Тема: «Толерантная личность. Что значит толерантный человек? Качества толерантного человека. Как воспитать толерантного человека? Что не относится к толерантной личности

Впервые черты толерантной личности выделил Гордон Оллпорт. В 1954 году в своей работе «Природа предубеждения» он заложил методологические основы изучения толерантности как психологического феномена. Исследуя феномен предрассудков и разные аспекты предубеждений, Оллпорт выделил следующие черты толерантного человека:

высокая ментальная гибкость;

устойчивость к фрустрации;

аффилиативный взгляд на жизнь;

либеральные политические взгляды;

способность к эмпатии;

духовность;

чувстве юмора.

Среди современных исследователей также как и при определении понятия толерантности, нет единого мнения по вопросу об основных ее составляющих.

Так, Г.В.Безюлева, Г.М.Шеламова определяют такие компоненты толерантной личности как эмпатия, коммуникативная толерантность, критичность по отношению к себе, принятие себя и принятие других [Безюлева Г.В., Шеламова Г.М., 2003].

Рядом исследователей (Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.) выделяются критерии толерантности, наблюдаемые в социальной среде: «взаимоуважение, равноправие, сохранение и развитие культуры, возможность следовать традициям, свобода вероисповедания, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, позитивная лексика» [Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д., 2002]. Данные критерии в целом свойственны принципам устройства демократического государства.

Экспериментально изучив половозрастные особенности толерантности у студентов-психологов, А.Ф.Филатова выделила следующие черты толерантной личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию [Филатова А.Ф., 2003].

Проведя экспериментальное исследование по формированию толерантности через групповые психологические технологии, Г.У.Солдатова и ее коллеги выделили следующие компоненты толерантности как интегративной характеристики личности: психологическую устойчивость, систему позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств (эмпатия, альтруизм, миролюбие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу), систему личностных и групповых ценностей [Солдатова Г.У., 2003].

В рамках изучения проблемы психологической толерантности в системе образования исследователи Н.В.Вязовец, В.А.Лаврова на основании результатов экспериментального исследования толерантности у старшеклассников лицея выделили следующие доминирующие у толерантной личности качества: терпение, терпимость, умение владеть собой, гуманизм, доверие, любознательность, умение слушать, альтруизм, чуткость, чувство юмора, умение не осуждать других [ Вязовец Н.В., Лаврова В.А., 2003].

Один из ведущих отечественных исследователей проблематики толерантности, И.Б.Гриншпун, выделяет следующие ее компоненты:

когнитивный компонент, включающий возможность понимания «чужой системы конструктов» в содержательном и структурном плане;

волевой компонент, определяющийся сформированностью средств саморегуляции в ситуациях фрустрации;

поведенческий компонент, включающий поступки, направленные на установление контакта, избегание непродуктивных конфликтов или их продуктивное разрешение;

рефлексивный компонент, означающий способность к перестройке неадекватных установок, отношений и поступков .

На наш взгляд, основными психологическими составляющими толерантности являются: средний уровень тревожности, низкий уровень агрессивности и враждебности, умеренный уровень психической ригидности, эмоциональная устойчивость, высокий уровень эмпатии и общительности, доверие, открытость, принятие себя и принятие других . Рассмотрим данный симптомокомплекс толерантности более подробно.

Итак, одной из составляющих выделенного нами симптомокомплекса толерантности является низкий уровень тревожности человека.

Тревожность является одним из факторов регуляции развития личности, активности ее поведения и деятельности.

Рассматривая тревожность в контексте феномена толерантности, заметим, что человек, переживающий угрозу своему существованию, вряд ли будет проявлять толерантность по отношению к окружающим. Кроме того, личностная тревожность, характеризующаяся возбуждением, внутренним напряжением, скованностью, чувством личностной неадекватности, беспомощности, не может быть характерна для толерантной личности, ибо, ощущая собственную беспомощность, испытывая сильное психическое напряжение, индивид просто не способен быть терпимым к другим. Исходя из положения о том, что тревожность - это изначально присущее человеку состояние, в контексте проблематики толерантности, мы можем говорить об определенном диапазоне тревожности. Так, по нашему мнению, высокий уровень тревожности является характерным для интолерантного человека, а низкий и средний уровни тревожности свойственны толерантной личности.

Еще одной составляющей симптомокомплекса толерантности мы выделяем низкий уровень агрессивности и враждебности.

Агрессия всегда оценивается резко отрицательно как выражение насилия, культа грубой силы, антигуманизма. Враждебность отличается от агрессивности осознанием своей готовности действовать деструктивно. Исходя из понимания агрессивности как личностного качества, присущего каждому человеку (так называемая природная агрессивность), в контексте толерантности мы можем говорить о низком уровне агрессивности и враждебности, т.к. толерантность - это, прежде всего, способность человека воспринимать без агрессии и враждебности особенности поведения другого человека. Если индивид проявляет агрессивные действия по отношению к другому, то правомерно говорить об интолерантности, которая проявляется через неприятие другого, гнев, досаду, злость, враждебность и агрессивность. Следовательно, высокий уровень агрессивности и враждебности является характеристикой интолерантной личности. Для толерантного человека свойственен низкий уровень агрессивности и враждебности.

В симптомокомплексе, характеризующем толерантность, мы также выделяем эмоциональную устойчивость.

Исходя из критериев эмоциональной неустойчивости, выделенных Л.С.Славиной (повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, тревожность, замкнутость) можно заключить, что все вышеуказанные критерии являются характерными для интолерантной личности. Эмоционально устойчивый человек, напротив, выдержан, эмоционально зрел, реалистически настроен, характеризуется постоянством интересов, не склонен к раздражительности, способен контролировать свои эмоции. Все эти черты позволяют человеку проявлять толерантность по отношению к окружающим.

В современной научной литературе существуют данные о том, что на эмоциональную устойчивость оказывает влияние уровень психической ригидности, которая выступает как посредник между объективными требованиями и изменениями в поведении личности и характеризует степень осознания требований и трудность их принятия и реализации. Этот факт может говорить о взаимосвязи эмоциональной устойчивости и психической ригидности личности. В связи с вышесказанным, считая эмоциональную устойчивость характеристикой толерантности, правомерно включить также и психическую ригидность в симптомокомплекс толерантного человека.

Психическая ригидность проявляется при психоэмоциональном напряжении или стрессе, вызывается тревогой, фрустрацией, страхом. Уровень ригидности человека обусловливается взаимодействием его личностных особенностей с характером среды.

По нашему мнению, для толерантного человека характерным является низкий и умеренный уровни ригидности, т.к. в таком случае индивид способен перестроить свою программу поведения в соответствии с требованиями ситуации, и не испытывает при этом трудностей. Для интолерантного человека характерно стереотипное поведение из-за его «неготовности» принять изменившуюся ситуацию. Толерантная личность изначально принимает вариативность событий и человеческих поступков, поэтому ее поведенческий репертуар достаточно многопланов. Если человек толерантен, то он осознает необходимость изменить самого себя, свое поведение, привычки ради достижения согласия и понимания с другим, «иным». Таким образом, в симптомокомплексе толерантности допустимым является низкий и умеренный уровни психической ригидности. Ригидность, проявляющаяся на высоком уровне, характерна для интолерантной личности.

Толерантность реализуется в общении. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми и определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» .

Сложный и многогранный процесс общения одновременно выступает и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как взаимное влияние людей друг на друга, и как отношение людей друг к другу. При общении людей друг с другом происходит неизбежное столкновение представлений, стремлений, интересов, жизненных установок, моральных и нравственных норм. Если в процессе общения достигается взаимопонимание, дружеское расположение друг к другу, то можно говорить о высоком уровне общительности человека. Напротив, личность, не способная предугадать поведение партнера по общению, наладить доверительные взаимоотношения, изменить свое собственное отношение к другому человеку и к миру, обладает низким уровнем общительности.

В процессе толерантного общения происходит понимание и "прочувствование" другого человека, принятие его таким, каков он есть, умение ставить себя на место другого и смотреть на ситуацию его глазами. По нашему мнению, толерантной личности свойственна такая личностная характеристика как общительность. Высокий уровень общительности регулирует поведение личности, делая возможными доверительные, открытые, толерантные отношения.

Одной из важнейших характеристик общения, по мнению Г.М. Андреевой (1997), является «эмпатийное восприятие человека человеком». Анализируя сферу общения, А.А. Бодалев (1979) одним из его условий успешности выделяет способность к эмпатическому переживанию. Ведущую роль эмпатии в общении также подчеркивают Б.Д. Парыгин (1971), Л.П. Буева (1968), А.В. Петровский (1996). В связи с тесной взаимосвязанностью данных понятий, в симптомокомплекс толерантности мы включаем также такую составляющую как эмпатия, аккумулирующая в себе способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другой человек.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - это «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека» .

Как видим, даже дословный перевод данного термина с греческого говорит о прямой связи эмпатии с толерантностью, т.к. эмпатия подразумевает понимание другого человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Люди с низким уровнем эмпатии равнодушно относятся к другим, эгоистичны, сосредоточены на себе, следовательно, интолерантны по отношению к окружающим.

Высокий уровень эмпатии проявляется в стремлении оказать помощь и поддержку другому человеку; желании разделить его радости и горести, успехи и неудачи, его внутренний мир, отличный от своего собственного; в умении строить открытые, доверительные, толерантные взаимоотношения между людьми. Высокий уровень эмпатии - это ведущий признак, характеризующий толерантную личность.

Таким образом, можно отметить, что на проявление толерантности оказывает влияние целый комплекс социокультурных факторов, прямо или опосредованно формирующих толерантность ребенка. Среди них семья, как реальный пример семейных приоритетов, отношений, ценностей. Значимы также образ жизни, ориентиры референтной группы, личные впечатления от отдельных людей, читаемые книги, средства массовой информации. Не менее важное влияние оказывают тендерные отличия и возрастные особенности. Существенны также влияния образовательной среды ребенка, несущей свои ценности, особую систему отношений. Немаловажны проявления толерантности самими педагогами. В проявлении толерантности педагогом большую роль играет стиль его общения с учащимися на разных этапах их возрастного развития.

Занятие «ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Цель:

Дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними.

Разминка.

Упражнение «Превращения»

Цель:

Самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.

Процедура проведения:

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:

«Если бы я был книгой, то я был бы…»,

«Если бы я был едой, то я был бы…»

«Если бы я был взрослым, то я был бы…»

Все отвечают по кругу.

Упражнение «Черты толерантной личности»

Цели:

Ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;

Дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.

Материалы: бланки опросника для каждого участника.

Черты толерантной личности.

Колонка 1 Колонка 2

    Расположенность к другим __________ __________

    Снисходительность __________ __________

    Терпение ___________ __________

    Чувство юмора ___________ __________

    Чуткость ___________ ___________

    Доверие ___________ ___________

    Альтруизм ___________ ___________

    Терпимость к различиям __________ __________

    Умение владеть собой __________ __________

    Доброжелательность __________ __________

    Умение не осуждать других _________ __________

    Гуманизм ________ ___________

    Умение слушать _________ ____________

    Любознательность __________ ___________

    Способность к сопереживанию ________ ___________

Подготовка. Бланк опросника с колонкой 2 поставьте: «+! На большом листе прикрепляется на доску.

Процедура поведения.

Участники получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.

Инструкция.

Сначала в колонке 1 поставьте «+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.

Затем в колонке 2 поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у вас и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

На заполнение опросника дается 3-5 минут.

Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный на доску. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке 2 первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (сточки зрения группы).

Участники получают возможность:

Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением;

Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Лекция «Чем отличается толерантная личность от интолерантной»

Цель:

Ознакомление с представлениями психологов о толерантной личности.

Процедура проведения.

Ведущий читает лекцию об основных отличиях толерантной личности от интолерантной (на основе работ Г. Оллпорта).

Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

1. Знание самого себя. Толерантные люди больше знают

о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (то есть, представлением о том, каким бы Я хотел стать) и «Я-реальным» (представлением о том, какой Я есть), чем у интолерантного человека (у которого «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Толерантные люди лучше знают самих себя, причем не только свои достоинства, но и недостатки, поэтому менее удовлетворены собой. В связи с этим потенциал для саморазвития у них выше. Интолерантный человек замечает у себя больше достоинств, чем недостатков, поэтому во всех проблемах чаще склонен обвинять окружающих.

2. Защищенность . Интолерантному человеку трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности. Поэтому он не стремится защищаться от других людей и групп. Отсутствие угрозы или убежденность, что с ней можно справиться - важное условие формирования толерантной личности.

3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он не властен над судьбой. Он убежден, например, что многие вещи объясняет астрология. Ему легче думать, что что-то совершается с ним, а не им. Толерантные люди, напротив, убеждены, что судьба зависит не от расположения звезд, а от них самих. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами. Интолерантные стремятся снять с себя ответственность за то, что происходит с ними и вокруг них. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп - не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред.

4. Потребность в определенности. Интолерантные личности делят мир на две части - черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей - плохие и хорошие, только один правильный путь в жизни. Они делают акцент на различиях между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов выслушать любую точку зрения.

5. Ориентация на себя - ориентация на других. Обнаружилось, что толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, в фантазиях, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях толерантные люди склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться. Исследования психологов показали, что стремление принадлежать к общественным институтам у интолерантных людей выражено значительно сильнее, чем у толерантных. Так, девушки с антисемитскими тенденциями более склонны объединяться в сестринства, более религиозны, более патриотичны. Многие исследования обнаруживают положительную связь между существованием у человека предрассудков и высоким «патриотизмом». Была показана связь между национализмом и ненавистью к меньшинствам в нацистской Германии.

6. Приверженность к порядку. Психологи обнаружили, что интолерантный человек чересчур большое значение придает чистоплотности, хорошим манерам, вежливости. Для него важно, чтобы во всем был порядок. Для толерантных людей эти качества не представляют такой большой ценности и отходят на второй план. Нацисты чрезвычайно важную роль отводили добродетели. Гитлер проповедовал аскетизм. В соответствии с нацистскими убеждениями вся жизнь человека должна была протекать согласно протоколу. Евреев же постоянно упрекали в непорядочности, аморальности, нечистоплотности.

Интолерантный человек не только любит порядок вообще, он особенно любит социальный порядок. В своей стремлении принадлежать партии, национальности, группировке он находит безопасность и определенность, в которых он так нуждается. Эта принадлежность дает ему защиту от постоянного беспокойства.

7. Способность к эмпатии. Способность к эмпатии определяется как социальная чувствительность, умение давать верные суждения о других людях. Что является основой эмпатических способностей, точно не определено. Возможно, это продукт благоприятной семейной атмосферы, развитых эстетических чувств, высоких социальных ценностей. В одном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. После беседы экспериментатор просил студентов заполнить опросник, выявляющий степень толерантности, за своего собеседника. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по эксперименту подобно своим собственным убеждениям, т.е. они выглядели в их глазах более интолерантными, чем были на самом деле. Толерантные студенты оказались точнее в своих суждениях о людях - они более адекватно оценивали как толерантных, так и интолерантных собеседников.

8. Чувство юмора . Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важная черта толерантной личности. У того, кто может посмеяться над собой, меньше потребность чувствовать превосходство над другим.

9. Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть и контроль над другими (Наполеон, Бисмарк), в то время как для толерантных более свойственно называть артистов, ученых (Чаплин, Эйнштейн). Интолерантную личность устраивает жизнь в упорядоченном, авторитарном обществе с сильной властью. Интолерантный человек считает, что внешняя дисциплина чрезвычайно важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

Таким образом, выделяются два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы, потребностью в порядке, желанием сильной власти. Другой путь - путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Упражнение «Волшебная лавка»

Цель:

Дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Процедура проведения.

Попросите участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении и бланк с их перечнем все еще висит на доске.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены «0» в колонке 1 опросника этого участника, т.е. слабо выражены у него). Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Рефлексия занятия.

Какие качества присущи толерантной личности?

Какие качества характерны для интолерантной личности?

Каковы, на ваш взгляд, условия, необходимые для формирования толерантной личности?

  • 2.2. Международно-правовые аспекты формирования толерантности
  • Список использованной и рекомендуемой литературы
  • Контрольные вопросы к зачету
  • Глава 3. Политическая толерантность
  • 3.1.Классические концепции политической толерантности.
  • 3.2.Современные концепции политической толерантности.
  • 3.3.Политическая толерантность и современный политический процесс.
  • 3.4.Роль посредничества в переходе на позиции политической толерантности.
  • Темы для докладов и рефератов:
  • Вопросы к экзамену:
  • Глава 4. Этническая толерантность.
  • 4.1. Этническая толерантность как вид толерантности.
  • 4.2. Толерантность в межэтнической коммуникации.
  • Глава 5. Этническая интолерантность и конфликтология межэтнических отношений
  • 5.1. Этническая конфликтология: предметное поле, задачи, методы
  • 5.1.1.Общая и этническая конфликтология: сходство и различия
  • 5.1.2. Классификация этнических конфликтов
  • 5.1.3. Структура этнических конфликтов
  • 5.1.4.Управление конфликтом
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5. 2. Империи и народы: история и теории национализма
  • 5.2.1. Империи и «национальный вопрос»
  • 5.2.2. Пробуждение национализма
  • 5.2.3. Виды и формы национализма
  • 5.2.4. Теория мобилизации
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5.3. Феноменология и аналитика конфликта: «Case study»
  • 5.3.1. Содержание
  • Ключевые понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • 5.4. Этническая конфликтология в регионаьном контексте
  • 5.4.1. Конфликтология межэтнических отношений и миграциология
  • «Подходы к анализу миграционных процессов через призму различных дисциплин»
  • 5.4.2. Проблемы диаспор
  • 5.4.3. Противодействие экстремизму
  • 5.4.4. Этноконфликтологический мониторинг
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • I. Вопросы для предварительного тестирования
  • II.Темы для рефератов и докладов:
  • III. Вопросы для самопроверки
  • Вопросы и задания к разделу 5. 2
  • I. Выберите нужные варианты ответов и обоснуйте их
  • II. Попытайтесь внести изменения и дополнения в таблицу:
  • Вопросы и задания к разделу 5. 3
  • II. Сравнительная таблица «Иудаизм и христианство: общее и особенное»
  • Вопросы к документу
  • V. Структурный анализ конфликта на основании свидетельств очевидцев.
  • VI. Темы рефератов и докладов
  • VII. Просмотр и составление аннотаций документальных фильмов:
  • Вопросы и задания к разделу 5.4
  • III. Проведите исследование оценки ситуации в регионе за определенный промежуток времени местными сми по следующей шкале:
  • Глава 6. Гендерная толерантность
  • 6.2 Проявления гендерной толерантности и интолерантности на уровне социального взаимодействия
  • 6.3. Проявления гендерной толерантности
  • 6.4. Проявления гендерной толерантности и интолерантности на внутриличностном уровне
  • 6.5 Факторы, формирующие гендерную толерантность личности.
  • Литература
  • Методические указания
  • Задания и вопросы для самостоятельной работы:
  • Глава 7. Психология толерантности/интолерантности.
  • 7.2. Толерантная личность
  • 7.3. Психологическая структура и критерии толерантности-интолерантности
  • 7.4. Толерантность-интолерантность как многоуровневый психологический феномен.
  • 7.5. Психологические механизмы и факторы толерантности-интолерантности
  • 7.6. Толерантность и интолерантность сми
  • Язык вражды
  • Политическая корректность
  • Список использованной литературы:
  • Упражнение «Лики толерантности»
  • Упражнение «Скульптура»
  • Задание «Дневник языка вражды» Методические рекомендации по составлению дневника языка вражды
  • Виды Языка Вражды
  • Объекты Языка Вражды (примеры)
  • Примеры высказываний
  • Адреса толерантности в Интернете
  • Задание «Политкорректные сказки»
  • Диагностические задания Методика «Толерантность к неопределенности»
  • Опросник «Черты толерантной личности» (г.Солдатова)
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Религиозная толерантность.
  • 8.1. Религия и толерантность. Специфика религиозной толерантности.
  • 8.3. Государственно-церковные отношения и толерантность (мировой опыт)
  • 8.4. Гсударственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты.
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы.
  • 8.4. Государственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы
  • Методические указания
  • Темы для рефератов
  • Задания
  • Интернет-ресурсы
  • 7.2. Толерантная личность

    Что такое толерантная личность? На этот вопрос нет однозначного ответа, несмотря на то, что попытки объяснить значение данного понятия, безусловно, предпринимались неоднократно. В действительности вопрос «что такое толерантная личность?» состоит из двух частей, где взаимосвязаны два понятия, а именно, «толерантность» и «личность». Причем, обе эти категории не имеют четкой дефиниции, а потому задачи определения толерантной личности и наполнения содержанием данное понятие является сложной.

    Обратимся вначале ко второй части категории – к понятию личность. Личность – это социальная характеристика человека, которая обозначает аспект взаимодействия человека с окружающим миром. Личность чаще всего рассматривают как компонент общности людей. Именно во взаимодействии с другими людьми проявляются личностные качества человека.

    Поэтому когда мы обращаемся к понятию «толерантная личность», прежде всего, мы рассматриваем взаимодействие человека с другими людьми, которое находит свое выражение в качествах личности. На основе сравнения с другими людьми, анализируя деятельность людей (их действия и поступки) можно говорить о тех или иных чертах толерантной личности. Кроме того, на основе сравнения неминуемо возникает и противоположный полюс – интолерантная (нетерпимая) личность, которая в концепциях разных ученых выступала под названиями «предубежденная личность» (Г. Олпорт) и «авторитарная личность» (Т.Адорно).

    Концепция толерантной личности неразрывно связана со структурными теориями личности, обозначенными такими выдающимися психологами как Рэймонд Кеттел, Ганс Айзенк и Гордон Олпорт. Черта в данных концепциях личности рассматривается как «устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях» .

    Одной из наиболее известных концепций толерантной личности является концепция американского ученого Гордона Олпорта в рамках диспозиционального подхода теории личности. Согласно Олпорту, черта личности отражает предрасположенность человека действовать определенным образом в широком диапазоне ситуаций . Таким образом, личностные черты влияют на поведение человека в той или иной ситуации. По мнению американского психолога, толерантная личность в самом общем виде представляет собой человека, который дружелюбно относится к людям вне зависимости от групповой принадлежности каждого из них . Кроме того, толерантная личность обладает рядом отличительных характеристик. Олпорт представил 15 черт, присущих толерантной личности:

      Расположенность к другим.

      Снисходительность.

      Терпение.

      Чувство юмора.

      Чуткость.

    1. Альтруизм

      Терпимость к различиям.

      Умение владеть собой.

      Доброжелательность.

      Умение не осуждать других.

      Гуманизм.

      Умение слушать.

      Любознательность

      Способность к сопереживанию.

    Среди вышеобозначенных черт толерантной личности, выделенных Олпортом, хочется особо отметить такое качество как альтруизм, которое является одним из наиболее спорных в данной концепции. Действительно, толерантность не может быть равнодушной, но в какой степени она должна быть альтруистичной? Некоторые российские ученые предлагают не смешивать понятия альтруизм и толерантность, считая, что толерантность может выражаться в нейтральном отношении к другому, в то время как альтруизм предполагает более активную позицию. Альтруизм и толерантность, понятия, безусловно, близкие, но они не являются словами-синонимами.

    Альтруизм – это готовность прийти на помощь, бескорыстно, а иногда и с риском для собственной жизни. Ярким примером такого понимания альтруизма является концепция альтруистической личности С. Олинер и П. Олинер. В своем исследовании альтруизма американские ученые изучали людей, которые пришли на помощь евреям во время Второй Мировой Войны с риском для собственной жизни и совершенно бескорыстно . На основе многочисленных интервью, С. Олинер и П. Олинер пришли к выводу о том, что на формирование альтруистической личности оказывают значительное влияние особенности воспитания и наличие опыты общения с представителями других социальных групп в детстве. Таким образом, истоки формирования альтруистической личности находятся в детстве.

    Период детства является значимым не только для формирования альтруистической, но и для развития противоположной тенденции. Так, в классической работе Т.Адорно представлена концепция авторитарной личности, согласно которой, основой индивидуальных установок по отношению к социально уязвимым группам являются черты личности. В исследовании Т.Адорно и его коллег такими группами выступали евреи и афроамериканцы, отношение к которым сравнивалось с общей идеологией испытуемых по отношению к другим группам. В ходе работы было выявлено, что антисемитизм, например, не является специфичной установкой, а отражает общую идеологию негативного отношения к аутгруппам. Кроме того, исследование показало взаимосвязь между определенными чертами личности и предрассудками испытуемых. Такими чертами являются ригидность, цинизм, агрессия, приоритет материальных ценностей над духовными. Людей, у которых доминируют данные черты, наряду с негативными установками по отношению к другим группам Т.Адорно назвал авторитарными личностями . Авторитарная личность - это пример нетерпимой (интолерантной) личности.

    Следует отметить, что Г. Олпорт в своей концепции не только выделил основные характеристики, присущие толерантной личности, но и обозначил факторы, влияющие на ее развитие. По мнению ученого, таким ведущим фактором является доброжелательная и принимающая атмосфера в семье, что предполагает отсутствие суровых и непоследовательных наказаний, любовь и безопасность. Кроме влияния воспитания и обучения, Олпорт отметил и влияние врожденных свойств темперамента, которые могут выступать предпосылками толерантных установок. Также толерантных личностей с детства отличает толерантность к неопределенности – черта личности, которую Олпорт называл ментальной гибкостью. Ментальная гибкость предполагает отсутствие дихотомической логики, способность продуктивно действовать в незнакомой обстановке. Для толерантных личностей не обязательна определенная и структурированная ситуация. В школе, к примеру, такие дети не требуют четких инструкций перед выполнением задания. Толерантность к неопределенности выступает неким системообразющим качеством в формировании толерантной личности по мнению Г.Олпорта.

    Другое качество, присущее толерантной личности, по мнению ученых, это когнитивная сложность . Данный термин отсылает нас к когнитивной теории личностных конструктов Дж. Келли. Главный постулат данной теории - любое явление может быть отражено бесконечным разнообразием мыслительных конструкций. В зависимости от личностного опыта, интеллекта и креативности каждый человек обладает разной степенью когнитивной сложности. То есть, одни люди обладают небольшим количеством личностных конструктов, жестко связанных между собой. Таких людей отличает ригидность мышления – в теории Келли их называют лицами с низкой когнитивной сложностью. Когнитивно простой человек не способен прогнозировать поведение других и рассматривает других людей по небольшому числу категорий (как правило, формальных признаков). Люди с высокой степенью когнитивной сложности обладают большим количеством личностных конструктов, рассматривают других по многим категориям, система представлений таких людей очень гибкая. Таким образом, когнитивная сложность представляет собой еще одно системообразующее качество толерантной личности.

    Итак, толерантную личность можно рассматривать с позиции теории личностных черт. В коцепции Г.Олпорта толерантаня личность представлена такими качествами как расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. Системообразующим качеством толерантной личности в теории Олпорта является толерантность к неопределенности. В когнитивной теории личности таким качеством выступает когнитивная сложность индивида. В формировании толерантной личности большую роль играет детский опыт, а также воспитание и обучение.

    Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия

    Чтобы понять, какую личность мы называем толерантной, и чем она отличается от интолерантной нужно знать, что такое толерантность. В переводе с латинского толерантность означает терпение. В современной психологической литературе существует множество определений этого понятия, вот некоторые из них.

    Толерантность - это:

    · сотрудничество, дух партнерства;

    · отказ от доминирования, причинения вреда кому-либо;

    · терпимость к чужим мнениям;

    · признание своего равенства с другими.

    Деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Однако склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. Каковы же основные черты толерантной личности? Это:

    · расположенность к другим людям

    · снисходительность

    · терпение

    · чувство юмора

    · чуткость

    · доверие

    · альтруизм

    · терпимость к различиям (национальным, религиозным и т. д.)

    · умение владеть собой

    · доброжелательность

    · умение не осуждать других

    · гуманизм

    · умение слушать собеседника

    · любознательность

    · способность к сопереживанию.

    (Этот перечень черт нужно написать на доске, так как ученики будут обращаться к нему, выполняя упражнения)

    Теперь разберемся, чем толерантная личность отличается от. Этих отличий довольно много.


    1. Знание самого себя . Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих. Психологи обнаружили, что у толерантной личности значительно больший разрыв между "Я-идеальным" (представление о том, каким бы я хотел стать) и "Я-реальным" (представление о том, какой я есть), чем у ин-толерантного человека, у которого оба "Я" практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

    2. Защищенность . Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя: боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирования толерантной личности.

    3. Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова - не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.


    4. Потребность в определении . Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между "своими" и "чужими". Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.

    5. Ориентация на себя - ориентация на других . Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам , так как им не нужно за кого-то прятаться.

    6. Способность к эмпатии . Способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.

    В вводном из экспериментальных исследований выявлялась способность к эмпатии у толерантных и интолерантных студентов. В течение 20 минут студенты одного пола и возраста беседовали на разные темы друг с другом наедине. Каждый формировал свое представление о собеседнике. Оказалось, что интолерантные студенты оценивали своих партнеров по своему образу и подобию, т. е. те выглядели в их глазах интолерантными личностями. Толерантные студенты оказались более точными в своих суждениях и адекватно оценили как толерантных, так и интолерантных собеседников.

    7. Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой - важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.

    8. Авторитаризм . Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Когда американских студентов просили назвать людей, которых они считают великими, интолерантные назвали имена лидеров, имевших власть над другими (Наполеон, Бисмарк и др.), а толерантные в силу своих личностных особенностей назвали ученых, артистов (Чаплин, Эйнштейн и др.). Интолерантную личность устраивает жизнь в авторитарном обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

    Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

    Для закрепления теоретического материала можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения.

    Упражнение 1. "Черты толерантной личности"

    Цели: закрепить полученные знания школьников о чертах толерантной личности; дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности.

    Инструкция: сначала поставьте знак "+" напротив тех трех черт (они написаны на доске), которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены. Знак "-" - напротив трех черт, которые у вас наименее выражены, и знак "*" - напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.


    Затем ведущий работает с перечнем черт толерантной личности, написанным на доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил "*" первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в соответствующую колонку. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

    Участники получают возможность:

    Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупловым представлением.

    Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

    Упражнение 2. "Волшебная лавка"

    Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

    Процедура проведения. Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию. (Напомним, что с этими качествами группа работала в предыдущем упражнении: их перечень записан на доске.)

    Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько "вещей", которых у него нет. (Это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены как цифра "О" у него в опроснике, т. е. слабо выражены у данного участника.) Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

    Открытый урок по ОБЖ

    "Что такое толерантность?"

    Цели:

    · познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

    Задачи:

    · дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

    · развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

    · воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

    Целевая группа: обучающиеся 7 класса – 27 человек.

    Оборудование: бланки, доска карандаши, ящик, «свеча»(игрушка).

    Продолжительность занятия: 40 минут.

    Методы обучения: беседа, дискуссия, игры, упражнения на применение знаний на практике, проверка усвоения информации по данной теме.

    Формы обучения: работа в команде, в группах.

    Организация работы:

    1. Вводная часть.

    Приветствие, разминка(5 мин.);

    2. Основная часть.

    1. Сообщение темы (5 мин.);

    2. Вступительная беседа (20 мин.);

    3. Подведение итогов занятия (рефлексия).

    1. Работа в группах (10 мин).

    Ход классного часа

    Сообщение темы

    Сегодня наш разговор посвящён толерантности . 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

    Вступительная беседа

    Уч-ль . Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).

    Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.

    Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?

    Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.

    Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.

    1. проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
    2. легкое устанавливание контактов (общительность)
    3. мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
    4. радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
    5. устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
    6. стремление сделать другому добро (доброта)
    7. сострадание (милосердие)
    8. почтительное отношение (уважение)
    9. готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)

    Дети с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.

    Этимология термина «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero - «нести, держать», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero - «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это - наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость.

    Толерантность (от латинского "толеран" ) - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

    Признание - это способность видеть вдругом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

    Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

    Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

    Давайте рассмотрим ещё одну очень простую ситуацию. «Два друга поссорились разговаривая о своих домашних животных. Одному нравятся кошки, а другому собаки. После ссоры они друг с другом не разговаривают». Из-за чего?

    Уч-ся: не поняли друг друга, не захотели принять мнение собеседника.

    Уч-ль: Кто по вашему мнению прав?

    Уч-ся: Никто.

    Уч-ль: Как бы вы поступили на их месте?

    Уч-ся: Принять мнение друг друга и понять, что у всех людей разные вкусы.

    Уч-ль: Ребята все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Никто не хуже и не лучше, он просто другой - уникальная индивидуальность. Поэтому, мы должны ценить и любить друг друга такими, какие они есть, то есть быть толерантным по отношению друг к другу.

    Итак толерантность подразумевает, что мы должны принимать людей такими, какие они есть, дружиться и общаться с ними на основе взаимопонимания, сочувствия и согласия.

    Какими качествами должен обладать толерантный человек?

    Толерантный человек способен понять и простить людей, он с уважением относиться к чужим привычкам, чувствам, культуре, обычаям, традициям других людей. Сегодня начало нового учебного года. А скажите в чём может проявляться толерантность в учебное время по отношению со сверстниками. (учителями)? Какие школьные предметы по вашему мнению наиболее ярко учат быть толерантными? Почему?

    Посмотрите на определение толерантности:

    • Готовность мириться с чужим мнением;
    • Уважение человеческого достоинства;
    • Принятие другого таким какой он есть;
    • Способность поставить себя на место другого;
    • Уважение права быть другим;
    • Терпимость к чужим мнениям, поведению;
    • Отказ от причинения вреда и насилия.

    Давайте обсудим их. Какими нам предлагают быть эти правила?

    gastroguru © 2017