Информационный проект творчество поэта. Андрей Орловский: «Есть много талантливых людей, которые никак не интегрированы в современную литературу. Перспективы дальнейшей работы

  1. Жизненный путь поэтов.
  2. Альбом стихотворений поэтов.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.
  5. Приложение.

“Поэты нашего края”.

(Устный журнал.)

Ведущий. Менделеевская земля богата на творческих людей, особенно мастеров художественного слова. Неиссякаемые поэтические родники нашего края дали народу таких талантливых и неповторимых поэтов и писателей как Егор Уткин, Марсель Гимазетдинов, Дифкат Сирай, Михаил Гоголев, Ильгиз Абдуллин, Виктор Колпаков и многие другие.

Ведущий . Начать наш журнал хотелось бы с рассказа о творчестве Егора Васильевича Уткина. Настоящая поэзия – подобна Солнцу. Её целительные лучи благотворно освещают душу людей, наставляют их на путь добра и любви. В этом то и сила поэтического слова.

Ведущий . Вот послушайте, что ещё расскажут нам об этом авторе.

(Биография, показ сборников стихотворений.)

(Рассказ стихотворения “ Глухой родник ”.)

Ведущий. Виктор Николаевич Колпаков он пришёл в этот мир в зимнюю стужу 41 года и ушёл трагически в ноябре 97 г. Поэт из Тат. – Челнов – его называли “менделеевским Есениным” за “половодье чувств”, за умение передавать в стихах неповторимость человеческой жизни, красоту родной природы.

(Биография о нём, фото, показ сборников стихотворений)

(Рассказ стихотворения “ Берёзовый сок”.)

Ведущий. Замечательный человек, писатель, поэт, художник, философ, член союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а также тонких, изящных по своей красоте стихосложений – верлибров – Михаил Николаевич Гоголев.

(Биография поэта, фото, показ книг.)

(Рассказ стихотворения “Детство”.)

Ведущий . Роберт Латыпович Ясавеев журналист, удивительный в своей талантливости человек – решился на новое для себя и читателей открытие мира в поэтическом слове.

– Биография, фото, показ сборников со стихами.

(Стихотворение “Земляничная поляна”.)

Ведущий. Нельзя обойти внимание Менделеевского татарского поэта Абдуллина Ильгиза Исмагиловича , детство и юность которого прошли в д. Тойгузино.

(Биография, фото, показ книг.)

(Стихотворение “Яз”.)

Ведущий. Можно продолжить разговор о творческих людях, поэтах и писателях Бондюжского края очень долго. Среди них также Гайше Сегдиева, Альберт Талыпов, Назип Фатыхов, Надежда Симулина, Андрей Черняев, Рустам Рузметов, Евгений Вахонин, Радик Ахунзянов . Есть и юное поколение талантов. Так учащийся Тихоновской сельской школы Медведев Сергей стал победителем республиканского конкурса “ Золотое перо”.

Ведущий. С творчеством этих замечательных людей, вы можете ознакомиться в нашей центральной городской библиотеке.

Объект исследования: творчество поэтов родного края.

Предмет исследования: стихотворения для детского круга чтения.

Цель творческого проекта: создать альбом “Поэты родного края”.

Задачи исследования:
– изучить творчество поэтов в литературных источниках;
– выявить стихотворения для детей;
– оформить альбом с содержанием: фотография поэта, его биография, стихи для детей с иллюстрированием учащихся.

Методы исследования:
– анализ, обобщение;
– анкетирование учащихся.

Практическая значимость: создание альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения.

Анкетирование учащихся (3–5 классы).

1. Каких поэтов нашего района вы знаете?

2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Глухой родник”, “Берёзовый сок”, “Детство”, “Земляничная поляна”.

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск?

Этапы исследования.

1. Посещение школьной, детской и взрослой районной библиотек.

2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева.

3. Вырезки из местных газет.

Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения:
– доступность языка и содержание;
– выбранные стихотворения прочитать в классах, где проводили анкетирование;
– отобрать стихотворения для своего альбома;

Перспективы дальнейшей работы.

1. Прослеживать публикацию о них, быть на встречах, посвященные памяти поэтов Уткина и Колпакова.

2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города.

3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов.

4. Практическая значимость данной работы заключается в создании альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения и татарского литературного чтения.

Результаты анкетирования учащихся 3–5 классов.

Из 50 опрошенных детей на вопрос:

– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю – 50 чел.
– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 50 чел.
– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 50 чел.

Заключение.

Нас привлек слог поэтов: понравилась легкость и отрывистость, порывы души, отраженные в каждой строчке к своим землякам, родному краю, проблемам современности.

Изучение жизненного пути и творческих направлений этих поэтов являлось для нас удовольствием. Думаю, что их стихи понравятся и вам. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэтов в течение их жизни.

И не горе – мало жил,
И не горечь – мало дал.
Много жил кто в наши дни,
Всё отдал, кто песню дал!

Все эти поэты стали поистине народными поэтами. Как колос в ростке, так и о себе, о Родине и природе, о любви и радости, о своём поколении, о земле.

Список используемой литературы:

  1. Газета “Менделеевские новости” 1996 г., 2001 г., 2009 г.
  2. Е.В. Уткин “Краса весны”, 1961г., “Привет с полей”, 1967г., “Песни родной стороны”, 1987г.
  3. В.Н. Колпаков “Опоздавшее счастье”.
  4. М.Н. Гоголев роман “Ясень на краю обрыва”.
  5. Р.Л. Ясавеев “Белый вальс”, “Бежит волна”.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Инновационный творческий проект по теме

Выполнила: Надешкина Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 45 города Карталы»

г. Карталы

Аннотация к инновационному творческому проекту

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Тип проекта : творческий

Участники проекта : учащиеся 9 классов МОУ «СОШ № 45 города Карталы», учителя литературы, истории, музыки.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап: распределение задач для участников проекта;

Конструкторский этап: создание сценария, распределение ролей, определение необходимого реквизита;

Деятельностный этап: выполнение технологических операций(репетиции), контроль качества;

Заключительный этап: защита проекта.

Гипотеза

Если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

развитию речи обучающихся,

Ожидаемые результаты:

Развитие креативных способностей обучающихся старшего школьного возраста во внеклассной деятельности по литературе;

Повышение читательских компетенций обучающихся;

Развитие познавательных универсальных учебных действий;

Совершенствование школьного межпредметного сотрудничества.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Основной идеей моего проекта стало совершенствование межпредметного партнёрства в условиях разработки и реализации проекта «Литературный салон. Золотой век русской поэзии", приобщение учащихся к вершинам русской культуры, повышение мотивации к чтению.

В современном обществе технологические возможности позволяют многое: в каждом доме имеется доступ в Интернет, телевидением и видео уже давно никого не удивишь. Именно в это время перед учителями литературы встаёт проблема падения интереса к чтению. Учащиеся увлекаются фэнтези, комиксами, а произведения школьной программы изучают посредством чтения краткого содержания. Конечно, невозможно понять, прочувствовать произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», пересказ которого занимает буквально полторы страницы печатного текста. Но ещё сложнее обстоит дело с поэзией.

Ребята не просто не любят читать, часто они на долгие годы сохраняют отвращение к литературным произведениям. Задача учителей-словесников, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь учащимся воспринимать литературные произведения; заинтересовать ребёнка, чтобы он не просто прочитал книгу, а получил эстетическое наслаждение, задумался над её содержанием. Читательский опыт обогащает эмоционально, духовно, повышает культурный уровень, воспитывает всесторонне развитого, гармоничного человека. А это и есть первоочередная задача учителя.

На первом заседании методического объединения учителей русского языка и литературы было озвучено предложение о разработке проекта, направленного на развитие читательских компетенций, творческих способностей учащихся. Были определены цели и задачи данного проекта, продуманы этапы его реализации. Было решено, что к разработке проекта необходимо привлечь учителей истории, МХК, музыки, а в реализации проекта задействовать учащихся девятых классов.

Разработка и реализация данного проекта видится мне в настоящее время особенно актуальной, потому что на фоне стремительного технического прогресса наблюдается не менее стремительный регресс общей культуры современного человека, переоценка им ценностей, слабое владение творческими умениями и навыками.

Совместная работа преподавателей разных дисциплин обогащает каждого участника творческого процесса, открывает широкие возможности для развития творческих способностей тандема: учитель- ученик, позволяет сделать процесс обучения более эффективным, контролируемым, позволяет выявить индивидуальные способности обучающихся. Проявление творческих способностей - пожалуй, самых действенных из способов мотивации учащихся в процессе обучения.

Анализируя проблемную ситуацию, можно определить следующие противоречия существующей практики реализации проектов:

1.Между большим объёмом изучаемого материала и неумением обучающихся самостоятельно строить свою работу, систематизировать полученный материал, делать выводы;

2.Между традиционными формами, направленными на передачу готовой информации и необходимостью формирования компетенций, направленных на развитие у учащихся творческих способностей;

3.Между требованиями к знаниям, умениям и навыкам современной программы и разным уровнем подготовки обучающихся по литературе.

Пути решения проблемы.

Совместная работа ученика и учителя над подготовкой и реализацией проекта;

Использование на уроках и во время внеурочной деятельности информационно-коммуникационных и других современных технологий;

Применение метапредметных связей, привлечение к сотрудничеству учителей истории, музыки, МХК;

Чередование различных видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей учащихся.

Цели:

1.Повысить уровень читательской компетентности обучающихся в процессе творческой работы.

2.Побудить интерес к культуре своего народа.

3.Создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

Формировать целостное представление о культуре России 19 века;

Активизировать познавательный уровень обучающихся;

Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах;

Приобщить к созданию творческих проектов по литературе;

Основное содержание проекта

Проект «Литературный салон. Золотой век русской поэзии» представляет собой внеклассное мероприятие.

Проект рассчитан на 1 год. Он включает в себя 4 этапа, в каждом из которых чётко прописаны действия, технологии, контроль за качеством выполнения работы и возможная корректировка проектной деятельности.

Как показывает опыт, совместная творческая работа сближает участников проекта, повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету. Участники проекта обсуждают подобранный материал, обмениваются мнениями. Их роль в данном процессе возрастает: они не просто «исполнители», они соавторы проекта. Этот факт способствует более ответственному подходу к процессу сбора и обработки информации для последующего выступления.

На первом этапе, где происходит планирование проекта, осуществляется постановка целей и задач, очень важен мониторинг участников. У каждого человека свои интересы и пристрастия, поэтому необходимо объединение обучающихся в творческие группы, роль координатора в которых отводится учителю. На этом этапе ученики распределяют между собой направления в работе, что позволит им «примерить» на себя новую роль.

Именно на первом этапе проводится опрос- тестирование, целью которого является выявление читательских пристрастий. Предполагается выяснить, что читают школьники, насколько им интересны произведения школьной программы?

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской культуры в мировом масштабе. Время славы, открытий, побед. Время пышных балов. Выражение «золотой век» ребята слышать на многих уроках, но для некоторых оно остаётся непонятым. Необходимо разъяснить, почему 19 век называют золотым веком русской культуры? Познакомить с культурой 19 века и с людьми, её создавшими.

Понятие «Золотой век» включает в себя развитие многих направлений в искусстве 19 века, поэтому нельзя добиться понимания поэзии того времени вне знаний о развитии архитектуры, музыки, живописи, исторических предпосылок к их развитию.

Особое место на втором этапе занимает работа семинаров-консультаций. Актуально посещение центра дополнительного образования, детской школы искусств, просмотр фильмов, посещение спектаклей. Этот этап предполагает сбор, анализ и переработку полученной информации. Происходит корректировка и согласование текстов выступлений, просмотр презентаций, определяется схема их взаимодействия. Данная работа учит ребят координировать планы своей творческой группы с другими группами, анализировать проделанную работу; ученики проявляют коммуникативные навыки.

На третьем этапе происходит контроль качества, происходит корректировка сценария.

На заключительном этапе предстоит представление творческого проекта.

Рассмотрим ход работы творческих групп на этапе поиска и обработки информации.

Творческая группа «Историки» занимается изучением исторических предпосылок для развития русской культуры. Экскурсом к нашему проекту станет историческая справка, составленная группой.

Задача творческой группы «Архитекторы» составить альбом архитектурных шедевров 19 века, созданных в традиционном русском стиле: Исаакиевский собор, Смольный собор, дом московского купца Петра Третьякова, собравшего самую крупную в мире коллекцию изобразительного искусства русских художников.

Заглянуть внутрь Третьяковской галереи поможет группа «Художники», которые подготовили сообщение- презентацию о художниках 19 века и их творчестве.

(Предполагаемое количество участников группы-4 человека)

Творческая группа «Литераторы» поможет ответить нам на вопрос: что же вдохновляло поэтов, писателей, художников и музыкантов на создание удивительных произведений искусства. В их исполнении мы услышим замечательные стихи авторов 19 века, наполненные любовью, щемящей грустью и тоской, от которой сжимается сердце, безграничной тягой к свободе. Работа этой группы связывает воедино мини- проекты остальных творческих групп.

(Предполагаемое количество участников группы-11 человек)

Настроение литературной гостиной в стиле 19 века поддержит группа «Музыканты». Величайшие композиторы писали картины при помощи музыки, они и сейчас тревожат сердца миллионов слушателей во всём мире. Особое внимание уделяем творчеству А. С. Пушкина и его поэме «Руслан и Людмила», которая стала основой для оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Возможно исполнение увертюры к опере учащимся.

(Предполагаемое количество участников группы-3 человека)

Проекты всех творческих групп продемонстрируют, что Россия в 19 веке просто ворвалась в мировую культуру и заняла там одно из самых почётных, можно сказать, первых мест. Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства.

Ресурсы проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год. В случае успешной реализации проекта, заинтересованности со стороны обучающихся и учителей, возможно продолжение работы над проектами типа «Литературный салон», создание новых форм проектов. Так как воплощение проекта не требует больших вложений, мне это представляется вполне возможным.

В дальнейшем предполагается задействовать в реализации проекта обучающихся других возрастных групп.

Материально- техническое обеспечение школы позволяет осуществить анонс предстоящего мероприятия, осветить подготовку и реализацию проекта. Работа творческих групп облегчена стабильным доступом в Интернет, богатым библиотечным фондом.

Целевая аудитория и партнёры

Целевой аудиторией, на которую рассчитан данный проект, являются учащиеся 8-11 классов. К обсуждению результатов проекта привлекаются учителя-предметники, задействованные в реализации проекта, руководители методических секций школы, ребята, обучающиеся в старших классах (предполагается проведение тестирования).

Социальными партнёрами данного проекта являются краеведческий музей г. Карталы, Дом культуры железнодорожников, родители.

Перспективный план реализации инновационного проекта

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Первый этап (2016 -2017 учебный год) -организационный

Сроки

Мероприятия

Задачи

Ожидаемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сентябрь

Подготовка. Разработка проекта

Определение темы и целей проекта

Разработка проекта, составление плана работы

Обсуждают предмет с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, осмысливают полученные сведения

Знакомит с методикой проекта, мотивирует учащихся к совместной работе. Устанавливает цели и ставит задачи, проводит мониторинг участников с целью выявления их пристрастий.

Октябрь-ноябрь

Планирование. Изучение теоретического материала по организации творческого пространства

Объединение участников проекта в творческие группы

определение источников информации, способов сбора и систематизации информации, определение способа представления отчёта о проделанной работе, распределение обязанностей между членами творческих групп

Вырабатывают план действий, формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, координирует работу.

Второй этап (2016-2017 учебный год) - конструкторский

Декабрь- январь

Создание сценария литературного салона

Сбор информации от творческих групп, систематизация, полученного материала, решение промежуточных задач

Сценарий

Решают поставленные задачи, распределяют обязанности, готовят презентации, сообщения, анализируют, подбирают реквизит

Собирает полученную информацию, анализирует, создаёт сценарий

Третий этап (2016-2017 учебный год) - деятельностный

Февраль-апрель

Репетиции

Отработка материала, корректировка сценария (по необходимости)

Творческая работа всех участников проекта

Участвуют в проекте

Наблюдает, советует, координирует.

Четвёртый этап (2016-2017 учебный год) - заключительный

май

Защита проекта

Продемонстрировать творческую работу на должном уровне

Интересное, познавательное мероприятие

Проявляют свои творческие способности

Поддерживает, координирует ход программы

май

Мониторинг и обсуждение результатов проекта

Получение оценки проделанной работы

Привлечение к процессу создания подобных проектов учителей других предметных дисциплин

Участвуют в оценке проделанной работы путём обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, свою деятельность, качество исполнения, неиспользование возможностей, потенциал продолжения работы над проектами

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Совместная работа учителей и учащихся над созданием и реализацией проекта во внеурочное время, конечно же имеет положительные результаты. Данная работа не ограничивается рамками урока. Значительный объём работы ребятам предстоит выполнить самостоятельно, что дисциплинирует, подстёгивает к дальнейшим продуктивным действиям. Возможность проявить себя, выступить в новой для себя роли развивает креативные способности детей, учит их строить взаимоотношения, преодолевать трудности. Ребята ощущают свою значимость, что также повышает мотивацию к дальнейшему обучению.

Сценарий «Литературного салона» в дальнейшем может использоваться не только как цельное мероприятие. Предполагается использование отдельных фрагментов (презентации, сообщения, чтение произведений поэтов 19 века) сценария на уроках разных предметных дисциплин, во время проведения предметных недель.

Таким образом, если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

повышению познавательной активности,

повышению качества знаний по предмету,

развитию речи обучающихся,

воспитанию чувства толерантности, ответственности,

формированию любви и уважения к культурному наследию своей страны.

За время работы над данным проектом, мы не только углубились в изучение культуры 19 века, но и прониклись атмосферой того времени, ощутили величие русской культуры. В подготовке литературного салона проявили таланты не только ученики, чтецы, музыканты, историки, но и учителя, которые выступили на равных с учениками при защите проекта. Надеюсь, что наш проект не завершён, но мы уже можем наблюдать его результаты. Положительная динамика участия наших ребят в конкурсах, олимпиадах, повышение интереса к чтению, рост числа учителей, участвующих в методических конкурсах. Вот основные показатели успеха данного проекта.

Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта

В планах на будущее создание мини-проектов, посвященных литературному наследию («Русские баснописцы», «Поэзия серебряного века», «Мой Достоевский», «Поэты и писатели родного края», «Экспедиция в прошлое» (по текстам древнерусской литературы)). Разрабатывается проект «Я пишу…», в котором будут собраны произведения, созданные учащимися школы. Проект «Литературный салон» станет отправной точкой для создания последующих работ. Слайдовые презентации, созданные творческими группами, станут подспорьем учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков. В перспективе возможна корректировка содержания проекта, включение новых текстов, обогащение материала.

Желание продолжить данный вид работы, в первую очередь, изъявляют учащиеся. А это значит, что у нашей совместной работы большие перспективы

Конечными продуктами проекта стали:

Презентации

Сценарий литературного салона

Тестовые вопросы для мониторинга литературных предпочтений обучающихся

Открытые уроки.

Список литературы

Артёмов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. - 12-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448с.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От XVII века до современности: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2007. - 399 с.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 18-19 вв.: Учеб. Пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

История России. Часть 3. С конца ХVIII по 90-е годы ХIХ века. Электронный образовательный комплекс (Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19в. и Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7).

CD «Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы

Электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 класс»/Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Дрофа», ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003.

Поэты Самарской области

Наумова Анна,

ученица 6 «Б» класса

ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина

ж.-д. ст.Клявлино

С детства я увлекаюсь литературой. Особенно мне нравится лирика. Ближе всегда стихотворения, написанные людьми, живущими рядом, потому что они пишут о том, что нам знакомо, родное.

Проблема: Стихотворения самарских поэтов многим неизвестны.

Цель: Познакомиться с творчеством поэтов Самарской области.

    Найти информацию о поэтах Самарской области и их творчестве

    Обобщить эту информацию

    Рассказать о поэтах Самарской области одноклассникам.

Сбор информации. Анализ и синтез. Презентация

Гипотеза: Материал о творчестве самарских поэтов поможет познакомиться с литературой родного края.

Основная часть моей работы названа «Стихами дышит всё вокруг»

Богата земля самарская литературными талантами. Обратимся к тем именам, которые прославили своё отечество.

Владилен Иванович Кожемякин (1931 – 1984) – поэт, член Союза писателей СССР, автор 7 книг стихов. Закончил Московский литературный институт им. М. Горького. Жил и работал в Кирове (Вятке), Магадане, Пензе и Самаре. В Самару он приехал в 1966г. Работал на телевидении, в Союзе писателей, в газете “Волжская Коммуна”. В Самаре вышли книги его стихов – «Родня», «Отчая земля», «Ночная смена». В эти годы он печатается и в Москве – были изданы его книги «Дальняя дорога», «Потому что люблю».

С успехом печатался в центральных журналах – «Современник», «Молодая гвардия» и др. Его стихи и поэмы о России, о людях, которых он знал и любил, об их жизни и судьбах полны лиризма и любви. Погиб Владилен Кожемякин 16 октября 1984г.

Одним из любимых моих стихотворений является вот это:

Слова - они и мед, и черный деготь.

Когда ж ни с тем, ни с этим не знаком -

И то и это хочется потрогать

Младенчески бесстрашным языком.

Без слов ее чего б я нынче значил

Средь многих поэтических заик?

Волгам уж я доучиваться начал...

А, может выть, и портить свой язык.

Это стихотворение о силе и глубине слова.

Погиб Владилен Иванович в самом расцвете своего таланта, Осталась оборванной буквально на полуслове поэма, над которой он работал. Погиб более чем странно... Но мистика судьбы Кожемякина в том, что его гибель пришлась на очередную годовщину профессионального праздника Дня работников леса - русского леса, который в лице поэта потерял одного из самых вдохновенных своих заступников.

Всегда со мной, куда ни еду,

Я дома - дом, что берегу,

Она и ложка мне к обеду,

И кол кладбищенский врагу,

Мне дуг не гнуть из тонкокорой -

И не смогу, и век не тот...

Она - бумага, на которой

Моя поэзия живет.

Владислав Юрьевич Терентьев - родился 21 марта 1971 года в г. Куйбышеве, в простой рабочей семье. Окончил среднюю школу № 44 с преподаванием ряда предметов на немецком языке, а так же Куйбышевский учебно-производственный комбинат № 1 по профессии водитель-механик автотранспорта.

С 1989 по 1991 год служил в рядах ВС СССР за границей, является воином-интернационалистом.

Член Самарского регионального литературного объединения, неоднократный участник межзональных и межрегиональных фестивалей современной поэзии. Публикации в альманахах "Русское эхо", "Звёздная мозаика", "Жизненные грани", а так же на литературных сайтах:

"Золотое перо", "Изба-читальня", "Общественная литература", "Русь"

Номинант литературных премий:"Поэт года 2013 - 2016", "Наследие 2015 - 2016",а так же литературной премии им. Сергея Есенина "Русь моя - 2016"

Участник литературных конкурсов: "Георгиевская лента - 2016",

"Жигулёвская осень - 2016" литературного объединения "Лира", "Осенний калейдоскоп - 2016"

Меня привлекло его стихотворение «Мартовский дождь»

По веткам бисер разметав,

Унылый дождь таранит стёкла,

Он соблюдает свой “устав” –

Чтоб вся Вселенная промокла.

И строки рвутся мир пленять

С его народом разночинным,

Весну пытаются понять,

Где март рыдает беспричинно.

Пронзительны до боли строки стихотворения «Отец и сын» (Из цикла: “Думы об отце”)

Поволжье вновь в изгибе золотом,

Царит сентябрь, листва летит на плечи,

И я душою рвусь в отцовский дом,

Что добротой своей питает встречи.

Отец ростки пустил в моей судьбе,

С ним до зари в кафе сидели звёздном,

Прошли года, и говорю себе:

“Езжай к отцу, пока ещё не поздно!”

Петрищев Петр Васильевич родился 3.01.1946 года в селе Богдановка Самарской (Куйбышевской) области, вырос в поселке Алексеевка г. Кинель.

Полынные ветра родного поселка – первое, что воспел талант молодого поэта.

Петр Васильевич работал токарем на заводе п/я 160, п/я 32, пионервожатым Тростянской средней школы, служил в рядах Советской Армии.

В 1968 году поступил в Куйбышевский государственный педагогический институт, который с отличием закончил в 1972 году.

Работал директором Дмитриевской средней школы, зам. директора по УВР в СГПТУ №3 в поселке Алексеевка. Потом была работа в обкоме КПСС, учеба в Саратовской ВПШ (а) и Академии общественных наук (г. Москва), где он защитил диссертацию

Ольга Прокопьева

1. Пояснительная записка

Духовно – нравственное воспитание дошкольников рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

Духовно – нравственное воспитание – это и система воспитательных мер, и социально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленная на формирование и развитие духовно – нравственных качеств человека.

Программное содержание

Расширить знания детей об истории и культуре г. Шимановска;

Сформировать у детей чувство гордости за свой город и людей , живущих в нем;

Способствовать формированию убеждения о том, что каждый человек, в каком городе бы он ни жил , способен на подвиг, или умение сочинять стихи или музыку;

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за культуру своего города ;

Расширить знания о литературном наследии поэтов г . Шимановска;

Развивать творческие способности детей.

2. Актуальность реализуемого проекта

Актуальность данного проекта заключается в том , что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, сохранению обычаев и традиций народов, его населяющих. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие воспитанниками традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города , района, области, края.

Каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо , чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Как можно развивать чувство любви к малой Родине? Например, через знакомство с историей и культурой родного края, с творчеством талантливых земляков. Я уверена, что приобщая детей дошкольников и их родителей к духовным ценностям, показывая, как другие проявляют свою любовь к Родине, заставляя задуматься о том, а что каждый из нас может сделать полезного для своей семьи, детского сада, города , можно воспитать в ребёнке чувство уважения и любви к малой Родине.

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально – активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. От того, насколько развито чувство патриотизма каждого члена общества зависит судьба нашей Родины . А любовь к Родине, как известно, начинается с любви к своему городу , селу, поселку. Настоящий патриотизм невозможен без знания истории и культуры своей малой Родины.

Проблема проекта :

Можно ли через изучение литературного наследия поэтов города Шимановска воспитать чувство гражданственности и патриотизма.

В своей практике педагоги и родители часто сталкиваются со следующими проблемами :

Краткость доступной информации по истории своего края;

Слабое знание творчества местных поэтов , которые пишут о нашем городе .

У детей поверхностные представления о культуре родного города .

У детей имеются представления о родном городе , но знаний о его возникновении недостаточно. Родители мало рассказывают детям об истории города , о его достопримечательностях, недостаточно обращают внимание на красоту родного города , его непохожесть на другие города .

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с творчеством поэтов , музыкантов, художников нашего города , формирование у детей чувства гордости, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта .

Вариант решения проблемы :

Собрать информацию о людях нашего города , пишущих стихи;

Провести конкурс чтецов стихов поэтов нашего города ;

Создать электронную презентацию о поэтах нашего города ;

Выступить на собрании перед родителями с проектом ;

Использовать собранный исследовательский материал на занятиях и развлечениях;

Организовать встречи в музыкально – поэтической гостиной с творческими людьми г. Шимановска (Л. Г. Суровцевой, М А Ячменевой, Л. И. Драчук) ;

Собрать коллекцию компакт - дисков «История нашего города » , «Благодарю деда за Победу» , «Культурное наследие наших земляков» .

Цель проекта :

1. Воспитание чувства любви и уважения к малой Родине и, как следствие, к родной стране;

2. воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с маленького города ;

3. приобретение дошкольниками опыта успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах, социально значимых проектах ;

4. развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;

5. участие детей старшего дошкольного возраста и их родителей в создании тематических альбомов по истории родного города

6. Познакомить детей с биографией и творчеством знаменитых людей города , воспитывать чувство уважения и гордости к городу и его жителям . Расширить и закрепить знания детей, о профессиях взрослых, о достопримечательностях нашего города .

Воспитательные :

Организация социально значимой деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста.

Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, любви к своей Родине.

Формирование у воспитанников активной жизненной и гражданской позиции.

Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта) .

Образовательные и развивающие :

Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста;

Развить навыки проектной и исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста;

Формирование ключевых компетенций (коммуникативной, информационной, общекультурной, познавательной, личного самосовершенствования);

Предварительная работа

Ознакомить воспитателей с современной методической литературой по патриотическому воспитанию;

Организовать экскурсии в краеведческий музей г. Шимановска;

Провести цикл занятий и мероприятий по теме «Мой любимый город » ;

Организовать выставку детских рисунков;

Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;

Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с творчеством художников, поэтов , музыкантов г. Шимановска;

Подготовить совместными усилиями детей и родителей совместный семейный маршрут по памятным местам города ;

Систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме «Культурная жизнь нашего города » ;

Провести заключительное мероприятие акция «Шарик с пожеланием» .

Гипотеза :

Данный проект не только обогатит знания детей о родном крае, но и окажет положительное влияние на формирование у них гражданско-патриотического сознания, а также будет способствовать сплочённости детского коллектива.

Участники проекта :

Педагоги, родители, воспитанники старшего дошкольного возраста МАДОБУ № 15 г. Шимановска.

Ожидаемый результат

Знакомство с творчеством земляков будет способствовать формированию у дошкольников гордости за свой край, воспитанию патриотизма.

В ходе реализации мероприятий проекта воспитанники получат новые знания об истории, культуре малой Родины, талантливых людях родного края (поэтах , художниках, обычаях и традициях;

Календарный план проекта

Сроки Мероприятие Виды деятельности Результат (продукт)

октябрь Анкетирование педагогов и родителей

Объявление старта проекта . Групповое обсуждение мероприятий в рамках проекта , распределение обязанностей. Составлен план проведения проекта

Тематические занятия :

«Наш любимый город »

«Спасибо деду за Победу»

«Что такое культура»

«Моя семья»

Посещение краеведческого музея г. Шимановска

Занятия в музее Выставки рисунков

Конкурс родительских презентаций

Выставка генеалогических древ воспитанников старшего дошкольного возраста

декабрь Подготовка музыкально – литературных вечеров

«С. П. Повный – учитель и поэт »

«Строители БАМА – поэты г . Шимановска» Индивидуальная и групповая работа над изучение материала Авторский вечер с учителями поэтами школ г . Шимановска Л. Г. Суровцевой, М. Я. Ячменевой

Составление альбома «Стихи поэтов г . Шимановска для детей»

январь Посещение Детской библиотеки Знакомство с поэтическими сборниками и материалами печатных изданий Амурской области о поэтах земляках . Фотоотчёт.

Знание стихотворений поэтов – земляков .

февраль Выставка репродукций картин художников г. Шимановска А. Шабанова М. Бурлака Беседа о жизни и творчестве художников

Просмотр картин. Альбомы

«Поэты нашего города » «Художники нашего города »

март Тематическая неделя театра Подготовка и показ театрализованных постановок воспитанниками старшего дошкольного возраста малышам Фотоотчёт.

Привлечение родителей к пошиву костюмов, оформлению декораций

Альбом «Народный театр»

апрель Акция «Шарик с пожеланием» Сочинить короткое пожелание в стихах для жителей города и подарить его прохожему

Оформление результатов проекта

Анкета для педагогов и родителей

Какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин» , «гражданское воспитание? Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?

Достаточно ли хорошо Вы знаете культурно – историческое наследие нашего города , края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?

Какими способами Вы повышаете свой уровень компетенции в вопросах культуры и истории родного города , края?

Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам региональной культуры? Какие пути в решении этой проблемы Вы могли бы предложить?

Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного города , края?

Знаете ли Вы, что и как рассказывать детям о родном городе ?

Какую литературу, на Ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным городом и его историей и культурой? Назовите известные Вам источники

Какая методическая помощь Вам необходима для реализации задач гражданского воспитания Вашего ребенка?

«Иль это я приснился этой жизни… » В.Первушин.


Цель проекта:

  • Расширить и углубить знания одноклассников о жизни и творчестве писателей родного края;
  • Исследование жизни и творчества Вячеслава Первушина;
  • Выявление жизненной позиции Вячеслава Первушина.

Задачи:

  • Познакомиться с биографией Вячеслава Первушина;
  • Связаться и побеседовать с людьми, которые были знакомы с Вячеславом Первушиным;
  • Создать презентацию.

Большую помощь оказала Гузаева Ольга Павловна

Отбор материала

Знакомство со сборниками


Встреча с Таисией Константиновной – мамой…

«… , конечно, помогу. Тяжело вспоминать, хотя и время прошло…

Я рада, что о Славике вспоминают …»


Вячеслав Первушин…

  • Родился 30 сентября 1963 года в г.Димитровграде, Ульяновской области в обычной семье.

Вячеслав Первушин…

  • Мама, Таисия Константиновна, была учителем.
  • Папа, Михаил Иванович, - мастер участка железной дороги.

Отец хорошо рисовал.


Из семейного архива… Слава с сестрой Еленой

Ты пока бери этот рисунок, а я другой готовлю, ещё один.

Я думаю, что у тебя будет продолжение…

Так они и работали…


Школьные годы…

  • В 1970 году поступил в 1-ый класс средней школы №16.
  • Учился отлично, много читал.
  • С удовольствием читал классиков, особенно А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.Есенина.
  • Занимался спортом.
  • Сасостоятельно выучил
  • Английский язык.

Первые шаги в литературу…

  • Когда Женя учился в 7 классе, написал свой первый рассказ «Осень в лесу».
  • А уже в 8 классе записался в литературный кружок к Гузаевой Ольге Павловне и стал проявлять себя в поэзии.

Становление личности…

  • После окончания учёбы в университете работал редактором молодёжных программ Ульяновской ТРК «Волга», в ряде редакций областных газет, заведующим литературным отделом Димитровградского театра драмы.


«Российская литература не умрёт, пока в России есть Димитровград…»

«… следует отметить… признание жанра «фэнтези» в Димитровградской литературе, настоящий триумф, с которым был принят на семинаре Вячеслав Первушин, самый талантливый из всех представленных …»


Становление личности…

  • В 1999 году Вячеслав становится членом Союза писателей России.
  • А с июня 2002 года вступает на должность руководителя пресс-службы ГУВД.

  • Бог наградил Вячеслава многими талантами: он пел, играл на гитаре, сочинял музыку.

Талантливый человек талантлив во всём…

  • Но главным его талантом было – писать ярко, увлекательно, завораживающе как стихи, так и прозу:
  • рассказы
  • повести
  • романы

Талантливый человек талантлив во всём…

Произведения Вячеслава Первушина печатались в димитровградских газетах и журнале «Черемшан», в областных журналах «Мономах» и «Симбирск», в Казани в журнале «Идель».

Его произведения вышли в сборниках в издательстве Саратова.


Жанровое своеобразие произведений

  • Первушин – лирик и мистик, лукавый сочинитель детских новелл и крутой приключенческой повести, глубокий по философичности своих произведений фантаст и переводчик стихов и текстов песен известных в мире рок-групп.

Работа в газете

  • Будучи первым редактором городской газеты «Час пик», несколько первых номеров газеты Вячеслав сделал полностью литературным.
  • очерки;
  • газетные зарисовки;
  • аналитический материал.

Жанр «чёрного фэнтези»

  • Имя Первушина внесено в энциклопедию писателей в жанре фэнтези и фантастики в Екатеринбурге.
  • Рассказ «Ночь белого орла»
  • «Бродящий по снам»
  • «Дьявольское отродье»

Мнение критика

« … предельно чётко вычертить квинтэссенцию души человеческой

проследить за поведением человека, чувствующего одиночество в реальном мире и рвущегося иногда в некий ирреальный мир…»


Стиль

  • Для стиля Вячеслава Первушина характерна экспансивность – порывистая, экстравагантная выразительность.

Страшный сюжет для рассказа…

Сентябрь 2002 года

Трагическая смерть от рук бандитов.

Деревья зябко приуныли –

Хороним друга и поэта.

Страшнее сказки правда были,

Куплет остался недопетым.

Могильный холм: всем как-то стыдно,

Что не смогли, не сберегли…

Слова, слова… До слёз обидно!

Где правда? Чёрт вас всех возьми!


  • Ах, вот… - Ах, надо бы… Но поздно,
  • Не воскресить, не воскресить…

Зазря не сотрясайте воздух,

Он будет в книгах долго жить.

А многим ныне так известным

Не по плечу поэта сан.

Всегда таланту в мире тесно.

  • Покойся с миром, Пьер Вышан.
  • Владимир Кононов.

Он был настоящим…

Настоящие поэты долго не живут.

Он был настоящим…


Тема родины…

Я вновь на Родине, я снова у дверей,

Мою коляску волнами качала,

И смертный грех об этом забывать.

Как важно не забыть своё начало!

Будь счастлива, приволжская земля!

Я здесь до смерти якорь жизни кинул.


«Три возраста любви»

«… Ах, милая, милая моя родина. Любовь моя, и моя боль.

Я помню всё. Ты мой ребёнок и мой учитель - маленький, деревянный и грязный, большой, солидный, каменно-бетонный. Я помню всё.

Ты шептал мне: «Вернёшься». И я возвращался.

Ты у меня в крови. Будь счастлив во веки веков.


Люблю тебя, люблю до исступленья…

Я пил твоё дыханье с влажных губ,

В зелёных искрах нежных глаз купаясь.

Мы встретили друг друга как судьбу,

И в тот же день друг друга потеряли.


Посвящается…

Я родился как и ты, в сентябре,

И не ангелом, а чёрт знает кем,

Двадцать пятая зима во дворе,

А пока ещё никто и ни с чем…

Даже если буду в дальнем краю,

Я к Рязанским рощам вернусь,

На твоей могиле Русь пропою

И как бог до земли полонюсь.


Жизненная позиция

  • Участие в восстановлении города Спитак после землетрясения.
  • События Афганской войны

Мечта…

  • 16 января 2003 года – презентация сборника «Так, видно, было суждено…»
  • Октябрь 2004 года – презентация сборника «Иль я приснился этой жизни…»

Семья

Дочь Вячеслава Злата, которая появилась на свет в 1990 году недавно окончила САГУ. Единственная студентка с красным дипломом.

Со Светланой поженились в 1989 году.

Она очень хорошо рисует…

Учителя в школе часто сравнивали её с отцом, говорили: «… она не зубрилка, а как папа… умная, думающая…»


P.S.

К Таисие Константиновне редко, но обращаются за помощью некоторые ученики школ города, когда собирают необходимый материал о её сыне Вячеславе Первушине.

Последний сборник «Иль это я приснился…» они с дочерью Еленой подарили школам города. Как сказала Елене: «Никаких денег, Слава бы был не доволен…»

Таисия Константиновна очень жалеет о том, что школа, в которой учился её сын, не может организовать выставку или уголок, посвящённый творчеству Вячеслава Первушина…

В домашнем архиве хранится много блокнотов со стихами, которые не были изданы…


gastroguru © 2017