Занятия по подготовке к школе психологом. «Психологическая подготовка детей к школе. Я — первоклассник» план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему. Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при п

Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе

Цель: формирование психологической и мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Задачи:

    Формирование учебных мотивов;

    Развитие зрительного анализа;

    Формирование предпосылок логического мышления;

    Развитие способностей принимать и понимать учебную задачу;

    Развитие произвольности регуляции деятельности и поведения;

    Формирование восприимчивости к обучающей помощи, мотивов учения;

    Развитие вербальной механической памяти; развитие мелкой моторики; зрительно-моторной координации; воображения; восприятия.

    Развивать познавательный интерес к школе, учебную мотивацию;

    Формировать универсальные учебные навыки (контроль, самоконтроль, работа в парах, подготовка своего рабочего места);

    Развитие способности осознавать, понимать и выражать эмоции вербально и невербально.

Цикл занятий предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, психогимнастические упражнения.

Занятие 1

Пароль игра «Кто знает, пусть продолжает»

Цель: упражнять в классификации живой природы.

Ход: Педагог называет обобщающее слово, а дети слова относящиеся к данному значению.

Например: насекомые это……… (муха, жук и т.д)

Рыбы это………

Цель: развивать чувство группового единства, настрой на предстоящую работу.

Сядьте удобно. Три раза глубоко вздохните и выдохните. Включается музыкальное сопровождение. Я приглашаю вас в путешествие на облаке. Представьте, что вы сели на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из мягких подушек. Почувствуйте, как вы хорошо расположились на этой большой облачной подушке. Путешествие начинается (дети накрываются покрывалом ). Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас в волшебную страну, где вам будет интересно. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти, что-то чудесное и волшебное… (30 секунд). На счет «три» открываем глаза.

Игра «Представление»

Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.

Ход игры: Игра проводится с мягким мячиком. Ведущий приветствует детей собравшихся на занятие и предлагает всем представиться. Один ребенок называет свое имя, а все остальные придумывают как можно ласково назвать. Например: «Меня зовут Юля». Дети хором – Юленька.

Игра «Что я люблю»

Цель: раскрепощение участников, частичное снятие защитных барьеров.

Ход игры: Игра проводится в кругу с мягким мячиком. Детям предлагается ответить на несколько вопросов. Первый: какое моё самое любимое занятие. Затем – любимая игрушка, любимое лакомство.

Физкультминутка:

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Энергичные движения плечами.

Стоп! Сели.

Травушку покушали

Тишину послушали.

Приседание.

Выше. Выше. Высоко.

Прыгай на носках легко!

Работа за столами. Задания на листочках см. приложение 1.

Цель: развитие логического мышления

«Рисование бус»

Цель: выявить объем условий, который ребенок может удерживать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.

Инструкция: «Нарисуй 5 кругов первый и четвертый раскрась в зеленый, а остальные круги в любой другой цвет».

Работа в парах. А сейчас соседи обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения.

Игра «Изобрази явление» (1 часть)

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.

Педагог вместе с детьми перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, идет дождь, появляются лужи.

Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

«Дует ветер» - дует, вытянув губы.

«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.

«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.

«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.

«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

Игра «Изобрази явление» (2 часть)

Цель: стимуляция внимания, развития умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.

Звучит спокойная музыка, дети движутся по кругу или танцуют хаотично по комнате. Как только музыка прекращается, дети останавливаются, слушают, какое явление назовет педагог, и выполняют соответствующее движение.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке»

Цель: развивать чувство группового единства, релаксация.

Ход упражнения: (дети садятся на ковер). Звучит релаксационная музыка из серии «Хромотерапия» №2 (зеленый-здоровье).

Вы прекрасно справились со всеми заданиями, но а сейчас нам предстоит дорога обратно. Сядьте удобно. Три раза глубоко вздохните и выдохните. Я приглашаю вас в обратный путь на облаке. Представьте, что вы сели на белое пушистое облако. Теперь вы снова на своем облаке и оно везет вас назад. Ваше облако медленно поднимается в синее небо, снова ветер овевает лицо. Здесь высоко в небе все спокойно и тихо (1 секунд) облако опускается медленно и тает в воздухе. На счет три откройте глаза. Встаем, потянитесь, выпрямитесь.

Рефлексия.

Занятие 2

Пароль «Назови признак объекта»

Сегодня пароль на наше занятие игра «Назови признак объекта». Я показываю вам объект и карточку со значком признака, вы отвечаете полным ответом. Например: игрушка по признаку влажности сухая.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Добрые волшебники».

Цель: настроить детей на работу, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.

Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Взрослый выбирает непопулярных детей, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

По очереди подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.

Игра «Магазин» с блоками Дьенеша.

Цель: Учить детей находить объект по описанию, используя модель «Объект – имя признака - значение имени признака».

Педагог описывает один из блоков по свойствам, а ребенок по описанию должен найти этот блок. Например: «Найди, пожалуйста, красный, толстый, прямоугольный, маленький блок». Дети по очереди отыскивают блоки по описанию, и в конце игры подсчитывается количество блоков у каждого, победил тот, у кого блоков больше. Если ребенок не справляется с поставленной задачей, то ход переходит соседу справа и т.д., пока задание не будет выполнено.

Физкультминутка (см. Занятие №1)

Работа за столами

Игра «4 лишний»

Цель: формировать умственные действия классификации и обобщения на слух.

    Старый, дряхлый, маленький, ветхий

    Храбрый, злой, смелый, отважный

    Час, минута, лето, секунда

    Книга, телевизор, радио, магнитофон

    Автобус, дом, самолет, корабль

    Картошка, капуста, кастрюля, яблоко

    Мальчик, девочка, мама, бабушка

    Нога, ботинки, валенки, тапочки

Упражнение « Продолжи ряд» (см. Приложение 4)

Цель: Развивать логическое мышление (систематизация)

Игра «Стоп, один! Стоп, два!»

Цель: развиваем внимание

Вы можете бегать по комнате до тех пор, пока я не скажу «Стоп!» и не назову какое-нибудь число, например, «один». Тогда вы должны стать так, чтобы касаться пола только одной частью тела. Как вы это сделали? Может ли кто-нибудь показать мне, как бы он стоял?..

Если я крикну «Стоп, два!», вы должны коснуться пола двумя частями тела. Может мне кто-нибудь показать, как бы он дотронулся до пола?..

Рефлексия

Занятие 3

Пароль: игра «Найди похожий» (1 вариант)

Педагог показывает какой-либо объект и предлагает детям найти в комнате похожий, по какому либо признаку (цвет, форма, материал, форма и т.д.) объект

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Волшебные очки»

Цель: настроить на работу; снять барьеры, отгораживающие ребенка от других.

Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее, что человек прячет иногда от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

Упражнение «Ошибка в книжках»

Цель: развивать внимание.

Шурочка Ряба, Золотая Рубка, Шар-птица, Гусли-лебеди, Полк и семеро козлят, Кособок, Кошечка - Хаврошечка, Киса и Журасль, Смоляной Бачок, Красная Тапочка, Крот в сапогах, Гадкий утенок, Кусалочка, Нежная королева, Серая лейка, Сивка Мурка, Федорино море, Маленький цветочек.

Игра «Логические кубики – кондитерская фабрика» (игры с блоками Дьенеша)

«Передо мной лежат коробки, как вы думаете, что должно лежать в этих коробках (конфеты). Мы с вами сегодня будем кондитерами и для того, чтобы подобрать в наши коробки конфеты нам помогут наши блоки и логические кубики». Дети по очереди подбрасывают кубики и по выбранным свойствам подбираем подходящий блок.

Работа за столами

Упражнение 1

Упражнение 2

Упражнение 3

Игра «Стоп, один! Стоп, два!» (см. Занятие №2)

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 4

Пароль: игра «Найди похожий» (1 вариант) (см. Занятие 3)

Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Я дружу с …»

Водящий педагог, который произносит слова «Я дружу с …», а дальше описывает внешность одного из детей. Ребенку нужно узнать себя, быстро подбежать к водящему, пожать руку и сказать «Привет!» Далее водит он.

Упражнение «Отгадай словечко по его определению»

Цель: развитие кругозора, внимательности.

    Вязаные, кожаные, рабочие, теплые, ежовые (рукавицы)

    Резиновые, лайковые, вязаные, хирургические, боксерские (перчатки)

    Белый, черный, пышный, румяный, свежий, черствый, ржаной, пшеничный (хлеб)

    Воздушный, земной, елочный, бильярдный (шар)

    Червивое, зеленое, красное, наливное, сладкое (яблоко)

    Дневной, ночной, детский, обувной, взбитый, массажный (крем)

    Первый, последний, дверной, школьный, телефонный (звонок)

    Золотой, речной, сахарный, морской (песок)

    Пшеничное, кукурузное, футбольное (поле)

    Солнечные, электронные, настенные, ручные (часы)

    Белая, серая, летучая, полевая, компьютерная (мышь)

Физминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели – встали, сели-встали

И на месте побежали.

Игра «Логические кубики – садовник» (игры с блоками Дьенеша) см. Занятие 3

Цель: развивать логическое мышление.

Упражнение «Выкладывание из спичек» (См. Приложение 35)

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из спичек.

«Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми спички и выложи точно такой же узор (дом). При выкладывание будь внимателен. Приступай к работе».

Цель: развивать внимание и память.

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть» и т.д. Тот кто ошибается выходит из игры. Игра постепенно усложняется если дети справляются с одним запретным числом, ведущий назначает 2 или 3 запретных числа. Игра продолжается пока в игре не останутся 1-2 ребенка.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 5

Пароль: игра «Найди похожий» (2 вариант)

Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.

Детям предлагают найти в комнате два похожих объекта и доказать их сходства по признакам (материал, цвет, место и т.д)

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Комплименты» (игра с мячом)

Цель: снятие барьеров, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее.

Игра:Цепочка» (игры с блоками Дьенеша)

Цель: развивать логическое мышление

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы.

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру и форме, по толщине и т.д)

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Психогимнастическое упражнение «Шалтай-Болтай»

Цель: мышечное расслабление

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Работа за столом

Задание: «Вербальные аналогии»

Цель: развитие интеллектуальных способностей, логических абстракций.

Психолог называет слова связанные логическими аналогиями, задача ребенка подобрать подходящую аналогию по примеру предложенной парочки.

День – ночь (солнце - ?)

Летчик – шофер (самолет - ?)

Снег – лед (лыжи -?)

Бидон – чайник (молоко - ?)

Топор – коса (дрова -?)

Упражнение «Графический диктант»

Цель: развитие внимания, мелкой моторики.

Дети по речевой инструкции рисуют узор, а потом его продолжают.

Одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо и т.д. после дети продолжают узор.

Игра «Назови соседей»

Цель: развитие координации, мышления.

Педагог берет мяч и бросает каждому ребенку, по очереди называя число от 1 до 10, пойманный мяч должен назвать «соседей» названного числа (на 1 больше, на 1 меньше). Тот кто ошибся выбывает из игры.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 6

Пароль «Опиши объект по признакам»

Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени признака».

Сегодня пароль на наше занятие игра «Опиши объект по признакам». Я показываю вам объект, а вы вспоминаете значки признаков и находите этот признак у данного объекта. Например: игрушка по признаку влажности сухая.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: расширить знания детей о невербальных средствах общения, создать положительный эмоциональный настрой на занятие.

Педагог спрашивает у детей как можно поздороваться друг с другом. Дети отвечают. Если называются только словесные формы приветствия, педагог сам приводит примеры невербальных форм приветствия. Детям предлагается поздороваться друг с другом без слов. Упражнение проделывает каждый ребенок.

Упражнение «Оцени ситуацию»

Цель: ознакомить детей с правилами школьной жизни.

Для первого задания вам каждому нужен один зеленый, один красный круг, они для вас приготовлены на этом подносе. Возьмите. Я вам читаю правила школьной жизни. Ваша задача ответить на вопрос по принципу «светофора». Если вы считаете этот поступок правильным, поднимите зеленый круг, если не согласны, то красный круг (дети сами готовят себе рабочее место).

    Сережа на уроке все время разговаривал со свои другом.

    Катя внимательно слушала свою учительницу.

    Лена поделилась карандашами с Наташей, которая забыла пенал.

    Кирилл во время уроков ответы выкрикивал с места.

    Если учитель не спрашивала Сашу, он обижался.

    Увидев, что пример сложный, Коля не стал даже пробовать его решать.

    Аня поднимала руку, чтобы ответить на вопрос учителя.

    Рома на перемени помог учителю приготовить класс к уроку.

    Дима на перемене громко кричал в коридоре.

Игра «Подскажи словечко» (антонимы и прилагательные)

Цель: развивать внимание, обогащение словарного запаса.

    Волк злой, а бабушка (какая?)….добрая

    Доска шершавая, а камень (какой?) …гладкий

    Дедушка старый, а папа (какой?)…молодой

    Кирпич тяжелый, а перышко (какое?) …легкое

    Если дом сделан из кирпича, то он (какой?) … кирпичный

    Шапку сшили из меха, значит, она (какая?)…. Меховая.

    Днем светло, а ночью…темно.

    Летом жарко, а зимой…холодно.

Игра: «Второй ряд»

Цель: развивать логическое мышление.

Педагог выкладывает в ряд 6-8 (по количеству детей) фигур. Детям предлагается построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера; такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

Физкультминутка «Первоклассник»

Как придет желанный час Круговое движение правой рукой

«циферблат»

Мы пойдем все в первый класс Бодро шагают на месте

Всем о школе мы расскажем Качают головой, руки на пояс

Будем мы держать в порядке Руки «полочкой» перед собой

Книжки, прописи, тетрадки 3 раза на каждое слово развести прямые

руки перед собой

Все домашние заданья Сложить руки над головой «домиком»

Выполним мы точно в срок Постучать пальчиком по запястью-«часам»

И всегда без опозданья Бодро шагают на месте

Приходить всем на урок Руки «полочкой» перед собой

В школе должен научиться

Там нельзя будет лениться Погрозить пальчиком

Нужно делать все на «пять» Ритмично хлопать, показать ладошкой

«пятерку»

Задание «Дорисуй в каждом квадрате нужный предмет» (обобщение, классификация (см. Приложение 5)

Цель: развивать мышление (классификация, обобщение)

Упражнения, облегчающие написание букв.

Цель: развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Упражнение 1

Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2

Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежит 10-15 счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение «Продолжи узор» (см. приложение № 39)

Цель: развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко»

Цель: обучать детей произвольному выражению различных эмоциональных состояний.

Дети садятся в круг и складывают ладони так, чтобы в них можно было спрятать маленький предмет. Ведущий обходит всех, делает вид, что прячет у каждого колечко, а на самом деле оставляет только у одного участника игры. Задача водящего по выражению лица угадать, в чьих ладонях ведущий спрятал предмет. Если будет отгадан тот, у кого колечко, он – водит. Дети мимикой и позой стараются ввести в заблуждение водящего.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 7

Пароль: «Найди объект по заданному признаку»

Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени признака».

Я называю значение имени признака, а вы находите объект в кабинете, подходящий под этот признак. Например: по цвету синий.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Царевна – Несмеяна»

Цель: настроить на позитив, разрушение защитных барьеров.

Взрослый рассказывает сказку про Царевну – Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные по очереди будут подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же из всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все- таки вызвать у нее улыбку или смех.

В качестве Царевны - Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются рассмешить всеми силами.

Упражнение «Школа и настроение» (с мягким мячиком)

Цель: продолжать знакомить детей с разными эмоциями и передавать их, используя мимику; определить уровень мотивационной готовности.

«Давайте вспомним с помощью пиктограмм, какие чувства может испытывать человек. Я показываю пиктограмму, а вы изобразите это чувство на своем лице. А с каким чувством вы пойдете в школу, изобразите на своем лице это чувство и почему, объясни» (дети передают мячик по кругу и выполняют задание).

Упражнение «Разложи по группам» (работа с блоками Дьенеша)

Цель: развивать логическое мышление.

«Разложи фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были чем-то похожие. Чем похожи фигуры в этой группе?» Каждый ребенок берет несколько блоков и создает группу по схожим признакам.

Физминутка см. Занятие №6

Работа с листочками см. Приложение №6,7

Цель: развивать мышление

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: развитие внимания, произвольности, мышления.

Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч поочередно каждому ребенку и говорит «Земля» или «Вода» и ребенок должен сказать название животного или рыбы, или птицы, если назовут «Воздух» При слове «Огонь» ребенок должен повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Выбирается победитель.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 8

Перед вами «Модель мира», мы с вами будем называть объекты относящиеся к рукотворному миру к классу: посуда, игрушки, одежда и т.д

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Игра «Конкурс хвастунов»

Цель: снять барьеры в общение, настроить на занятие.

Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом справа. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Выиграет тот, кто лучше похвалиться, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Выбирается победитель.

Игра «Два обруча» (игры с блоками Дьенеша)

Цель: развиваем мышление.

На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать:

    внутри синего обруча;

    внутри обоих обручей;

    внутри синего, но вне красного;

    вне синего и красного обручей;

    внутри красного обруча;

    вне красного обруча;

    внутри красного, но вне синего.

Затем дети по очереди располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча были все красные.

Вопросы:

    Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

    Внутри синего, но вне красного?

    Внутри красного, но вне синего?

    Вне обоих обручей?

Физминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик – чик.

Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора!

Работа за столами .

Задания на листочках см. Приложение №8

Цель: развивать мышление

Подвижная игра «Телефон – факс»

Цель: учить осознавать свои тактильные ощущения.

«Кто из вас хотя бы раз видел, как приходит факс?.... Я хочу вам показать, как наша группа может превратиться в телефон – факс. Стоя в цепочки друг за другом, каждый из вас смотрит на спину того, кто стоит впереди. Я рисую что-нибудь пальцем на спине ребенка, стоящего в конце цепочки, а он пытается понять, что было нарисовано, затем рисует тоже самое на спине того, кто стоит перед ним. И так картинка передается все дальше и дальше. Ребенок, стоящий впереди всех, рисует ее на доске. Начинаем прямо сейчас…»

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 9

Пароль: «К какому классу относится?»

Цель: закреплять умения детей работать с моделью мира; развивать мышление, умение классифицировать.

Перед вами «Модель мира», мы с вами будем называть объекты относящиеся к природному миру к классу: животные, растения и т.д

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Свеча»

Цель: настроить на занятие, снять барьеры, раскрепостить участников.

Дети по кругу передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу добрые слова и пожелания. Передача свечи сопровождается релаксационной музыкой из серии «Хромотерапия».

Работа за столами.

Отгадывание загадок (дети стоят вокруг стола со школьными принадлежностями)

Цель: развивать мышление и кругозор.

    В школьной сумке я лежу.

Как ты учишься, скажу. (дневник)

    Я большой, я ученик

В ранце у меня….. (дневник)

    Должен каждый ученик

в школу брать с собой …..

    Как успевает ученик

Расскажет все о нем дневник.

    На коробку я похож,

Ручки ты в меня кладешь.

Школьник, ты меня узнал?

Ну, конечно я…. (пенал)

    Стоит дом кто в него войдет

Тот ум приобретет (школа)

    Чтобы было где писать

В школе нам нужна…. Тетрадь

    Новый дом несут в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель и учебники)

    Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно……. карандаш

Работа на листочках см. Приложение №9

Игра «Дотронься до…»

Все играющие одеты по - разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…синего!» Все должны быстро отыскать у участников игры, что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются, кто не успел - водит.

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Занятие 10

Пароль упражнение «Как можно использовать

Цель: развивать воображение, творческое мышление.

Ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример: газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на стол или пол, зажечь костер, завернуть что – нибудь в газету и т.д.

Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)

Упражнение «Приветствие»

Цель: снятие барьеров, настрой на занятие.

«Привет всем у кого есть сестры, косички, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вел, а кто плохо, у кого светлые волосы и т.д. и т.п.» Дети вместо ответа «да» говорят «привет».

Упражнение «Что означает это слово?»

Цель: развивать мышление, связную речь.

«Перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей). Постарайтесь объяснить ему значение каждого слова. Например: сапоги - непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.

Игра «Два обруча» (игры с блоками Дьенеша) см. Занятие №8

Работа за столами

Упражнение «Портфель школьника» (работа возле стола, дети стоят вокруг)

Цель: развивать внимание, расширить кругозор.

«Скажите, а у вас было такое что вы или ваши знакомые, родные забывали, путали, куда-то опаздывали (ответы детей). Хорошо или плохо быть, рассеянным, невнимательным?. Посмотрите, у меня в руках два портфеля, один собирал внимательный ученик, другой рассеянный, давайте определим, кто какой портфель собирал» (дети рассматривают содержимое и определяют). Дети делятся на две команды, и собирают портфель внимательного ученик, а после команды друг у друга проверяют.

Задания на листочках См. Приложение №9

Подвижная игра «Запретное число»

Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)

Рефлексия

Конспект занятия
педагога-психолога с детьми
по подготовке детей к школе 6-7 лет
Тема: «Скоро в школу! »

Подготовила: педагог-психолог
МБДОУ д/с № 12 «Белочка»
Краснова Е.В.

Цель: Формировать школьную готовность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышать психологическую безопасность детей (способствовать уменьшению тревожности и напряженности перед обучением в школе);
2. Продолжать развивать психические процессы: мышление, внимание и слуховое восприятие;
3. Стимулировать внутригрупповое общение.
Оборудование: Мяч, простые карандаши по количеству детей, бланки с заданиями на каждого ребенка, колокольчик, магнитофон, кассета с расслабляющей музыкой.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Сообщение детям цели занятий: - Здравствуйте, ребята, я рада Вас всех приветствовать! Сегодня на нашем занятии мы будем играть, думать и отдыхать. А для начала, давайте пройдём на ковер и сядем в кружок.
Приветствие. Я всем вам предлагаю ласково поприветствовать друг друга по имени, начнем с лева от меня по часовой стрелке:
“Я рад (а) тебя видеть, Андрей! "
Разминка. Игра "Скажи наоборот".
Цель: развивать внимание, логическое мышление.
Задание: ведущий (педагог, обращаясь по имени к каждому ребёнку, называет слово. Ребёнок называет в ответ слово, противоположное услышанному, по смыслу.
сильный - слабый
высокий - низкий
маленький – большой
черный - белый и т.д.
Основная часть.
Игра «Загадки».
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать логическое мышление. /- Дети, а вы любите отгадывать загадки?
Что за добрые друзья живут дома у меня?
Они стоят в шкафу, на полках, в переплётах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне, что происходит на земле,
Есть ли инопланетяне, что творится в океане,
Чем питаются мартышки, - обо всех расскажут..(книжки)
То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.. Что такое я?. .(тетрадь)
Носят девчонки, носят мальчишки в кожаном доме тетрадки и книжки.
(портфель).

Ребята, про что загадки?
- Как вы думаете, почему я вам загадываю про школьные принадлежности?
- Итак, речь у нас пойдёт о школе, и играть вам сегодня я предлагаю в школу.
- А что вам нравится больше всего: читать книги, разговаривать, выполнять разные задания, смотреть телевизор или играть с игрушками?
- Вы бы остались еще на один год в детском саду?
- Вы все будете первоклассниками, поэтому я предлагаю вам поиграть в школу. Как вы думаете, с чего начинается и заканчивается урок в школе? (со звонка - колокольчик)
- Начинаем первый урок! (Звенит колокольчик) И я приглашаю сесть вас за парты.
Упражнение «Лабиринт»
Цель: развивать наглядно-образное и логическое мышление, развивать внимание.
Задание: «Перевернём листочки и поможем мальчику найти дорогу в школу».
(Звенит колокольчик): «Колокольчик приглашает вас немного отдохнуть».
Игра-физкультминутка «Зеркало»
Цель: снять возбуждение и импульсивность, развивать внимание, стимулировать внутригрупповое общение.
Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребёнок показывает движения поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т. д. Другой ребёнок, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то дети в паре меняются ролями.
(Звенит колокольчик): «Переменка закончилась, и колокольчик приглашает вас вернуться на свои места и продолжить урок».
Игра "Кто чему хочет научиться в школе"
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе, развивать произвольную сферу, вербальное мышление.
Задание: - Сейчас мы повторим три жеста. Встаньте все в круг.
- Руки вперед: "И я тоже. Согласен".
- Руки за спину: "Я не буду. Не согласен".
- Руки на голову, почесать в затылке: "Я подумаю. Я еще не знаю".
"Я - серенький волчок. Я пришел в школу, чтобы научиться кусаться (писать, царапаться, читать, вязать, бегать и прыгать как спортсмен, обзываться, хорошо учиться). А вы? " (Дети отвечают одним из трех жестов)
Упражнение "Пары слов".
Цель: Развивать опосредованное запоминание.
Психолог: «Сейчас я назову вам пары слов. Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить: шум - вода, мост - река, весна - ручей, стол - обед, рубль - копейка, лес - медведь, день - вечер, школа - радость, зима - снег, лето - бадминтон, витамин - здоровье».
Затем психолог называет первое слово из пары, а дети называют второе.
Расслабление.
Цель: Повышать мотивационную готовность детей к школе через позитивное внушение, повышать психологическую безопасность детей, уменьшать тревожность, снять напряженность.
Инструкция: - Ребята, вот и закончилась наша игра в школу, теперь нам пора отдохнуть и вернуться в детский сад. Пройдёмте на ковёр.
Задание: Дети закрывают глаза.
- А сейчас представьте себе, что вы собираетесь с мамой первого сентября в школу, вы все на-рядные, в руках у вас красивый букет для первой учительницы, вы несете свой первый портфель в котором лежат тетради и учебники, чтобы многое узнать в школе, вас встречает добрая и умная учительница, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много интересного о разных странах, о различных знаменитых людях, вы узнаете основы многих школьных предметов, выучите русский и иностранный язык, сможете ставить опыты на уроках и получать хорошие оценки «четверки» и «пятерки» Все радуются, поздравляют вас И каждый повторяет про себя: "Я буду первоклассником! Я - хороший. Все, кого я знаю, хорошие. Все, с кем я буду учиться, хорошие. Я буду стараться. Я узнаю много интересного".
Рефлексия занятия
Цель: ретроспективная оценка в двух аспектах:
- психологическом (понравилось - не понравилось, было хорошо - плохо и почему);
- познавательном (почему это важно, зачем мы это делаем).
- Чем мы занимались на этом занятии? В какие игры играли?
- Зачем нам это нужно? Как это может помочь в жизни?
- Что вам понравилось? Что не понравилось? Почему?
- Что было для вас трудным, а что давалось легко? Почему?
Ритуал прощания
Цель: сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Инструкция: - Поблагодарите друг друга за совместную игру. Пожмите каждому руку и скажите: "Мне было приятно с тобой увидеться, играть. Спасибо! "

Используемая литература:
1. Куражева Н.Ю. Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик-семицветик». – СПб.: 2004.
2. Нижегородцева В.Н., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Владос, 2001.
3. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: 2009.
4. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Татьяна Николаева
План конспект открытого занятия по психологической подготовке детей к школе в подготовительной группе

План- конспект открытого занятия по психологической подготовке

детей к школе в подготовительной группе

Цель : создание условий для познавательной активности и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками.

Задачи :

Развитие познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, мыслительных умений и речи.

Воспитание чувство доброжелательности, сплоченности.

Формирование позитивной мотивации к обучению.

Место проведения : кабинет психолога

Группа : подготовительная группа

Тема : «Путешествие будущих первоклассников»

Тип занятия : комплексное с элементами тренинга.

Время реализации – 30 минут.

Материалы и оборудование, необходимые для занятия : колокольчик, картинки, компьютер, смайлики эмоции, простые карандаши, мешочек.

Краткий план :

1. Организационный этап – 1 мин. Приветствие.

2. Мотивационный этап – 1 мин. Настрой на занятие .

3. Практический этап.

Остановка «Загадочная»

1). Упражнение «Собери разрезные картинки» - 3 мин.

2). Упражнение «Внимание рисуем» - 3 мин.

Остановка «Угадайка»

3). Игра «Говори наоборот» - 2 мин

4). Упражнение «Четвертый лишний» - 3 мин.

Физкультминутка «Переменка» - 3 мин.

Остановка «Почемучка»

5). Упражнение «Чего не хватает» - 2 мин.

6). Упражнение «Найди отличие» - 3 мин.

Остановка «Познавайка»

7). Упражнение «Найди пару» - 3 мин.

8). Упражнение «Бывает, не бывает» - 3 мин.

4. Рефлексивный этап – 3 мин.

Ход занятия:

Этап 1. Организационный.

Цель : создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.

Приветствие ладошками.

Дети стоят по кругу.

Здравствуй небо!

Здравствуй земля!

Здравствуйте все мои друзья!

Здравствуй раз, два, три, четыре, пять, шесть

Нам здороваться не лень.

Психолог : Дети, любите ли вы путешествовать? Я хочу пригласить в путешествие в «Страну знаний» . Ведь знания нужны всем, а особенно тем, кто собирается в школу . Вы же собираетесь в школу ? Тогда вы будущие первоклассники.

Этап 2. Мотивационный.

Давайте ребята, представим, что мы сегодня пойдем в школу , и мы будем самыми настоящими первоклассниками. И у нас будет самый настоящий урок. Давайте, закроем глазки, представьте, что одели школьную форму , у вас радостное настроение, открывается школьная дверь .

Звенит школьный звонок (колокольчик, начинается наш урок. Открываем глазки . Вы готовы к путешествию?

Ребята, давайте построились и поехали в путешествие.

Психолог : Вот мы подъехали к первой остановке «Загадочная» . Здесь приготовили интересную задачу. Когда вы сможете ее решить, то станете еще более умными и внимательными.

Этап 3. Практический.

1. Здесь нам приготовили задание «Собери разрезные картинки»

Перед детьми хаотично выкладываются разрезанные изображения. Предлагаем собрать картинку.

Великолепно, молодцы ребятки!

2. У нас задание такое «Внимание, рисуем»

Ребята, сейчас вам нужно будет внимательно посмотреть на экран там появится картинка и запоминать, то, что там нарисовано, когда экран закроется, и картинка исчезнет вы должны будете нарисовать на листочках то, что вы запомнили. Хорошо? Внимательно запоминаем. Экран закрывается, и рисуем то, что запомнили. Кто закончил карандашики положили, чтобы бы я видела, что вы закончили.

Такие внимательные. Молодцы!

Психолог : Нам пора отправляться в путь. Вот мы приехали на вторую остановку «Угадайка» . Вот она! Ребята давайте присаживаемся на диван.

3. Игра «Говори наоборот» . Ребята говорят противоположное слово.

4. Упражнение «Четвертый лишний» .

Сейчас я раздам картинки на ней будет изображено 4 предмета, один из которых лишний. Какой лишний вы должны подумать и сказать. И объяснить, почему этот предмет лишний.

Правильно ребята! Молодцы!

Все стали.

Дети приглашаю Вас на переменку «Молекула 1,2,3 и др» .

Психолог : Поиграли, отдохнули, получили хорошее настроение и нам пора отправляться в путь.

Мы приехали на третью остановку «Почемучка» .

5. Следующая игра «Чего не хватает»

Посмотрите, на компьютер, я буду показывать картинки, а Вы должны сказать чего не хватает? (показ картинок)

И это выполнили успешно. Молодцы!

6. Следующее задание «Найди отличие»

Посмотрите внимательнее, Вам нужно будет посмотреть на 2 картинки и сравнить их и найти отличия (10 отличий) .

Психолог : Продолжаем наше путешествие. Вот остановка под названием «Познавайка»

7. Следующее упражнение называется «Найди пару»

Вот мешочек, вытащите по одной картинке и найдите пару по смыслу. Дети находят пару и объясняют.

Молодцы! Хорошо дети!

8. Игра «Бывает, не бывает» .

«Смайлик не знает, для чего ходят в школу . Он сидит и размышляет. Ребята, давайте поможем смайлику. Если то, что он говорит, правильно, вы хлопните в ладоши. Если неправильно - топните ногами.

Этап 4. Рефлексивный.

Психолог : Нам пора возвращаться в наш садик. Вот наше путешествие закончилось, и мы вернулись в наш детский сад.

Психолог : Давайте встанем в круг, я раздам вам смайлики. Посмотрите это, какое настроение? Пожалуйста, скажите вам понравилось наше путешествие? Выберите смайлик и покажите какое у вас настроение после нашего путешествия?

Я очень рада тем, как вы решали задачи, учились. Вы умные, внимательные, сообразительные. Молодцы!

Спасибо всем. На этом наше занятие завершается . До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Приключение в лесной школе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» - детский сад № 51 «Родничок» первой категории, с. Кагальник,.

Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе Конспект открытого логопедического подгруппового занятия по подготовке руки к письму в подготовительной группе. Тема: «Уроки Мудрой Совы».

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе Подготовила: вос - ль подготовительной группы №5 Шарафутдинова Е. И.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в Страну Знаний» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 447 комбинированного вида «Семицветик».

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет Тема: «Создание Лесной школы» Задачи: - повышать у детей уверенность в себе; - учить быть внимательными друг к другу; - знакомить детей.

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет «Путешествие с цветиком - семицветиком». Цель: формирование у детей психологической готовности к школе Задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать. Развивать логическое.

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну знаний» Конспект занятия по подготовке обучению грамотев подготовительной к школе группе «Путешествие в страну знаний». Цель: Закрепить у детей.

Конспект занятия по подготовке детей к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

Конспект открытого занятия по подготовке к школе «Цветик-семицветик» Открытое занятие по подготовке к школе «Цветик-семицветик» Цель- обобщение и систематизация знаний, полученных перед школой. Задачи: .

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе «О подготовке детей к школе» Сценарий родительского собрания в подготовительной группе МКДОУ Рамонский детский сад № 3 О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Дата: сентябрь –.

Библиотека изображений:

Кузьмина Александра Анатольевна
МБДОУ "Детский сад № 17" г.Бийск
Педагог-психолог

Мастер-класс «Формирование психологической готовности детей 6-7 лет к школе»

В настоящее время, согласно федеральным государственным стандартам, дошкольное детство не рассматривается исключительно как подготовка к школе, как рассматривали раньше. С 1 сентября 2013 года был введён новый вариант закона об образовании, в котором дошкольное образование впервые в истории Российской культуры становится полноценным уровнем образования наряду с начальной школой, школой, вузом. Главная задача стандарта дошкольного образования - позитивная социализация и индивидуализация личности, поэтому важнейшая задача системы дошкольного образования - всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к успешной социализации в школьных условиях.

Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.

Под психологической готовностью к школе имеют в виду формирование целого комплекса новообразований, позволяющих ребенку безболезненно включаться в школьную жизнь. Условно в этой готовности выделяют несколько компонентов.

В первую очередь, это интеллектуальная готовность , включающая некоторый запас знаний о мире, о людях, определенный уровень развития мышления, степень правильности, четкости и обобщенности представлений ребенка, владение рядом приемов умственной деятельности и т. д.

Во-вторых, это так называемая мотивационная готовность к школе, связанная с формированием желания стать школьником.

В-третьих, это личностная и социальная готовность , помогающая ребенку утвердиться в коллективе, уметь действовать вместе, общаться со взрослыми и сверстниками, формировать уровень притязаний.

Кроме, того, в понятие психологической готовности входит достижение ребенком определенного уровня в развитии всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, а также освоение некоторых простейших навыков - счета, чтения, решения элементарных задач.

И, наконец, это волевая готовность , связанная с формированием контроля над внешними и внутренними процессами и планированием собственных действий.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства , то есть специально организованных занятий с ребенком. Вашему вниманию предлагается одно из таких занятий.

Цели занятия:

1.Повышение самооценки и уверенности ребёнка в себе.

2.Обучение способу снятия мышечного и эмоционального напряжения.

3.Развитие произвольной регуляции деятельности.

4. Развитие познавательных процессов.

Вводная часть

Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт, сплотить группу.

  1. 1. Приветствие «Весёлое приветствие».

Цель: установление эмоционального контакта, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

Психолог включает любую танцевальную музыку и дети начинают ходить по комнате (можно прыгать, танцевать). После слов «раз, два, три друга найди!» каждый ребёнок должен найти себе пару и встать рядом. Психолог предлагает поздороваться ушами, мизинцами, пятками и т.д.»

  1. 2. Разминка «Хлопок бежит по кругу».

Цель: развитие внимания, активизация детей.

Дети по кругу, по очереди передают хлопок своему соседу.

Основная часть

Цель: развитие психических процессов, коммуникативных навыков, произвольной регуляции деятельности, повышение самооценки и уверенности в себе.

  1. Игра «Говори»

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу). «Говори!»; «Какой сейчас месяц»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д. Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

  1. 4. Игра « Тут что-то не так».

Цель: развитие речи, внимания.

Ведущий достает куклу Тимошу. Тимоша обращается к детям: «Здравствуйте ребята! Что я вам расскажу! Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» - и рога уже наставила. Я испугался и убежал».

«Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб! На веточке растет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его».

«Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла».

Дети должны сказать, что было неправильно в рассказах Тимоши.

  1. Физминутка «Медвежата»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили. (круговые движения головой)

Вот так, вот так (поочередно в разные стороны)

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали. (наклоны в стороны, руки вперед)

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так, вот так

И из речки воду пили. (ходьба «по-медвежьи», наклоны вперед)

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Вот так, вот так

Выше лапы поднимали. (пританцовывать, руки вверх)

  1. 6. Игра «Пирамида любви»

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Дети садятся в круг. Психолог говорит детям: «Каждый из нас что-то и кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу. Расскажите и вы кого и что вы любите. (Рассказы детей.) А теперь давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида, высокая - потому что мы любимы и любим сами».

  1. 7. Комплекс «Волшебный сон»

Цель: Саморасслабление.

Психолог просит детей закрыть глаза.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем (2 раза).

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело (2 раза).

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко…

(Длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Дети открывают глаза.

Заключительная часть

  1. Рефлексия.
  1. 9. Ритуал прощания «Собрались все дружно в круг»

Собрались все дружно в круг

Я - твой друг, и ты - мой друг!

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Дети по кругу дарят улыбку своему товарищу.

«Серия «Психологическая служба» В.Л. Шарохина ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Конспекты занятий Москва ББК 88.8 Ш25 Шарохина В.Л. Ш25 Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты...»

Серия «Психологическая служба»

В.Л. Шарохина

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА

ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Конспекты занятий

Шарохина В.Л.

Ш25 Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты

занятий. - М.: ООО «Национальный книжный центр»,

2016. - 48 с. (Психологическая служба.)

ISBN 978–5–904827–43–4

В пособии представлены конспекты занятий-встреч с

детьми подготовительной группы детского сада и их родителями. В ходе таких занятий психолог проводит диагностику и развивает предпосылки к учебной деятельности, коммуникативные и поведенческие навыки, общую и мелкую моторику детей, активизирует познавательные процессы. Дети получают возможность привыкнуть к роли ученика, а родители – наблюдать за своим ребенком в процессе его обучения и общения со сверстниками.

Пособие сопровождается электронным приложением, которое поможет специалистам оснастить занятия демонстрационным и раздаточным картинным материалом.

Адресовано психологам и педагогам, занимающимся подготовкой детей к школе.

ББК 88.8 Оригинал-макет данного издания является собственностью ООО «Национальный книжный центр» (НКЦ), и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещено Электронное приложение к пособою вы можете скачать на странице сайта www.


nbcmedia.ru/download ключ: 5904827434 ISBN 978–5–904827–43–4 © В.Л. Шарохина, 2010 © Оформление. ООО «Национальный книжный центр», 2014 С ОДЕРЖА НИ Е Введение.............................. 3 ОКТЯБРЬ.............................6 День 1.............................6 День 2............................ 11 День 3............................ 15 День 4............................ 19 День 5............................ 22 День 6..................

–  –  –

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает наличие у него следующих качеств:

организованность, аккуратность;

волевые качества;

внимание, способность к длительному сосредоточению (15–20 мин.);

сообразительность, любознательность;

развитая речь и хорошее воображение;

хорошая память;

моторная ловкость;

дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми;

начальные навыки счета и чтения.

В этом пособии даны конспекты занятий-встреч с детьми подготовительной группы.

Такая форма работы поможет специалистам реализовать следующие задачи:

оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребенка;

оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения;

оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;

оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление;

оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки;

помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе;

помочь родителям «увидеть» своего ребенка в процессе обучения, общения со сверстниками и т.д.

По окончании каждого цикла занятий психолог заполняет таблицы:

Таблица 1

–  –  –

В октябре, после проведения первого цикла занятий-встреч и диагностики (с результатами необходимо ознакомить администрацию ДОУ, воспитателей и родителей), формируются коррекционно-развивающие группы (подгруппы) для детей со сходными проблемами.

Психолог планирует занятия и проводит их до мая.

В мае начинается второй цикл занятий, по окончании которого психолог заполняет таблицы 1, 2 и 3:

–  –  –

№ Фамилия, имя ребенка Уровень готовности к обучению в школе п/п

Таблицу 3 можно заполнять с помощью условных обозначений:

++ – высокий уровень готовности;

+ – средний уровень готовности;

– – низкий уровень готовности.

Условные обозначения:

–  –  –

ХО Д З А Н ЯТ ИЯ Игра «Именной круг»

Психолог говорит:

– Ребята, давайте знакомиться. Этому поможет игра «Именной круг». Встаньте рядом со мной в круг. Я передам мяч тому, кто стоит слева от меня, и два раза назову свое имя. А потом вы будете передавать мяч и называть свои имена.

Игра «Пчелы»

Психолог говорит:

– А теперь поиграем в другую игру. Вы – пчелы. Я пчелиный часовой. Если я три раза позвоню в колокольчик, значит появился трутень и его надо прогнать – быстро-быстро летать и махать крылышками. Два звонка предупреждают об опасности – надо спрятаться, присесть. Один звонок – опасность миновала, пчелы спокойно летают.

Все необходимые для занятий карточки к упражнениям даны в приложении «Раздаточный материал»

Упражнение «Загадки»

Дети отгадывают загадки:

Конь стальной, Хвост льняной.

(Иголка с ниткой) Весь Антошка – Шапка да ножка, А дождик пойдет – Он подрастет.

(Гриб) Сели на странички Тридцать три сестрички.

Сели рядом – не молчат, Нам загадки говорят.

(Буквы) Весной вырастают, А осенью опадают.

(Листья) Игра «Воздух – земля – огонь – вода»

Психолог предлагает детям встать в круг и говорит:

– Узнаем, кто у нас самый внимательный. Когда я скажу «воздух» – руки поднимите вверх, если услышите «земля» – руки вниз, «огонь» – вращайте руками вперед-назад, «вода» – руки вперед. Кто ошибется, садится на стульчик.

По окончании игры все аплодируют самому внимательному участнику.

Упражнение «Задачи-шутки»

Дети сидят за столами.

Психолог предлагает им отгадать шуточные задачи:

– В комнате зажгли три свечи. Одна из них сразу погасла, а остальные продолжали гореть. Сколько свечей осталось в комнате? (Три свечи.)

– Тройка лошадей пробежала два километра. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (Два километра.)

– Утка весит два килограмма, когда стоит на одной ноге.

Сколько она будет весить, если будет стоять на двух ногах?

(Два килограмма.) Упражнение «Помоги судье»

– Зайцы собираются устроить соревнования по бегу и прыжкам. Каждый заяц взял табличку с номером. Внимательно посмотрите на картинку и подскажите медведю, какие номера пропущены, а какие встречаются дважды.

– Сколько зайцев изображено на картинке? (20.) Упражнение «Школа для животных»

Психолог говорит:

– Я расскажу вам о школе для животных. О тех, кто там учится. Первой в школу пришла лошадка – чистенькая, аккуратная, спокойная. Перед школой она вымыла уши, расчесала гриву и хвост, ровно подстригла челочку, надела новые носочки. В школе лошадка внимательно слушает учителя, делает то, что ей говорят, сразу.

Поднимите руку те, кому понравилась лошадка, кто хочет быть похожим на нее.

Тому, кто поднял руку, выдается синяя фишка – символ лошадки.

– За лошадкой в школу пришел медвежонок. Сразу видно, какой он умный. Он хочет в школу: ведь там можно многое узнать, там решают задачи, а он очень любит ломать голову над всякими задачами и загадками. Когда медвежонок думает, а думает он все время, он чешет лапкой за ухом. Поэтому голова у него постоянно лохматая. Так как медвежонок постоянно занят умными мыслями, он несколько рассеян, может не заметить стоящего рядом зверя и нечаянно наступить ему на лапу. В таких случаях он очень огорчается и обязательно извиняется.

Кому понравился медвежонок, кто хочет быть похожим на него?

Тому, кто поднял руку, выдается коричневая фишка.

– Прибежала в класс белочка. Больше всего на свете она любит веселую компанию. Очень в школу хотела: ведь там так много зверят, со всеми можно поболтать и посмеяться. Белочка-болтушка знает много историй и песенок. Она непоседа, не может долго оставаться на одном месте, все время скачет. Белочка очень ласковый зверек. Если кому-то грустно, она обнимет, приласкает, развеселит, пощекочет мягким хвостиком, но сама может расплакаться, когда ее никто не замечает, когда не с кем поболтать. Если кто-то скажет грубое слово, белочка сердится и кидается шишками.

Кому нравится белочка, поднимите руки.

Тому, кто поднял руку, выдается желтая фишка.

– Затем пришел котенок. Это самый умелый организатор и выдумщик. Он так хорошо может придумывать игры, что с ним всегда интересно. Он никогда не скучает. Если рядом друзья, котенок затевает общую игру. Если рядом никого нет, он может играть с чем угодно: с клубочком, с палочкой, с собственным хвостом. У него покладистый, добродушный характер и единственное, чего он не любит, это слово «надо». Мама-кошка часто слышала от сына «Не хочу!» и привела его в школу, надеясь, что малыш подрастет и станет послушнее. Котенок с удовольствием прибежал в школу: он любит все новое. Но по дороге в школу он сказал маме: «Не хочу становиться взрослым!

Хочу всю жизнь играть! В школе ведь разрешают играть?»

Кто похож на котенка, кому нравится котенок?

Тому, кто поднял руку, выдается розовая фишка.

– А вот в класс входит зайка (психолог показывает мягкую игрушку). Он дрожит, сжимается в комочек и тайком смахивает слезинку. Кто утешит зайку?

Дети подходят к зайке, обнимают его, успокаивают, говорят, что в школе хорошо, не страшно. Тот, кто считает себя похожим на зайку, берет черную фишку. (У каждого ребенка может оказаться несколько фишек.)

– Учительница в этой школе – кенгуру. Она прекрасная учительница, такая, что лучше не бывает! Опишите ее характер, скажите, кто из учеников ей нравится? (Ответы детей.)

Кенгуру дает задание на дом:

Выучить песенку «Нам не страшен серый волк» и завтра спеть. Кому задание? (Зайке.) Целую минуту посидеть молча и внимательно рассмотреть цветок, а завтра его описать. Кому задание? (Белке.) Совершить маленькую и безвредную проказу: перелезть через забор, хотя рядом есть калитка. Кому задание? (Медвежонку.) Сделать серьезное взрослое дело: например, перевести слепого крота через дорогу. Кому задание? (Котенку.) И т.д.

Упражнение «Разноцветный лист»

На столе каждого ребенка – набор цветных карандашей и лист бумаги.

Психолог говорит:

– Нужно раскрасить лист. Медвежонок, состоящий из одного ума, раскрасил бы его коричневым цветом, а мы сложнее:

в нас всего много. Но мы разные: в одних больше веселости, общительности, в других – аккуратности, спокойствия.

Психолог напоминает принадлежность каждого из символов. Детям предлагается выбрать нужные карандаши и раскрасить листы бумаги.

По результатам двух последних упражнений психолог делает предположение о принадлежности детей к одному из 5 типов учеников: исполнительский, интеллектуальный, коммуникативный, игровой, тревожный.

Психолог говорит:

– Вот и закончилась наша первая встреча. Завтра встретимся вновь. Дома с папой и мамой обсудите, как прошел первый день в школе. Спасибо! Вы молодцы! До свидания!

–  –  –

ХО Д З А Н ЯТ ИЯ Упражнение «Кто что вспомнит?»

Психолог просит каждого ребенка вспомнить что-нибудь из прошлого занятия и рассказать об этом.

Упражнение «Части суток»

На столе каждого ребенка – набор карточек к упражнению.

Психолог говорит:

– На картинках изображены части суток. Найдите картинку «Утро» и положите ее перед собой. Утро сменяется...?

(Ответы детей.) Возьмите картинку «День» и положите ее справа от картинки «Утро». После дня наступает...? (Ответы детей.) Найдите картинку «Вечер» и положите ее справа от картинки «День». Заканчивается вечер и начинается...? (Ответы детей.) Верно, последняя картинка – «Ночь». Молодцы!

А теперь повторим: утро, день, вечер, ночь.

Методика «10 слов»

Психолог говорит:

– Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте и запоминайте их: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.

Дети должны воспроизвести запомнившиеся слова в любой последовательности. Каждый ребенок выполняет задание индивидуально. Взрослый (родитель, воспитатель или психолог) записывает его результат.

Нормальный уровень памяти – 5–6 слов.

Методика «Пары слов»

Для определения смысловой памяти психолог предлагает детям запомнить пары слов: шум – вода, мост – река, весна – ручей, стол – обед, рубль – копейка, лес – медведь, день – вечер, школа – радость, зима – снег, лето – бадминтон, витамин – здоровье.

Затем он называет первое слово из пары, а вызванный ребенок – второе.

Упражнение «Что раньше – что позже?»

Психолог раздает простые карандаши, карточки к упражнению и говорит:

– Рассмотрите картинки, на которых изображен лук. Найдите и отметьте картинку с изображением лука, посаженного раньше других.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание.

– А теперь обратите внимание на картинки с изображениями одуванчиков. Найдите и отметьте рисунок одуванчика, который вырос позже остальных.

Упражнение «Нарисуй недостающую фигуру»

– Рассмотрите и назовите все геометрические фигуры в квадрате под номером 1.

Дети выполняют задание.

– Как вы думаете, какой фигуры не хватает?

Дети высказывают свое мнение. При возникновении затруднений психолог дает образец ответа.

– Рассмотрите фигуры во втором квадрате и самостоятельно нарисуйте недостающую фигуру.

Дети выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

Упражнение «Загадки»

Дети отгадывают загадки:

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае Вереницею летят, Не воротятся назад.

(Дни недели.) Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят.

(Месяцы.) Что ночью сияет и всё освещает?

–  –  –

Упражнение «Задачи-шутки»

Дети отвечают на вопросы:

– Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Бывает так или нет?

– На что похожа половинка яблока? (На другую половинку.)

– На какое дерево сядет ворона во время дождя? (На мокрое.)

– Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, потому что дни разделяет ночь.) Упражнение «Что получится?»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

– Рассмотрите необычные примеры и решите их – нарисуйте в пустых клеточках нужную картинку.

Дети самостоятельно или при помощи родителей выполняют задание, затем проводится проверочная работа.

Итог занятия и домашнее задание

Дети заканчивают предложения:

– Сегодня на занятии понравилось....

– Сегодня на занятии не понравилось....

– Ты сегодня гордишься собой, потому что....

Психолог дает домашнее задание:

– Нарисуйте две картинки – одну под названием «Какой я сейчас», вторую – «Каким я хочу быть» (или «Каким меня видят дома»).

–  –  –

ХО Д З А Н ЯТ ИЯ Проверка и обсуждение домашнего задания Игра «Зеркало»

Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребенок показывает движения – поднимает, опускает руки, хлопает в ладоши и т.д. Другой ребенок, выполняя роль зеркала, в точности повторяет все движения. Если «зеркало» сделает неправильное движение, то дети в паре меняются ролями.

gastroguru © 2017