Преемственность в работе между детским садом и школой в художественно-эстетическом воспитании. Формы сотрудничества по преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы Преемственность со школой в доу

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов детского сада, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы преемственных связей

  • - Педагогические советы, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности;
  • - Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми - дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования);
  • - Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • - Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • - Проведение «дней выпускников» в ДОУ;
  • - Совместное со школой комплектование 1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • - Встречи родителей с будущими учителями;
  • - Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • - Игровые тренинги и практикумы для родителей детей дошкольного возраста.

Успешная работа по преемственности может осуществляться только при совместной работе учителя и воспитателя.

Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

  • - создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
  • - улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
  • - углубление интереса к жизни в школе;
  • - оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
  • - взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем,
  • - участие в педагогических советах,
  • - взаимное консультирование, семинары, мастер- классы;
  • - совместное проведение родительского собрания воспитателем и учителем, организация конференций,
  • - изучение программ воспитания в дошкольном учреждении и программы первого класса школы и др.
  • - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • - проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • - взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
  • - открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
  • - педагогические и психологические наблюдения.

В школе на первоклассника обрушивается все сразу: и новые правила поведения, и учебная информация. Поэтому лучше подготовить малыша к грядущим переменам в привычных условиях, постепенно шаг за шагом вводя новые установки, соответствующие новым требованиям.

Формы знакомства дошкольников со школой.

Большую помощь могут оказать сюжетно-ролевые игры, в частности, игра «В школу».

Любая сюжетно-ролевая игра включает в себя пять компонентов. Сюда входят:

  • 1. Вещи - физическое, естественное или созданное человеком окружение.
  • 2. Место - арена, на которой происходит действие.
  • 3. Актерский состав - участвующие люди.
  • 4. Организация - нормы и правила, которые регламентируют действия людей, информация.
  • 5. Смысл идей, которые требуется усвоить.

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого используют:

  • 1. Экскурсии (к зданию школы, затем в библиотеку, в спортивный зал, в класс, в столовую).
  • 2. Рассматривание картины «Школа»
  • 3. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
  • 4. Рисование на темы: «Здание школы», «Мои впечатления от экскурсии в школьную библиотеку», «Класс».
  • 5. Беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях.
  • 6. Ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда.
  • 7. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
  • 8. Словесные и дидактические игры на школьную тематику.
  • 9. Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • 10. Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • 11. Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • 12. Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • 13. Участие в театрализованной деятельности;
  • 14. Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

Целесообразно не обрушивать на ребенка все школьные новшества сразу, а обратить внимание на некоторые или одну из сторон школьной жизни, а остальные компоненты ситуации пока не затрагивать. Пусть вначале это будут вещи, учебные принадлежности, школьная форма, которую можно рассматривать на картинках, а затем зайти в школу, посидеть за партой.

Ребенок в щадящем режиме, без временного ограничения, ознакомится с видом и назначением вещей, которые вскоре станут его постоянным окружением. В другой раз стоит остановиться на нормах и правилах, попробовав в игре от лица «учителя» предъявить определенные требования к «ученику». Далее объектом внимания могут стать учебники, которые полезно не только посмотреть и пролистать, но и попробовать «понарошку» выполнить какое - либо простенькое задание.

Важность проблемы воспитания положительного отношения к школе ни у кого не вызывает сомнений. От того, как будет проведена наша работа, будет зависеть ее успешность и результативность. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений» - так писал В.А. Сухомлинский о знакомстве детей со школой в дошкольном обучении.

Воспитание положительного отношения к школе детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современной педагогики.

Но мы не можем полноценно подготовить ребенка к школе, если не будем действовать с родителями в одном ключе.

Педагогическое просвещение родителей.

Важную роль в воспитании положительного отношения к школе играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. В работе с родителями можно использовать следующие формы работы:

  • - совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
  • - круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • - родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • - консультации с педагогами ДОУ и школы (Консультации на тему: «Как выбрать школу», «Что делать, если вашего ребенка не принимают в школу», «Немного об игре» и т.д.).
  • - встречи родителей с будущими учителями;
  • - дни открытых дверей;
  • - творческие мастерские;
  • - анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе (Анкетирование родителей на тему «Как помочь учиться»);
  • - образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • - семейные вечера, тематические досуги;
  • - визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.): Устный журнал
  • - «Ваш ребенок - будущий первоклассник»
  • - «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».
  • - «8 советов родителям будущих первоклассников».
  • - Выставка на тему: «Это нужно для школы».

Издание газеты, которая помогает информировать родителей о жизни ребенка в учреждении.

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

Известно, что «гладкой» преемственности в развитии человека не бывает и любой переход в новое состояние, даже самый приятный - это всегда стресс.

Поскольку обойтись без стрессов практически невозможно, надо попытаться «сделать» их менее вредными и более полезными для развития.

Преемственность - это плавный переход из дошкольного учреждения в школу.

Ребенок не должен бояться нового здания, но и не должен настолько привыкнуть к нему, чтобы пропал эффект новизны, неожиданности, привлекательности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная казачья кадетская школа села Знаменка»

Нерчинский район, Забайкальский край

План работы творческой группы

«Преемственность дошкольного

и начального образования»

Руководитель группы: учитель начальных классов Хаустова Татьяна Александровна

2013- 2014 уч. год

«Школьное обучение никогда не начинается

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

ПЛАН РАБОТЫ


№ п/п

Мероприятия

Цель мероприятия

Сроки

Ответственные

Примечания

1

«Преемственность в работе ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур»

Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы



Раскрыть вопросы:

Что такое преемственность?

Основания преемственности.

Направления преемственности.

Формы осуществления преемственности.

Скорректировать план совместной работы школы и ДОУ



Сентябрь

Руководитель группы, зав. д/с

2

Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителя выпускного 4 – го класса занятий в детских садах.

1. Познакомить воспитателей д/с с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.
2. Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах.
3. Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду

В течение года

Воспитатели, учителя

3

Совместное заседание по теме:
«Общие требования готовности ребенка к школе»

Разработать совместные требования к готовности ребенка к школе.

Вопросы диагностики готовности к школе детей подготовительной группы



Октябрь

Рук. группы, учителя,

воспитатели



4

Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы»

Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.

Ноябрь

Воспитатели, учителя

5

Праздник “Мы теперь – ученики”

1.Выявить возможность участия выпускников подготовительных групп в празднике.

2. Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.


3. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Декабрь

Учитель 1 кл., воспитатель

подготовительной группы



6

Совместное заседание “Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»

1. Выявить особенности программ по речевому развитию
2. Подготовить к школе воспитанников д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы.

Январь

7

Математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика»

Выявить особенности программ по математике в д/с и начальной школе

Февраль

8

«Всестороннее развитие ребёнка в игровой деятельности»

Защита творческих тем по воспитанию детей воспитателями дошкольных групп

Март

9

Диагностика готовности к школе детей подготовительной группы

Зав. д/с

10

Родительское собрание «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе»

Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе.

Апрель

Заведующий ДОУ, руководитель группы

11

“День открытых дверей”

  1. Экскурсия по школе

  2. Участие в празднике «Прощай, 1 класс!»

Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.
Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Май

Учитель 1 кл.,

рук. группы



12

Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы

1. Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год.
2. Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности.

Июнь

Педагоги

Воспитатели


Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ;

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

эмоционально отзывчивый…

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.


«Портрет выпускника начальной школы в соответствии с ФГОС»:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Описание материала: Предлагаю вам конспект проведённого семинара на базе нашего ДОУ. В конспекте я постаралась описать как в совместной работе с учителями начальных классов решаются вопросы преемственности и показать технологию проведения семинара в форме круглого стола с элементами деловой игры. Этот конспект будет нужным в работе старшим воспитателям, методистам, воспитателям ДОУ, учителям начальных классов.

Семинар. «Преемственность ДОУ, школы и семьи – основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников"

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.С. Выготский
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности образования МБДОУ № 21 и СОШ № 10, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
1.Вспомнить основные понятия, нормативную базу вопроса преемственности;
2.Проанализировать результаты работы по преемственности на ступенях дошкольного образования МБДОУ № 21 и начального образования СОШ № 10, а так же с привлечением родителей будущих первоклассников, как основных участников образовательного процесса и главных наших партнёров.
4.Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками семинара, зарождению доверия.
Участники: старший воспитатель, воспитатели подготовительных групп, завуч, учителя начальных классов.
Ход проведения:
I. Теоретическое обоснование вопроса преемственности между ДОУ и начальным звеном школы – выступление старшего воспитателя. Что включает в себя понятие преемственность, взгляд разных авторов на вопрос преемственности. Педагогам предлагается выбрать одно из трёх высказываний, наиболее соответствующее современным подходам к преемственности дошкольного и начального образования. Б.Г. Ананьев, который исследует преемственность на общетеоретическом уровне, предлагает под преемственностью понимать «Развитие во времени системы знаний учащихся в процессе обучения их основным наукам. Она осуществляется на каждом уроке при связывании нового учебного материала с недавно или давно усвоенными знаниями о сходных явлениях действительности»
А.В. Запорожец: «Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса знаний, умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе, т. к. не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе». А вот как рассматривала процесс преемственности А. П. Усова «Многогранный воспитательный процесс, осуществляемый в дошкольных учреждениях, направлен на физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание детей. Одна из важнейших задач детского сада - подготовка детей к школе. Решение этой задачи предусматривает гармоническое развитие ребенка, но особое значение приобретает умственное воспитание. Наиболее эффективно образовательная работа осуществляется в процессе обучения на занятиях». (В основном все педагоги выбирают высказывание А.В. Запорожца, обосновывают, приводят примеры из практики.
Старший воспитатель продолжает своё выступление. Наличие реализация преемственности образования ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, осваивает первую ступень образования, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент все участники образовательного процесса ДОУ и начальной школы, не исключая родителей, должны стать единым целым в решении насущных проблем перехода из одной ступени образования на другую.
Преемственность в образовании – совсем неновое понятие. Только до недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки воспитанника ДОУ. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не в обучении. К настоящему времени в системе отечественного образования накоплены многочисленные теоретические исследования и практический опыт построения преемственности.
Задание участникам круглого стола: «Что вы понимаете под понятием преемственность между ДОУ и школой?» (Перед участниками карточки двух цветов, по количеству больше чем число участников, где есть несколько понятий преемственности, принадлежащие разным авторам, выбрать для себя наиболее правильное и зачитать; предлагается выбрать карточку розового или голубого цвета)


II. Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном школы - выступление завуча школы.
В современных законодательных актах признано, что преемственность необходимое условие всего образовательного процесса.Задание всем, и слушателям в том числе: назовите, какой нормативно–правовой базой вы пользуетесь или попользовались при решении данного вопроса. На экран после ответов выводится перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности. Такой же перечень раздаётся участникам семинара, как памятка.
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016)"Об образовании в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
Конвенция о правах ребенка принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) Утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.
Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования»
Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
Уровень ДОУ:
Договор с родителями
Договор со школой
Основная образовательная Программа дошкольного образования
III.Проблемы современного общества, связанные с преемственностью ДОУ и школы – выступление учителя начальных классов.
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности дошкольного и начального образования ни у кого не вызывает сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение преемственных связей по основным компонентам образовательной системы.
Задание для участников круглого стола: назовите трудности, проблемы с которыми сталкивались при подготовке детей к школе, или, на примере своих старших детей, проблемы в начальный период обучения в школе. (Свободные высказывания. Особенно активны родители, которые отправляют в школу второго ребёнка)
Задание: назовите причины, из-за которых, вы думаете, возникают эти трудности. (Обмен мнениями)
(предлагаются каждому участнику написать свои проблемы на отдельной полоске. (Участники называют проблемы: дети плохо говорят, не хотят читать; есть дети, которые не охвачены дошкольным образованием, много больных детей. Многие называют проблемой самостоятельное добывание знаний с первого класса. Родители, в основном сетуют на домашние задания, которые ребёнок без их помощи выполнить не может. Многообразие видов и типов учреждений, где используют самые различные программы, и реализация данных программ не требует жестких стандартов. Кроме того, большую роль играют специфические особенности региона)
IV. Готовность к школьному обучению, как показатель преемственной связи ДОУ и школы. Выступление психолога.
Как мы уже с вами увидели, преемственность это многоаспектная проблема. Мы выделили для себя самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая), и психологическая, к которой относятся: мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
Задание: какая из перечисленных выше готовностей, наиболее важна для подготовки к школе? А теперь можете перевернуть карточки и посмотреть, что входит в ту или иную готовность. Это для вас небольшие памятки – рекомендации. Пять компонентов готовности к школе.
1.Мотивационная готовность - это стремление ребёнка идти в школу, желание познавать новое
2.Волевая готовность – это комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаясь на уроке, пересиливать желание играть, вступать во взаимоотношения со сверстниками.
3.Социально-психологической готовность – умение ладить со всеми и в любом коллективе.
4.Умственная готовность (Интеллектуальная готовность) – это развитие восприятия, развитие наблюдательности, развитие внимания, памяти, мышления; сформированность представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.
5.Умение учиться, умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её.
V. Заключительное слово старшего воспитателя: «Итак, готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации. Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников к системному обучению в школе, проводить занятия в микрогруппах, в парах, используя современные образовательные технологии. (Предлагаю задать вопросы, которые есть у воспитателей,учителей. Записаться на консультацию).
С другой стороны педагоги школы должны иметь представления о специфике образования детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.
VI. Обобщение итогов круглого стола. Задание для всех: назовите формы осуществления преемственности.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;

Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

gastroguru © 2017