Эффективность чтения повышается если прочитанное. Как эффективнее читать книги? Доскональное изучение предмета

В нашем мозге есть особая зона чтения. Благодаря ей человеческий мозг распознает написанные слова, «декодирует» знаки не как изображения, а как языковые символы. Для умеющего читать это кажется простым процессом, но стоит знать, что человек научился это делать не так давно, всего несколько тысячелетий назад. По меркам истории и эволюции это очень малый срок.

А ведь именно эта способность позволила хранить во времени и передавать на расстояния информацию во всех сферах знания! Следовательно, чтение – базовый навык для развития цивилизации. Но мало просто читать, нужно понимать и запоминать прочитанное. Даже самые эффективные техники чтения без фиксирования информации в памяти совершенно бесполезны.

Как читать и запоминать?

Исследования Университета Ватерлоо (Онтарио, Канада) показали, что для лучшего запоминания читаемого, помимо вдумчивости и медленного темпа чтения, на запоминание влияет произнесение текста вслух. Испытуемых разбила на 4 группы:

  1. читающих про себя
  2. слушающих чтение других
  3. слушающих запись собственного чтения
  4. читающих вслух

Лучше всего прочитанное запомнили испытуемые из последней группы. Звук произносимых слов делает текст более разборчивым для центров памяти. Вот почему семейное чтение вслух – забытая традиция, к сожалению, в большинстве домов – отличный тренажер памяти, риторики и просто полезное занятие для повышения эффективности усвоения информации в разных областях знания.

Техники чтения: обучаем мозг

Скорость чтения колеблется в пределах 500-750 знаков в минуту. Много ли это? Достаточно ли для запоминания? Так, например, рассказ Чехова «Дачники» в 495 слов и 2692 символа можно прочесть за 3,5-5 минут. А еще важно то, КАК будет прочитан этот рассказ или иной по содержанию текст.

В зависимости от цели различают следующие способы чтения:

  1. Углубленное - внимание к деталям, анализ и оценка. Его еще называют аналитическим, творческим или критическим. Считается лучшим для обучения. При этом новый текст читают, опираясь на макроконтекст, опыт и знания, творчески осмысливают его, самостоятельно формулируют выводы.
  2. Быстрое чтение - сплошное чтение с полным и качественным усвоением прочитанного с применением нетрадиционных методов и техник. Это не поверхностное чтение, как вы могли подумать, а активный созидательный понятийный процесс. Читающий осознанно анализирует факты, суждения, производит синтез отдельных понятий, закладывая фундамент нового знания. Такому чтению следует обучаться, управляя некоторыми речевыми, слуховыми и зрительными анализаторами по особым алгоритмам умственной деятельности. Быстрое чтение при этом переходит частично в углубленное.
  3. Панорамное быстрое чтение - результат совершенствования техники быстрого чтения. Для его освоения используют специальные тренировочные упражнения с таблицами, что призвано значительно увеличить оперативное поле зрения. Возникает интересный эффект разведения зрительных осей глаз. Это ведет к повышению скорости чтения и качества усвоения материала.
  4. Выборочное чтение - разновидность быстрого чтения. Человек читает выборочно отдельные разделы текста. Он видит все, но фокусирует внимание на аспектах, которые ему необходимы. Чаще всего применяется при повторном чтении.
  5. Чтение-просмотр характерно для предварительного ознакомления с источником. Бегло просматривая предисловие, по оглавлению отыскивают важные блоки информации, по которым судят о содержании. Просматривается заключение и выводы, если они есть. Так можно сделать вывод о полезности этого источника информации и целесообразности глубокого ознакомления с ним.
  6. Чтение-сканирование - просмотр источника на скорости с поиском фактов, цифр, ключевых слов, фамилий и других. Для практикующего быстрое (скоростное) чтение поиск ускоряется в 2-3 раза по сравнению с традиционным способом. Без тренировки зрительной тут не обойтись. Важно развить периферическое зрение, чтобы сразу «выхватывать» глазом нужные сведения.

Повысить эффективность чтения книг помогут маленькие хитрости. Их можно применять в отношении любых произведений, хотя в большей степени они ориентированы на освоение деловой литературы. Некоторые из них могут пригодиться и в работе с документами.

Умные мысли имеют свойство быстро улетучиваться. А в голове, как мы помним, сложно одновременно удерживать больше 7+2 единиц информации. Поэтому при чтении нужно отмечать важные фрагменты, чтобы не забыть о них и не тратить в дальнейшем по десять минут на их поиски . Всегда носите в одном портфеле с книгой карандаш и ластик: читая, подчеркивайте важные мысли, делайте пометки на полях (восклицательные знаки, вопросительные знаки, одному вам понятные «закорючки»). Записывайте свои мысли на тему прочитанного, связывайте факты, указывая источники, и так далее и тому подобное.
Чтобы отмеченные места можно было оперативно отыскать, обзаведитесь индексационными наклейками (например, Postit.Index) - их можно клеить прямо на страницы без ущерба для книги или журнала. Края одной наклейки могут выступать за страницу, а вторая закладка может быть наклеена внутри книги на нужном фрагменте. На таких закладках можно писать гелевой ручкой, кроме того, они часто продаются наборами, содержащими образцы четырех цветов. С помощью такого комплекта можно особенно эффективно размечать читаемые книги. Альтернатива такому решению - скрепки, в том числе и цветные. А раз на скрепках ничего не напишешь, можно выработать для себя систему - установка скрепки на одну из трех сторон страницы будет означать разные степени важности информации (это применимо и для цветных наклеекзакладок).
Если же под рукой нет никаких средств разметки, то можно просто загибать страницы, причем тоже руководствуясь условной системой приоритетов. Например, загиб верхнего угла, нижнего угла, маленький загиб или залом половины листа - все это может кодировать какиелибо условные сигналы («дочитал до этого места», «важный фрагмент», «выписать/отксерить», «пересмотреть по завершении чтения» и т.д.). Размечайте и индексируйте книги и любые печатные материалы - тогда повторный поиск заинтересовавшей вас информации не будет занимать много времени и чтение станет более эффективным.
Все мы живем в нескольких «параллельных мирах» - это работа, хобби, семья, учеба и т. д. Неудивительно, что и наши интересы сильно расслоены. Даже частный набор профессиональной литературы может содержать, казалось бы, «несовместимые» книги. Разнообразие тем не менее полезно, хотя бы для расширения кругозора. Чтобы создать предпосылки для разнообразного чтения, необходимо предоставить себе право выбора. Поэтому не ругайте себя, когда понимаете, что читаете далеко не все, что покупаете, и многое откладываете с мыслью «надо посмотреть».
По опыту многих активно читающих людей, для эффективного самообразования необходимо покупать в трипять раз больше литературы, чем будет в итоге прочитано . В параллельном чтении должно находиться несколько книг, чтобы можно было переключаться с одной на другую в зависимости от настроения и потребностей. Так что, не смущаясь, покупайте книги «с запасом» и создавайте себе таким образом поле для выбора и сравнения.
В наборе читаемой литературы должны быть и книги по «вашей» теме, и труды из смежных или совсем незнакомых отраслей. Первые будут расширять ваш словарный актив (набор постоянно используемых профессиональных терминов), вторые позволят увеличивать тезаурус (набор известных вам терминов, словарный пассив).
Дополнительное и познавательное чтение расширяет картину мира, позволяет выстраивать ассоциации и увязывать собственные знания с современным фондом знаний в отрасли или в деловом сообществе в целом. К настоящему профессионалу всегда предъявляется требование «знать все о немногом и понемногу обо всем». Не забывайте о второй части этого требования, не становитесь очень узкопрофильным специалистом и постоянно расширяйте круг общих знаний.
Чтение должно быть занятием регулярным, а не спорадическим , поэтому возьмите себе за правило: «одна неделя - одна прочитанная книга». Понятно, что при параллельном чтении нескольких книг это невыполнимо. Понятно также, что, читая увесистый фолиант, не всегда можно найти на неделе время «упереться и осилить». Это не жесткое требование, за нарушение которого вы должны самого себя покарать. Это - намерение, которое будет подталкивать вас к обновлению набора читаемой в данный момент литературы. На место одних изданий будут приходить другие, замещая прочитанные произведения или вытесняя те, что оказались неактуальными.
Разделяйте книги на те, что требуют серьезного, вдумчивого чтения, и на те, что можно «пробежать глазами» в транспорте или в очереди. Даже деловые книги пишутся поразному. Одни - фрагментированные, сжатые и компактные - не требуют полного погружения, их можно постоянно носить с собой, заполняя чтением незапланированные паузы. Другие - глубокие и сложные - требуют погружения в текст и интеллектуальных усилий. Такие вещи лучше читать в домашней обстановке, на выходных или перед сном, или в специально отведенное время, когда не отвлекают телефонные звонки. Но конкретное решение - дело индивидуальное: ктото любит читать «Евгения Онегина» в тесном вагоне метро, а «Маркетинг» Филипа Котлера изучать на сон грядущий, ктото - наоборот.
Коллективное обсуждение прочитанного часто повышает ценность изучаемых мыслей и решений . Если у вас есть круг читающих друзей со схожими интересами, вам повезло. Рекомендуйте им только что прочитанные труды, отдавайте им книги (если не собираетесь тут же их перечитывать), просите также рекомендаций и пояснений, почему именно это нужно читать. Ктото уже потратил свое время на оценку книги, вы можете на этом сэкономить, и наоборот - экономьте время своих друзей. Можно завести интернетблог и писать в нем отзывы о прочитанных произведениях. Объединившись в сообщество с другими друзьямиблогерами, можно организовать таким образом виртуальный читальный клуб.
Если же вы знаете, что ваши друзья или партнеры перегружены делами, и если вы не стеснены в средствах, то наиболее интересные прочитанные книги по бизнестематике можно покупать в нескольких экземплярах и поручать секретарю разослать их по указанным адресам. Такому подарку, даже если для него нет формального повода, наверняка будут рады. А если сопроводить его комментарием типа «Мне прочитанные мысли показалось очень интересными, был бы рад обсудить их тобой» - то продемонстрированная вами искренняя заинтересованность в общении сделает ваш подарок приятным вдвойне.

Один из видов чтения – углубленное – предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Психологи утверждают, что записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откладывается в памяти. Установлено, что если прочитать 1000 слов и затем записать 50, подытоживающих прочитанное, то коэффициент усвоения будет выше, чем если прочитать 10 000 слов, не записав ни одного. Кроме того, при записи прочитанного формируется навык свертывания информации, а чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Существует три основных способа фиксации и сохранения информации при углубленном чтении: конспектирование, составление аннотации или реферата.

1. Конспектирование

Конспект – краткая запись содержания прочитанного.

Принципы составления конспекта

1. Записать все выходные данные источника: автор, название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала), то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания.

2. Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формулируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно содержать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, т. е. его композицию, последовательность изложения, тематические разделы.

5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень записанных конспектов.

2. Составление аннотации

Аннотация (от лат. annotatio – замечание) – краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации – ответить на вопрос, о чем говорится в статье, т. е. дать общее представление о статье.

Структура аннотации:

2. Тема статьи (книги).

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена … (теме, вопросу, проблеме) …

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте. Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

– " – дается анализ (характеристика, описание); -" – приводятся результаты;

– " – излагается теория (история, методика, проблема, вопрос);

– " – исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т. д.

4. Адресат.

предназначена для специалистов в области …;

Статья представляет интерес для …(широкого круга читателей) и т. п.

Образцы аннотаций содержатся практически в любой книге на обороте титула. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

ОБРАЗЕЦ АННОТАЦИИ

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

Книга посвящена технике быстрого чтения. В ней рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами. Книга адресована учащимся старших классов, а также может быть полезна широкому кругу читателей.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

3. Составление реферата

Реферат (от лат. refere – докладывать, сообщать) – краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата – ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует две основные разновидности рефератов: монографический и обзорный.

Монографический реферат составляется по одному источнику (статье, книге и т. п.). В зависимости от полноты отражения содержания монографические рефераты подразделяются на рефераты-конспекты (краткое изложение всей информации, содержащейся в реферируемом источнике) и рефераты-резюме (включающие информацию, тесно связанную с главной темой источника).

Обзорный реферат (или реферат-обзор) составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Рассмотрение принципов составления реферата-обзора выходит за рамки данного раздела, так как эта деятельность предполагает скорее развитие навыков письма. В данной части мы рассматриваем только принципы составления монографического реферата.

Структура монографического реферата

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т. п.) посвящена… (теме, вопросу, проблеме) …

3. Композиция.

Указывается, из скольких и из каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения:

Книга (статья) состоит из … (трех разделов и т. п.);

– " – включает в себя …;

– " – содержит … и т. п.

4. Основное содержание.

Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения:

Во введении указывается, что…;

– " – отмечается, что …;

Вторая глава посвящена (содержит) … По мнению автора, .; В третьей главе…;

В заключении указывается (отмечается), что … и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала.

Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются выражения типа:

6. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области …;

– " – представляет интерес для…(широкого круга читателей) и т. п.

Как можно заметить, основное композиционное отличие монографического реферата от аннотации состоит в том, что в реферате отражаются композиция источника и наличие иллюстративного материала. Содержательное же отличие между ними заключается в том, что реферат содержит конкретные сведения, выводы, идеи автора. В этом отношении реферат приближается к конспекту, однако отличается от него большим лаконизмом, поскольку включает только обобщенные и преимущественно новые, оригинальные выводы автора книги.

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, его оценки содержания. Требования к языку реферата аналогичны требованиям к аннотации: краткость, простота, ясность изложения и использование лексики книжного или нейтрального стилей речи.

В качестве примера приведем реферат статьи.

ОБРАЗЕЦ МОНОГРАФИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА (РЕФЕРАТ-КОНСПЕКТ)

Осипов С. Прионы – невидимые убийцы // Аргументы и факты. – 1996. № 8.

Статья посвящена защите человечества от вирусов и болезнетворных бактерий. Она состоит из введения и трех небольших разделов. Во введении автор отмечает, что в мире существует огромное количество микроорганизмов, некоторые из них являются полезными и необходимыми, а другие – болезнетворными.

В первом разделе, названном «Неприятности из микромира», автор напоминает, что с изобретением антибиотиков ученые смогли победить различные виды бактерий и научились излечивать многие болезни, например туберкулез. Однако антибиотики уничтожают в организме человека не только болезнетворные бактерии, но и полезные. Поэтому организм человека остается не защищенным перед вирусами, которые занимают место уничтоженных бактерий. Кроме того, бактерии и вирусы могут легко приспосабливаться к условиям окружающей среды. В качестве примера автор рассказывает о бактериях, живущих в кондиционерах и на овощехранилищах и вызывающих серьезные заболевания легких.

Во втором разделе – «Лекарство от СПИДа» – автор сообщает о том, что окончательное число существующих на земле вирусов еще не названо, однако известно, что более тысячи из них представляют опасность для человека. Раньше для борьбы с вирусами успешно применяли вакцинацию, однако в настоящее время таким образом полностью ликвидирована только черная оспа. Автор сообщает, что по прогнозам немецких ученых лекарство от СПИДа будет изобретено уже в 2003 году, однако задает резонный вопрос – что дальше, какие новые неизвестные вирусы могут появиться к этому времени? Третий раздел, названный «Что дальше?», посвящен обнаруженному сравнительно недавно виду болезнетворных инфекций – прионам. Прионы – это патологические белки, более примитивные, чем бактерии и вирусы. Они вызывают целый ряд так называемых «медленных» инфекций. Автор отмечает, что прионы существовали всегда и первоначально поражали только домашних животных (овец и коров). Попадая в организм человека с недостаточно обработанным мясом, они вызывают разрушение нейронов головного мозга. В результате человека разбивает паралич, мозг его от прионовой инфекции становится похожим на пористую губку. Личность разрушается очень быстро – за 6–8 месяцев. Это называется болезнью Крейцфельд-Якоба, но сходные симптомы имеют другие неизлечимые заболевания – синильный психоз, старческий маразм. Автор отмечает, что прионы поражают людей в основном старше 60 лет. Для борьбы с этими инфекциями необходимо осуществлять специальную проверку мяса, не рекомендуется есть сырое и недожаренное мясо. Указывается, что прионы погибают лишь после 1,5–2 часов интенсивного варения мяса. Автор статьи сообщает также о другом виде недавно открытых возбудителей болезней человека – вериоидах, которые попадают на Землю вместе с метеоритами и космической пылью. Вериоиды – нечто среднее между живой и неживой материей. Автор отмечает, что для человечества с ослабленным иммунитетом ждать от них чего-то хорошего вряд ли разумно. В качестве иллюстрации в статье содержится фотография, на которой изображен пожилой больной человек, сидящий на инвалидной коляске, в сопровождении врачей. Эту фотографию можно расценивать как предостережение о возможных болезнях. Статья представляет интерес для широкого круга читателей.

Недостаточно просто много читать — необходимо научиться читать эффективно. Чем эффективное чтение отличается от обыкновенного? Разве недостаточно того, что ты уже уделил время на это столь непопсовое занятие, а оказывается нужно еще и делать это эффективно?

Чтение – это, прежде всего, процесс получения информации, восприятия мыслей, идей, эмоций и событий. Можно прочесть тысячу страниц книги, так, что её смысл просто растворится в информационном потоке, затеряется и забудется, попросту пройдёт мимо. А можно из нескольких часов чтения почерпнуть настолько важные мысли и идеи, которые буквально изменят сознание. И дело не только в том, ЧТО читать, вопрос зачастую заключается в том, КАК читать. И ответ – читать эффективно.

Эффект, который каждый читатель ожидает получить от поглощения того или иного чтива, сугубо индивидуален. Изменяется он и от характера литературы – цели чтения желтой прессы и научной монографии концептуально разные, если не сказать противоположные. В зависимости от ожиданий и выбираются критерии оценки эффективности чтения.

Более — менее однозначными можно назвать потребности, которые удовлетворяет чтение познавательное, обучающее. И эффективность такого чтения определяется степенью удовлетворения этой потребности, то есть насколько качественно воспринялась и отложилась прочтенная информация и приобретенные знания.

Важным фактором эффективности чтения является актуальность выбранного источника. Насколько данная книга отвечает вашему запросу, компетентен ли автор в данной теме. Релевантная ли информация для вас конкретно. Другими советами для эффективного чтения являются следующие:

  • Читать необходимо внимательно и, конечно же, вдумчиво, для того, чтобы определить, о чем именно говорит текст, иметь возможность сделать логические выводы. Иногда есть смысл перечитать фрагмент, если текст сложен для восприятия с первого прочтения.
  • Для эффективного чтения следует по ходу определять центральные идеи, темы и анализировать, как они развиваются. Анализировать, как и почему герои, события или идеи эволюционируют и взаимодействуют в процессе изложения текста.
  • Интерпретировать слова и фразы именно таким образом, как они используются в тексте, включая техническое, ассоциативное и фигуральное значение, обдумать как выбор того или иного слова формирует значение, тон и настроение.
  • Текст, который вы собираетесь прочесть целесообразней разделить на меньшие, легко усваиваемые фрагменты.
  • Определите время, которое вы можете уделить на чтение
  • Перед чтением определитесь со степенью углубления в тему, которого вы стремитесь достигнуть. Соответственно, при задаче лишь усвоить основные моменты текста, можно пропустить детальные описания, концентрируя внимание на выделенном тексте, а также диаграммах и графиках.
  • Читайте активно, делайте пометки, комментарии, конспектируйте основные моменты.
  • Составьте список книг, которые хотите прочесть в обозримом будущем. Это поможет вам расставить приоритеты и грамотно распоряжаться отведенным для чтения временем
  • И, конечно же, концентрируйтесь. Выбирайте благоприятные внешние условия, комфортную обстановку, удобную позу, отсутствие отвлекающих факторов.

Читайте больше, читайте лучше и эффективнее, расширяйте границы собственного сознания. Не забывайте

Почему эта статья лучшая?

  • В ней есть все, что нужно знать. Я собрал мнения 10 человек, читающих до сотни книг в год. Это достаточно большая выборка. Обычно для выявления самых важных аспектов какого-либо явления достаточно опросить 3–5 экспертов. Все что вы способны найти в интернете уже есть в статье или не релевантно.
  • Мало воды. Отжал воду из их рассказов, сопоставил мнения между собой, выделил основные смыслы и связи между ними.
  • Текст структурирован и понятен. В ходе своей основной работы я занимаюсь тем, что собираю и анализирую информацию для топ-менеджеров крупной компании. Уже несколько лет я превращаю сотни страниц текста, содержащих противоречивые факты в 1–2 страницы саммари из которого все становится понятно. При этом важные детали не теряются.
  • Статья обновляется. Если вы считаете, что чего-то нехватает - сообщите мне и я добавлю это в текст. Таким образом статья со временем будет становиться только лучше.

Составляющие эффективности чтения

  • Ясная цель. Четко определите для чего вы хотите прочесть книгу: что-то узнать, чему-то научиться, что-то понять, изменить в себе. Отсутствие цели = отсутствие результата.
  • Выбирайте хорошие книги. Отсеивайте плохие.
  • Работайте с книгой, чтобы получить максимум пользы от нее.
  • Экономьте время, чтобы читать больше хороших книг и поддерживать интерес к чтению. Время ограничено, его не так много как вы думаете.
  • Лайф-хаки: как удобнее читать, обрабатывать информацию и получать книги бесплатно!

Может показаться, что все эти пункты очевидны, но когда вы прочтете расшифровку каждого из них, то поймете, что не выполняете работу должным образом даже наполовину.

Постановка цели

  • Формулировать цель желательно письменно. Когда сформулирована цель, выделять нужные мысли становится проще, скорость чтения повышается. На письме размытость и несостоятельность цели гораздо заметнее, чем в мыслях или на словах.
  • Перечислите несколько вещей, которые хотели бы узнать после прочтения или навыки, которые хотите повысить. Так книга становится инструментом для оттачивания навыков и закрытия существующих пробелов в знаниях.

Поиск хороших книг

  • Познакомьтесь с биографией автора и его библиографией. Если вы уже прочли хотя бы одну его книгу и она вам понравилась, вероятно, что и другие его книги придутся вам по вкусу. Однако, учтите, что скорее всего вы уже знакомы с большинством идей этого писателя.
  • Ценность автора можно определять по приводимым в книге собственным примерам. Если у автора нет достаточной практики, то велик риск, что он плохо разбирается в предмете.
  • Читайте саммари книг и отзывы. Они дают общее представление о произведении, рассматриваемых идеях. Там же могут быть ссылки на других авторов: возможно вам стоит прочесть другую книгу на эту тему. Где брать: smartreading.ru , getabstract.com , livelib.ru , makeright.ru briefly.ru
  • Выбирайте книги, авторы которых сами организуют обратную связь: ведут сайт / блог / электронную рассылку, где корректно отвечают на вопросы своих читателей, участвуют в работе профессиональных конференций. Это пригодится, если вы захотите задать вопрос по тексту. А также является маркером вовлеченности человека в данную тему.
  • Узнайте что читают ваши друзья и люди, которые вам интересны. Необходимый функционал есть на Bookmate и Goodreads.
  • Обратитесь за советом к эксперту. Если вы совсем не разбираетесь в теме, то он подскажет с чего начать и что читать не нужно. Такое общение будет полезно в т.ч. для составления словаря принятых в этой области знаний терминов. Без знания терминологии понять книгу будет трудно.

И еще…

  • Читайте книги разных авторов на одну тему. Это сделает ваш взгляд на предмет исследования стереоскопическим. Ищите различия в точках зрения.
  • Метод экспресс оценки деловой литературы: прочитать описание книги на обложке спереди и сзади, прочесть содержание и просмотреть наиболее интересные главы, постоянно задавая себе вопрос: «Хочу ли я прочитать эту книгу? Если да, то с какой целью?».

Отсеивание плохих книг

  • Правило 50 страниц. Если за первые 50 страниц книга не заинтересовала - отложите ее. Не вымучиваю все 300 страниц. Освободитесь из ментальной ловушки «заканчивать». Amazon дает скачать 50 страниц любой книги для ознакомительного чтения.
  • Заставляя себя читать неинтересные книги, вы формируете у себя негативное отношение к чтению.
  • Черный список книг. Если один из блогеров или экспертов, за которыми вы следите, оставляет негативный отзыв, занесите книгу в такой список, чтобы не тратить время и случайно не купить / прочитать.

Работа с книгой

Подготовка упрощает процесс чтения.

  • Определите тип книги: это руководство, теоретическое описание или сборник информации. В зависимости от этого метод чтения будет отличаться. Теоретические книги самые тяжелые, т.к. требуют больше всего усилий для понимания.
  • Перед началом чтения нон-фикшен книги изучите ее содержание: обложку с обеих сторон, введение, послесловие, название глав и частей, синопсис, рисунки. Это поможет составить в голове начальную схему книги и которой затем родится план. Этой же цели служит прочтение саммари.
  • Составьте вопросы к книге. Конечный результат чтения - приблизиться к желаемым целям. Когда знаешь, что ищешь, проще концентрироваться на процессе поиска. Внимание высвечивает из текста все, что, так или иначе, ассоциируется с предметом поиска. Стоит потратить еще 15–30 минут, чтобы написать ответы на вопросы из первого списка.

Процесс чтения нацелен на понимание.

  • Чтение состоит из трех этапов: декомпозиция, композиция и анализ. Во время декомпозиции вы разбираете книгу на составные части (тезисы, аругменты, примеры). Композиция - обратный процесс, необходимый для осознания взаимосвязей составных частей книги. На этапе анализа читатель проводит критическую оценку текста: верны ли аргументы, достаточно ли примеров, нет ли противоречий, каковы следствия.
  • Выделяйте важное в тексте. Например, зелёным цветом те места в книге, которые составляют каркас текста (тезисы, аргументы, примеры). Голубым - то, что хотите внедрить на практике (позже можно выписать это в блокнот). Сиреневым - то, что пригодится для цитирования. Выделение имеет смысл только если вы планируете снова вернуться к обозначенным частям текста.
  • Делайте записи. Записывая, вы еще сильнее фиксируете важное в памяти за счет дополнительной активации мозга мелкой моторикой.
  • Пропускайте «воду», останавливаясь только на тех абзацах, которые привлекают ваше внимание. (При этом помните, что в хорошей книге минимум воды).
  • Перед каждой сессией чтения, кратко освежите в памяти содержание прочитанного ранее текста и его структуру. Легче всего это сделать по оглавлению.

Работа после прочтения сводится к тому, чтобы осмыслить и запомнить прочитанное.

  • Составьте план книги. Лучше в формате mind-карты. План должен отражать структуру знания, заключенного в тексте. Структурируя знание вы лучше понимаете и запоминаете суть. План полезен и для самопроверки: если вы не можете его составить, значит вы не поняли книгу.
  • Составьте список идей и задач, возникших на основе прочитанного. Книга нужна нам для того, чтобы достичь понимания. Понимание без действия - информационный жир.
  • Обсудите книгу с другим читателем или расскажите о её содержании друзьям. Это полезно для запоминания материала, проверки понимания и критического анализа.
  • Пишите обзоры для блога. Чтение с мыслью о необходимости составить обзор становится более внимательным, т.к. возникает чувство ответственности перед читателями.
  • Повторяйте прочитанное по своим заметкам и обзорам. Можно использовать готовые саммари других читателей.
  • Составляйте майнд-карты. Они полезны для целостного восприятия книги и быстрого возвращения к ней; в общем также ценны, как и собственные обзоры.
  • Сразу внедряйте полученные знания. Через неделю после прочтения книги забывается почти все, что вы хотели предпринять.

Общие советы по работе с книгой.

  • Читайте утром. В это время мозг лучше всего настроен на восприятие нового, вы полны сил. Вечер можно посвятить художественной литературе, которая больше подходит для эмоционального восприятия.
  • Аудиокниги подходят для художественных текстов и не подходят для нон-фикшен, т.к. в этом случае с книгой невозможно полноценно работать.
  • Правило альфы-омеги: важная информация имеет обыкновение концентрироваться в начале и в конце всего - книги, глав, абзацев. Порядочные авторы повторяют основные идеи в конце каждой главы и показывают как эта глава связана со всем текстом.
  • В процессе чтения (например, после каждой главы) задавайте себе вопросы: Что я понял из прочитанного? Как и где я могу применить то, что сейчас узнал? Есть ли аналогии между тем, что я читаю, и моими нынешними задачами?

Экономия времени, как читать больше

В мире миллионы книг. Даже при очень высоких навыках чтения и усердии, за всю жизнь человек может прочесть порядка 4–5 тыс книг. Необходимо очень внимательно относиться к их выбору.

  • Читайте классику. Фундаментальные законы общества и мироздания способны пережить вечность. Хорошие книги остаются, а плохие забываются. Поэтому актуальность книги на длинном отрезке времени говорит о её качестве.
  • Иногда достаточно саммари, после прочтения которого не возникает желания тратить время на чтение книги целиком.
  • Читайте электронные книги. Это намного удобнее (меньше весят, проще делать заметки). А удобство означает, что по разным производным причинам вы будете читать больше и чаще.
  • Скорочтение. Пропускайте части книги, которые вам понятны. Не обязательно читать каждое слово. Иногда достаточно прочесть начало и конец главы, просмотреть середину, если что-то осталось непонятным, и при этом получить достаточное понимание сути. Нельзя применять скорочтение, если книга по новой для вас тематике или вы во всех деталях не понимаете ход мыслей автора. В этих случаях вы просто пробежите текст, а глубинного понимания не сформируется. Зачем тогда читать? Мортимер Адлер считал, что великие книги невозможно читать быстро.
  • Скорость чтения приходит сама. Один из читателей делится опытом: Я много лет по-разному осваивал скорочтение. Потом увлекся фоточтением. А потом забыл и об одном, и о другом. Я просто стал быстро извлекать из книг нужную мне информацию. Оказалось, мне подсознательно было неинтересно просто учиться быстрее читать. Это походило на какое-то трюкачество с целью удивить или привлечь внимание.
  • Удалите из телефона все социальные приложения, чтобы у нас не было возможности тратить время на их просмотр. Освободившееся время можно посвятить чтению.
  • Выберите следующую книгу еще до окончания прочтения предыдущей. Так вы избежите паузы и срыва ритма.
  • Запланируйте 1 час на чтение ежедневно. Относитесь к этому, как если бы это была важная встреча.
  • Чтобы мотивировать себя читать больше, стоит вести список прочитанного. Когда считаешь, хочется «набить» побольше, поставить рекорд. Также это лишний повод похвалить себя за достижения.
  • Ритмичность. Для формирования привычки важно создать некий режим чтения. Становится проще настроиться на чтение и выделять для него время.

Разное

  • Если у вас есть мало-мальски популярный блог (300 читателей и выше) обращайтесь к издательствам, чтобы получить бесплатную бумажную книгу.
  • Ранжирование. Собирайте книги по рекомендациям, затем оценивайте по параметрам: актуальность (см. целеполагание), качество, доступность. И выбирайте что стоит прочесть именно сейчас.

Где брать книги:

  • Внутренний поиск «ВКонтакте» по документам.
  • Поиск Google по файлам.
  • Либрусек, Рутрекер и другие трекеры.
gastroguru © 2017