Модели организации обучения в доу. Модели обучения дошкольников в условиях доу. Российские программы дошкольного образования

Модели обучения

В зависимости от стиля общения педагога с детьми (авторитарный, демократический, либеральный) формируется модель процесса обучения.

Учебно-дисциплинарная модель. Ее целью было вооружение детей знаниями, умениями, навыками (ЗУНами). Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. В школе и других учебных заведениях показателями служили отметки, на основе которых высчитывались проценты успеваемости. При этом, оценивались«чистые знания» (что знает, умеет ребенок) в отрыве от анализа важных для обучении факторов.

Единообразие содержания, методов и форм обучения - отличительная черта учебно-дисциплинарной модели.Обучение в дошкольных учреждениях, школах и других учебных заведениях страны проводилось по единым программам, учебным планам, учебникам и пособиям.

Девиз обучения «Не можешь - научим, не хочешь - заставим» выражал взгляд на ребенка как на существо, в котором изначально заложено нежелание учиться. Распространенными методами обучения были объяснение (монолог взрослого), деятельность детей по образцу. С помощью этих методов у детей развивали исполнительность на репродуктивно-подражательном уровне. Чтобы принудить ребенка учиться, педагоги предъявляли к нему различные требования, прибегали к запретам, нотациям, наказаниям, обращались к родителям с просьбой «принять меры», воздействовать на него.

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением, свободных от догматизма и приспособленчества, побудила ученых (Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) к разработкеличностно-ориентированной модели обучения.

Личностно-ориентированная модель обучения.Цель такого обучения - развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов, т.е. личностное становление ребенка, обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности.

В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка (Ш. А. Амонашвили). Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и укреплять его «могу». Главная обязанность педагога - организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обучаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершенствования.

Технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. Обучение реализуется в совместной деятельности сотрудничестве педагога и детей, в котором педагог - помощник советчик, старший друг.



Типы обучения

Прямое обучение:

предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит передкаждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение:

заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая отпедагога к детям, от одного ребенка - к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы.

Задача педагога - руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок.

Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям.

Эффективные вопросы: установления сходства между предметами; проблемные вопросы; активизирующие образное мышление детей.

Трудности осуществления проблемного обучения:



1. Сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы.

2. Проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий.

Опосредованное обучение:

педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. «Научился сам - научи другого». Важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.

Педагог, осуществляя опосредованное обучение должен обладать следующими умениями: прогнозирование педагогического процесса, гибкость, мобильность поведения.

10. Обучение вне занятий. Роль обогащения развивающей предметно-пространственной среды в организации самостоятельной познавательной деятельности детей

Работа по организации учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду проходит в рамках следующих блоков видов деятельности: организованная образовательная деятельность; совместная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьей.

В целях обеспечения самостоятельной образовательной деятельности детей педагог создает в группе развивающую предметно-пространственную среду. Требования к развивающей предметно-пространственной среде определены вФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей.

3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Обучение представляет собой вза­имодействие двух сторон - обучающего и обучаемых. Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: авторитарным, демократическим, либеральным. В зависимос­ти от стиля формируется модель процесса обучения.

При доминировании демократичес­кого стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель. Указанные модели от­личаются целями, содержанием, методами обучения.

Долгое время в отечественной системе образования, в том числе и в дошкольных учреждениях, господствовала учеб­но-дисциплинарная модель . Ее целью было вооружение де­тей знаниями, умениями, навыками (ЗУНами).

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками:

Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание;

Лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай, как я!".

Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

Тактика - диктат и опека.

Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, не допускающий каких-либо исключений. Складывается взгляд на ребенка всего лишь как на объект приложения сил воспитательной системы.

Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний : считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали.

Единообразие содержания, методов и форм обучения - отличительная черта учебно-дисциплинарной модели. Обу­чение в дошкольных учреждениях, школах и других учеб­ных заведениях страны проводилось по единым програм­мам, учебным планам, учебникам и пособиям.

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением, свободных от догматизма и приспособленчества, побудила ученых (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) к разработке модели обучения , в основе которой лежит личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ре­бенка .



В личностно-ориентированной модели, котораяальтернативна учебно-дисциплинарной модели, воспитатель в общении с детьми придерживается принципа : "Не рядом и не над, а вместе!"

Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Это предполагает решение следующих задач:

Развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);

Формирование начал личности (базис личностной культуры);

Развитие индивидуальности ребенка.

Ожидаемые результаты-расширение степеней свободы развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формируется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются познавательные и творческие способности.

Эта модель способствует становлению ребенка как личности , обрете­нию им самого себя как неповторимой индивидуальнос­ти, обеспечивает чувство психологической защищенности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т.е. способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми.

В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка (Ш. А. Амоиашви­ли). Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и ук­реплять его «могу».

Главная обязанность педагога - орга­низовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обу­чаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершен­ствования.

Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей; исходя из задач, максимально полно развернуть возможность их роста.

Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.

В личностно-ориентированной моделисвоя педагогическая технология : переход от объяснения к пони­манию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.

Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве педагога и детей, в котором педагог - помощник, советчик, старший друг.

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Тема 5: Типы обучения.

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель опреде­ляет дидактическую задачу,ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец спо­собов выполнения задания (как рисовать дерево, как состав­лять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого уп­ражняет детей в овладении способами, действиями, необ­ходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятель­ности. Создается проблемная ситуация , решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и по­знавательных, ребенок не может. Для этого он должен «пе­реворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, ов­ладеть новыми знаниями и умениями.

В проблемном обу­чении осознать проблемную ситуацию,разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который на­правляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Коллективно-поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребен­ка - к другому. Решение проблемной ситуации-итог кол­лективной работы.

В исследованиях (И. Я. Лернер, Н. Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова и др.) подчеркивается особая роль про­блемного обучения в развитии мыслительной деятельно­сти детей, их творческих сил.

Очевиден нравственный аспект проблемного обучения: вместе «открыли», например, почему «заплакали стекла» в раздевальной комнате, когда прибежали туда, застигну­тые на участке внезапным дождем. Мысль одного ребен­ка (стекла запотели от пара) дала продолжение догадке других детей (откуда появился пар в комнате - может быть, с нашей влажной одежды?; почему влажными стали толь­ко стекла?). Дети свободно высказывают свои мысли, со­мнения, следят за ответами товарищей, спорят или согла­шаются. Складывается определенныйстиль делового со­трудничества, в основе которого- диалог равных партнеров (Т.А.Куликова).

Задача педагога -руководить сложным ансамблем , где солистом может быть каждый ребенок. Он вовлекает детей в совместный мыслительный поиск, оказывает помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой , в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждаю­щие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.

Основная движущая сила проблемного обучения- этосистема вопросов и заданий , которые предлагаются детям. Наиболее эффективными являются, прежде всего, те вопросы, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями. Особое место занимают проблем­ные вопросы, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получае­мыми знаниями. Ценны вопросы, активизирующие образ­ное мышление детей, воображение.

Учитывая важную роль проблемного обучения в акти­визации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.

Однако следует помнить и о «слабых сторонах » проблемного обу­чения.

Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей груп­пы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом».

Еще одна «слабая сторона» заключается в том, что проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий.

Принимая во внимание эти обстоя­тельства, не стоит считать проблемное обучение един­ственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.

Тема 6: Коллективно-поисковая деятельность .

В настоящие время целью воспитания и обучения является формирование личности, способной активно действовать, принимать самостоятельные решения, свободно мыслить. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Проектная деятельность - одна из новых форм в ДОУ, через которую успешно реализуется проблемно-поисковая деятельность. Она делает дошкольников активными участниками воспитательно-образовательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Основой проблемно-поисковых проектов является детская познавательно- исследовательская деятельность, в проекте Закона «Об образовании в Российской Федерации в числе основных форм организации образовательного процесса названа и познавательно-исследовательская деятельность, которая входит в число детских видов деятельности, а значит, как утверждал, А.В. Запорожец, создает условия для обогащения развития ребенка. Основной метод работы в проблемно-поисковых проектов - это самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации. Чтобы сделать это, ребенок должен актуализировать свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В процессе проблемно-поисковых проектов, чтобы направить поиск в нужное русло, детям предоставляется возможность вступать в диалог друг с другом и с педагогом. Коллективно-поисковая деятельность становиться своеобразной цепочкой мысли и действия, идущей от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Составляющим проблемно-поисковой деятельности является экспериментирование, и оно способствует развитию мышления, начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, который всегда направлен на разрешение какой-то задачи. При всех достоинствах экспериментирования как метода мы не можем только с его помощью решить все проблемы, поэтому при организации проблемно-поисковых проектов мы используем беседы, объяснения, рассказы, слайд- презентации. Целесообразное чередование методов, их взаимосвязь и взаимодополнение обеспечивают активность детей на протяжении всей проектной проблемно- поисковой деятельности.

Ведущей организационной формой обучения является коллективная, т.е. работа детей в парах сменного состава. По Дьяченко, обучение - это особым образом организованное общение, т.е. деятельность между носителями знаний и теми, кто их приобретает. Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка. На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки. При коллективных способах (КСО) у каждого ребенка появляется возможность осуществить индивидуальную траекторию развития: Разные дети осваивают одну и ту же программу по разным образовательным маршрутам; Одновременно сочетаются все четыре организационные формы обучения: индивидуальная, парная, групповая и коллективная. В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа: распределение предстоящей работы между участниками, процесс выполнения задания детьми, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства детьми.

Тема 7: Опосредованное обучение ,

Сущность опосредованного обучения в том, что педа­гог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, ви­дит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.

На основе собранных данных о разви­тии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс ус­воения новых знаний, умений, упрочить возникшие ин­тересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др.

Вывод : - смысл опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, т.е. активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников. Руководство опосредованным обучением требует от педагога умения прогнозировать педагогический процесс, гибкости, мобильности поведения.

Модели обучения. Учебно-дисциплинарная модель – авторитарный стиль. Девиз обучения «Не можешь – научим, не хочешь – заставим». Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. Цель обучения – развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов ребенка.

Слайд 12 из презентации «Обучение детей дошкольного возраста» к урокам дошкольного образования на тему «Обучение дошкольников»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке дошкольного образования, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Обучение детей дошкольного возраста.ppt» можно в zip-архиве размером 435 КБ.

Скачать презентацию

Обучение дошкольников

«Ознакомление детей с родным городом» - Мозговой штурм. Считалка. Педагогические технологии. Считалка «У литейного моста». Теория решения изобретательских задач. Технология развивающего обучения. Технология проектной деятельности. Дидактические игры. Основные педагогические технологии. Считалка «Грифоны». Технологии ознакомления детей дошкольного возраста с родным городом.

«Овладение грамотой» - Развитие мелкой моторики. Предпосылки для успешного овладения грамотой. Определить место звука «Л» в словах. Подбор антонимов. Назови ласково. Штриховка. Медицинское сопровождение. Достаточность словарного запаса. Образуй множественное число. Что лишнее. Крепкий фундамент. Мишка – мышка. Как можно назвать одним словом.

«Математика для малышей» - Дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом. Игра для ребенка. Главное – научить ребёнка думать. Нужна ли крошечному малышу математика. Практика применения элементарных математических представлений. Дети измеряют рост. Формализм. Усвоение математических представлений. Математика между делом.

«Математика для дошкольников» - Программа "Радуга". Способности. Задачи использования логических блоков. Математические способности. Логические блоки Дьенеша. Анализ программ. Программа воспитания и обучения в детском саду. Карточки - символы. Вид мышления. Программа "Развитие". Программа "Детство". Использование логических блоков.

«Обучение письму детей» - Актуальность проекта. Процессуальный компонент. Содержание. Целевой компонент. Диагностический компонент. Литература. Обучение письму детей старшего дошкольного возраста. Концептуальный компонент. Цикл занятий по обучению детей письму. Деятельность педагога и детей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История развития и становления методов обучения. Понятие и сущность процесса обучения, его задачи. Особенности традиционного обучения. Основные представления об обучении в аспекте программированного подхода. Принципы воспитания и их характеристика.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов. Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества дошкольников. Методика обучения детей лепке из соленого теста, особенности организации и проведения занятий.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2011

    Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Особенности процесса обучения дошкольников. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Условия и средства эстетического воспитания. Задачи и средства физического воспитания детей.

    шпаргалка , добавлен 20.06.2012

    Современная стратегия и тактика обучения родному языку. Задачи развития речи у дошкольников. Особенности подготовки и проведения занятий по обучению родному языку. Специфика обучения родному языку в разных возрастных группах, методы и приемы занятий.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Проблема воспитания и обучения. Сущность понятия воспитания как целенаправленного развития личности. Объективные и субъективные воспитательные факторы. Направления и виды воспитания. Методы, приемы и средства воспитательного воздействия на личность.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Воспитание как процесс формирования, развития личности. Особенности воспитания, его содержательная и процессуальная стороны. Факторы эффективности воспитания. Условия воспитательного процесса, его принципы и средства. Классификация методов воспитания.

    презентация , добавлен 25.08.2013

    Значение программ воспитания и обучения, их содержания от цели воспитания дошкольников. Программа "Пралеска" - первая национальная программа воспитания и обучения в детском саду. Характерные особенности белорусских программ воспитания в детских садах.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике. Преимущества альтернативных форм воспитания и обучения дошкольников и их внедрение в дошкольном образовании г. Кунгур Пермского края.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2008

Обучение представляет собой взаимодействие двух сторон – обучающего и обучаемого. Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: авторитарным, демократическим, либеральным. В зависимости от стиля формируется модель процесса обучения.

Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели. При доминировании демократического стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель. указанные модели отличаются целями, содержанием, методами обучения.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками: - цель – вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание; - лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми «Делай как я»; - способы общения – наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; - тактика- диктат и опека; - задачи педагога – реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. Единообразие содержания, методы и формы обучения – отличительная черта у учебно-дисциплинарной модели. Обучение в дошкольных учреждениях, школах и других учебных заведениях страны проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям.

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов и др.) к разработке модели обучения, в основе которой лежит личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. В личностно-ориентированной модели, которая альтернативна учебно-дисциплинарной модели, воспитатель в общении с детьми придерживается принципа «Не рядом и не над, а вместе». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: - развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); - формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Ожидаемые результаты – расширение степеней свободы развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. Эта модель способствует становлению ребенка как личности, обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности, обеспечивает чувство психологической защищенности, способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми.

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед нами). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создаются проблемные ситуации решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.

В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность – это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Решение проблемной ситуации – итог коллективной работы.

Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдают тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. далее необходимо вклбчить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам – научи другого».

gastroguru © 2017