам и сектантам.

3. Наблюдение за иностранцами, находящимися в России (~ аналог контрразведки).

4. Борьба с природными катаклизмами и крестьянскими бунтами. Давала информацию о взаимоотношениях помещиков и крестьян, пытались пресечь злоупотребления помещиков. Т.о. стремились к поддержанию порядка в империи.

5. Цензура, преимущественно театральная (кроме того, почти все ведомства имели в николаевское время свои цензуры).

Численность III отделения небольшая (~ 40 человек), но имело много добровольных и платных помощников. В каждой губернии III отделение представлял офицер с жандармской командой.

IV отделение: благотворительность (учреждения Ведомства Марии Федоровны - вдовствующей императрицы) - женские учебные заведения, больницы, богадельни. Возникло в 1828 г., после смерти Марии Федоровны.

V отделение: (временное, 1836-56 гг.): подготовка и проведение реформы государственных крестьян (во гл. с П.Д. Киселевым)

VI отделение: (временное, 1842-45 гг.): подготовка административной реформы на Кавказе.

Наибольшее значение имело «Третье отделение» - управление тайной политической полиции.

В конце 1826 года был создан секретный комитет (известный под названием «комитет 6 декабря 1826 года») для разбора бумаг императора Александра и вообще «для пересмотра государственного управления». Работая в течение нескольких лет, этот комитет выработал проекты преобразования как центральных, так и губернских учреждений.

Первым из них был проект сословной реформы. Комитет предложил установить такой порядок, при котором дворянство приобреталось бы только наследственно, по праву рождения, и по «высочайшему пожалованию». А для чиновников, купцов и буржуазной интеллигенции новые сословия - «чиновных», «именитых» и «почетных» граждан, которые освобождались бы, как и дворяне, от подушного оклада, рекрутского набора и телесных наказаний. Комитет разрешил помещикам освобождать крестьян не только с землей, но и без земли, причем все освобожденные крестьяне должны были образовать еще одно сословие - «вольноотпущенных земледельцев».

Второй проект «Комитета 6 декабря» предусматривал административную реформу. Государственный совет сохранял лишь законосовещательные функции при царе, а Сенат разделялся на Правительствующий (высший орган исполнительной власти) и Судебный.

В годы правления Николая был составлен «Свод законов Российской империи» - кодекс всех существующих к 1835 г. законодательных актов.

gastroguru © 2017