Аналитическая справка об использовании икт в собственной деятельности. Использование икт - технологий педагогом доу Справка информационные технологии в детском саду

Справка об использовании ИКТ в деятельности
воспитателя высшей категории государственного бюджетного
образовательного учреждения средней общеобразовательной школы имени В.С.Юдина
с. Новый Буян муниципального района Красноярский

Самарской области
Дахно Елены Викторовны

Применение ИКТ на игровых занятиях не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Также наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта может использоваться педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами.

С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе воспитателя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети, где Дахно Елена Викторовна делится своими наработками.

На занятиях Дахно Елена Викторовна применяет информационные технологии в процессе изучения новых для воспитанников понятий, для обобщения и систематизации полученных знаний, при выполнении игровых и творческих заданий.

Елена Викторовна считает, что занятие с показом мультипликационных фильмов гораздо интереснее, чем рассказ воспитателя. В ходе занятий включаю учебное видео для детей «Почемучка», в котором в простой и доступной форме разъясняются трудные темы: «Что такое радуга? », «Уникальная планета Земля», «Стекло», «Почему идёт дождь? », «Что такое звук? », «Как делают бумагу? », «Почему у нас такой календарь? », «Почему снежинки все время разные? »; обучающие мультфильмы и телепередачи «Фиксики», «Лунтик и его друзья», «Даша-следопыт», «Шишкин лес», «АБВГДейка», в которых в игровой форме детей учат тому, как устроен мир вокруг, учат дружить, приобретать навыки уверенности в себе, уважать старших и помогать младшим.

Воспитанники, просматривая материал в яркой и интересной для них форме, являясь свидетелями происходящего на экране землетрясения, пожара, грозы, активно участвуя в приключениях героев, учатся сопереживать происходящему, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. При проведении физкультминуток, на занятиях творчества, релаксации использует музыку великих композиторов П. И. Чайковского, И. С. Баха, Л. Бетховена.

Используя информационно-коммуникационные технологии, не забывает о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками. На занятиях использует раздаточный материал, развивающие прописи, которые печатает на компьютере или заимствует на сайтах: портал «Солнышко», http://www.razvitierebenka.com/, http://detsad-kitty.ru/,http://skyclipart.ru/, http://www.poznayka.ru/, http://dohcolonoc.ru/. С помощью применения компьютера оформляет наглядную информацию в родительский уголок: папки-передвижки «Яблочный спас», «Зимние травмы», «Домашний доктор», «Вместе учимся переходить дорогу» и др. праздничные стенгазеты «8 марта- праздник мам», «Широкая масленица», «23 февраля –День защитника Отечества».

Каждый день Дахно Елена Викторовна находится в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения информационных технологий.

Опубликовано на сайте http:// infourok . ru / user / dahno - tltna - viktorovna .

Документ составила зам.директора по ОДО ________ /Гурко Е.Е./

Документ подтвердила директор ГБОУ СОШ им. В.С.Юдина

с.Новый Буян ____________/Арабчикова Е.Н./

Марина Скараева
Новаторские технологии. Использование ИКТ в ДОУ

«В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других» Конфуций. (Слайд 2)

«Технология » , при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы.

Следовательно, использование в образовательном процессе ДОУ инноваций - это не модная тенденция, а требование времени! (Слайд 3)

Что же такое "инновационные технологии "? (Слайд 4)

Инновационные технологии - это организационно - методический инструментарий педагогического процесса в ДОУ (система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленный на достижение позитивного результата в современных условиях и на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Одним из основных направлений использование инновационных технологий является ИКТ . (Слайд 5)

Что подразумевается под термином "информационно-коммуникационные технологии "? (Слайд 6)

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это личностно-ориентированные технологии , способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. (Слайд 7)

Что включают в себя ИКТ? (Слайд 8)

ИКТ средства : телевизор, фотоаппарат, мультимедиа, магнитофон, компьютер и конечно же интерактивное оборудование. (Слайд 9)

В чем состоит актуальность использования ИКТ в ДОУ ? (Слайд 10)

Актуальность проблемы :

(Слайд 11)

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества.

Вытекает из Концепции Национальной программы информатизации - «информатизация образования направлена на формирование и развитие интеллектуального потенциала нации, усовершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения».

Компьютер, мультимедийные и интерактивные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения , средством коммуникации, необходимой для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Какими документами мы руководствуемся при использовании ИКТ ?

(Слайд 12)

Документы :

(Слайд 13)

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ»

2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

3. «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

4. Нормативные документы

5. Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества

6. Реализация программы «Электронная Россия»

7. Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа »

Цели :

(Слайд 14)

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

Усиление интеллектуальных возможностей детей в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Современный ребенок? Какой он? (Слайд 15)

Особенности развития детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, образовании и развитии.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений стали активно использовать ИКТ , как основное достижение в работе с детьми. И я не исключение. Самостоятельно освоив компьютерные технологии , мультимедийное и интерактивное оборудование, я применяю свои умения и навыки в работе с детьми. (Слайд 16)

Поэтому трудно не согласиться с высказыванием нашего президента В. В. Путина : «Новые знания и технологии не должны лежать под сукном, не должны оставаться мертвым грузом. Мы с вами все прекрасно понимаем - такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, предстоит сформировать и заново создать механизмы распространения информации, сделать ее открытой и максимально доступной, через использование ИКТ ». (Слайд 17)

Что можно сказать о преимуществах ИКТ? (Слайд 18)

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютерное, мультимедийное и интерактивное оборудование обладает рядом преимуществ : (Слайд 19)

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал - движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Предоставляет возможность индивидуализации обучения;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты) ;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их, поощряет детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей

Что можно сказать о недостатках ИКТ? (Слайд 20)

Недостатки ИКТ :

(Слайд 21)

При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера : не хватает средств на техническое оснащение помещений , создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки , приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов : необходимо уметь не только пользоваться современной техникой , но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет.

Чрезмерное обращение с компьютером может привести к ухудшению зрения ребенка, а также отрицательно сказаться на его психическом здоровье.

Особенно это опасно для застенчивых детей.

Нельзя уповать только на компьютер, мультимедиа и ИД.

Ребенок – маленький человек, он может формироваться и развиваться, только общаясь с людьми, и, живя в реальном мире.

Необходимые условия для сбережения здоровья ребенка при использовании ИКТ . (Слайд 22)

(Слайд 23)

Непосредственно образовательную деятельность с использованием ИД для детей 5-7 лет следует проводить не более 1 раза в течение дня и не чаще

3 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности : во вторник, среду и четверг.

Допустимое расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети - 2 - 2,5 метра.

Продолжительность интерактивных игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6-7 лет - 15 минут.

По окончании НОД с детьми проводят гимнастику для глаз.

Т. О. при грамотном использовании ИКТ , при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. (Слайд 24)

Использование ИКТ в ДОУ :

(Слайд 25)

ИКТ как средство взаимодействия с социумом.

ИКТ как средство сотрудничества с родителями.

ИКТ при организации методической работы с педагогическими кадрами.

ИКТ для детей как средство передачи и хранения информации, в различных игровых технологиях .

Разработка технологий , дидактических пособий, проектов с включением ИКТ.

ИКТ как средство сопровождения программы.

ИКТ как средство обучения, при организации образовательного процесса с детьми.

Основной вид деятельности дошкольников - игра. Через игру проявляется, формируется и развивается личность ребенка.

А использование компьютерных игр способствует повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей. (Слайд 26)

ВЫВОД. (Слайд 27)

В. В. Путин : «Интернет и ИКТ - это возможность общения, самовыражения, это инструмент повышения качества жизни, информационной обеспеченности общества» (Слайд 28)

В нашем дошкольном образовательном учреждении мы активно используем новаторские технологии . На базе нашего ДОУ в январе 2015 года проходил семинар – практикум по подготовке детей к школе, через использование современных педагогических технологий , в частности по применению ИКТ.

Спасибо за внимание! Творческих успехов! (Слайд 30)

Современную жизнь невозможно представить без компьютеров. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI веке, очевидна.

Однако компьютеризация образования и досуговой деятельности имеет ряд негативных моментов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье. Работа, занятия или игра на компьютере сопряжены с воздействием на пользователя, будь он ребенок или взрослый.

Поэтому очень важно соблюдать определенные требования.

Требования к использованию технических средств в организации обучения дошкольников.

Требования СанПиН 2.4.1.2660-10.

6.11. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2.

Таблица 2

Требования к организации просмотра диафильмов

Расстояние проектора
от экрана (м)

Ширина экранного
изображения (м)

Расстояние 1-го ряда
от экрана (м)

6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

12.20. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.

12.21. Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

Для определения готовности детей к работе на компьютере проводится диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Диагностика проводится 3 раза в год.

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.

1) Изучение личности:

· изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;

· изучение самоконтроля.

· оценка уровня общего психического развития;

· изучение объема произвольного внимания;

· изучение устойчивости и распределения внимания;

· изучение зрительной и слуховой памяти;

· изучение оригинальности воображения;

· изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;

· изучение умственной работоспособности.

· изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;

· изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.

В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития речи:

· изучение грамматического строя речи;

· изучение звуковой стороны речи;

· изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;

· изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

1) Изучение личности:

· изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого;

· изучение целенаправленности деятельности.

2) Изучение познавательной сферы:

· оценка уровня общего психического развития (сравнение с результатами первой диагностики);

· изучение общей способности к обучению;

· изучение устойчивости внимания;

· изучение объема памяти;

· изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;

· изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со

словесно-логическим мышлением.

3) Изучение физического развития:

· изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки.

В течении каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Максимальная одноразовая длительность работы не должна быть более указанной ниже:

Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья 15 минут в день

Для детей 6 лет 3 группы здоровья 10 минут в день

Для детей 5 лет 1 – 2 группы здоровья 10 минут в день

Для детей 5 лет 3 группы здоровья 7 минут в день

Для детей 6 лет, относящиеся к группе риска

по состоянию зрения 10 минут в день

Для детей 5 лет, относящихся к группе риска

по состоянию зрения 7 минут в день

В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.

Первая половина дня – оптимальна

Вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.

вторник, среда,

четверг – оптимальные;

понедельник – допустимый.

В первый день недели работоспособность ещё не достигает желаемого уровня

(нарушение режима в выходные).

В пятницу заниматься на компьютере нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.

Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха .

Инструкция по охране труда при работе с компьютером

1. Общие требования безопасности

1.1 К работе с компьютером допускаются воспитанники, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2 При работе с компьютером воспитанники должны соблюдать правила поведения, расписание занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3 При работе с компьютером возможно воздействие на воспитанников следующих опасных и вредных производственных факторов:

Неблагоприятное воздействие на организм человека неионизирующих электромагнитных излучений видеотерминалов;

Неблагоприятное воздействие на зрение визуальных эргономических параметров видеотерминалов, выходящих за пределы оптимального диапазона;

Поражение электрическим током.

1.4 Кабинет, где установлены компьютера, должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах или при плохом самочувствии.

1.5 При работе с компьютером соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет должен быть оснащен двумя углекислотными огнетушителями.

1.6 О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить педагогу. При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить об этом педагогу.

1.7 В процессе работы с видеотерминалами воспитанники должны соблюдать порядок проведения работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8 Воспитанники, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми воспитанниками проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1 Тщательно проветрить кабинет и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19 - 21° С, относительная влажность воздуха в пределах 62- 55%.

2.2 Убедиться в наличии защитного заземления оборудования, а также защитных экранов видеотерминалов.

2.3 Включить видеотерминалы и проверить стабильность и четкость изображения на экранах.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Не включать видеотерминалы без разрешения педагога.

3.2. При работающем видеотерминале расстояние от глаз до экрана должно быть 0,6 - 0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.

3.3. Изображение на экранах видеотерминалов должно быть стабильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов и отражений светильников, окон и окружающих предметов.

3.4. Ноги и спина должны иметь опору, а центр монитора должен находиться на уровне глаз или немного выше.

Работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения. Развивается зрительное утомление, которое способствует возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса.

Для уменьшения зрительного напряжения необходимы:

хорошее освещение;

чёткое и контрастное изображение на экране компьютера;

расстояние от глаз до экрана компьютера – не менее 50 – 60 см.

Это оптимальные условия от лица до экрана. При более близком расстоянии может возникнуть чрезмерное напряжение аккомодационного аппарата глаз. Сидеть надо прямо, а не сбоку, поэтому одновременно заниматься за компьютером может только один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Режим работы – один из факторов профилактики утомления. За компьютером дети, как правило, очень активны и эмоциональны. С интересом выполняя задание, они увлекаются и могут долго сидеть у монитора, не чувствуя усталости. Поэтому следует обратить внимание на внешние признаки утомляемости:

1. Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит и т. п.

2. Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры, обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу.

3. "Утомленная" поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола.

4. Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, истерический смех и др.

Для предупреждения развития переутомления обязательны физкультурные

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 В случае появления неисправности в работе видеотерминала следует выключить его и сообщить об этом педагогу.

4.2 При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом педагогу.

4.3 При поражении электрическим током немедленно отключить видеотерминалы, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрацию учреждения.

5. Требование безопасности по окончании работы

5.1 С разрешения педагога выключить видеотерминалы и привести в порядок рабочее место.

5.2 Тщательно проветрить и провести влажную уборку кабинета.

В последнее время все большую популярность в детских садах приобретает создание компьютерно - игрового комплекса.

Требования к организации компьютерного обучения:

1. Дошкольное учреждение, приобретающее компьютерно – игровой комплекс (КИК), должно иметь в штате воспитателя - методиста для работы с детьми в компьютерном комплексе.

2. Для оборудования компьютерно-игрового комплекса должны быть выделены специальные помещения, включающие компьютерный и игровой залы, непосредственно примыкающие друг к другу, а также зал для психологической разгрузки. Нельзя устанавливать компьютеры в игровых комнатах, в тесных помещениях.

3. Требования к компьютерному залу.
3.1. Площадь зала должна быть достаточной для размещения 6 - 8 компьютеров 5-6 м 2 на каждую ЭВМ.
3.2. Стены и потолок должны быть окрашены в пастельные тона и иметь матовую фактуру без блеска и бликования. Нежелательна декоративная роспись, контрастирующая с пастельными тонами стен и потолка.
3.3. Покрытие пола должно обладать антистатическими свойствами. Это могут быть деревянные полы, покрытые специальным линолеумом.
3.4. Освещение рекомендуется оборудовать слева по отношению к ребенку, сидящему за компьютером. Нельзя допускать, чтобы дети наблюдали за изображением в условиях бликования или слабой освещенности экрана.
Освещение зала - в пределах 400 люкс, рабочего места ребенка - 250 люкс.
3.5. В компьютерном зале необходима хорошая вентиляция воздуха.
3.6. Суммарное время, проводимое за компьютером, не должно превышать 15 минут в неделю на одного ребенка.

4. Требования к игровому залу .
4.1. Игровой зал должен иметь площадь не менее 40 м 2
4.2. Стены и потолок должны быть окрашены в цвета, гармонирующие с общей цветовой гаммой компьютерного зала.
4.3. Игровой зал оснащается средообразующими модульными предметами, игровым оборудованием для сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических, дидактических игр, конструирования, изобразительной деятельности и пр.
4.4. В зале не должно быть излишней декоративности, обилия растений, игровых тематических зон.

5. В непосредственной близости от компьютерного игрового зала необходимо иметь площадку для активных движений. Это может быть обычный физкультурный зал, помещение для музыкальных занятий, комната, оборудованная по типу мини-стадиона, и т. п. Важно, чтобы были созданы все условия для укрепления здоровья детей, развития движений.

6. Зал психологической разгрузки (релаксации) .
6.1. Зал должен быть оборудован для проведения с детьми процедур, связанных с профилактикой близорукости, снятия зрительного и нервного напряжения, которые могут возникать после занятий в компьютерном зале.
6.2. По возможности зал следует оборудовать по типу зимнего сада: разместить различные растения, яркие цветы, аквариумы, птиц в клетке и т. и.
6.3. Зал релаксации может иметь репродуктор для трансляции успокаивающих мелодий.
Из всего этого можно сделать вывод о, том, что в использовании компьютера необходимо придерживаться рекомендаций специалистов, в противном случае можно нанести непоправимый вред здоровью детей.

Рекомендации :
1. Самые жесткие требования необходимо предъявлять к монитору. Монитор должен соответствовать международным стандартам безопасности. На современном этапе лучшими по безопасности признаются мониторы на жидких кристаллах. В связи с этим желательно, чтобы дети (особенно дошкольники) пользовались компьютером, оснащенным именно таким монитором.
2. Сам компьютер (системный блок) должен быть не ранее 1997 года выпуска, что соответствует уровню Pentium II. Компьютеры предыдущего поколения не обладают современными техническими возможностями и не поддерживают современное программное обеспечение.
3. Важную роль в уменьшении физической нагрузки на ребенка при работе с компьютером является правильно подобранная мебель, соответствующая возрасту и росту ребенка.
4. Компьютер должен устанавливаться в хорошо проветриваемом помещении, где регулярно проводится влажная уборка.
5. Комната должна иметь хорошее, равномерное освещение, не допускающее бликов на экране монитора.

В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия. В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Подготовительная часть является необходимым звеном развивающих занятий с использованием компьютера, поскольку, в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста, без предварительной предметно–опосредованной деятельности им затруднительно освоить манипуляции с экранными образами. Включается также пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.

Подготовительная часть, как и заключительная, может проходить не в компьютерном зале, а в смежной с ним игровой или физкультурной комнате.

Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу:

Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.

Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

Ребенку предлагается карточка–схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.

В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этой цели используются рисование, конструирование, различные игры. Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного напряжения (физминутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4–8 человек, 1–2 раза в неделю, в первой половине дня. После каждого занятия обязательное проветривание помещения. Занятия строятся на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, значительно расширяя возможности предъявления образовательной и развивающей информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.

Назначение презентации – визуальное сопровождение деятельности педагога. Презентация выступает как средство педагогического процесса.

Основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Вместе с тем, можно один ключевой момент разнести и на несколько слайдов.

Презентация – это инструмент предъявления визуального ряда, назначение которого – создание цепочки образов. То есть каждый слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда. Цепочка образов должна полностью соответствовать ее логике. Такой подход способствует хорошему восприятию материала и воспроизведению в памяти представленного содержания посредством ассоциаций.

Не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными – это затрудняет восприятие и запоминание. Для уменьшения доли избыточной информации необходим тщательный отбор содержания.

Не стоит заполнять 1 слайд слишком большим объемом информации. Помните, что человек моментально может запомнить немного. Примерно это: не более трех фактов, выводов, определений.

Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных (Например, выносятся ключевые слова и фразы, по которым в дальнейшем выстраивается выступление).

Заголовки должны привлекать внимание (но не занимать все место и не отвлекать).

Оформление презентаций

Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья детей и педагогов необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение материала.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана

Цвет

Помните, что цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого Вами материала, и на его запоминание, и на здоровье человека. (Например: зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие интеллектуальной деятельности. Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие.)

Достигайте «цветового равновесия». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету, рамочки или создадите коллажи.

Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.

Шрифт

Выбор размера шрифта на слайде определяется исходя из нескольких условий:

размером помещения и максимальной удаленностью зрителей от экрана;

освещенностью помещения и качеством проекционной аппаратуры.

заголовок 22-28 pt;

подзаголовок 20 -24 pt;

текст 18 - 22 pt;

подписи данных в диаграммах 18 - 22 pt;

шрифт легенды 16 - 22 pt;

информация в таблицах 18 -22 pt.

Помните, чем больше помещение и удаленнее зрители (дети) от экрана, тем крупнее должен быть шрифт.

Наименьшую высоту буквы (h), проецируемой на экран можно рассчитать по формуле: h = 0, 003D, где D – расстояние от учащихся, сидящих за последними столами кабинета, до экрана.

Единство в выборе цвета слайдов презентации, шрифтов, расположение текста, заголовков, картинок; использование рамок, заливки и пр. обеспечивает единый стиль в оформлении. Вместе с тем, презентация не должна быть однотипной и монотонной . Это достигается разумным разнообразием приемов оформления и содержания.

Текст

Количество текста на слайде регулируется с учетом назначения самой презентации и категории людей, на которых она рассчитана. (Чем младше дети, тем меньше информации на слайде должно быть).

С точки зрения эффективного восприятия текстовой информации один слайд, в среднем, должен содержать 7 - 13 строк. На слайде следует располагать список не более чем из 5-6 пунктов, в каждом из которых – не более 5-6 слов.

Текстовая информация на слайде отражает цель и содержание занятия (лекции, воспитательного мероприятия). С точки зрения содержания, текст на слайде - это определения, выводы, формулы, перечень объектов и пр. Как правило, один слайд – одна идея.

Диаграммы и таблицы

Диаграммы и таблицы используются в презентациях для представления цифровых и статистических данных. Они выполняют задачу повышения наглядности, образности лекции, выступления или доклада. Для педагога применение таблиц и диаграмм имеет значение и с точки зрения формирования у школьников умений анализировать, сравнивать полученную учебную информацию и делать собственные выводы. То есть в педагогической практике они рассматриваются как форма, прием представления учебной информации.

Для того чтобы диаграммы и таблицы в полной мере выполняли свои функции в презентации, необходимо их качественное оформление.

Текстовая информация в таблице должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше. Следует отметить, что шрифт таблицы, может быть на 1-2 пункта меньше, чем основной текст на слайде.

Одну таблицу можно разместить на нескольких слайдах (с сохранением заголовков) во избежание мелкого шрифта

Таблица в презентации может стать более наглядной, если использовать приемы выделения цветом отдельных областей таблицы.

Размер и вид диаграммы на слайде определяется в соответствии с требованиями эффективного восприятия наглядной и текстовой информации.

С точки зрения восприятия графических объектов, на одном слайде рекомендуется размещать не более 3-х круговых диаграмм.

· Тип диаграммы должен соответствовать типу отображаемых данных

Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы.

Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы текстовая информация читалась.

Таблицы и диаграммы лучше размещать на светлом или белом фоне

При демонстрации таблиц и диаграмм уместно последовательное появление текстовой информации, что достигается с помощью настроек анимационных эффектов. При этом следует придерживаться правил: единство стиля подачи материала; удобство восприятия текстовой и наглядной информации.

Схемы

Схемы в презентации это возможность образного, абстрактного представления многочисленных рядов, классификаций объектов и связей между их компонентами.

Как и диаграммы, схемы выполняют задачу обеспечения образности, наглядности представления содержания теоретического материала. Так же, как и таблицы, схемы позволяют комплексно, системно предоставить текстовой информацию.

Как правило, на одном слайде размещается одна схема.

Схема располагается в центре слайда, заполняя всю его площадь.

Количество элементов на схеме определяется, с одной стороны, ее назначением, а с дугой – элементарным правилом «разумности», с точки зрения зрительного восприятия.

Текстовая информация в схеме должна хорошо читаться. Поэтому размер шрифта определяется в соответствии с требованиями к тексту, представленными выше.

При выборе цветовой гаммы и конфигурации объектов схемы помните, что схема – это наглядный образ содержания. Внешний вид схемы должен гармонично сочетаться с другими слайдами презентации

Рисунки, фотографии

Рисунки чаще всего используются для: разъяснения абстрактных понятий теоретического лекционного материала. Фотографии и рисунки обеспечивают образное представление содержания выступлений.

Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах:

четкость, качество исполнения самих фотографий и рисунков;

соответствие фотографий, рисунков (как зрительного ряда) текстовому содержанию (фото и рисунки необходимо подписывать);

разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи).

размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим дизайн-эргономическим требованиям экранного представления информации;

для облегчения «веса презентации», т.е уменьшения объема файла фотографии рекомендуется представлять в сжатом виде.

Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на понимание содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия).

Анимации и эффекты

Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно- же интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.

Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета), выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.

Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.

С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т.д. Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты – только к месту.

Не следует увлекаться анимациями, помня о том, что важен не внешний эффект, а содержание информации.

Применение презентаций

Помните, презентация сопровождает речь педагога (лектора), но не заменяет ее. Поэтому текстовое содержание презентации должно предварять или разъяснять определенные положения, озвученные педагогом, но не повторять слово в слово. Особое внимание следует обратить на разделение смыслового наполнения между словами педагога и содержимым каждого слайда. Слова и связанные образы должны быть обязательно согласованы во времени.

Педагог должен быть компетентен в работе с данным ресурсом (подготовлен к работе с презентацией): знать технические основы, владеть методическими приемами использования данного ресурса на уроке (в воспитательном мероприятии, на лекции и пр.).

Помните, что демонстрация презентации, ролика занимает все внимание детей (слушателей), поэтому информация, которая дается педагогом по ходу демонстрации, должна соответствовать содержанию презентации, ибо другое все равно не будет восприниматься.

Обратите внимание на то, что любой информационный кадр (страница, слайд) воспринимается сначала как образ, независимо от его истинной природы.

Помните, что грамотная интеграция ИКТ и педагогических технологий обеспечивает наибольшую эффективность образовательного процесса. Педагогу важно превратить ученика из зрителя в соучастника. На это должна работать и презентация - ее структура и содержание могут обеспечивать и поддерживать взаимодействие педагога и учащихся.

Критерии оформления:

соответствие оформления целям и содержанию презентации;

единый стиль в оформлении;

разумное разнообразие содержания и приемов оформления;

грамотное использование различных шрифтов, списков, таблиц, схем, иллюстраций (рисунков, фото);

качественное форматирование текста;

качественное техническое оформление изображений (соответствующие размеры, четкость, яркость рисунков и фотоизображений;

дизайн и эстетика оформления;

продуманное, обоснованное применение анимации, настройки анимационных эффектов.

Критерии содержания:

соответствие содержания презентации содержанию учебного занятия (воспитательного мероприятия);

соответствие содержания презентации целям, структуре самого мероприятия;

слайд должен иметь простую, понятную структуру и содержать текстовые или графические элементы, несущие в себе зрительный образ как основную идею слайда;

не стоит перегружать визуальный ряд слишком подробными и точными данными.

Критерии применения:

компетентность педагога в использовании презентаций: знание технических основ, владеть методическими приемами использования данного ресурса на уроке;

интегрированное использование презентации и педагогических технологий.

Критерии технической готовности:

хорошее состояние и готовность аппаратуры к работе;

рациональное, грамотное, безопасное размещение аппаратуры;

наличие затемнения и быстрое управление им;

соответствие общим гигиеническим условиям;

соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям при использовании компьютера и мультимедийного оборудования.

1. Санитерно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 22 июля 2010 года № 91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).

2. Санитерно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29 декабря 2010 года № 189 (СанПиН 2.4.2.2821-10).

3. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru ).

4. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010.

5. Кочергина Г.Д., Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе http: //rrrc.roslobr.ru/

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей, а также и меня, перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Справка

о применении информационно – коммуникативных технологий

Воспитателя Новаевой Юлии Сергеевны

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей, а также и меня, перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс. Информационные технологии в современном мире позволяют мне проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы. Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации, с их помощью:

Составляю списки детей;

Собираю сведения о родителях;

Веду диагностику развития детей;

Создаю различные бланки документов;

Оформляю родительские уголки;

Создаю всевозможные папки, стенды, различные папки - передвижки и др. («Для Вас родители», «Поиграйте с детьми в пальчиковые игры», «Разучите с детьми»; «Нельзя приносить в детский сад»);

Подбираю иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

Подбираю дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.

/ www.сайт/novaeva-yuliya-sergeevna /

/ www.maam.ru/users/ulanovayulia /

Создаю презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми.

-«Дети блокадного Ленинграда» / www.сайт/novaeva-yuliya-sergeevna/

- «Дорожные знаки» / www.сайт/novaeva-yuliya-sergeevna/

-«Перелетные птицы» /www. сайт/novaeva-yuliya-sergeevna /

Компьютер существенно облегчает мне и процесс подготовки к занятиям. Он позволяет быстро изготовить необходимые дидактические пособия, раздаточный материал, предметные и сюжетные картинки, маски, медальоны для подвижных игр, театральной деятельности и многое другое

Занятия в детском саду – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуков и видеозаписей. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

gastroguru © 2017