Педагогические технологии в доу по фгос таблицы. Современные образовательные технологии в дошкольном образовании в условиях внедрения фгос. Инновации как средство развития российских школ

Анна Кондратьева
Современные образовательные технологии в ДОУ

«Современные педагогические технологии в ДОУ » .

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Сам термин «технология » - от греческого это искусство, мастерство, умение, совокупность приёмов и способов получения, обработки и переработки сырья , материалов. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология » . Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв) .

Существует классификация педагогических технологий .

После введения ФГОС ДО в систему дошкольного образования образовательного процесса ; решать образовательные образовательной деятельности образования ; строить образовательные

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий . Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат» , поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий , позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования , адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Освоение педагогами новых - залог успешного развития личности ребенка.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости , притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает.

Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе спектра инновационных образовательных технологий . В своей профессиональной деятельности педагоги нашего доу используют следующие технологии :

1. Технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;

2. Игровые технологии в ДОУ :

3. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой) ;

4. Технология ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг, направленная на развитие творческих способностей;

5. Информационно-коммуникативные технологии ;

6. Здоровьесберегающие технологии (Н. Н. Ефименко) с целью укрепления здоровья детей;

7. При взаимодействии с детьми используются личностно – ориентированный подход (И. С. Якиманская) .

8. Технология проблемного обучения (Дж. Дьюи)

9. Технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина)

Педагоги нашего ДОУ, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения . Сегодня мы остановимся на некоторых из них.

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ »

Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья

В нашем ДОУ разработан комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни .

Федеральные государственные требования определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей . Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ .

Под здоровьесберегающими технологиями понимается совокупность педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.

В нашем детском саду педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии :

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая

- Технологии обучения здоровому образу жизни : Физкультурные занятия ритмика, биологическая обратная связь (БОС) .проблемно-игровые, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье» , точечный самомассаж,

Коррекционные технологии : технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.

Задачи каждой из этих групп связаны с общими задачами здоровьесьерегающего образования в нашем детском саду.

Важное место в использовании технологий сохранения и стимулирования здоровья в нашем ДОУ отводится обучению дошкольников правильному дыханию.

В нашем учреждении специалистами и педагогами внедрены в систему физкультурно-оздоровительной работы методики, позволяющие обучать детей правильному носовому дыханию : парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой, звуковое дыхание М. Л. Лазарева, дыхательный тренинг по методу биологической обратной связи А . А. Сметанкина.

Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательных упражнений, также обеспечивают интеграцию в развитии дошкольников. Важность использования нетрадиционного материала : снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т. к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением . При использовании атрибутики дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Разработанные педагогами учреждения комплексы дыхательной гимнастики включаются во все виды деятельности детей в режиме дня.

Большое внимание уделяется стопотерапии-профилактике плоскостопия и сохранении осанки. Использование различного нетрадиционного оборудования позволяет прививать интерес к выполнению данных упражнений. Для достижения положительного результата упражнения включаются во все режимные моменты. Использование дорожек здоровья,массажных ковриков,собирательных тренажеров и многого другого повышают эффективность таких упражнений.

В связи с ростом гиподинамии среди детей актуальным стал вопрос включения в оздоровительную работу методики игрового стретчинга.

Применяемая методика игрового стретчинга (или, по-другому, стрейчинга) направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции, на развитие и высвобождение творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Движение – жизнь

Пора компьютеров настала,

Активно жить труднее стало.

И дети, словно старики

Несут до школы рюкзаки.

Движение – жизнь и красота,

Здоровый дух и цель ясна :

Беги от лени и болезней,

Спорт для здоровья – всех полезней.

Как научить, здоровым быть

И физкультуру полюбить?

А просто сделай что - то сам

И подари всё малышам.

В глазках блеск и звонкий смех –

Сколько радостей для всех.

Прыгать, бегать, в цель бросать –

Каждый хочет ловким стать.

Приходит вывод без сомнения :

«Здоровье – жизнь,

А жизнь – движение!».

"Использование игровых педагогических технологий в работе воспитателя детского сада. "

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии , формирующие активную роль обучаемого.

Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность - основу познавательной активности; способность самостоятельно решать творческие (умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности : творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития; коммуникативность - способность общаться со взрослыми и сверстниками; способность к рефлексии - как одно из главных личностных качеств; понимание и осознание себя (действий, поведения речи, чувств, состояний, способностей) .

После введения Ф ГТ в систему дошкольного образования воспитатель должен заниматься развитием ребенка, основываясь на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса ; решать образовательные задачи не только в рамках непосредственно образовательной деятельности , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования ; строить образовательные процессы на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного решения проблемы, развития личности ребенка.

Целью игровых технологий является решение ряда задач : дидактических, развивающих, воспитывающих, социализирующих.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии Б . П. Никитина, В. В. Воскобовича, Кьюзенера, Дьенеша.

Технология развивающих игр Б . П. Никитина.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. В своих книгах он предлагает развивающие игры с кубиками, кирпичиками, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка» , и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме : в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертежа и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Достаточно ли игр и игрушек у нас в группе? Вполне : мягкие, пластмассовые, с атрибуты сюжетно-ролевых игр; различные конструкторы, пирамидки, застежки и шнуровки; игры дидактические и игры развивающие, игры, игры, игры. Много и разные, все они направлены только на то, чтобы маленький человечек рос и развивался.

Так что, все в порядке : каждый ребенок находит для себя достойное его занятие. Но многообразие игр не исключает того, что каждая игрушка и игра выполняет ограниченное число функций (чаще всего 2 – 3) .

Но есть одна игра, о которой следует сказать подробнее и именно из-за ее универсальности и простоты одновременно – это комплекс, содержащий набор геометрических фигур, каждая из которых может быть охарактеризована четырьмя свойствами : цветом, формой, размером и толщиной – причем в полном комплекте все эти четыре признака полностью описывают конкретную фигуру. Тонкий, большой, красный круг – лишь один, другого такого нет.

Это логические блоки Дьенеша.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Я использую их в своей работе уже лет 7, выпустила группу детей в обучении которых использовала логические блоки и их эталоны.

Что такое блоки Дьенеша?

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур :

а)четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;

б)трех цветов (красные, синие и желтые фигуры) ;

в)двух размеров (большие и маленькие фигуры) ;

г)двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры) .

Самое интересное, что в наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками : формой, цветом, размером, толщиной.

Что развивают блоки Дьенеша?

Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение . Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму) .

С какого возраста можно играть с блоками?

Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до 10 лет. На практике можно давать блоки детям от 2 х. лет. Используя альбом для самых маленьких.

Для начала, я знакомлю детей с блоками. Выкладываю перед ними набор и даю детям поиграть с деталями : потрогать, перебрать, подержать в руках.

1. Найди все фигуры такого же цвета (не такого же цвета, как эта (покажите, например жёлтую фигуру) . Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.) .

2. Дай мишке все синие фигуры, зайчику- жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

3. Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?

4. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

5. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые) . Также можно все фигурки охарактеризовать по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

6. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине) .

7. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

8. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету : красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине) .

9. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.) . Также можно выкладывать фигуры так, чтобы каждая отличалась друг от друга цветом, формой, размером

10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. Или выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета) .

Я привела только минимум игр с этими блоками, на самом деле игр очень большое количество. Блоки использую как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми.

В. Воскобович и его «Сказочные лабиринты» .

Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Во время перестройки разыскивая по магазинам какие нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой - то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.

Его игры учат моделировать, соотносить целое с его частью, развивают мышление, память, внимание, творческую жилку. Вячеслав Вадимович не просто внес вклад в альтернативную педагогику, а создал новую эпоху развивающих игр. Сейчас создано большое количество детских учреждений, которые работают по его технологии .

Что отличает игры Воскобовича от всех остальных?

Развивающие игры Воскобовича имеют ряд особенностей :

1. Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3, и 7 лет, и школьники, т. к. к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

2. Многофункциональность игр.

Можно решать большое количество образовательных задач Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы, запоминает цвет и форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику, совершенствует речь, внимание, память, воображение .

3. Вариативность игровых заданий и упражнений.

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи .

4. Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям и взрослым.

Технология решает следующие задачи :

Развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

Развитие воображения , креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал .

Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений.

Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы :

Игры, направленные на логико-математическое развитие.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями - манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

Игры с буквами, звуками, слогами и словами.

В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством.

Универсальные игровые обучающие средства. Они могут быть материалом для игр и дидактическими пособиями. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют удовольствие детям.

Для организации игр можно использовать сказки-методики Фиолетового леса или адаптировать известные сказки. Задания ставит не взрослый, а сказочный персонаж. Сюжет может включать одну игру или комбинировать несколько знакомых игр. Игры Воскобовича можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности, а также интегрировать с другими видами деятельности. Обучающая задача ставится в игровой форме. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий.

В развивающих играх (в этом и заключается их главная особенность) удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Развивающие технологии использую в своей работе давно, выпустила группу детей, в обучении которых использовала логические блоки и их эталоны, развивающие игры Б. П. Никитина, В. В. Воскобовича. Развивающие игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

"Музыкотерапия в детском саду. "

Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными формами формами нарушений психоэмоциональной сферы. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми, сверстниками, а ведь именно общение обогощает чувственную сферу.

Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что общение с музыкой детям также очень необходимо.

Музыкотерапия-одно из самых перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности, дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка, снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса.

В нашем детском саду мы слушаем музыку в течении всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушивается дозировано в зависимости времени суток, вида деятельности, настроения.

Утром включаем солнечную, мажорную классическую музыку., добрые песни с хорошим текстом.

Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон- спокойную мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы, шум моря.

Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.

Пробуждению помогает тихая нежная легкая радостная музыка.

Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характер музыки) и пассивную (прослушивание успокаивающей мелодии или как фон музыкальный)

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную боль, восстанавливает спокойное дыхание, способствует оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения.

Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?

В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа нижесреднего. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика : Шопен "Мазурка", Штраус "Вальсы", Рубинштейн "Мелодии".

Как уменьшить нервное возбуждение?

Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Бах "Контата 2", Бетховен "Лунная соната" и др.

Хотите спокойствия?

Расслабляющим дествием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы.

Классика : произведения Вивальди, Шуберт "Аве Мария", Брамс "Колыбельная".

Для уменьшения агрессивности и непослушания.

Классика : Бах "Итальянский концерт", Моцарт "Симфония №40", Гайдн "Прощальная симфония"

На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся направляют все свои усилия на внедрение в работу различных инновационных технологий. С чем это связано, узнаем из данной статьи.

В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ?

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей. В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и полностью соответствующие принятой модели. Современные в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.

Какие инновационные технологи применяются в ДОУ?

На сегодняшний день образовательных технологий, применяемых в детских садах нашей огромной родины, насчитывается более сотни. Среди них пристальное внимание следует уделить:

  • здоровьесберегающим технологиям;
  • технологиям, относящимся к проектной деятельности;
  • технологиям, используемым в проектной деятельности;
  • информационно-коммуникационным технологиям;
  • технологиям, ориентированным на каждую отдельную личность (личностно-ориентированные);
  • так называемым игровым технологиям.

Каким требованиям должны соответствовать педагогические технологии?

Специалисты утверждают, что инновационные технологии в ДОУ внедрять не только можно, но и нужно. Однако следует учитывать, что к педагогическим технологиям, применяемым в образовательном процессе детей дошкольного возраста, предъявляется несколько строгих требований. К ним относятся:

  1. Концептуальность, предполагающая, что воспитательный процесс должен основываться на определенной научной концепции.
  2. Системность - требование, предусматривающее, что технологиям необходимо обладать всеми признаками, характерными для системы. То есть они должны быть целостными, логичными, а составляющие их элементы - взаимосвязанными.
  3. Управляемость - требование, под которым подразумевается, что педагогическому коллективу должна быть обеспечена возможность ставить перед собой определенные цели, планировать процесс обучения, по ходу работы корректировать те или иные моменты.
  4. Воспроизводимость - требование, в соответствии с которым технология должна быть одинаково эффективна вне зависимости от личности педагога, применяющего ее на практике.

Современные в обязательном порядке должны соответствовать всем вышеперечисленным пунктам.

Что можно сказать о здоровьесберегающих технологиях?

Основная цель педагогов, применяющих в процессе обучения малышей здоровьесберегающие технологии, заключается в формировании у ребенка необходимых навыков по поддержанию своего здоровья, а также знаний, касающихся ведения здорового образа жизни. Решение о внедрении технологии зависит от нескольких факторов, наиболее важные из которых являются следующие:

  • профиль дошкольного учреждения;
  • время, на протяжении которого дети находятся в детском саду;
  • программа, которой руководствуются педагоги в своей деятельности;
  • правила и нормы, действующие в дошкольном учреждении;
  • профессионализм педагогов;
  • показатели общего состояния здоровья детей, посещающих детский сад.

Передовые инновационные технологии в ДОУ внедряются повсеместно, и эта тенденция продолжает набирать обороты.

Несколько слов о технологиях проектной деятельности

В детских садах осуществляется педагогами совместно с их воспитанниками. Использование инновационных технологий в ДОУ в целом, и работа над различными проектами, в частности, приводят к тому, что ребенок получает знания, которые прочно закрепляются в его подсознании.

Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:

  1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
  2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
  3. «Повествовательные», посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.
  4. «Конструктивные», направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы: построить скворечник, посадить цветок и др.

Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

В чем заключается технология исследовательской деятельности?

Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает, кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления. Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как: постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

Инновационные в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение». Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

Применение информационных и коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях

Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ. Нынче такими передовыми технологиями, как компьютер, планшет или не удивить ни одного дошколенка. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Преимущества использования информационных технологий в воспитательном процессе очевидны. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Анимационные компьютерные картинки заставляют малыша буквально примкнуть к монитору и внимательно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

Роль личностно-ориентированных и игровых технологий в ДОУ

Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях. В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

Современные образовательные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

Логикой процесса,

Взаимосвязью его частей,

Целостностью.

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУосуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

Информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

игровая технология

технология «ТРИЗ» и др.

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях - информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

От программы, по которой работают педагоги,

Конкретных условий ДОУ,

Профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.


Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В век мощного развития технологий различных направлений человек просто обязан обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению новых знаний, коммуникация, умение планировать, принимать решения и многое другое. Как достичь поставленных временем задач? Необходимо пересмотреть подход к процессу образования подрастающего поколения. В частности, поэтапно внедрять в педагогический процесс образовательные технологии.

Для чего нужны инновационные педагогические технологии?

К сожалению, традиционное образование не может обеспечить развитие будущего поколения в соответствии с новыми требованиями общества. Система обучения в нашей стране нуждается в кардинальных изменениях. Инновационные образовательные технологии помогут справиться с целым спектром педагогических проблем.

Традиционная система обучения предполагает пассивное усвоение уже имеющихся знаний. Единственным источником передачи информации является учитель. Педагог считается неоспоримым руководителем педагогического процесса во время урока. Таким образом, достаточно сложно развить способность детей самостоятельно мыслить.

Современные требования к будущему поколению подразумевают кардинально противоположный подход к ученику. На сегодняшний день у большинства детей школьного возраста имеется доступ к интернету как средству поиска и получения любой информации. Поэтому новые образовательные технологии меняют роль учителя в процессе передачи знаний. Педагог должен лишь незаметно направлять и помогать ученикам «добывать» самостоятельно знания, ставя определенные условия, задачи и критерии поиска.

Именно поэтому были введены образовательные технологии по ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт). Они способны выполнить социальный заказ, поставленный обществом.

Что такое педагогические технологии?

Для того чтобы разобраться в педагогических инновациях, необходимо понять сущность термина «образовательные технологии». Обозначает данное понятие всесторонне направленный комплекс педагогических приемов, способов и методов ведения образовательной деятельности учителем для достижения поставленных целей.

На сегодняшний день существуют тысячи различных педагогических технологий, одни из которых уже эффективно применяются в образовательной практике, другие испытываются в экспериментальных учебных учреждениях. Регулярно регистрируются авторские новые образовательные технологии.

Педагогические технологии ФГОС

С целью глобального изменения всей системы были введены образовательные технологии по ФГОС. Сущность обозначенных в документе педагогических инноваций состоит не столько в самом процессе усвоения знаний, сколько в оценке полученного результата. Они направлены на развитие самостоятельного мышления и получения наглядного результата мыслительной деятельности. Выделяют следующие педагогические технологии, которые непосредственно внедрены в образовательный процесс как дошкольных, так и школьных учебных учреждений:

  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • метод проектов;
  • игра как способ познания;
  • исследовательская деятельность;
  • творческая деятельность в коллективе;
  • применение информационных технологий;
  • интеграционное обучение;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • система модульного образования.

Развивающее обучение

Основоположником развивающего обучения считают психолога Л. С. Выготского. Школы, в которых практикуют использование современных образовательных технологий развивающего направления, появились еще в 50-х годах. Их основателями стали Л. В. Занков и Д. Б. Эльконин. Принцип развивающего обучения состоит в том, чтобы, выбирая материал для урока, ориентироваться на так называемую зону ближайшего развития. Выготский поделил знания детей на 3 уровня:

  1. Информация, которую дети знают.
  2. Информация, которую не знают.
  3. Зона ближайшего развития - промежуточный участок между первым и вторым уровнями. На данном этапе учащиеся обладают достаточным количеством необходимых знаний для того, чтобы получить новые. В такой ситуации ребенку необходимо преодолеть поставленные трудности, опираясь на имеющиеся умения, чтобы самостоятельно познать неизведанное. Таким образом, развивающие образовательные технологии в ДОУ делают ребенка активным субъектом педагогической деятельности: ученик осознает необходимость знаний и получает наглядный результат своей деятельности.

Проблемное обучение

Возникшая проблемная ситуация побуждает человека к мыслительному процессу для поиска решения поставленной задачи. С опорой на данный факт была разработана такая педагогическая инновация, как проблемное обучение. Применение образовательных технологий такого типа подразумевает наличие проблемной ситуации, вопроса. Ученик, пытаясь ответить на поставленное задание, использует различные мыслительные процессы, занимается самостоятельным поиском информации, подбирает неординарные решения, использует исследовательскую деятельность и многое другое. Так, проблемное образование включает целый комплекс различных методов, которые применяются для решения поставленной задачи.

Проектный метод

Как было указано выше, задача современного образования - не просто дать знания ученикам, а научить детей применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Современные образовательные технологии в первую очередь стремятся реализовать именно такие педагогические цели.

Метод проектов - это целая упорядоченная система, которая предусматривает несколько этапов работы над определенным вопросом. Сущность технологии заключается в создании готового наглядного продукта - это обязательное правило такого метода. Ученик участвует в разработке плана действий, его воплощении и контроле выполнения. Но самое главное, ребенок видит конкретный результат своей деятельности, подтверждающий правильность выбранного решения и реализации идеи на практике. Образовательные технологии такого типа помогают ученикам проследить связь между теоретическими знаниями и практической деятельностью. В результате этого приходит осознание необходимости обучения для жизни в обществе.

Этапы метода проекта:

  1. Четкое формулирование поставленной задачи. Также важно, чтобы проблема была социально значимой.
  2. Важным этапом является планирование, когда обсуждаются методы решения задачи и обозначается конкретный желаемый результат деятельности.
  3. Следующим этапом является исследовательская деятельность, когда участники проекта находят требуемую информацию, осмысливают ее, систематизируют.
  4. Практический этап предполагает внедрение полученных теоретических знаний в практической деятельности в результате создания конечного продукта.
  5. Презентация результата.

Важным условием проведения технологии является разработка на каждом этапе какого-либо наглядного результата. Так, при планировании можно оформить план действий на бумаге или в электронном виде. Получив теоретическую информацию, необходимо ее систематизировать, например, оформлением творческих папок.

Такие образовательные технологии в ДОУ классифицируют по видам деятельности:

  • исследовательские (например, социальный вопрос или лабораторные эксперименты по выбранной теме);
  • практические (разработка уголка природы в классе, создание образовательных пособий);
  • творческие (постановка мюзикла, организация спортивных соревнований или художественной выставки);
  • ролевые (импровизация судебного заседания, театрализованное воспроизведение исторических событий).

Кроме того, проекты могут быть проведены как на уровне класса, школы, так и организованы в рамках межшкольных, региональных и международных соревнований и выставок. Может различаться метод и по длительности проведения: от урочного часа до годовых крупных проектов.

Такие образовательные технологии в школе применяются все чаще, поскольку они способствуют познавательной деятельности и повышению мотивации учащихся.

Презентация результатов метода проектов

Отдельно следует рассмотреть вопрос о презентации готовых проектов. Это самый важный этап всей проектной деятельности участников. Презентация имеет наибольшее значение с точки зрения учебно-воспитательного процесса: ученики пытаются нести ответственность за результат своей деятельности, аргументировать свои мысли, отстаивать позицию, анализировать и принимать ошибки. Также немаловажную роль играет общение ребенка в коллективе, умение идти на компромисс.

Видов презентации проектов множество:


Ограничений в выборе формы презентации готового проекта нет - необходима фантазия, креативность и неординарность мышления для создания нового продукта как результата работы над проектом.

Обучение в игровой форме

Игра с самого рождения малыша является неотъемлемой частью его полноценного всестороннего развития. Но часто в учебных учреждениях забывают о важной роли игровой деятельности, тем самым нарушая естественное развитие ребенка. Как следствие, исчезает мотивация ученика к познанию, а иногда происходит и полноценное отторжение процесса образования. Особенно остро стоит вопрос о применении игровой технологии в образовательном процессе дошкольников и учеников начальных классов. Игровая деятельность способствует не только лучшему усвоению материала, но и мотивирует учеников к дальнейшим познавательным действиям. Не учитывая психолого-возрастных особенностей развития детей в рамках учебного времени, педагог не только способствует снижению интереса своих подопечных к обучению, но и нарушает стремление к мышлению и познанию, заложенных природой.

В современной педагогике существуют интересные разработки игровых технологий, в частности, стоит обратить внимание на работы А. Б. Плешаковой, О. А. Степановой и А. В. Финогенова.

На сегодняшний день представлен широкий выбор развивающих и дидактических игр. Существуют они как в натуральном виде, так и в электронном. Учителю несложно подобрать занимательные задания для малышей, используя современные технологии. Детям легко запоминаются игры, в которых вопросы и задания ставят любимые мультипликационные герои, ответы ребенка отмечаются музыкальным сопровождением, а результат наглядно выделен и аргументирован. Так, с помощью интерактивных игр дошкольники изучают цвета, цифры, и буквы, а школьники могут подобрать подходящее игровое задание буквально к каждому разделу образовательной программы. Кроме этого, такие современные образовательные технологии отличаются высокой эффективностью.

Метод исследования

Инновационные образовательные технологии, основанные на проведении исследований, напоминают метод проектов: имеется четкая поэтапная последовательность и самостоятельная деятельность участников работы под руководством наставника. Важной задачей учителя является заинтересовать учеников темой и заданием. Для этого следует подбирать актуальные для подрастающего поколения вопросы.

Особенностью проведения исследования является тот факт, что получить информацию по заданному вопросу необходимо из различных источников: книг, опросов, интернета, экспериментов и тому подобных. После получения материалов обязательно следует их зафиксировать в свободной форме. После чего вся информация систематизируется, анализируется, обобщается и получается единственный готовый результат в виде решения поставленной задачи. Таким образом ученики активизируют разные виды мыслительной деятельности, обучаются всесторонним умениям и навыкам.

Информационные технологии

Современные информационные образовательные технологии занимают отдельное место в образовательном процессе. Сегодня мало кого удивишь двухлетним малышом, смело использующим смартфон, планшет или ноутбук. Как же тогда можно обходиться без современных гаджетов в образовательном процессе? Обучение наших детей просто невозможно без внедрения информационных технологий. К сожалению, в большинстве учебных заведений финансирования не хватает даже на учебники, поэтому об обучении с помощью компьютеров и электронных гаджетов задумываются лишь в отдаленной перспективе. Следует отметить, что в европейских странах и Америке такие образовательные технологии в обучении используются в школах уже продолжительный период времени. Это принесло немало положительных результатов.

Современные информационные технологии позволят перейти образовательному процессу на совершенно новый уровень. С помощью данной педагогической инновации открываются невероятные до этого момента возможности получения знаний, например, ученики могут увидеть отдаленные уголки природы или послушать звуки редких животных, путешествовать по историческим событиям, наблюдать в видеоформате процесс работы машиностроительного завода или любоваться редкими культурными ценностями. И все это - не выходя из-за школьной парты! Такое увлекательное наглядное обучение не оставит равнодушным детей и принесет высокие показатели достижения поставленных педагогических целей. Кроме того, с помощью современных технологий намного практичнее контролировать знания и умения учеников, оценивать достижения.

Но даже при наличии необходимого электронного оснащения, немаловажным остается вопрос о подготовке учителя к проведению такого рода уроков. Использование образовательных технологий предполагает, что педагог полностью владеет необходимыми гаджетами и программами. Кроме того, сама структура урока кардинально отличается от традиционной и изменяется каждое занятие. Так, например, использовать современные гаджеты можно для проведения игрового задания, подачи нового материала, исследовательской работы, при проведении контроля знаний и так далее.

Дистанционное обучение

С появлением интернета дистанционно-образовательные технологии обрели совершенно новые формы. Отметим, что такой вид получения знаний имеет длинную историю. Еще в конце XVIII века, когда образовалась почтовая связь, было известно обучение в такой форме. Первым в мире учебным заведением такого типа образования является Открытый университет Великобритании, который был основан в 1969 году. В России в качестве экспериментального метода дистанционное обучение было введено в 1997 году.

Сегодня дистанционно-образовательные технологии стремительно расширяются и модернизируются за счет ряда преимуществ:

  • дистанционное обучение снижает затраты на образование как ученика, так и государства в целом;
  • житель любого уголка планеты может учиться в выбранном учебном заведении без необходимости затрат на проживание и переезд;
  • данный вид обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности ученика, темп усвоения им знаний;
  • комфортные условия обучения на дому позволяют максимально настроиться на получение знаний;
  • существует возможность подбора индивидуального расписания и времени обучения.

Но можно отметить и недостатки:

  • возможны технические сбои и поломки;
  • ограниченный доступ к общению с преподавателем;
  • не выдается диплом государственного образца.

Кроме того, ученик лишен возможности общения в коллективе и других простых студенческих радостей. Стоит учесть также тот факт, что в нашей стране дистанционное образование развито недостаточно. Такую форму обучения чаще всего применяют либо для детей, которые не могут посещать учебное учреждение или переведены на экстернат, либо используют для прохождения повышения квалификации, переподготовки специалистов, а также изучения курсов иностранного языка на платной основе.

Как же применять такие образовательные технологии на уроках? Технологии обучения на расстоянии реализовываются следующими способами:

  1. Широко применяют систему массовых онлайн-курсов (МООКС) без ограничения по количеству слушателей.
  2. Занятия в чате, «Скайпе». Возможно проведение коллективных и индивидуальных уроков посредством онлайн-видеосвязи преподавателя и учеников.
  3. Занятия с помощью электронной почты. В таком случае преподаватель высылает ученику материал урока и задания к нему, которые необходимо выполнить и отослать на проверку в указанные сроки.

Классифицировать типы дистанционного обучения можно таким образом:

  • бесплатные, платные, премиум;
  • с ограничением по количеству участников и без ограничения;
  • без педагогического сопровождения и с помощью преподавателя;
  • доступные в определенное время и со свободным доступом.

Даже при наличии существенных недостатков дистанционное обучение является прогрессивной педагогической технологией. Все большее количество учебных учреждений предлагает абитуриентам такую форму обучения.

Выбирая образовательные технологии для внедрения в процесс обучения, педагогическим работникам необходимо уметь профессионально их применять на практике. Для этого следует регулярно проходить курсы переподготовки, следить за новинками современных информационных технологий и учиться быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современной жизни.

Педагогические технологии в ДОУ - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом человеческих и технических ресурсов и их взаимодействия. Задача метода - оптимизация форм образования.

Другими словами, технология содержит алгоритм решения поставленных задач. Это зафиксированные методичные действия, которые гарантируют получение заданного результата. В основе использования технологии положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

Современные педагогические технологии в ДОУ направлены на реализацию задач Федерального государственного образовательного стандарта.

Проблема недостаточности применения технологий в ДОУ по ФГОС на практике

В настоящее время существует проблема недостаточности применения педагогических технологий на практике в ДОУ. Причин недостаточной эффективности новаций за последние годы несколько, и одна из них - низкая инновационная квалификация педагога.

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Проблема заключается в неумении педагога отобрать нужную литературу и технологию, вести эксперимент, диагностировать изменения. Одни преподаватели не готовы к инновациям психологически, другие - методически, третьи - технологически. В последние годы педагоги, стараясь повернуться лицом к воспитанникам, внедряют гуманно-личностное, личностно-ориентированное обучение. Однако главная беда состоит в том, что сам процесс познания теряет свою привлекательность. Число дошкольников, не желающих идти в школу, увеличивается. Снижается мотивация к обучению, дети перестают задавать вопросы, нет признаков интереса, любопытства, удивления. Теряется связь со школьными технологиями, где еще господствует авторитарная система.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В настоящее время использование в ДОУ современных образовательных технологий по ФГОС можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образовательного процесса, снижения нагрузки на воспитанников, а также - более эффективного расходования времени.

Основные критерии педагогических технологий в ДОУ

Основными требованиями к педагогическим технологиям в дошкольном учреждении можно отнести:

  1. концептуальность;
  2. системность;
  3. управляемость;
  4. эффективность;
  5. воспроизводимость.

Требование концептуальности означает, что педагогическая технология в ДОУ должна опираться на конкретную научную концепцию, которая содержит обоснования достижения целей образования: философское, дидактическое, психологическое, социально-педагогическое.

Требование системности предполагает, что педагогическая технология в ДОУ должна обладать всеми признаками системы, то есть логичностью процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Критерий управляемости означает возможность проектирования учебного процесса, диагностического целеполагания и планирования, последовательной диагностики, видоизменение методов и средств с целью коррекции результатов.

Требование эффективности означает, что современные педагогические технологии в ДОУ должны быть приемлемыми по затратам, эффективными по итогам. Должны быть гарантией достижения определенного стандарта обучения.

Критерий воспроизводимости предполагает возможность применения образовательной технологии в ДОУ по ФГОС в других образовательных учреждениях. И не только применения, а еще повторения и воспроизведения. Технология должна приносить эффект в руках любого педагога, вне зависимости от его стажа работы, возраста, пола и других особенностей.

Структура образовательной технологии по ФГОС в ДОУ

Структура образовательной технологии базируется на трех частях:

  • концептуальной части или научной базы технологии;
  • содержательной части (общие цели, конкретные цели, содержание учебного материала);
  • процессуальной части, то есть совокупности форм и методов образовательной деятельности воспитанников, форм и методов работы педагога, диагностики процесса обучения, деятельности преподавателя по управлению процессом понимания материала.

На сегодняшний день насчитывается более сотни различных образовательных технологий. Они разделяются по предметам, методам подхода к ребенку, по организационным формам, концепции усвоения, бывают авторскими и т.д. Педагоги в ДОУ традиционно используют комплекс образовательных и педагогических технологий. Представим некоторые из них более подробно.

Классификация современных образовательных и педагогических технологий по ФГОС в ДОУ

Технология проблемного обучения в детском саду

Существуют четыре уровня проблемного обучения в детском саду в зависиммости от того, кто - педагог или ребенок - и как ставит задачу и решает ее. По итогу использования данной технологии в ДОУ воспитывается способность детей к самостоятельному анализу проблемной ситуации, самостоятельному поиску правильного ответа.

Игровые технологии в ДОУ по ФГОС

Игровые технологии выходят на первый план, поскольку именно игровая деятельность доминирует у детей от двух до шести лет. Методика направлена на развитие памяти, воображения, внимания. Игровые технологии развивают у дошкольников любознательность, развивают коммуникабельность и творческое мышление, стимулируют способность к рефлексии. Побуждают воспитанников к самостоятельному решению проблем, что в дальнейшем помогает им достигать успеха в той или иной сфере.

В игровую технологию в ДОУ по ФГОС последовательно включаются:

  • игры и упражнения, благодаря которым дети учатся выделять основные и характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по конкретным признакам;
  • группы игр, направленные на развитие у дошкольников умения отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающие в детях быстроту реакции, умение владеть собой, смекалку, фонематических слух и т.д.

Технология “ТРИЗ”

Технология “ТРИЗ” (теория решения изобретательских задач) относится к нетрадиционным формам работы, которые ставят дошкольника в позицию думающего человека. Целью использования в ДОУ данной технологии является развитие таких качеств мышления у детей, как подвижность, гибкость, диалектичность, системность, это с одной стороны. С другой стороны, формируется речь, творческое воображение, стремление к новизне. Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте - привить ребенку радость творческих открытий.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии являются основополагающими среди всех технологии в ДОУ по ФГОС. Они базируются на принципах внедрения культуры здорового образа жизни и валеологической культуры в жизнь дошкольников.

Реализуются здоровьесберегающие технологии в детском саду через комплекс медицинских, педагогических, психологических мероприятий, объединенных единой целью - укрепить и сохранить здоровье воспитанников.

Все здоровьесберегающие технологии классифицируют на несколько групп:

  • профилактические, отвечающие за сохранение детского здоровья и за его приумножение;
  • физкультурно-оздоровительные, основу которых составляют инструменты закаливания, дыхательной гимнастики, физических упражнений;
  • образовательно-воспитательные, отвечающие за приобщение дошкольников к культуре здоровья;
  • социально-психологического благополучия детей (положительное общение дошколят со сверстниками и взрослыми);
  • сохранения учительского здоровья, ориентированные на стимулирование здоровья воспитателей через подвижные игры, гимнастику, релаксацию и т.д.;
  • ЗОЖ, направленные на использование коммуникативных игр, занятий физкультурой, проблемно-игровых и коррекционных методов для приобщения воспитанников к ЗОЖ;
  • динамичная сенсорно-развивающая среда.

Технология исследовательской деятельности в ДОУ по ФГОС

Практика исследовательской деятельности в детском саду имеет под собой главную цель - развитие у воспитанников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Важно отметить, что применение проектных технологий в ДОУ по ФГОС невозможно без использования ТРИЗ-технологий. При организации работы над творческим проектом перед воспитанниками ставится проблемная задача, которую необходимо решить, то есть провести исследование или эксперимент.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы;
  • наблюдения;
  • постановка и решение проблемных вопросов;
  • опыты, моделирование;
  • фиксация результатов деятельности: опытов, наблюдений, труда, экспериментов:
  • применение художественного слова;
  • подражание звукам и голосам окружающей природы;
  • “погружение” в запахи, звуки, краски, природные образы;
  • трудовые поручения и действия;
  • творчески развивающие, игровые обучающие ситуации, дидактические игры.

Таблица современных педагогических технологий в ДОУ по ФГОС

Скачать таблицу педагогических технологий в ДОУ по ФГОС
Скачать бесплатно в.docx

Современное общество нуждается в людях совершенно нового типа. XXI век мощного развития различных технологий, в том числе информационных, диктует новые условия. Человек в наше время просто обязан обладать такими качествами характера, как гибкость мышления, способность к быстрому усвоению информации, коммуникабельность, умение принимать решения, планировать и т.д. Поэтому так важно пересмотреть подход, касающийся процесса образования нового, подрастающего поколения. Образовательные технологии по ФГОС необходимо внедрять в педагогический процесс ДОУ поэтапно.

Традиционное образование, к сожалению, не способно обеспечить развитие будущего поколения. Воспитанники, обучаясь по традиционной системе обучения, пассивно усваивают знания. Педагог здесь выступает в роли единственного источника передачи информации. Именно он - неоспоримый руководитель педагогического процесса во время занятия. Дети в этом случае затрудняются мыслить самостоятельно, а педагогу приходится нелегко в желании развить у воспитанников способность к самостоятельному мышлению.

Инновационные образовательные технологии по ФГОС помогут справиться с данным диапазоном педагогических проблем в ДОУ, развивая у дошкольников тягу к самостоятельным открытиям, задатки анализа, умение ставить перед собой задачи, принимать решения и нести за них ответственность.

gastroguru © 2017